Второе послание Климента епископа римского к коринфянам. Глава 1 1 Братья! Об Иесуа Христе вы должны помышлять, как о Боге и судьбе живых и мертвых, 2 так как и о своем спасении мы не должны думать мало; ибо если мы мало думаем о Нем, то и получить надеемся мало. 3 И если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иесуа Христос благоволил претерпеть за нас. 4 Какое же дадим Ему вознаграждение или какой плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? 5 Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как отец детей; Он спас нас погибающих. 6 Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что получили мы, – мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревьям, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, – мы, коих вся жизнь была ни что иное, как смерть? 7 Окруженные тьмою, и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели, и отогнали облегавший нас туман. 8 Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. 9 Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию. Глава 2 1 “Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа”. 2 Слова: “возвеселись, неплодная, не рождающая” относятся к нам: ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. 3 А слова: “громко взывай не мучавшаяся родами” означают то, чтобы мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. 4 Слова же: “потому что много детей у оставленной, – более, нежели у той, которая имеет мужа” – потому, что народ наш, повидимому, был оставлен Богом; 5 а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога. 6 И другое Писание говорит: “не пришел Я призвать праведных, но грешных”. 7 Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. 8 Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибающих. Глава 3 1 Если же Он сделал нам такую милость, и во-первых тем, что мы живые не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, 2 то в чем ведение в отношении к Нему, как не в том, чтобы не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? 3 Он и Сам говорит: “того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим”. 4 Такова награда нам за исповедание Того, чрез кого спасены. 5 Но чем исповедаем Его? – Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию. 6 У Исайи говорит Он: “народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня”. Глава 4 1 Итак, не будем только называть Его Господом: “не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасается, но делающие правду”. 2 Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовию, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; 3 мы должны сострадать друг другу, и не быть сребролюбивыми. 4 Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. 5 Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: “если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, 6 и скажу вам: идите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды”. Глава 5 1 Поэтому, братья, оставивши жительство мира сего, будем исполнять волю Призвавшего нас, и не убоимся выйти из мира сего. 2 Ибо Господь говорит: “будете как агнцы посреди волков”. 3 Петр же в ответ на это говорит: “а если волки растерзают агнцев?” 4 Иесуа сказал Петру: “агнцы не должны бояться волков после смерти своей: и вы не бойтесь убивающих вас, и не могущих ничего сделать, 5 но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, ввергнуть в геенну огненную”. 6 И знайте, братья, что странствование плоти нашей в мире сем мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, 7 именно: покой будущего царства и вечной жизни. 8 Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнию благочестивою и праведною, мирское почитая чуждыми для себя и не желая его? 9 Ибо, если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути правого. Глава 6 1 Господь говорит: “никакой раб не может служить двум господам”. 2 Если мы хотим служить и Богу и мамоне, то это для нас безполезно. “Ибо что за польза, если бы кто целый мир приобрел, душе же своей повредил”? 3 Этот же век и будущий – два врага. 4 Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. 5 Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно сей оставить и прилепиться к тому. 6 Подумаем, что лучше возненавидеть здешнее, потому что оно мало, кратковременно и тленно, – и возлюбить то, что прекрасно и нетленно. 7 Ибо исполняя волю Христа, мы найдем покой; иначе, ничто не избавит нас от вечного наказания, если мы презрим заповеди Его. 8 И Писание говорит у Иезекииля: “что, если возстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих в плену”? 9 Но если и эти праведники не могут своими правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и непорочности? 10 Или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных? Глава 7 1 Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что подвиг – в борьбе, и что на суетные даже подвиги приходят многие, но не все увенчиваются, а только те, которые много потрудились и славно подвизались. 2 Будем же подвизаться так, чтобы всем быть увенчанными. 3 Вступим на путь правый, подвиг нетленный, и совокупно пойдем и будем подвизаться так, чтобы удостоиться венца. 4 И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере, будем близки к венцу. 5 Мы должны знать, что и тот, кто вступает в суетный подвиг, если окажется портящим дело, с побоями берется и выгоняется с ристалища. 6 Как вам кажется: что должен потерпеть тот, кто не выдержит нетленного подвига? 7 О тех, которые не сохранили печати, сказано: “червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они в позоре всякой плоти”. Глава 8 1 Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы – глина в руке художника. 2 Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять возстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: 3 так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. 4 Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться, или покаяться. 5 Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. 6 Ибо Господь говорит благовестии: если вы не сохраните малое, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет”. 7 Это значит: сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную. Глава 9 1 Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. 2 Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? 3 Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. 4 Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же. 5 Единый Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был Духом, сделался плотию, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти. 6 Итак будем любить друг друга, чтобы всем войти в царство Божие. 7 Пока имеем время для врачевания, предадим себя врачующему Богу, давая Ему плату. 8 Какую? – Покаяние от искреннего сердца. 9 Ибо Он наперед знает все, и видит все, что есть в нашем сердце. 10 Дадим Ему хвалу не только от уст, но и от сердца, чтобы Он принял нас, как сынов. 11 Ибо Господь сказал: “братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего”. Глава 10 1 Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, 2 будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность, как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. 3 Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. 4 По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. 5 Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение, и какую сладость – будущее обетование. 6 И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; 7 но они постоянно внушают худые учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение, – и сами они, и слушатели их. Глава 11 1 Веруя в божественные обетования, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; 2 если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. 3 Ибо и пророческое слово говорит: “несчастны двоедушные, колеблющиеся сердцем, которые говорят: все это мы слышали и во время отцов наших, а мы, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. 4 Неразумные! сравните себя с деревом, возьмите виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, после этого незрелый, наконец, спелый виноград. 5 Так и народ Мой терпел беспокойство и скорби, а потом получил благо”. 6 Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. 7 Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его. 8 Если мы будем творить правду перед Богом, то войдем в царство Его, и получим то обещанное, о котором “ухо не слышало и око не видело и на сердце человеку не приходило”. Глава 12 1 Итак, будем ежечасно ожидать царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. 2 Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его царство, отвечал: “когда двое будут одно, и внешнее – как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский”. 3 Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. 4 “И внешнее как внутреннее”, значит следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. 5 Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя будет явна в добрых делах. 6 И “мужеский пол с женским ни мужеский, ни женский” – это говорит, чтобы брат, увидев сестру, не подумал о ней ничего женского, и сестра, увидев брата, не подумала о нем чего-либо мужского. 7 “Если вы так поступаете, – говорит Он, – приидет Царствие Отца Моего”. Глава 13 1 Итак, братья, покаемся же наконец, и да трезвимся ко благому, ибо преисполнены мы многого безумия и лукавства. 2 Избавимся от прежних грехов и, покаявшись от души, спасены будем. 3 И да не будем человекоугодливыми, и да возжелаем угождать не только себе, но и внешним людям по справедливости, дабы Имя не хулилось чрез нас. 4 Ибо говорит Господь: «всегда Имя Мое хулится в народах»; 5 и еще: «Горе тому, чрез которого хулится Имя Мое». 6 Чем хулится? – Тем, что не исполняем того, что говорим. 7 Ведь народы, слыша из уст наших изречения Божии, прекрасные и величественные, дивятся им; 8 но затем, заметив, что дела наши недостойны произносимых нами слов, обращаются напротив к хуле, говоря, что это какая-то басня и заблуждение. 9 Ибо когда они услышат от нас, что Бог говорит: «Нет благодати вам, если любите любящих вас, но благодать вам, если любите врагов и ненавидящих вас», – когда они это услышат, удивляются преизбытку благости. 10 Когда же увидят, что мы не любим не только ненавидящих, но и любящих, насмехаются над нами, и хулится Имя. Глава 14 1 Посему, братья, исполняя волю Отца нашего Бога, будем церковью изначальной, духовной, созданной прежде солнца и луны; 2 если же не будем исполнять волю Господа, то будем, как сказано в Писании: «дом Мой стал вертепом разбойников». 3 Поэтому предпочтем принадлежать к Церкви жизни, дабы спастись нам. 4 Я не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово (ибо говорит Писание: «Сотворил Бог человека, мужа и жену»; муж есть Христос, жена – Церковь) 5 и что Церковь, по свидетельству книг и апостолов, не ныне только существует, но издревле. 6 Ибо была она духовною, как и Иесуа наш, явилась же в последние дни , чтобы спасти нас. 7 Будучи же духовной, Церковь явилась во плоти Христовой, ясно показывая нам, что если кто-нибудь из нас сохранит Ее во плоти и не повредит, воспримет Ее в Духе Святом. 8 Ведь плоть эта есть отпечаток Духа, и никто, повредив отпечаток, не будет иметь части в подлиннике. 9 Ведь сказано, братия: «Сохраните плоть, дабы иметь часть в Духе». 10 Если же мы говорим, что плоть есть Церковь, а Дух – Христос, то значит, посрамивший плоть посрамил и Церковь. 11 Такой не будет иметь части в Духе, который есть Христос. 12 Плоть эта может получить столь великую часть в жизни и нетлении, когда прилепится к ней Дух Святой, что никто не может ни изречь, ни вымолвить, что уготовал Господь избранным Своим . Глава 15 1 Не мало уже, думаю, говорил я о воздержании: исполнивший совет мой не раскается, но и себя спасет, и меня, давшего совет. 2 Ибо заслуга не малая – заблудшую и погибающую душу обратить ко спасению. 3 Это – воздаяние наше Богу, сотворившему нас, если говорящий и слушающий с верою и любовию – один говорит, а другой слушает. 4 Итак, пребудем в том, во что уверовали, праведными и преподобными, чтобы с дерзновением просить Бога, Который говорит: «Еще говорящему тебе, Я скажу: вот, Я пришел». 5 Ибо речение это есть знамение великого обетования, так как Господь говорит, что Он дает охотнее, чем просящий. 6 Итак, получая часть в столь великой благости, не откажемся обрести столь великие блага, 7 ибо сколь великую радость доставят речения эти соблюдавшим их, столь великое осуждение – ослушавшимся их. Глава 16 1 Посему, братья, немалое побуждение имея к покаянию, возвратимся – пока есть время – к призвавшему нас Богу, покуда Он принимает нас. 2 Ибо если расстанемся мы с мирскими наслаждениями и победим душу нашу неисполнением ее лукавых похотений, будем иметь часть в милости Иесуа. 3 Знайте же, что грядет уже день Суда, как печь огненная, и растают некоторые из небес и вся земля, как свинец, тающий в огне; и откроются тогда тайные и явные дела человеческие. 4 Благое дело – милостыня как покаяние в грехе. Пост – больше молитвы, но милостыня – выше и поста и молитвы: «любовь покрывает множество грехов»; молитва же от доброй совести избавляет от смерти. 5 Блажен всякий обретающийся исполненным их, ибо милостыня становится облегчением от греха. Глава 17 1 Итак, покаемся от всего сердца, чтобы никто из нас не погиб. 2 Ибо если мы имеем заповеди отторгать от идолов и оглашать, и исполняем их, не должно ли тем более, чтобы не гибла душа, уже знающая Бога? 3 Итак, потщимся возвести и себя, и немощных ко благу, дабы все мы спаслись, обращая и вразумляя друг друга. 4 И пусть окажемся мы верующими и внимающими наставляющим нас пресвитерам не только в настоящую минуту, но и когда вернемся домой – 5 будем помнить заповеди Господа и не дадим увлечь себя мирскими похотениями, но сближаясь теснее, потщимся преуспевать в заповедях Господних, чтобы все «одинаково мыслящие» были собраны для жизни, 6 ибо сказал Господь: «иду собрать народы и племена». 7 Это говорит Он о дне явления Его, когда пришедши спасет каждого из нас по делам его. 8 И увидят славу Его и силу неверные, и изумятся, увидев царство мира в Иесуа, 9 и скажут: «Увы нам, что Ты был, а мы не узнали и не уверовали и не послушали пресвитеров, возвещавших нам о спасении нашем». 10 И «червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти». 11 Он говорит о том дне Суда, когда увидят нечестивых среди нас и презревших заповеди Господни. 12 Праведные же, обретшие счастие, претерпев мучения и презрев мирские услаждения, когда увидят, как согрешившие и отрицавшие Христа словами и делами мучаются страшными муками и огнем неугасимым, воздадут славу Богу своему, говоря: «будет надежда послужившему Богу от всего сердца». 13 Будем же и мы среди благодарящих, послуживших Богу, а не среди осуждаемых нечестивцев. 14 И сам я, всегрешный, не избежавший еще искушения, но все еще пребывающий среди орудий дьявола, стараюсь достичь праведности, дабы возмочь хотя бы приблизиться к ней, трепеща будущего суда. Глава 18 1 Посему, братья и сестры, вслед за Богом истинным я читаю вам поучение, дабы внимали вы написанному, чтобы спасти себя и читающего среди вас. 2 Ибо в награду требую от вас всесердечного покаяния, дающего вам спасение и жизнь. 3 Поступая так, мы поставим всем юным цель, желающим подвизаться в благочестии и благости Божией. 4 И не будем отвращаться и негодовать, мы, немудрые, когда кто-нибудь станет вразумлять и обращать нас от неправды к праведности. 5 Ибо мы, творя нечто лукавое, не знаем из-за двоедушия и неверия, присущего сердцам нашим, и «помрачились в разуме» суетными пожеланиями. 6 Будем же творить правду, дабы спастись нам до конца. 7 Блаженны покорные наставлениям этим: если мало времени и потерпят в мире сем, соберут безсмертный плод воскресения. 8 Итак, пусть не скорбит благочестивый, если страдает в настоящее время; ожидает его то блаженное время: окончив житие свое, возрадуется с отцами на небе в безпечальном веке. Глава 19 1 Но да не смутит ум ваш то, что видим неправедных богатеющими, а рабов Божиих притесняемыми. 2 Веруем, братья и сестры, что терпим искушение Бога живого и подвизаемся в жизни сей, дабы увенчанными быть в будущем. 3 Никто из праведных не получил скорого плода, но ожидает его, 4 потому что если бы Бог воздавал скоро награду праведным, то мы тотчас же возревновали бы о корысти, а не о богочестии; казались бы праведными, ища не благочестия, а выгоды; 5 и потому божественный суд воспрепятствовал неправедному духу и отяготил оковами. 6 Единому Богу невидимому, Отцу истины, пославшему нам Спасителя и Начальника нетления, чрез Которого и явил нам истину и пренебесную жизнь, Ему слава во веки веков. Аминь.