План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем Берзин Александр. Вводные замечания. Все буддийские традиции подчеркивают важность духовного учителя для следования по Пути. Духовный учитель не только • дает информацию, • отвечает на вопросы, • проверяет, насколько правильно понимание ученика, • оценивает интеллектуальное, эмоциональное и медитативное развитие ученика. Духовный учитель также • дает посвящения и является объектом, перед лицом которого мы принимаем обеты, • служит образцом для подражания, • вдохновляет своим личным примером, • обеспечивает связь с традицией, идущей от Будды. Как учителя, так и ученики находятся на различных этапах духовного пути. Поэтому для установления взаимоотношений учитель — ученик существует широкий спектр методов. Социокультурный контекст. В наши дни условия для обучения у духовного учителя на Западе полностью отличаются от соответствующих условий в традиционном азиатском обществе. Традиционно в Азии большинство учеников Дхармы • являются монахами или монахинями, посвящающими духовному пути все свое время; • не занимаются ничем другим, кроме изучения и практики Дхармы; • приступают к изучению Дхармы, являясь необразованными детьми; • следовательно, повзрослев, они обладают лишь минимальными познаниями в области «светских» или «мирских» дисциплин: например, математики, социологии и других наук; • признают традиционные азиатские ценности, касающиеся положения женщин, отношения к авторитарным структурам: женщины занимают подчиненное положение, а иерархическое устройство общества — норма. В современных западных странах, большинство учеников • миряне, загруженные профессиональными обязанностями и личной жизнью; • могут уделить Дхарме лишь небольшую часть своего времени; • начинают изучать Дхарму, будучи уже образованными взрослыми людьми; • требуют равноправия полов и демократических социальных структур. Что касается финансовой стороны этого вопроса, то в традиционной Азии духовным учителям обеспечивается полная социальная поддержка. Они получают подношения даже от людей, не являющихся их учениками. В современных западных странах ситуация в корне отличается: духовным учителям самим приходится зарабатывать себе на жизнь. Многие из них открывают Дхарма-центры, которые отягощают их финансовыми, организационными и административными заботами. Все вышеперечисленные факторы воздействуют на взаимоотношения ученик — учитель. Многие духовные искатели смогли извлечь пользу из этих взаимоотношений, но также много и таких, кто столкнулся с недопониманием, ошибками и получил духовную травму. Опасности, подстерегающие на духовном пути В рамках тибетской традиции опасности, с которыми могут столкнуться ученики, ясно прописаны и акцентированы в текстах о «преданности гуру». Подобные тексты предназначены для соблюдающих обеты монахов и монахинь, которым необходим краткий обзор ранее изученного материала при подготовке к тантрическому посвящению. Подобные инструкции никогда не были рассчитаны на новичков в Дхарма-центре, ничего не знающих о буддизме. Необходимо избегать двух крайностей: • обожествления духовных учителей, ведущего к наивности и злоупотреблениям, • их демонизации, приводящей к параноидальным психозам и препятствующей обретению истинного вдохновения и духовной пользы. Нетрадиционные аналитические схемы. Я проанализировал эту проблему и рекомендуемые пути для оздоровления взаимоотношений ученик — учитель в книге «Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений». Здесь я хочу предложить еще одну нетрадиционную схему для исследования этого вопроса, разработанную венгерским психиатром, доктором Иваном Босорменьи-Надь, одним из основателей семейной и контекстуальной терапии. Шесть измерений межличностных взаимоотношений. Мы можем анализировать взаимоотношения с двух сторон, как со стороны учителя, так и со стороны ученика в терминах шести факторов или измерений. При наличии проблем во взаимоотношениях этот метод поможет идентифицировать и локализовать эти проблемы. Исходя из этого, у каждой из сторон появится возможность приспособиться и адаптироваться к возникшей ситуации, что приведет к более здоровому балансу во взаимоотношениях. Эти шесть факторов следующие: 1. Факты, относящиеся к каждой из сторон и к установлению между ними взаимоотношений. 2. Интересы каждой из сторон и психологические факторы, влияющие на них. 3. Роль, которую каждая из сторон отводит себе и другому в этих взаимоотношениях, ожидания и самоощущения каждой из сторон. 4. Обязательства каждой из сторон, вовлеченность во взаимоотношения и психологические факторы, воздействующие на это. 5. Другие психологические факторы, актуальные для каждой из сторон. 6. Функционирование взаимоотношений ученик — учитель и их воздействие на каждую из сторон. 1. Факты, относящиеся к каждой из сторон и установлению взаимоотношений Факты, относящиеся к каждой из сторон и влияющие на взаимоотношения, включают в себя следующую информацию: • пол и возраст, • родную культуру — азиатскую или западную, • возможность общения на одном языке или необходимость в присутствии переводчика — для личного общения и/или передачи учений, • являются ли стороны монахами или мирянами, • уровень образованности: как в светском аспекте, так и в духовном — Дхарме, • квалификация духовного учителя и ученика в контексте эмоциональной и этической зрелости, • количество времени, которое каждый из них может уделить друг другу, • наличие и количество других учеников, • находится ли учитель в данном месте постоянно или приезжает лишь изредка. Возможная окружающая обстановка: • западный Дхарма-центр — городского типа или с условиями для постоянного проживания, • если это Дхарма-центр, является ли он независимым или это часть большой Дхарма-организации, монастырь — в Азии или на Западе. 2. Интересы каждой из сторон и психологические факторы, влияющие на них Каковы бы ни были взаимоотношения, интересы, которые преследуют участвующие в них стороны, обычно смешанные. Взаимоотношения ученик — учитель также не являются в этом смысле исключением. Ученик может прийти к духовному учителю, чтобы: • собрать информацию и изучить факты, • научиться медитировать, • работать над своей личностью, • улучшить что-то в своей жизни, • попытаться улучшить свои будущие жизни, • обрести освобождение от череды бесконтрольных перерождений (сансары), • обрести просветление, чтобы помочь всем остальным достичь такого же освобождения и полной пробужденности, • научиться релаксации, • создать социальные контакты с учениками-единомышленниками, • получить доступ к восточной экзотике, • найти чудодейственное лекарство от определенных физических и эмоциональных проблем, • подобно «Дхарма-голику» получить возбуждающую «Дхарма-инъекцию» от интересного и харизматичного учителя. Более того, ученик может стремиться к духовному учителю, чтобы получить: • наставления и вдохновение на буддийском пути, • исцеление, • пастырские наставления, • родительскую опеку, • одобрение, • указания, как жить дальше. Духовный учитель, в свою очередь, может стремиться: • сообщить факты; • дать устные передачи учения и сохранить Дхарму; • работать над личностями учеников; • посеять семена, которые помогут ученикам в их последующих жизнях; • помочь ученикам достичь более благоприятного перерождения, освобождения и просветления; • построить Дхарма-центр или систему Дхарма-центров; • обратить других в свою традицию передачи Учения; • найти денежные средства для поддержки родного монастыря в Индии или для реконструкции такого монастыря в Тибете; • являясь по сути беженцем — пустить корни и обустроиться на новом месте; • заработать себе на жизнь или обогатиться; • обрести власть путем установления контроля над другими; • получить определенные сексуальные привилегии. Негативные психологические факторы, воздействующие на обе стороны, это: • одиночество, • скука, • страдание, • незащищенность, • желание быть модным, • групповое давление. 3. Роль, которую каждая из сторон отводит себе и другому в этих взаимоотношениях, ожидания и самоощущения каждой из сторон Духовный учитель может считать себя или ученик может считать учителя • буддийским профессором, дающим информацию о буддизме; • Дхарма-инструктором, указывающим, как применять Дхарму в жизни; • наставником по медитации или ритуалам; • духовным наставником, дарующим обеты; • тантрическим мастером, дающим тантрическое посвящение. Ученик может считать себя или духовный учитель может считать ученика: • студентом, изучающим буддизм и собирающим информацию: • учеником Дхармы, изучающим, как применять Дхарму в жизни; • практикантом, изучающим медитацию или ритуалы; • последователем, который просто принял обеты от данного учителя; • последователем, которым учитель лично руководит. Другой аспект этого измерения — то, как каждый из участников этих взаимоотношений ощущает себя в связи с ними. Ученик может ощущать, что он: • защищен, • принадлежит кому-то, • является цельной личностью, • достиг самореализации, • является слугой, • является приверженцем культа. Духовный учитель может чувствовать, что он: • мастер-наставник, • скромный практикующий, • спаситель, • пастырь, • психолог, • администратор Дхарма-центра(ов) или «Дхарма-империи», • спонсор монастыря. 4. Обязательства каждой из сторон, вовлеченность во взаимоотношения и психологические факторы, воздействующие на это Ученик может: • вносить установленную сумму за обучение, делать подношения (санскр . dana) или обучаться, ничего не платя и не делая никаких подношений учителю; • быть поверхностно вовлеченным или глубоко преданным буддизму, учителю и/или линии Учения; • собираться принять или уже являться принявшим обеты у этого учителя или не намереваться этого делать; • взять на себя обязательство помогать учителю; • чувствовать признательность; • чувствовать себя обязанным; • чувствовать, что должен быть преданным и лояльным, — роль группового давления здесь существенна; • чувствовать, что попадет в ад, если сделает что-то не правильно. Духовный учитель может: • взять на себя ответственность направлять ученика в этическом плане; • быть готовым руководить жизнями своих учеников, говоря им, что делать в различных жизненных ситуациях; • исполнять свои обязанности потому, что его собственный учитель послал его учить; • воспринимать себя как человека, выполняющего определенные трудовые обязанности, работу. Негативные психологические факторы, воздействующие на это измерение, включают: • страх принятия на себя обязательств, • страх давлеющего авторитета: возможно, из-за прошлого негативного опыта в качестве объекта злоупотреблений, • потребность быть полезным или любимым, • потребность во внимании, • стремление контролировать других, • потребность в самоутверждении. 5. Другие психологические факторы, актуальные для каждой из сторон Другие психологические факторы, актуальные для каждой из сторон, вовлеченных во взаимоотношения, включают в себя следующую информацию: являются ли эти стороны: • экстравертами или интравертами, • людьми интеллектуальными, эмоциональными или приверженцами личной преданности, • людьми теплыми или холодными, • спокойными или раздражительными, • жадными до уделяемого им времени и внимания, • завистливыми по отношению к другим ученикам или учителям, • обладающими низкой самооценкой или высокомерием. 6. Функционирование взаимоотношений ученик — учитель и их влияние на каждую из сторон Являются ли ученик и учитель вместе: • хорошей или плохой командой; • командой, в которой обе стороны выявляют лучшие способности каждого или затрудняют проявление способностей друг друга; • командой, которая лишь напрасно тратит время участников из-за разнонаправленных ожиданий; • командой, в которой поддерживается иерархическая структура и ученик чувствует себя эксплуатируемым, контролируемым и, таким образом, занимающим низшую позицию (укрепляя свою низкую самооценку), а учитель чувствует себя авторитетом, занимающим высшую позицию. Заметим, то, что чувствует одна сторона, может не соответствовать тому, что чувствует другая; • командой, в которой один или оба чувствуют себя вдохновленными или опустошенными. Заключение. Нам нужно оценить взаимоотношения учитель — ученик в терминах шести измерений и каждого составляющего их фактора. Если факторы не подходят один другому, обе стороны должны стараться гармонизировать или настроить их, или адаптироваться самим. Если одна из сторон невосприимчива к этому подходу решения проблем из-за разницы в культурах или темпераментах, другая сторона должна либо приспособиться сама, либо дистанцироваться от подобных взаимоотношений.