Тридцать семь практик Сынов Победителей Гьялсе Нгулчу Тогме Зангпо. Краткое жизнеописание. Нгулчу Тогме Зангпо родился в год деревянной овцы пятого рабджуна (1295 г.) в местечке Так-кья в районе Сакьясского Пульчунга. Его отца звали Кончок Пел, а мать – Бумдон. Год его ухода – год земляной курицы шестого рабджуна (1369 г.). В детстве его называли Кончок Зангпо. В девять лет он, сбежав из местности скотоводов, пришел в монастырь Самлинг и учился читать и писать у учителя по имени Ринчен Таши. В четырнадцать лет принял обеты рабджуна и гецула у гуру Пелбара, наставника Ринчен Пелсанга и руководителя Ринчен Дордже, и получил имя Зангпо Пел. В пятнадцать лет поступив в духовную школу в местности Э, он усердно изучал у гуру Кунга Гелцена Абхидхарма-Самуччаю, Пять Трактатов Майтрейи и Бодхичарьяаватару вместе с Собранием Трактатов Мадхьямаки. Затем, придя в Сакья, он изучил у гуру Шонну Гелцена другие дополнения вместе с Семью Трактатами Праманы. В двадцать три года он провел диспуты по всем монастырям Цанга и повсеместно снискал славу ученого. В тридцать лет он принял полные монашеские обеты гелона от наставника Джянсем Ринчена, гуру Намка Сангея и гуру Кунга Гелцена. В тридцать два года прибыв в Тарасский монастырь, в течении семи лет он опекал его, разъясняя Учение. Он стал владыкой всего Учения сутр и тантр благодаря полному пониманию сказанного в Слове и Шастрах, которое он обрел, опираясь на сорок учителей. И в семидесятипятилетнем возрасте он привел свое сознание в дхармакаю. Также он является семьдесят третьим патриархом линии преемственности Ламрима. Лучший из его учеников – Досточтимый Рендава Шону Лодой. Всего он оставил после себя сто пятнадцать текстов, наиболее известные из которых: «Руководство для тренировки ума по семи пунктам», «Тридцать семь практик Сынов Победителей», «Порождение активного устремления к Пробуждению», «Комментарий на Бодхичарьяаватару», «Комментарий на Сутрааланкару», «Комментарий на Махаянауттаратантру», «Ритуал Нюнгнэ», «Руководство по Пратитьясамутпаде», «Молитвенное обращение к учителям линии преемственности Тренировки Ума (Лоджонг)», и «Гуру-йога Лоджонга – «Путь во всей Полноте», Тридцать семь практик Сынов Победителей НАМО ГУРУ ЛОКЕШВАРАЯ! С почтением всегда склоняю трое врат Пред превосходным Гуру и покровителем Авалокитешварой, Который, даже видя все дхармы не уходящими и не приходящими, Усердствует только на благо скитальцев. Источник пользы и блага – Совершенные Будды, Происходят благодаря воплощению превосходной Дхармы; Но это зависит от знания его1 - Его – воплощения превосходной Дхармы. практики, Поэтому опишу практики Сынов Победителей. I В это время, когда обретен трудно находимый корабль свобод и благ, Слушание, размышление и медитация без разделения на день и ночь, Ради спасения себя и других из океана круговерти сансары - Вот практика Сынов Победителей. II В отчем доме страстная привязанность к близким течет как река, Ненависть к врагам пылает как пожар, Тупость, не помнящая, что принять, а от чего отказаться, покрывает тьмой. Отказ от этого – вот практика Сынов Победителей. III Благодаря отказу от дурного места постепенно истощаются клеши, Благодаря отсутствию отвлечения сама собой приумножается практика добродетели, Благодаря ясности понимания рождается убежденность в Дхарме… Пребывание в уединении – вот практика Сынов Победителей. IV Со старыми близкими друзьями расстанусь, С трудом нажитое имущество останется позади, Постоялец-сознание покинет гостиницу тела… Отказ от этой жизни – вот практика Сынов Победителей. V Избегать порочных друзей, при общении с которыми приумножаются три яда, Слабеют деяния слушания, размышления и медитации И уничтожаются любовь и сострадание - Вот практика Сынов Победителей. VI Ценить даже выше, чем собственное тело, Возвышенного наставника, при вверении которому исчерпываются пороки, А достоинства возрастают, как молодая луна, - Вот практика Сынов Победителей. VII Кто из божеств мироздания, скованных в этой тюрьме круговерти, Способен Прибежищем быть? А потому обращение к Прибежищу – к Драгоценностям, которые, Будучи Прибежищем, не подведут, – вот практика Сынов Победителей. VIII Могучий сказал, что тяжкие, нестерпимые страдания Дурной участи – плод злодеяний. Стало быть, не совершение злодеяний ни в коем случае, даже ценой жизни - Вот практика Сынов Победителей. IX Блаженство Трех Миров, словно роса на острие травинки, Имеет свойство моментально разрушаться… Стремление к превосходному состоянию неизменной свободы – Вот практика Сынов Победителей. X Что делать с личным счастьем, если страдают матери, Которые нежили меня с безначальных времен? Поэтому развитие Бодхичитты для освобождения бесчисленных существ - Вот практика Сынов Победителей. XI Все без исключения страдания возникают от желания счастья для себя. Совершенные Будды рождаются из желания принести пользу другим. Поэтому полный обмен своего счастья и чужих страданий - Вот практика Сынов Победителей. XII Даже если кто-то во власти сильнейшей страсти Грабит все мое богатство сам или подстрекает к этому кого-то другого, Посвящение ему тела, имущества и добродетели трех времен - Вот практика Сынов Победителей. XIII Даже если кто-то отрубает мне голову, В то время как я ни в чём не провинился, Принятие силой сострадания на себя его злодеяний – Вот практика Сынов Победителей. XIV Даже если кто-то всю третью тысячу миров Будет оглашать неприятное обо мне… В ответ объявлять с добротой о его достоинствах - Вот практика Сынов Победителей. XV Даже если кто-то в центре собрания множества скитальцев Станет выставлять ошибки и говорить дурные слова… Почтительное смирение благодаря восприятию его как благого друга – Вот практика Сынов Победителей. XVI Даже если человек, которого я с любовью воспитал, словно сына, Смотрит на меня как на врага… Чрезмерная нежность, подобная той, что возникает у матери к заболевшему ребенку, - Вот практика Сынов Победителей. XVII Даже если равный мне человек или находящийся ниже, В силу гордыни станет меня унижать… Почтительное принятие его на свою макушку словно Гуру - Вот практика Сынов Победителей. XVIII Даже если скудно достояние и люди всегда унижают, Или страшный недуг поразит или демон… Но принятие на себя злодеяний и страданий всех скитальцев И неустанность в этом – вот практика Сынов Победителей. XIX Даже если прославлюсь и буду почитаем многими скитальцами Иль обрету богатства, как у Вайшраваны… Но видение величия и богатств бытия не имеющими сущности И отсутствие надменности – вот практика Сынов Победителей. XX Если не усмирю врага – мой гнев, то, Усмиряя внешних врагов, лишь приумножу их. А потому усмирение своего ума полками любви и сострадания - Вот практика Сынов Победителей. XXI Чувственные наслаждения – словно соленая вода: Сколько ни вкушай, жажда будет лишь возрастать… Немедленный отказ от вещей, к которым рождается привязанность, – Вот практика Сынов Победителей. XXII Все, что видится – это мой ум, А сам ум изначально избавлен от крайностей построений. Зная это, не творить в уме признаков субъекта и объекта - Вот практика Сынов Победителей. XXIII Если встречается приятный объект, Видеть его поистине несуществующим, Словно кажущаяся прекрасной летняя радуга, И отбросить предвзятости – вот практика Сынов Победителей. XXIV Всевозможные страдания – словно смерть ребенка во сне; Восприятие ложных видений истинными весьма утомительно; А потому, когда встретятся неблагоприятные обстоятельства, видеть их обманчивыми – Вот практика Сынов Победителей. XXV Если стремясь к пробуждению нужно пожертвовать даже телом, Что уж говорить о каких-то внешних вещах. Поэтому совершение даяния без надежды на благодарность или созревание кармы - Вот практика Сынов Победителей. XXVI Если без нравственности невозможно достичь и собственной цели, Смешно тщиться воплотить благо других. Поэтому сохранение нравственности без мирских желаний - Вот практика Сынов Победителей. XXVII Для Сына Победителей, алчущего богатств добродетели, Все, кто причиняет зло, подобны бесценному кладу. Поэтому развитие терпения, не питающего ненависти к кому-либо, - Вот практика Сынов Победителей. XXVIII Если даже стремящиеся лишь к собственному благу шраваки и пратьекабудды выказывают Такое усердие, словно гасят огонь на своих головах, То прилагать усердие – источник достоинств во благо всех скитальцев - Вот практика Сынов Победителей. XXIX Познав, что проникновение, исполненное безмятежности, Полностью разрушает клеши, Развивать концентрацию, полностью превосходящую Четыре концентрации Мира Без Форм, – вот практика Сынов Победителей. XXX Если в отсутствие мудрости пятью парамитами Невозможно обрести Совершенное Пробуждение, То развитие исполненной метода мудрости, не мыслящей тройственным циклом, - Вот практика Сынов Победителей. XXXI Если я сам не буду анализировать свои ошибки, то, возможно, Выглядя как практикующий, могу творить что-то не являющееся дхармой; А поэтому постоянный анализ и устранение собственных ошибок - Вот практика Сынов Победителей. XXXII Если под властью клеш стану обсуждать недостатки Других Сынов Победителей, то я сам паду, Поэтому молчание о недостатках тех, кто вступил на великую колесницу, - Вот практика Сынов Победителей. XXXIII Из-за обретений и почета спорят друг с другом - И приходят в упадок деяния слушания, обдумывания и созерцания; В силу этого отказ от привязанности к семьям любимых родных И к семьям благодетелей – вот практика Сынов Победителей. XXXIV Грубые слова беспокоят умы других И приводят в упадок образ поведения Сынов Победителей, а потому отказ от неприятных другим грубых слов – Вот практика Сынов Победителей. XXXV Клеши, если с ними свыкнуться, трудно устранить противоядием, Поэтому, когда бдительная личность, взяв оружие противоядия, Сокрушает привязанность и другие клеши, как только они родятся, – Это практика Сынов Победителей. XXXVI Одним словом, какой бы деятельностью ни занимался, Воплощение блага других, постоянное памятование И осознанность: «Каково состояние моего ума?» – Вот практика Сынов Победителей. XXXVII Так усердно воплощенные Добродетели, Ради устранения страданий бесчисленных скитальцев, Должно с помощью мудрости полной чистоты тройственного круга2 - Посвящающий, посвящение и объект посвящения – эти понятия существуют лишь номинально, относительно друг друга. посвятить Пробуждению – вот практика Сынов Победителей. «Тридцать Семь Практик Сынов Победителей» изложены в соответствии с тем, Как Превосходные описывали смысл, Излагавшийся в сутрах, тантрах и шастрах, для тех, Кто стремится развиваться на стезе Сынов Победителей. Пусть в силу ограниченности интеллекта и недостатка образованности И не получилось такой поэтичности, что столь приятна мудрецам, Но в силу опоры на слова сутр и превосходных, Думаю, «Практики Сынов Победителей» изложены хорошо и не содержат ошибок. Но всё же всю глубину величайшего образа поведения Сынов Победителей Слишком трудно постичь такому ограниченному, как я, Поэтому молю Превосходных о прощении За множество недостатков, таких, как противоречия и бессвязность. И пусть благодаря произошедшей из этого сочинительства добродетели Все скитальцы с помощью абсолютной и относительной бодхичитты Станут подобны Покровителю Авалокитешваре, Который не пребывает в крайностях сансары и нирваны. Примечания. 1 Его – воплощения превосходной Дхармы. 2 Посвящающий, посвящение и объект посвящения – эти понятия существуют лишь номинально, относительно друг друга.