Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

мира

человек обращается к своей душе, где ему открывается,

что Бог превыше всякого познания, представления и

определения. Восхождение от телесного к бестелесному

Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в

гомилиях на «Екклесиаст» И в «Жизни Моисея», а

таинство любви души к Богу — в гомилиях на «Песнь песней».

Оригинальными являются представления Григория

Нисского о времени. Время не мера движения тел в

пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности

в мире множественности (как полагал Плотин), не

промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому),

но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их

от несотворенного Бога.

Богословие Григория Нисского пользовалось

авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его

произведения переводились в Средние века на латинский,

армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология,

антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского

оказали заметное влияние на исихастские споры в

Византии в 14 в.

Соч.: Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 partes, ed. W. Jaeger et alii. В.,

1921; Leiden, 1952-90; Vie de Moise. P., 1987 (Sch. 1); Homilien zum

Hohenlied (griechisch/deutsch). Freiburg, 1994 (Fontes Christiani, Bd.

16.1—3); в рус. пер.: Творения в 8 т. М., 1861—72: Об устроении

человека. СПб., 1995.

Лит.: Несмелое В. И. Догматическая система св. Григория

Нисского. Казань, 1887; ОксиюкМ. Ф. Эсхатология Григория

Нисского. К., 1914; Janini Cuesta J. La anthropologia y la medicina pastoral de

san Gregorio de Nisa. Madrid, 1946; Merki H. Ouoicuoic Geo). Von der

platonischen Angleichung an Gott zur Gottahnlichlceit bei Gregor von

Nyssa. Freibourg, 1952; Danielou J. Platonism et theologie mystique.

P., 1954; Volker W. Gregor von Nyssa als Mystiker. Wiesbaden, 1955;

Jaeger W. Gregor von Nyssa’s Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966;

Muhlenberg E. Die Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Got-

tesbegruTder klassischen Metaphysik. Gott., 1966; BoerS. De

anthropologie van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968; Zemp P. Die Grundlagen

heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa. Munch., 1970;

Chemiss H. F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y. 1971; Stritzky

M.-B. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa.

Munster, 1973; Canevei M. Gregoire de Nysse et l’hermeneutique biblique.

P., 1983; Balthasar H. U. von. Presence et pensee: essai sur la

philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. P., 1988; Altenburger M., Mann F.

Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.

Л/. Л. Хорьков

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА(Грлубрюс Псйаиас) (1296,

Константинополь — 14 ноября 1359, Фессалоники) — православный

богослов, митрополит Фессалоникийский, святой

Православной церкви (канонизирован в 1368). Происходил из

знатного малоазийского рода. В конце 13 в. семья Паламы

переезжает в столицу, где его отец становится сенатором

и приближенным императора Андроника II Палеолога.

Палама получил светское образование в университете под

руководством известного эрудита и гуманиста Феодора Ме-

тохита; рано потерял отца, и сам император заботился о

нем, предназначая к государственной деятельности. Около

20 лет Григорий решает принять монашество, в 1316

удаляется с братьями на Афон, где в этот период уже

происходило возрождение исихазма (свв. Григорий Синаит, Ники-

фор Уединенник и др.). Проведя около 10 лет в обучении у

старцев, Палама из-за турецких набегов в 1325 со многими

монахами покидает Афон и поселяется в Фессалониках, а в

1326, став священником, удаляется вновь в пустынь, близ

Верии (Северная Греция); в 1331 возвращается на Афон.

В монашестве он строго следует исихастскому укладу,

проводя пять дней недели в уединении и безмолвной («умной»)

молитве, а два дня общаясь с братией и участвуя в

богослужении. В 1336 выпускает первые догматические труды —

«Аподиктические трактаты» с критикой католического

учения об исхождении Св. Духа.

1337 — начало полемики с Варлаамом Калабрийским,

прибывшим в Константинополь из Южной Италии около 1330.

Ссылаясь на апофатическую теологию Псевдо-Дионисия

Ареопагита, Варлаам не только отвергал доктрины

католического богословия как недоказуемые, но доказывал

вообще полную недостижимость достоверности в Богопоз-

нании. Палама, признавая невозможность достоверного

Богопознания путем отвлеченных силлогизмов,

утверждает его возможность на ином пути — в опыте благодатного

558

ГРИГОРИЙ СИНАИТ

Богообщения, в котором разум человека переустраивается

силою благодати.

На первом этапе полемики Палама и Варлаам

обмениваются рядом посланий, посредником между ними служит

друг Паламы Григорий Акиндин, занимающий

примирительную позицию; основные тексты Паламы —

«Первое письмо Варлааму» и два письма Акиндину. Однако

вскоре Варлаам перешел к прямой критике исихастов,

грубой и резкой: называя их омфалопсихами — «пупо-

душниками», считающими, будто душа помешена в пупе

(из-за того лишь, что в одной из поз молитвы взгляд

направлялся в область пупа), Варлаам полностью

отрицал, что телесность каким-либо образом вообще

может быть причастна к духовной жизни и познанию Бога

(вполне совпадая здесь и с неоплатонической, и с

будущей новоевропейской мыслью). Между тем уже

«синайский исихазм» 5—9 вв. открыл «сведение ума в сердце»,

т.е. сплетение интеллектуаньных и аффективных

энергий в единое динамическое целое, а афонский исихазм

13—14 вв. присоединил к этому энергии соматические

(телесные), включая контроль дыхания и подбор

позиций молитвенного делания. Далее, Варлаам, отрицая

всякую возможность Боговидения, объявлял световые

созерцания исихастов естественным, физическим

светом, а их толкования своего опыта — догматическим

заблуждением, ересью, тогда как сами подвижники

полагали свои созерцания видением самого Бога как несо-

творенного Божественного Света, того, что созерцали

ученики Христа при Его преображении на Фаворе.

Палама начинает защиту исихазма во «Втором письме к

Варлааму» (1337); прибыв в Фессалоники, он

многократно встречается и беседует с ним, однако это не меняет ни

сути, ни тона нападок Варлаама. После этого Палама

пишет свои главные трактаты, ставшие крупнейшей вехой

православного богословия. Первая «Триада в защиту свя-

щеннобезмолвствуюших» (1338) строится как 3 ответа на

3 вопроса некоего монаха об антиисихастских позициях

Варлаама (который, однако, не упоминается): 1) о

духовной значимости светских наук и философии, 2) о связи

ума с телом; 3) о Фаворском Свете и его созерцании. В

трактате 1.1 Палама резко противопоставляет отношение

христианской мысли к ветхозаветной традиции и к

языческой философии, утверждая единство с первой и разрыв

со второй. Трактат 1.2 — краткое изложение антропологии

и соматологии: Палама говорит о многоединстве

человеческого существа («наша душа — единая

многоспособная сила, которая пользуется телом как орудием», 1.2,3),

которое все должен зорко контролировать, собирать и

устремлять к Богу ум — как управитель, «епископ». В 1.3

утверждается Божественный характер Света

Преображения и Света созерцаний, посылаемых св. праведникам, и

развивается концепция «духовных чувств»,

сверхприродных способностей восприятия, открывающихся в

духовном опыте.

В ответ на новые нападки Варлаама Палама в 1339 пишет

Вторую Триаду, где открыто обличает его «ложь и клевету».

По тематической структуре обе Триады параллельны:

трактаты в II углубляют и довершают соответствующие

трактаты в 1. В II. 1, критикуя всю языческую философию как

«бесполезную крайнюю плоть лукавых учений» (IIЛ ,6),

он особо отмечает «дурное» и «злоучительное» у Платона

(II. 1,20,22). И.2 («О молитве») указывает на необходимость

непрестанной молитвы и отмечает, что устремление к

Богу должно нести не умерщвление, но преображение

всех способностей человека, их «преложение с дурного

на доброе». В И.З, самом обширном трактате, развивается

богословие Божественного Света и обожения,

опирающееся здесь на идеи Григория Нисского, Максима

Исповедника, Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Составленное Паламой сжатое изложение исихастской

позиции, будучи одобрено и подписано главами

афонских обителей, под именем «Святогорского томоса» стало

соборной декларацией исихазма. Варлаам в очередном

трактате обвинил Паламу в ереси. Палама пишет Третью

Триаду. Меньшая по объему, она придает зрелую форму

его богословской позиции: именно здесь окончательно

формулируется богословие энергий, различение в Боге

неприобщаемой Сверхсущностной Сущности, Ипостасей

и Божественной энергии — «доступной и явленой» силы

(славы, сияния). Варлаам добивается созыва собора для

рассмотрения его обвинений; однако Собор,

собравшийся в Константинополе 10 июня 1341, осуждает не Паламу,

а Варлаама, и тот вскоре покидает Византию. Сразу после

собора с критикой богословия энергий Паламы выступил

Акиндин. Новый собор, в августе 1341, вынес осуждение

Акиндину.

В силу внешних обстоятельств исихастские споры шли еще

долго. 1341—47 — годы войны за власть между Иоанном

Кантакузином, с которым Палама был близок, и

правительством Анны Савойской; и хотя Палама был в стороне

от политики и лоялен к правительству,

политиканствующий патриарх Иоанн Калека преследовал его (в 1345—47

Палама в тюрьме) и поддерживал Акиндина. В ответ на

семь «Антирритик» («возражений») Акиндина Палама

составляет семь трактатов «Против Акиндина», уточняя

концепцию Триад. В 1347, с победой Кантакузина Палама,

выйдя из заключения, поставляется епископом Фессало-

никийским, но из-за длящегося восстания зилотов занимает

свою кафедру лишь в 1350. С 1347 с антипаламитскими

сочинениями выступает Никифор Григора, а летом 1351

новый собор вновь разбирает учение Паламы и принимает

основные тезисы богословия энергий в виде

догматических определений; исихастское учение торжествует по всей

Империи и вскоре становится общеправославным.

Соч.: Триады в защиту свяшеннобезмолвствуюших, пер., пос-

лесл., комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М, 1995; Беседы

(омилии), пер. архим. Амвросия (Погодина), ч. 1—3. М., 1993;

Святогорский томос, пер. Т. А. Миллер. — «Альфа и Омега», 1995,

вып. 3(6), с. 69-76. lxrfypa\i\i0.xa, ‘Exo. wio П. XpfjGTOu, T.A.’ — А’.

Seooakoviyj), 1961-78.

Лит.: Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория

Паламы. Введение в изучение, 2-е изд. СПб., 1997.

С. С. Хоружий

ГРИГОРИЙ СИНАИТ(rpiyopioc о Iivairric) (ок. 1255 или

в 1265, Кукула, у Клазомен, Лидия —27 ноября 1346 в

монастыре Парории) — византийский монах, мистик. Стал

монахом (скорее всего, после 1337) на Кипре, куда бежал

юношей после турецкого плена; вступил в монастырь на

Синае, посетил св. места в Палестине. На Кипре учился

у аскета Арсения, затем до 1325 находился в монастыре

Филофея, который покинул лишь в связи с угрозой

нападения османов. Основал монастырь в горах у Странжи

во Фракии ок. 1330 (при поддержке болгарского царя

559

ГРИГОРЬЕВ

Ивана Александра), куда собирались как греческие, так

и славянские монахи. Житие св. Григория, написанное

его учеником —будущим константинопольским

патриархом Каллистом I, было рано переведено на славянские

языки (древнейший славянский список относится к

началу 15 в.).

Предтеча исихазма; главное сочинение — т. н.

«Весьма полезные главы в акростихах» — представляет собой

собрание афоризмов, догматических сентенций, советов

по теории и практике исихастской молитвы.

Исповедовал особую практику «сердечной молитвы», сочетавшую

молитву с особым дыхательным тренингом. Автор

литургических гимнов и других богословских сочинений,

развивающих традиции Иоанна Лествичника и Симеона

Нового Богослова, «Беседа о Преображении» Григория Си-

наита характеризует видимый мистиком свет как

Фаворский свет Преображения. Среди неизданных сочинений

— тропари на св. Троицу, литургические каноны св.

Кресту, св. отцам, Иисусу Христу и др.

Co4.:MPG,t.l50.

Лит.: en. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века:

препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий

Синаит. Казань, 1906; Культура Византии. XIII — первая

половина XV в. М., 1991, с.427-429.

М. В. Бибиков

ГРИГОРЬЕВАполлон Александрович [16 (28) июля 1822,

Москва — 25 сентября (7 октября) 1864, Петербург] —

русский литературный критик, поэт, публицист.

Окончил юридический факультет Московского университета

(1842). В 1850—56 ведущий критик т. н. молодой

редакции «Москвитянина», по своим принципам близкой

славянофильству. Сотрудничая в журналах братьев M. M. и

Ф. М. Достоевских («Время» и «Эпоха», 1861—64),

выступает с позиций почвенничества. Философские воззрения

формировались под влиянием эстетики романтизма (Т.

Карлейль, Р. Эмерсон, Ф. Шеллинг) и славянофильской

традиции понимания культуры (прежде всего идей А. С.

Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов

Григорьева с учением славянофилов (признание

определяющего значения патриархальных и религиозных начал

в народной жизни) сочеталась в его творчестве с

критикой абсолютизации значения общины и невнимания к

новым жизненным силам российского общества

(городское мещанство, купечество). Наиболее полно

философское мировоззрение Григорьева представлено в созданной

им теории «органической критики», связанной с

признанием органичности самого искусства, в произведениях

которого находят синтетическое воплощение

«органические начала жизни». Искусство не отражает жизнь

смысле ее копирования), а само есть часть жизненного

процесса, его «идеальное выражение». Опираясь на

Шеллинга, видел в художественной деятельности единство

бессознательного творчества и «идеального

миросозерцания» глубоко осознанного, органического восприятия

художником действительности. В понимании Григорьевым

культурно-исторического процесса проявились черты,

сближающие его воззрения с последующими теориями

культурного циклизма в русской мысли (Н. Я,

Данилевский, К, Н, Леонтьев):

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн