Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

критика «идеи отвлеченного

человечества» и концепции прогресса («идея Сатурна-прогресса,

постоянно пожирающего чад своих»), определение

исторической реальности как совокупности своеобразных

«органических типов» общественной и культурной жизни.

Соч.: Собр. соч., в. 1—14. М., 1915—16; Эстетика и критика. М.,

1980; Искусство и нравственность. М, 1986.

Лит.: Сакулин П. Органическое мировосприятие. — «Вестник

Европы», 1915, № 6; Носов С. Н. Аполлон Григорьев. Судьба и

творчество. М., 1990; Dan W. Dostoevsky, Grigorev and Native Soil

Conservatism. Toronto, 1982.

В. В. Сербиненко

ГРИН(Green) Томас Хилл (7 апреля 1836, Биркин,

Йоркшир — 26 марта 1882, Оксфорд) — английский философ,

представитель неогегельянства, С 1878 — профессор

моральной философии в Оксфорде. Под влиянием

немецкого классического идеализма, в особенности

философии Гегеля, выступил против господствовавшего в

Великобритании позитивизма (Дж. Милль, Спенсер),

призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть

к философии абсолютного идеализма. Грин утверждал,

что действительность — это система отношений,

продуцируемая «всеобщим сознанием», Богом, по отношению

к которому индивидуальное сознание является

вторичным. В этике, признавая свободу воли, он выступал

против утилитаризма, понимая мораль как самоопределение

индивидуальной воли, соотносящей себя с требованиями

существующего общества. Прогресс общества Грин

сводил к прогрессу самосознания личностей. Его сочинения

опубликованы посмертно.

Соч.: Works, v. 1-3, L., 1906.

Лит.: Дебольскии Н. Г. Грин, как метафизик. — В сб.: Новые идеи в

философии, сб. 17. СПб., 1914; Богомолов А. С. Буржуазная

философия США 20 в. М., 1974; Lamont W. D. Introduction to Green’s

moral philosophy. L., [1934]; Richter Л/. The politics of conscience:

Т. Н. Green and his age. Cambr., 1964.

А. Ф. Грязное

ГРОТ(Grote) Джон (1813—66) — британский философ.

Профессор моральной философии в Кембридже (1855—66).

При жизни издал лишь одно произведение — «Философское

исследование» (Exploratio Philosophica, v. 1, 1865; 2-й том

вышел посмертно в 1900). Известен как критик многих

современных ему философов, включая Дж. С, Милля. Выступал

против перенесения Миллем методологии естествознания

на гуманитарные науки, критиковал его феноменалистичес-

кую теорию познания за исключение субъект-объектного

отношения и недооценку конструктивной роли сознания.

Грот утверждал, что познаваемость вещей обусловлена их

приспособленностью для разума. Считал, что сами вещи во

вселенной несут на себе частицы сознания. Критикуя

учения современников, он в то же время искал в них элементы

истины для более полного философского синтеза, в основе

которого видел сочетание позитивизма и

рационалистического идеализма. Своей неформальной манерой письма,

опорой на обыденный язык предвосхитил философский стиль

другого кембриджского философа — Д, Э, Мура, Различал

два вида знания: «знание-знакомство с вещью» и «знание

о веши», в чем предвосхитил одно из главных положений

ранней эпистемологии Б. Рассела. В области этики

критиковал гедонистические аспекты утилитаризма, недооценку

последним роли высоких моральных идеалов. При жизни

560

ГРОФ

Грота влияние его идей и личности ограничивалось узким

академическим кругом.

Соч.: An Examination of the Utilitarian Philosophy, 1870; A Treatise on

the Moral Ideals, 1876,

А. Ф. Грязное

ГРОТНиколай Яковлевич [18 (30) апреля 1852 — 23 мая

(4 июня) 1899, с. Кочеток, Харьковская губ.] — русский

философ. Родился в семье академика-филолога Я. К.

Грота. Окончил историко-филологический факультет

Санкт-Петербургского университета, где получил золотую

медаль за сочинение «Опровержение Платона и

пифагорейцев по метафизике Аристотеля». После заграничной

командировки в Германию получил профессорское звание

и работал в Историко-филологическом институте в

Нежине. С 1883 — профессор Новороссийского университета

в Одессе, с 1886 —профессор Московского университета,

где и преподавал философию до конца жизни. Один из

создателей Московского психологического общества,

первый редактор журнала «Вопросы философии и

психологии» (с 1889). В 1879 защитил магистерскую диссертацию

«Психология чувствований», в 1882 —докторскую «К

вопросу о реформе логики». В начале своего философского

развития Гротпозитивист, испытавший влияние идей

Т. Спенсера, отрицательно относившийся к философии

и тяготевший к психологии. Его первые исследования

посвящены психологии сновидений и чувствований. Он

отстаивает даже физиологический подход к психике,

определяя чувствование как субъективную оценку гармонии или

дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и

их накоплением. Психика возникает как интериоризация

внешнего, как переход во внутреннюю деятельность,

движения и волевые усилия того, что затем вновь выражается

во внешнем действии. С позиций психологизма Грот

пытается реформировать логику, которая совпадает у него с

теорией познания, с учением об умственных процессах

(ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция,

дифференциация). Философия чувства привела Грота к

переосмыслению роли метафизики, что совпало с сильным

воздействием на него эстетического пантеизма Д. Бруно.

Грот приходит к идее мировой души, мирового субъекта и

радикальному изменению своих философских взглядов.

Из эволюциониста и психологиста он становится

метафизиком, от позитивистского отрицания метафизики он

переходит к утверждению надэмпирической реальности,

от отрицания свободы воли — к ее защите. В статье «Что

такое метафизика?» (1890) последняя рассматривается как

научный элемент в философии, ее задача — умозрительное

определение абсолютно достоверных и обязательных

качественных отношений опыта, как внутреннего, так и

внешнего, ума и объективной деятельности. Закон однообразия

природы признается критерием истины. Центральным

понятием метафизики Грота является понятие силы,

которое объединяет в себе силы духа и силы материи. Всякая

активная силапорождение духа, материя — проявление

пассивной силы. Развитие последней от природных сил

к единой, силе жизни, а затем к силе сознания приводит

его к утверждению познаваемости духовной силы, причем

познаваемости с помощью эмпирической психологии.

Под влиянием философии А. Шопенгауэра Грот отстаивает

примат «мировой воли», вложенной Богом в природу и

исполненной нравственным содержанием. В статьях о

времени он развертывает концепцию человека как воплощения

мирового разума и одновременно своеобразной

индивидуальности, обладающей сверхвременным бытием.

Соч.: Психология чувствований в ее истории и главных основах.

СПб., 1879—80; К вопросу о реформе логики. 1882; Отношение

философии к науке и искусству. К., 1883; Философия и ее обшие

задачи. СПб., 1904.

Лит.: Н. Я. Грот в очерках, воспоминаниях, письмах… СПб., 1911.

А. П. Огурцов

ГРОФСтанислав (род. 1 июля 1931, Прага) —

чешско-американский врач и ученый, один из основателей

трансперсональной психологии, исследующий необычные

состояния сознания и духовной жизни. С 1956 по 1967 —

практикующий психиатр-клиницист. В 1959 удостаивается

премии Кюффнера — национальной чехословацкой

награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад

в области психиатрии. С 1961 руководил в Чехословакии

исследованиями применения ЛСД и других

психоделических веществ для лечения психических расстройств. С 1967

в США в университете Дж. Хопкинса (Балтимор), с 1969

в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

В 1973—87 в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния), где

разработал технику холотропного дыхания — уникальный

метод психотерапии, самопознания и личностного развития.

Один из основателей Международной трансперсональной

ассоциации (ITA), долгое время был ее президентом. С 1995 —

профессор факультета психологии Калифорнийского

института интегральных исследований. Гроф начал свою

медицинскую карьеру как классический психоаналитик.

Однако исследования применения ЛСД-психотерапии

убедили его в теоретической ограниченности модели

психики, предложенной 3. Фрейдом. Возникшая в результате

этих исследований новая картография психики состоит

из трех областей: 1) личного и биографического

бессознательного (как у Фрейда); 2) трансперсонального

бессознательного (включает в себя и представления К. Г. Юнга

об архетипичном или коллективном бессознательном);

3) перинатального бессознательного, являющегося мостом

между личным и трансперсональным бессознательным.

Гроф подчеркивает, что перинатальное не ограничено

внутриутробной жизнью, но образует всеохватывающую

структуру психодуховной трансформации. Т. о., в картографию

психики Гроф включил области, представленные в

восточных и мистических учениях.

Гроф изучал потенциал необычных состояний сознания,

связанный, как правило, с экстремальными ситуациями

человеческой жизни и переживаниями экстаза,

катастрофы, смерти, духовного преображения; среди этих

состояний он выделил холотропные, или целостные состояния

сознания, обладающие мощным терапевтическим и

обновляющим потенциалом (от \о% — целый и трело —

поворачиваюсь).

Согласно Грофу, эмоциональные и психосоматические

заболевания, в т. ч. психозы, не могут быть адекватно

объяснены, исходя из проблем послеродового развития. В его

исследованиях эти заболевания имеют многоуровневую

структуру, включая в себя перинатальную и

трансперсональную области.

Разработанная Грофом новая, холотропная стратегия в

психотерапии, использующая необычные состояния

сознания, представляет собой важную альтернативу психоте-

561

ГРОЦИЙ

рапевтическим методам различных школ глубинной

психологии, основанным на вербальной коммуникации

между терапевтом и клиентом. Главная цель холотропной

терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное,

высвободить энергию, содержащуюся в эмоциональных

и психосоматических симптомах и трансформировать эти

симптомы в поток переживания.

Соч.: LSD Psychotherapy. Pomona (California), 1980; GrofS., GrofC.

(ed.). Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a

Crisis. Los Ang., 1989; в рус. пер.: За пределами мозга: рождение,

смерть и трансценденция в психотерапии. М, 1994; Области

бессознательного: данные исследований ЛСД. М., 1994; Путешествие

в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы

психотерапии и внутреннего исследования. М., 1995; Человек перед

лицом смерти. Космическая игра: исследование рубежей сознания.

М, 1997 (совместно с Дж. Хэлифакс); Холотропное сознание. М.,

1996; Пути за пределы «это»: трансперсональная перспектива, под

ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М., 1996.

В. В. Майков

ГРОЦИЙ(Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт — 28

августа 1645, Росток) — голландский юрист, ученый и

государственный деятель. Родился в семье бургомистра г.

Делфт и куратора Лейденского .университета. В 11 лет

студент Лейденского университета. После поездки во

Францию стал интересоваться юридическими и

политическими проблемами. В 1601 получает должность

историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607

назначается прокурором провинции Голландия. В 1618

Гроция приговаривают к пожизненному заключению в

замке Ловестайн за его позицию в споре между

провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов.

Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где

в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную

известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli ас Pads,

рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию.

В своем труде Гроций исходит из убеждения, что «мать

естественного права есть сама природа человека», а не воля

Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает

более глубокое содержание, чем у античных и

средневековых мыслителей, определяя «стремление к спокойному и

руководимому собственным разумом общению человека

с себе подобными: т.е. то, что стоики называли «ойкейо-

сис» (приобщение)» (О праве войны и мира. М., 1956, с.

45). Естественное право столь незыблемо, что не может

быть изменено даже самим Богом. «Действительно,

подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не

равнялось четырем, так точно он не может зло по

внутреннему смыслу обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя

принципы естественного права, воля человека создает

право человеческое, которое разделяется на

внутригосударственное и международное (jusgentium). Человеческое право

в отличие от естественного изменчиво; законы

человеческого права и само государство есть результат соглашения.

«Государство есть совершенный союз свободных людей,

заключенный ради соблюдения права и общей пользы»

(там же, с. 74). Т. о., по Гроцию, полная реализация

человека как разумного и общественного существа возможна

только в условиях гражданского порядка, и управление

гражданским обществом столь же необходимо и

естественно, как необходимо и естественно господство разума над

телом. Однако хотя обязанности верховной власти в

государстве и возникают как результат соглашения, реально

они ограничены законами природы и законами

человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими

людям жить в соответствии с нормами справедливости.

Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к

государству, и к верховной власти.

Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в

возникновении либерально-демократической идеологии

эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной

Америке и легли в основу современной теории

международного права.

Jlwr.: Knight W. S. M. The Life and Works of Hugo Grotius. L., 1925;

VreelandH. Hugo Grotius, Little, 1986.

В. Ф. Коровин

ГРЭМ(Graham) Уильям (Билли) (род. 7 ноября 1918,

Шарлотта, США) — баптистский пресвитер и

проповедник в США. Окончил богословский колледж в Кливленде

и Флоридский библейский институт (1940); в 1938 принял

сан пресвитера. Основатель и глава Всемирной

евангелической ассоциации, владеющей многомиллионной

недвижимостью, издательствами, журналами и

радиостанциями. Наследуя традиции ривайвилизма, Грэм регулярно

выступал в громадных аудиториях с театрализованными

религиозными шоу, которые завершались сценами

«второго рождения» присутствующих. Считается, что под

влиянием проповедей Грэма в баптизм обратилось около

10 млн человек во многих странах мира. Его излюбленная

тема — обличение духовной нищеты и

безнравственности, царящей в современном обществе, запугивание

скорым концом света и неизбежностью мук ада, требующей

безотлагательного обращения к Богу. Свой агрессивный

эсхатологизм Грэм подкрепляет ссылками на

демографические и экологические угрозы, вспышку

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн