Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

(мао дунь) отношения. В динамическом плане

взаимопревращения гуа путем трансформации черт в

противоположные отражают все фазы циклического развития

космоса в основополагающей для «Чжоу и» теории

«кругообразных перемен» (чжоу и).

564

«ГУАНЬ-ЦЗЫ»

Квадратное расположение 64 триграмм

в порядке Фуси

*/

III

• ф

III

zr

^

III

*/

Расположение восьми триграмм

в порядке Фуси

ф

III

ф

III

ZZ

*

III

*/

Расположение восьми триграмм

в порядке Вэнь-вана

В эпоху Хань (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.) при посредстве

мистико-натурфилософских построений иньян цзя,

«школы новых текстов», оракуло-апокрифической традиции

общеметодологический потенциал схем гуа был реализован

в максимальном увеличении их онтологических

референтов и координации со всеми другими аналогичными

схемами — прежде всего «пятью элементами» (у сын),

циклическими и зодиакальными знаками, магическими

числовыми фигурами Хэту и Лошу. В сочинении «Лес перемен» («И

линь») Цзяо Яньшоу (1 в. до н. э.) или Цуй Чжуаня (1—2 вв.)

система «Чжоу и» была усложнена до 4096 членов —

корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой

другой. Ян Сюн (1 в. до н. э.— 1 в. н. э.) в «Каноне

Великой тайны» («Тай сюань цзин») предложил

альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой

(шоу — буквально «голова»). Последние состоят из всех

возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды

и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако

система Ян Сюна, возможно, также восходящая к древней

гадательной практике, не смогла конкурировать с системой

гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10—13

вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы

нумерологической философии — учения Шао Юна и Цай Шэня

(12—13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии,

но и науки (особенно астрономии, хронометрии,

топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей

традиционной культуры Китая.

Лит.: Карапетъянц А. М. «Ба гуа» как классификационная

схема.— В сб.: 13-я научная конференция «Общество и государство в

Китае», ч. 1. М, 1982; Зинин С. В. К проблеме построения

гексаграмм «И цзина». — Там же; Карапетъянц А. М. К проблеме

структуры «И цзина». — В сб.: 14-я научная конференция «Общество

и государство в Китае», ч. 1. М., 1983; Зинин С. В. Два принципа

организации гексаграмм «И цзина». — Там же; Он же. Отражение

«И цзина» в «Цзо чжуани» и концепция перемен. — В сб.: 15-я

научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 1.

М., 1984; КобзевА. И. Учение о символах и числах в классической

китайской философии. М., 1994; Шуцкий Ю. К Китайская

классическая «Книга перемен». М., 1997; Sherril W. A., Chu W. К. An

Antology of I Ching. L. etc., 1977.

А. И. Кобзев

«ГУАНЬ-ЦЗЫ» — один из крупнейших древнекитайских

философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов),

объединяющий произведения разных авторов, в

основном 4—3 вв. до н. э., и состоящий из восьми тематических

разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь), из

которых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном

варианте сложился в середине 3 в. до н. э. в академии «Цзися»

(царство Ци), был окончательно сформирован Лю Ся-

ном около 26 до н. э. и впервые напечатан в 13 в. Назван

по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ум. 645 до

н. э.), главного министра царства Ци, прославившегося

своими социально-политическими и экономическими

реформами, которые послужили толчком для развития

теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны,

стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее

на экономику в виде государственного контроля над

ценами и монополии на соль и железо, а с другой — видимо,

первым в Китае выдвинул концепцию управления

страной на основе законов (фа), которым должен следовать

и сам государьзаконотец и мать народа» вместо

традиционной формулы «правительотец и мать народа»).

Авторитет Гуань Чжуна, особенно высокий в его родном

царстве Ци, стал причиной приписывания ему и

объединения в «Гуань-цзы» произведений всех главных

философских школ древнего Китая, представленных в «Цзися».

«Гуань-цзы» сначала квалифицировался как даосский,

а затем как легастский трактат. Последняя точка зрения

закрепилась и ныне доминирует в китайской науке,

распространена в научной литературе других стран. Хотя

адекватное понимание «Гуань-цзы» осложнено плохой

сохранностью текста, нуждающегося в серьезной

реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым

в ряду энциклопедических («эклектических» — цза цзя)

произведений типа «Хуайнань-цзы» и «Люй-ши чунь цю», в

565

ГУГОСЕН-ВИКТОРСКИЙ

которых представлен широкий спектр знаний:

философских, социально-политических, экономических,

исторических, естественнонаучных и др., почерпнутых из учений

различных школ.

Специфику «Гуань-цзы» составляет, во-первых, общая

ориентация на экономическую проблематику, во-вторых,

отражение самых ранних форм синтеза конфуцианских,

даосских и легистских идей с включением отдельных

положений этики мо цзя, эпистемологии мин цзя и

натурфилософии иньян цзя. Концентрированным выражением

этого синтеза является тезис о производности законов

от этико-ритуальных норм (ли — благопристойности) и

их конечной зависимости от дао, «главенствующего [во

всей] тьме вещей». Легистская опора на закон как основу

социальной регуляции совмещена с его конфуцианской

объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках

государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная

обогащать народ, а не казну («закон и есть любовь к народу»,

гл. 6). Даосская трактовкадао какпустотно-бесформенного

и «беспредельного» (гл. 36—38, 49) связана в «Гуань-цзы»

с образом идеального правителя, больше ценящего дао и

законы (или законы дао), чем свое государство (гл. 30).

В главах 36—38 и 49 представлено учение о дао, его

конкретизации («пристанище», шэ) — «благодати» (дэ) и

универсальной субстанции — «пневме» (ци), «эссенциальная»

(цзин) форма которой рождает разум, а высшее духовное

состояние (шэнъ) — всеведение. В человеческом теле роль

государя играет сердце, внутри которого находится

руководящий им психический центр — «сердце сердца» (синь

чжи синь) (гл. 49). Это учение современные исследователи

атрибутируют школе Сун [Цзяня] — Инь [Вэня], на даосской

основе соединявшей конфуцианские и моистские идеи. В

главах 40, 41 содержится учение иньян цзя о силах инь ян,

представляющих собой «великий принцип неба и Земли»,

и «пяти элементах» (у сип), определяющих основные прос

транственно-временные характеристики «пневмы». Глава

39 посвящена Земле и воде — «первоисточникам тьмы

вещей». Вода сопоставлена с дао и названа «кровью и пнев-

мой Земли». Связанный с идеологией «школы

дипломатов» (цзунхэн цзя) ведущий социально-экономический

принцип «Гуань-цзы» — «[установление баланса] легкого и

тяжелого» (цин чжун) — изложен в главах 80—86. Данный

принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска

денег и накопления товаров выражает идею

государственного контроля над экономической жизнью и

представление о законосообразном характере общественного бытия.

«Гуань-цзы» является также ценным источником по

истории китайской протологической (гл. 6) и военной (гл. 17,

27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии

(гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и

географии (гл. 77).

Лит.: Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзи цзяо (Собр.

редакций «Гуань-цзы»), т. 1—2. Пекин, 1956; Штейн В. М.

«Гуань-цзы». Исследование и пер. М., 1959; Древнекитайская

философия, т. 2. М., 1973.

А. И. Кобзев

ГУГОСЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore) (ок.

1096, замок Бланкенбург, Саксония (?) — 11 февраля 1141,

Париж) — средневековый богослов и философ августи-

нианского направления, глава Сен-Викторской школы.

Около 1115 переехал в Париж и вплоть до самой смерти

жил в Сен-Викторском аббатстве, занимаясь (с 1125)

преподаванием. Изложил в энциклопедическом «Дидаскали-

ке» (Didascalicon) обширную образовательную программу,

включавшую свод предписаний о порядке и правилах

чтения. Опираясь на Боэция, Кассиодора и др., делил знание

на теоретическое, практическое, логику и механику.

Научное познание сотворенного мира имеет, по Гуго, лишь

пропедевтическое значение и «находится в услужении» у

богословия, цель которого — умозрительное постижение

Бога-Творца на основе истин Откровения. В сочинении

«О таинствах христианской веры» утверждал, что

первообразы вешей предначертываются волей Творца,

упорядочиваются его мудростью и осуществляются в материальной

вселенной благодаря его всемогуществу. Душа есть

«лучшая часть человека, или скорее сам человек», и потому она

всегда тождественна подлинному Я. Гуго не разрабатывал

сколько-нибудь детально августиновское учение о

внутреннем чувстве, присущем человеку как эмпирическому

субъекту, а отдавал предпочтение экземпляристской концепции

самосознания ума, изложенной Августином в трактате «О

Троице». В качестве основных познавательных

способностей души он рассматривал телесное чувство (sensus), тесно

связанное с воображением (imaginatio), рассудок (ratio),

чья деятельность по образованию общих понятий

описывалась им в соответствии с установками аристотелевской

теории абстракции, и разум (intelligentia), для

характеристики которого он использовал августиновскую доктрину

божественного озарения. В споре об универсалиях

фактически склонялся к умеренному реализму. Ратуя за то, чтобы

неполнота знания о сущности Бога не оправдывала

неведения о его существовании, Гуго наметил контуры

космологического доказательства бытия Бога, но более сильным

аргументом ему представлялся факт осознания субъектом

себя как бестелесного и вместе с тем имеющего начало во

времени, что служит основанием для вывода о наличии

предвечной нематериальной первопричины. Отстаивал

приоритет созерцания (contemplatio) перед рассудочным

мышлением (cogitatio): направляемое свыше восхождение

к Абсолюту идет от раскрытия символического смысла,

заключенного в «книге природы» и особенно в библейских

текстах, к «тайне внутреннего созерцания»,

гарантирующей обретение совершенной любви. В духе христианского

провиденциализма трактовал исторический процесс как

последовательность трех эпох: естественного закона,

писаного закона и благодати. Оказал влияние на Бонавентуру и

других представителей зрелой схоластики.

Соч.: MPL, t. 175—177; Didascalicon. De Studio Legendi, a

critical text by С. H. Buttimer. Wash., 1939; De contemplatione et ejus

speciebus. introduction, texte, traduction et notes par R. Baron. Tournai

etc., 1958; Opera propaedeutica (Practice geometriae. De grammatica.

Epitome Dindimi in philosophiam), ed. R. Baron. Notre Dame, 1966;

в рус. пер.: О созерцании и его видах: о пяти способах познания

Бога, пер., прим. и послесловие М. А. Гарнцева. — В кн.: Знание

за пределами науки. М., 1996, с. 304—314.

Лит.: Baron R. Science et sagesse chez Hugues de Saint-Victor. P., 1957;

Ehlers J. Hugo von St. Viktor. Studien zum Geschichtsdenken und zur

Geschichtsschreibung des 12 Jahrhunderts. Wiesbaden, 1973; Kleins J. P.

The Theory of Knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944;

Schiene H. R. Die Nichtigkeit der Welt. Der philosophische Horizqnt des

Hugo von St. Viktor. Munch., 1961.

M.A. Гарнцев

566

ГУМАНИЗМ

ГУДМЕН(Goodman) Генри Нелсон (род. 7 августа 1906,

Соммервилл, штат Массачусетс, США) — американский

философ и логик. С 1967 г. профессор Гарвардского

университета (с 1967). Разработал систему строгого

номиналистического языка для описания мира. Достоинства

которого видит в том, что он наиболее адекватно

эксплицирует основные логические допущения. Гудмен

критикует логико-математический платонизм за использование

общих понятий типа понятия «класс». Анализируя

понятие «сходство», приходит к выводу о том, что в результате

объективации сходств возникает ошибочное мнение,

будто свойства и качества существуют так же, как и

остальные вещи. Согласно Гудмену, выбор исходных терминов

той или иной системы описания мира определяется чисто

прагматическими соображениями, прежде всего

требованием простоты и удобства. В отличие от близкого ему по

многим вопросам У. Куайна, Гудмен предпочитает в

качестве отправного пункта для описания структуры мира фе-

номеналистический, а не физикалистский язык. Вместе с

тем он рассматривает чувственные данные как результат

рациональной реконструкции и интерпретации. По

Гудмену, сравнение описаний мира с самой «реальностью»

неосуществимо, возможно лишь сравнение одних версий

описания мира с другими. Вместо классического понятия

истины как корреспонденции Гудмен вводит понятие

правильности как соответствия убеждениям и принципам той

или иной системы описания. Гудмен стоит на точке зрения

плюрализма систем, считая, что не только наука и

обыденное знание, но и разновидности искусства (напр., музыка

или абстрактная живопись) представляют собой

допустимые версии описания мира. Эстетический опыт обладает

не только эмоциональным, но и когнитивным

содержанием. Искусство, как и наука, считает Гудмен, способствует

общему прогрессу понимания и знания. В области

формальной логики Гудмен занимается построением экстен-

сионалистской теории значения как теории референции

для решения проблемы синонимии. Гудмен исследует роль

диспозиционных предикатов в нашем описании мира,

формулирует «парадокс подтверждения»,

свидетельствующий о том, что отношение подтверждения не имеет

точного дедуктивного характера. Предпочтение применения

некоторого предиката (например, предиката «зеленый»

предикату-монстру «зелубой», образованному в результате

слияния «зеленого» и «голубого», по отношению к такому

объекту, как изумруд) в новых случаях объясняется его

регулярным и успешным применением в прошлом. Гудмен

осуществляет экспликацию фундаментальных принципов

для построения индуктивной логики. В этой связи также

интересуется

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн