Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Вишну

олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива —

тамаса) и многих мифологем и оказало заметное влияние

на всю индуистскую ментальность.

В. К. Шохин

ГУРВИЧ(Gurwitsch) Арон (17 января 1901, Вильно — 25

июня 1973, Цюрих) — немецко-американский философ,

историк науки, социолог, представитель феноменологии.

Учился в Берлине, Франкфурте, Геттингене, ассистент

М. Гайгера. Испытал влияние неокантианства (Э. Кассирер)

и гештальт-психологии. С 1933 — ассистент в Сорбонне

(Институт истории науки), с 1940 — в США. С 1959 —

профессор в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк).

Отправляясь от идей Э. Гуссерля, развил своеобразный «неэ-

гологический» вариант феноменологии сознания: в отличие

от Гуссерля, Гурвич считал, что нет особого

«трансцендентального сознания» (чистого Ego), можно говорить только о

«трансцендентальной функции» сознания. Сознание едино,

однако его уникальной характеристикой является

«двусмысленность» (ambiguity), делающая возможным

сосуществование естественной и трансцендентной установок.

Трансцендентальное «поле сознания», конституирующее предметность,

исследуется феноменологией. При этом натуралистический

традиционно-психологический подход к сознанию не

отрицается феноменологическим, но сосуществует с ним.

571

ГУС

В социологии Гурвич опирался на заимствованное у

М. Шелера понятие среды (Milieu) как совокупности того,

что «переживается человеком непосредственно в

противоположность тому, что объективно воздействует на

него» («Die mitmenschlichen Begegnungen in der

Milieuwelt». В.—N. Y., 1977, S. 86). Совокупность

индивидуально значимых «сред» образует социальный мир (Milieu —

welt) — функциональное единство устойчивых структур

человеческих взаимодействий.

Оказал значительное воздействие на развитие

феноменологии в США, а также (наряду с А. Шюцем) на

становление и развитие феноменологической социологии.

Соч.: The Field of Consciousness. Pittsburg, 1964; Studies in

Phenomenology and Psychology. Evanston, 1966; Phenomenology

and the Theory of Science. Evanston, 1974; Leibniz: Philosophie

des Panlogismus. В., 1974.

Лит.: Metraux A. Aron Gurwitchs Non-egological Conception of

Consciousness.—«Research in Phenomenology», 1975, № 5;

Sozialitat und Intersubjektivitat. Phanomenologische Perspektiven der

Sozialwissenschatten in Umkreis von A. Gurwitsch und A. Schutz.

Munch., 1983.

Л. Г. Ионин

ГУС(Hus) Ян (1370, местечко Гусинец в Богемии — 6 июля

1415, Констанца, сожжен) — чешский религиозный

реформатор. Образование получил в Пражском университете,

где в 1394 ему была присвоена степень магистра

«свободных искусств». В 1401 становится деканом теологического

факультета, а затем (до 1403) — ректором университета

в Праге. В 1402 был назначен проповедником при

Вифлеемской часовне, свою задачу видел в призыве

чешского народа к благочестивой жизни и в обличении нравов

духовенства. В университете Ян Гус познакомился с

сочинениями Дж. Уиклифа, оказавшими на него большое

влияние: в отличие от Англии, где работы Уиклифа были

осуждены в начале 15 в., в Праге они пользовались

большой популярностью. Не все взгляды Уиклифа Гус разделял

(в частности, им отрицалась идея о транссубстанциации,

пресуществлении); его внимание было в большей степени

сосредоточено на церковно-политических вопросах.

Наиболее приемлемыми для него были аргументы Уиклифа к

проведению церковных реформ (прежде всего сокращение

церковной власти в пользу светской). Также как и Уиклиф,

Гус был сторонником предестинационизма и выступал

против церкви, присвоившей себе право отлучения

еретиков — ведь только Богу, в конечном итоге, известно,

насколько грешен человек, и только Он предопределяет

праведников ко спасению. Папская схизма, начавшаяся с 1378,

привела к обострению отношений между королевской и

церковной властью в Чехии; Пражский университет встал

на сторону короля. В 1409 Ян Гус вновьректор

университета в результате изменений устава и ухода из

университета немецких профессоров и студентов. 1412 год был

отмечен резким выступлением Гуса против продажи

индульгенций, сопровождавшимся народными выступлениями;

по просьбе короля он покинул Прагу. Два следующих года

ознаменованы большой литературной активностью Гуса:

он написал ряд трактатов, в т. ч. по-чешски, самый

известный из которых «De ecclesia» («О церкви»). По настоянию

короля Сигизмунда в 1414 Гус прибыл в Констанц, где был

арестован. В 1415 собор осудил учение Уиклифа, а вместе

с ним — и «его последователя» Яна Гуса.

Последователи Гуса, гуситы, продолжили его дело: их

выступления привели к возникновению в Европе гуситского

движения, а впоследствии — к гуситским войнам,

продолжавшимся 11 лет. Вслед за Уиклифом Ян Гус считается

предшественником Реформации.

Соч.: Послания магистра Яна Гуса. М., 1903.

Лит.: Серебрянский Н. Ян Гус, его жизнь и учение. Псков, 1915;

Кратохвил М. В. Ян Гус. М., 1959; Matthew Spinka. John Hus’

Concept of the Church, 1966.

О. В. Голова

ГУССЕРЛЬ(Husserl) Эдмунд (8 апреля 1859, Просниц

— 27 апреля 1938, Фрейбург в Брейсгау) — немецкий

философ, создатель современной феноменологии как

особого типа философии и как философского направления.

Учился (с 1876 по 1887) математике, физике,

философии в Лейпциге, Берлине, Вене и Галле. В 1882 защитил

диссертацию по математике «Очерки по теории

исчисления вероятностей» у К. Вейерштрасса и стал его

ассистентом. Под влиянием прослушанных в Вене лекций

Ф. Брентано увлекся философией и решил сделать ее

про-фессиональным делом своей жизни. В 1886 Гуссерль

по совету Брентано отправился к его ученику К. Штупфу

в Галле, где написал и защитил габилитационную

диссертацию «О понятии числа». Доцент в Галле (1887—1901),

с 1901 — экстраординарный профессор в Геттингене,

с 1916 — ординариус во Фрайбурге; с этой должности

в 1928 Гуссерль ушел в отставку. При нацизме подвергся

дискриминации как выходец из еврейской семьи.

Идеи Гуссерля постоянно уточнялись и

модифицировались. Содержание основных этапов развития идей

Гуссерля и его главные сочинения: 1) увлечение психологизмом,

попытка вывести понятия числа, единства, множества из

психологически истолкованных процессов человеческого

сознания («Философия арифметики. Психологические и

логические исследования», 1891 — из задуманных двух

томов был написан и опубликован только первый); в конце

1890-х гг. — разочарование в психологизме, что отразилось

в рецензиях на сочинения по логике; 2) разработка

замысла «чистой логики» как наукоучения и первого проекта

феноменологии («Логические исследования», 2 т., 1900—01);

3) уточнение и дальнейшая разработка феноменологии как

учения о «чистом сознании» и его феноменах, о

пространстве и времени, о феноменологической редукции и других

процедурах феноменологического методаПять лекций по

феноменологии», 1905; Husserliana, «Гуссерлиана», — собр.

соч. Гуссерля, сокращенно: Hua, Bd II, Den Haag, 1950;

«К феноменологии внутреннего сознания времени»,

лекции 1904—05, опубликованные Хайдеггером в 1928, — Hua,

Bd IX, 1966; лекции «Вещь и пространство», 1907, — Hua,

Bd XVI, 1973; антинатуралистическая, сциентистская

программа в статье «Философия как строгая наука»; главное

сочинение этого периода — «Идеи к чистой

феноменологии и феноменологической философии» — Hua, Bd III,

1976, к которым в «Гуссерлиане» тематически примыкают

Идеи II — Hua, Bd IV, 1952, и Идеи III — Hua, Bd V, 1953);

4) уточнение проекта феноменологии — с разработкой

нового обоснования логики («Формальная и

трансцендентальная логика», 1929 (Hua, Bd XVII, 1974); «Опыт и

суждение. Исследование к генеалогии логики» (6 Aufl. Hamb.,

1985), вместе с концепцией трансцендентального Ego (эго-

логия) и его конститутивных проблем, обработкой «поля

572

ГУТТЕН

трансцендентального опыта», проблем

трансцендентальной субъективности («Картезианские размышления»,

«Парижские доклады», 1929, — Hua, Bd 1,1950 и примыкающие

к ним рукописи 1920—30-х гг., частично опубликованные в

разных томах «Гуссерлианы»); 5) разработка теории кризиса

европейских наук, теории жизненного мира, конституирова-

ния (Konstitution), в т. ч. социального мира, проблематика

философии истории (неоконченное сочинение «Кризис

европейских наук и трансцендентальная феноменология», 1936 —

Hua, Bd VI, 1956), а также тематические разработки,

представленные в рукописных материалах «Гуссерлианы» (тема

интерсубъективности — Hua, Bd XIV—XV, 1973; лекции по

этике и учению о ценностях — Hua, Bd XXVIII, 1988).

Основной вклад Гуссерля в философию и есть создание

и разработка феноменологии как оригинального

варианта учения о методе, теории познания и сознания,

опирающегося (вопреки заявленным Гуссерлем

требованиям «беспредпосылочности» философии и ее очищения

от предрассудков) на методологические предпосылки,

главная из которых — трансцендентальный идеализм.

Несмотря на изменчивость феноменологии, ее много-

темье, разноплановость, на наличие множества боковых

ответвлений, известную фрагментарность разработок,

ее можно рассматривать как относительно целостное и

систематическое учение, объединяющее различные

аспекты и повороты исследования. Методологический

аспект связан с разработкой и применением к различным

темам подготовительных процедур феноменологической

редукции и собственно операций феноменологического

метода, состоящих в оригинальном синтезировании

интуиции, созерцания особого рода как «усмотрения

сущности» и «чистого», сущностного описания, в

осуществлении интенционального анализа (см. Интенционалъ-

ность), т.е. вычленения интенциональных предметностей

(ноэма) и их «чистого» исследования в пересечении с

актами сознания (ноэзис). Гносеологический аспект

попытка Гуссерля объединить тяготеющий к логике

анализ логических сущностей как всеобщих идеальных

предметностей, а также предметностей самого

различного типа с динамическим процессуальным подходом

к теории познания («динамическая феноменоология»).

Оригинальность гуссерлевского синтеза — в попытке

добавить в этот и без того необычный сплав также и

ингредиенты, ранее анализировавшиеся только в психологии

(«переживания» — Erlebnisse), избегая при этом уклонов

в эмпирический психологизм (движение к «чистому»

переживанию). Онтологические и метафизические

аспекты (ими Гуссерль вначале пренебрегал, но затем широко

включил в феноменологическое поле исследования)

состояли в стремлении специально проработать тему конс-

титуирования (Konstitution), т.е. «творения» сознанием

широкоохватных целостностей — таких, как мир в целом,

вещи мира, бытие как таковое и различные «регионы»

бытия. Социально-философские, ценностно-этические,

философско-исторические аспекты, выступившие на

первый план в поздних работах Гуссерля под влиянием

драматических событий 1920—30-х гг., — это подробная

проработка таких тем, как кризис европейского человечества,

жизненный мир и его исторические a priori, «телос»

всемирной истории и т. д.

Гуссерль принадлежит к числу классиков философии 20 в.

Он оставил обширное, в т. ч. еще не опубликованное

наследие — в частности, благодаря многолетней практике

скрупулезной обработки с помощью ряда учеников

рукописных материалов к лекциям и книгам, которые

собраны, классифицированы, открыты для исследования в

европейских архивах (в Лувене, Кельне, Фрайбурге). Эти

материалы постоянно публикуются благодаря огромной

работе ряда исследовательских центров и

квалифицированных экспертов (издание многотомной Гуссерлианы,

серии Phaemenologica, ряда периодических изданий в

разных странах Европы, Америки, Азии). Влияние

Гуссерля на философию 20 в. весьма глубоко и ощущается в

постоянном существовании феноменологии как

направления, или философского движения.

Соч.: Логические исследования, т. 1. СПб., 1909; Философия как

строгая наука. — «Логос», 1911, кн. 1; Собр. соч., т. 1.

Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

Лит.: Гайденко П. 77. Проблема интенциональности у Гуссерля и

экзистенциалистская категория трансцендентальности. — В кн.:

Современный экзистенциализм. М., 1966; КакабадзеЗ. М.

Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная

феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси, 1966; Мотрошилова Я. В.

Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1967;

Она же. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной

философии».— В кн.: Философия Канта и современность. М., 1974;

Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической

философии. М., 1988; Зотов А. Ф. Ранний Гуссерль и формирование

феноменологического движения в европейской философии. —

«Логос», 1991, № 2; Антология феноменологической философии

в России. М., 1998; Breda 77. L. van, Taminiaux J. Edmund Husserl.

1859-1959. Den Haag, 1959, Lapoinie E Edmund Husserl and His

Critics. An International Bibliography (1894—1979). Bowling Green,

1980; Bernet R., Kern J., Marbach E. Edmund Husserl. Darstellung

seines Denkens. Hamb., 1989; Husserliana. Dokumente. Bd 1 (Husserl —

Chronik). Den Haag, 1977; Edmund Husserl zum Gedachtnis. Zwei

Reden von Ludwig Landgrebe und Jan Patocka. Prag, 1938; Motroshi-

lova N. Delineation and Analysis of Objectivities in Edmund Husseri’s

Phenomenology (based on «Logical Investigations». Vol. II). — Analecta

Husserliana, Bd XXVIL См. также лит. к ст. Феноменология.

Н. Б. Мотрошилова

ГУТТЕН(von Hutten) Ульрих фон (21 апреля 1488, замок

Штекельберг близ Фульды, Германия — 29 августа 1523,

о. Уфнау на Цюрихском озере, Швейцария) — немецкий

гуманист. Потомок старинного дворянского рода, воспитывался

в монастырской школе в Фульде, учился в университетах

Кельна, Эрфурта, Ростока и др., а также в Павии и Болонье.

В 1512—17 в Италии Гуттен был нетипичным для

немецкого рыцарства поборником гуманистического просвещения

и пропагандистом античного наследия, одним из главных

создателей «Писем темных людей» (Epistolae obscurorum

virorum, 1515—17), сатиры на невежество, аморальность и

нетерпимость к инакомыслию монахов и теологов. В своей

поэзии, речах и диалогах (стихотворение «Никто» — Nemo,

1518; диалог «Фортуна» — Fortuna, 1519), как и в обширной

переписке Гуттен восхвалял могущество разума человека,

его волевую активность, выступал за свободу слова и

независимость светской культуры от церковной цензуры, против

засилия авторитетов схоластики. В занятиях науками видел

путь к нравственному совершенствованию личности.

Накануне и в начальный период

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн