Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Реформации Гуттен

стал крупнейшим политическим публицистом страны

и одним из основных выразителей формировавшегося

немецкого национального самосознания. Он призывал

573

ГУТЬЕРРЕС

к освобождению Германии от поборов и власти Рима и

централизации страны. Резко критикуя церковную

иерархию во главе с папой, Гуттен впервые опубликовал

трактата. Баллы о подложности «Константинова дара» и

антиримские документы по истории Германии. В 1519—20 он

решительно поддержал Лютера, но выступил с

собственной программой действий. В борьбе против папства и

духовных князей призывал к объединению сил оппозиции,

союзу дворянства и городов, к открытой войне с Римом,

надеясь на усиление в этом случае роли рыцарства и

возрождение моши империи (диалоги «Лихорадка II», «Ва-

диск, или Римская троица», «Разбойники» — Febris II,

Vadiscus, Praedones, 1519—20). Эти политические планы

Гуттена провалились, как и его утопические расчеты на

успех восстания части рыцарства в 1522—23. Он был

вынужден бежать в Швейцарию, где вскоре умер.

Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia, vol. 1—7. Lipsiae, 1859—70;

в рус пер.: Письма темных людей. М.-Л., 1935; Диалоги.

Публицистика. Письма. М., 1959.

Лит.: Володарский В. М. Ульрих фон Гулен в зарубежной

историографии 20 в. — В кн.: Культура Возрождения XVI века. М., 1997;

Kalkoff Р. Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1929; Holborn Я.

Ulrich von Hutten and the German Reformation. L., 1937; Bernstein E.

Ulrich von Hutten. Reinbeck bei Hamburg, 1938; Штраус Д Ф. Ульрих

фон Гуттен. СПб., 1896.

В. М. Володарский

ГУТЬЕРРЕС(Gutierres) Густаво (род. 1928, Лима, Перу) —

перуанский католический священник, теолог. Изучал

психологию в Лувенском университете (Бельгия), теологию в

Лионском, стажировался в Мюнстерском у профессора

теологии И. Б. Метца, основателя «политической

теологии». В настоящее время Гутьеррес — профессор теологии

в Католическом университете г. Лимы. Он заслужил

репутацию одного из наиболее авторитетных

представителей латиноамериканской теологии освобождения,

радикального направления в теологии, получившего свое

развитие в 1970—80-х гт. 20 в. На идеи Гутьерреса большое

влияние оказали взгляды представителей европейских

радикальных теологии, таких, как «политическая

теология», «теология революции», «теология надежды», персо-

налистская доктрина Ш. Мунье и марксизм, который он

считал важным инструментом для познания социальной

действительности и разработки путей ее

преобразования. Гутьеррес пересмотрел традиционную для

христианства трактовку предмета теологии, ее задач и методов.

Вся предшествующая христианская теология, считает

он, была идеологией господствующих классов, а в

современном мире нужна теология, наполненная

конкретным социально-политическим содержанием. История

место самореализации человека, и Царство Божие

создается «здесь» и «сейчас».

В своей первой программной работе «Ктеологии

освобождения» (Hacia una teologia de la liberacion),

опубликованной в 1969 в Монтевидео, Гутьеррес подверг критике

господствующую в то время в Латинской Америке идею

«развития» и обрисовал свое понимание идеи «теологии

освобождения», как соединения теологии, достижений

социальных наук и социальной практики,

выявляющей интересы широких народных масс. Самая крупная

его работа — «Теология освобождения» (Teologia de la

liberacion, 1971) переведена на основные европейские

языки, много раз переиздавалась и оказала заметное влияние

не только на латиноамериканскую, но и на

теологическую мысль Европы, Азии и Африки.

Соч.: Apuntes para una teologia de la liberacion. Lima, 1970;

Liberacion: opcion de la iglesia en la decada del 70. Bogota, 1970; Teologoia

de la liberacion. Salamanca, 1973; Aus der eigenen Quelle trinken.

Munch.- Mainz, 1986.

3. А. Заритовская

ГХОШ(Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта —

5 декабря 1950, Пондишери) — индийский религиозный

философ и поэт, политический деятель, создатель т. н.

«интегральной веданты». В 1905—10 — активный

участник антиколониального движения, один из лидеров

радикального крыла в Индийском национальном

конгрессе. В 1910 отошел от непосредственного участия в

политической жизни, переехал в Пондишери. В 1926

(совместно с француженкой М. Ришар) основал

религиозную общину, члены которой до настоящего времени

пропагандируют его идеи. В дальнейшем Гхош разрабатывал

т. н. пурна-йогу, призванную синтезировать различные

виды йогической практики.

Основные философские труды: «Божественная жизнь»

(1914—16); «Идея человеческого единства» (1915—18)

«Психология социального развития» (1916—18, позднейшее

название «Цикл человеческой истории»). «Интегральная

веданта» была задумана как попытка преодоления

«односторонних» подходов к пониманию человека, среди которых

Гхош выделял прежде всего «аскетический спиритуализм»

(учение Шанкары) и материализм (преимущественно в

его вульгарной разновидности, трактующей сознание как

«эпифеномен»). Называя оба подхода историческими

«тупиками» мысли, Гхош претендовал на преодоление обоих

односторонностей, признавая значимость как духовкой, так

и материальной стороны человека. Гхош исходил из

допущения двух противоположно направленных, но неразрывно

связанных процессов — инволюции и эволюции. Исходный

пункт инволюции — неопределенный (ниргуна) Брахман,

трактуемый, в отличие от адвайта-веданты, как

динамическое, а не статическое начало. Обладая способностью к

самопроявлению, самоограничению и самопоглощению,

Брахман порождает мир, нисходя через «сверхразум»,

«верховный разум», «разум» и «жизнь» к «материи» как к

крайнему пункту мирового отчуждения. В дальнейшем начинается

противоположный процессэволюция как восхождение

от «материи» к «жизни» и «разуму». Он завершается «суп-

раментализацией», нисхождением «сверхразума» в низшую

сферу бытия и превращением человечества в

«сверхчеловечество», совокупность «гностических существ»,

наделенных телесным бессмертием. «Супраментализированная

материя» оказывается вознесенной на высший виток

эволюционной спирали, так что этот процесс уже не

обращается вспять. Усвоение Гхошем идеи необратимого развития

существенно отличает его концепцию как от классической

веданты, так и от предшествующих неоведантистских

учений (Вивекананда). Критикуя эволюционизм Г Спенсера,

выдвигая ряд идей, перекликающихся с европейской

диалектической традицией, Гхош в то же время утверждал, что

борьба противоположностей — лишь «слепой механизм»

развития, его «первое», а не последнее слово (в конце

концов «любовь вытесняет борьбу» и из-за «слепого механиз-

574

гюйо

ма» выступает подлинная движущая сила — «сверхразум»).

Спиритуализм концепции Гхоша сказывается и в том, что

преодоление противоречий современной западной

цивилизации мыслится им через преобразование сознания

отдельных индивидов (посредством пурна-йоги).

Ряд современных исследователей философии Гхоша

разделяют мнение Тейяра де Шардена о сходстве его

собственного учения об эволюции с учением Гхоша. Сходство это

связано, с тем, что оба мыслителя стремятся согласовать

современные представления об эволюции со

спиритуалистическими традициями. Идеи Гхоша пользуются большим

влиянием в современной Индии.

Соч.: Sri Aurobindo Birle centenary library, v. 1-30. Pondicheny, 1972.

Лит.: Косшюненко В. С. Интегральная веданта (критический

анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970.

В. С. Косшюненко

ГЭ У(кит., буквально — выверение вещей, а также

постижение вещей, изучение объектов, классификация

предметов) — основополагающий термин китайской гносеоп-

раксиологии. Гэ у —одно из 8 «основоположений» (тяо му)

первой книги конфуцианского Четверокнижия «Да сюэ»

(5—3 вв. до н. э.), т.е. гл. 42/39 «Ли цзи», связанное прежде

всего со следующим «основоположением» — «чжи чжи»:

«доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выве-

рении вещей». Древнейший комментатор текста Чжэн

Сюань (127—200) определил «гэ» как «привлечение»,

подразумевая адекватную реакцию «вещей»,

уподобленных им «делам», т.е. всех объективных явлений, на

правильное знание. С превращением в неоконфуцианстве

«Да сюэ» в самостоятельное произведение, первое в Чет-

верокнижии, особое значение приобрел и термин «гэ у».

Чэн //интерпретировал его с помощью тезиса «Чжоу и»

об «истощающем [исследовании] принципов» (цюн ли).

Чжу Си развил и канонизировал эту интерпретацию.

Воспользовавшись определением «гэ» как «достижения»

в каноническом словаре «Эр я» («Приближение к

классике», 3—2 вв. до н. э.), он отождествил гэ у с постижением

заключенных в «делах и вещах» принципов (ли). Его

главный оппонент в неоконфуцианстве ВанЯнмин предложил

понимать «гэ» как «выправление» (чжэн), имея в виду

правильное отношение к «вешам» (у), которые в свою

очередь сводились к делам, а те — прежде всего к

помыслам, заключенным в «собственном сердце» (шэнь синь) и

направленным на «усовершенствование своей личности»

(сю шэнь).

В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжуси-

анства, так и янминизма на первый план выдвинулось

истолкование гэ у в качестве практического отношения к

вещам, по выражению Янь Юаня (1635—1704), их «выве-

рения руками» (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим

термином стали обозначаться западные естественные науки, в

современном языке он имеет значение «естествознание,

природоведение».

Лит.: Кобзев А. К Учение Ван Янмина и классическая китайская

философия. М., 1983; Lau D. A Note on Ke Wu. — «Bulletin of the

School of Oriental and African Studies», 1967, v. 30.

А. И. Кобзев

ГЭ ХУН[283, уезд Цзюйжун (современная провинция

Цзянсу) — 343 или 363] — один из первых китайских

«алхимиков» — систематизаторов духовных практик, целью

которых было достижение адептом индивидуального

телесного бессмертия. Родился в семье, многие представители

которой занимали важные государственные посты в

царстве У. В молодости успешно участвовал в боевых действиях

против мятежников, но затем служил неохотно и

стремился оставить военную карьеру. Прослышав, что на юге, в

Цзяочжи добывают киноварь (даньша), необходимую для

алхимических занятий, он добился назначения главой

уезда Гоулоу и до конца жизни оставался на юге, в Гуанчжоу.

Основным произведением Гэ Хуна считается «Баопу-цзы»,

трактат, заглавие которого происходит от прозвища автора—

«Объявший простоту мудрец». Текст описывает способы

регулирования индивидуальных циклов жизненной

энергии ци-пневмы с целью их «включения» в

общекосмический цикл с помощью снадобий, известных под именем

«эликсира бессмертия» (дань) — «философского камня»

китайских алхимиков. Трактат свидетельствует о

глубоких познаниях автора в различных науках. «Баопу-цзы»

подразделяется на «внешние» и «внутренние» главы,

первые из которых считаются более ранними. Во

«внутренних» главах провозглашается приоритет даосизма по

отношению к конфуцианству («даосская наукакорень,

конфуцианская — кончики веток»), важность веры в

«астрологическую» судьбу (су мин) и необходимость любви к

«сокровенному» (сюань). Последнее трактуется как высшая

реальность, исследование и познание которой возможно

при помощи духовных практик, в частности — «хранения

единого» (шоу и). Аналогичные способы упоминаются уже

у Лао-цзы («Дао дэ цзин», 39),Чжуан-цзы («Чжуан-цзы»,

12) и Лю Аня («Хуайнань-цзы», 14), однако Гэ Хун различает

«хранение сокровенного единого» и «хранение

подлинного единого». Совершенствование в «хранении единого и

сохранении подлинного» (шоу и цунь чжэнь) в конечном

счете приобщает адепта к знанию божеств-предков, после

чего он становится «настоящим человеком», недоступным

ни для свирепых зверей на суше, ни для зловредных

драконов в воде. Его сторонятся неприкаянные духи, ему не

страшно даже направленное на него оружие («Баопу-цзы»,

18). Достижению этого состояния также способствует

употребление «великого снадобья из золота и киновари»,

которое, орошая «киноварные поля» в теле адепта, приближает

его к телесному бессмертию. «Баопу-цзы» приводит

рецептуру изготовления алхимического золота (сернистой

ртути) из реальгара, описывает процесс получения свинцовых

белил и других химических соединений. Специалисты по

китайской медицине считают, что Гэ Хун внес

существенный вклад в методы распознавания и лечения

инфекционных заболеваний. Его наследие внимательно изучается

историками традиционной науки Китая.

Г. А. Ткаченко

ГЮЙО(Guyau) Жан-Мари (28 октября 1854, Лаваль — 31

марта 1888, Ментон) — французский

философ-спиритуалист, исследователь проблем этики и эстетики.

Приемный сын А. Фулье, рано проявил интерес к проблемам

философии и морали; в 19 лет получил почетную премию

от Академии моральных и политических наук за работу,

посвященную истории утилитаристских взглядов в

морали от Эпикура до современных философов; с 1874

преподавал философию в парижском лицее Кондорсе. Тяжелое

заболевание заставило оставить начатую

преподавательскую карьеру и переселиться сначала в Италию, а затем в

Прованс, где он и умер от туберкулеза в возрасте 33 лет.

575

гюйо

В центре философии Гюйо — идея жизни как

фундаментального принципа всех философских

ценностей, основы и движущей силы человеческого бытия.

Этико-эстетический витализм Гюйо близок философии

жизни: человеком управляет слепая, морально

индифферентная жизненная сила, происходящая из скрытых

глубин его бытия; ей свойственна постоянно

возрастающая интенсивность. «Сознание является разлагающей

силой», поскольку может «при помощи ясности анализа

разрушать все то, что накоплено неясным синтезом

наследственности» («Esquisse d’une morale sans l’obligation ni

sanction». P., 1885, p. 245). Цель морали — восстановление

гармонии между рефлексией и спонтанностью, мораль

способна выполнить эту задачу, поскольку «наиболее

интенсивная и наиболее экстенсивная жизнь» объединяет в

себе эгоизм и альтруизм. Эгоизм для Гюйо — это мутация

жизни, поэтому долг каждого человека соотносим с

жизненной энергией этого человека.

Прекрасное, по мнению Гюйо, есть все то, что усиливает

нашу жизненную силу. Эстетическое переживание носит

общественный характер, так искусство пытается

возвеличить индивидуальную жизнь, чтобы позволить ей

соприкоснуться с всеобщей жизнью («Искусство с

социологической точки зрения» — L’art au point de vue sociologique. P.,

1889; рус. пер. 1900).

В своей последней работе «Иррелигиозность будущего»

(Irreligion de l’avenir.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн