Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

поста

главного редактора в 1758 стал следствием общественного

скандала после публикации в 7-м томе ст. Д’Аламбера

«Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и

религиозность женевских граждан и пасторов жестокости

и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том,

что театры способствуют формированию нравственности,

вызвала резкий простеет РуссоПисьмо к Д’Аламберу о

зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям

цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая

после 1758 руководить физико-математическим отделом

«Энциклопедии», Д’Аламбер написап для нее ряд статей

по математике.

Философские взгляды Д’Аламбера изложены в работах

«Элементы философии» (L’Essai sur les elements de

philosophie… 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук»

(вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер.

1910). Вслед за Ф. Бэконом Д’Аламбер хотел представить

наиболее полную классификацию наук, основывающуюся

на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с

качественно однородной материей Д’Аламбер признавал

нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся

в духовной деятельности человека; ощущения зависят от

воздействия этого духовного начала, составляющего суть

человеческого Я. Отрицая возможность проникновения

мыслью в сущность вещей, свое сомнение он

распространял и на существование Бога. Философские взгляды

Д’Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его

знаменитой трилогии («Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Сон

Д’Аламбера», «Продолжение разговора»). Политические

убеждения Д’Аламбера были умеренными: он выступал

против феодально-сословной иерархии и в защиту

«справедливой» собственности представителей третьего

сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию,

состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен

ею на роль воспитателя наследника Павла.

Д’Аламбер внес серьезный вклад в развитие

фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе

с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили

основания математической физики. Ему принадлежат

классические работы по теории движения жидкости, задаче трех

тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по

теории музыки и др. В механике стремился обойтись без

понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический

привкус». Математические работы Д’Аламбера основаны на

принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему

ближе всего подойти к современному пониманию предела.

Д’Аламбер был почетным секретарем Французской

академии, Академии наук и большинства научных академий

Европы.

Соч.: Oeuvres completes, t. 1—5. P., 1821—22; Traite de l’equilibre et

du mouvement des fluides. P., 1944; Динамика. M.—Л., 1950.

Лит.: Литвинова Е. Ф. Д’Аламбер. Его жизнь и научная

деятельность. СПб., 1891 ; Вилейтнер Г. История математики от Декарта до

середины XIX столетия. М., 1966; Добровольский В. А. Д’Аламбер.

М., 1968; Briggs J. M. D’Alembert: Mechanics, Matter and Morals.

N. Y, 1962.

71 Б. Длугач

ДАМАСКИЙ(Даишткюс) (ок. 462, Дамаск — после 538) —

философ-платоник, последний схоларх (диадох) Афинской

школы. Принадлежал к привилегированному

социальному слою, что было обычно для интеллектуалов-язычников

поздней античности. Учился риторике в Александрии под

руководством Теона и потом (по хронологии Р. Асмуса и

Л. Вестеринка) несколько лет преподавал ее в Афинах

(ок. 482/483—491/492). Был вхож в кружки платоников

в Александрии (вдова Гермия Эдесия, ее сыновья

Аммоний и Гелиодор, Асклепиодот, Исидор и др.) и в Афинах,

где он еше застал Прокла. Под влиянием Исидора

постепенно оставляет преподавание риторики и обращается к

философии; изучает математику у Марина и слушает

лекции по философии Зенодота. Исидору Дамаский обязан

диалектической искушенностью, у Гелиодора и Аммония

изучает Платона и астрономию Птолемея. С Исидором

Дамаский совершает восьмимесячное путешествие по

Сирии вдали от христианизированных городов.

При Дамаский происходит последний расцвет Афинской

школы: его комментарии не только свидетельствуют о

высоком уровне преподавания, но и предполагают очень

высокий уровень слушателей. В 529, после эдикта

императора Юстиниана, Дамаский был вынужден

прекратить преподавание и в кон. 531 с шестью платониками,

«высшим цветом философов» (по замечанию Агафия, из

чьей «Истории» известен этот эпизод — II 28—32 Key-

del), он отправляется из Афин ко двору персидского царя

Хосрова I (восшедшего на трон 13 сентября 531), чьим

покровительством пользуется до кон. 532, когда Хосров,

заключив «вечный мир» с Юстинианом, добился для

философов-язычников разрешения находиться в пределах

Византийской империи, не подвергаясь преследованиям

за свои убеждения (по версии М. Тардье, поддержанной

И. Адо, к Хосрову отправился один Дамаский, который

и добился внесения соответствующей статьи в текст

мирного договора). Относящаяся к 538 надгробная плита из

Эмесы (в Сирии) с эпиграммой, которую Палатинская

антология (VIII 533) приписывает философу Дамаскию

(«Прежде Зосима была рабой одному только телу; но и

от тела теперь освободилась она»), — последнее

хронологическое указание, относящееся к Дамаскию.

579

ДАМАСКИЙ

Дамаский комментировал сочинения Аристотеля:

«Категории» (предположение Л. Вестеринка на основе Simpl. In

Cat., 9, 4-13, 26), «Физику» (ср. SimpL In Phys. 601-645,

773—800; где приводятся фрагменты трактата «О числе,

месте и времени»), «О небе» (важнейшие рукописи

комментария к трактату «О небе», изданному Хайбергом в

CAG VII под именем Симпликия, атрибутируют первую

книгу Дамаскию), « Метеорологи ку» (Philop. In Meteor. 44,

21—36), — хотя нельзя сказать, были ли у Дамаския

записанные комментарии к этим текстам. Дамаский толковал

Платона: «Алкивиада I» (ссылки у Олимпиодора In Ale. I,

из которых видно критическое отношение Дамаския к

толкованию Прокла), «Федра», «Софиста», «Тимея»,

«Государство», «Законы» (ссылки в дошедших сочинениях

самого Дамаския), «Федона» (дошла серия записанных

слушателями толкований, восходящая к двум курсам Дамаския,

посвященным этому диалогу), «Филеба» (дошла серия

толкований, записанная слушателем второго курса), « Парме —

нида» (текст дошел без толкования первой предпосылки);

помимо этого Дамаский толковал «Халдейские оракулы»,

т.е. восстановил всю систему преподавания философии в

Афинской школе. Трактат «О первых началах»

(отсутствует заключительная часть) представляет собой разработку

иерархии бытия, восходящего к сверхбытийному началу,

в жанре «затруднений и разрешений»; «Жизнь Исидора»

— разросшийся в «философскую историю» (Суда)

традиционный энкомий учителю, ценнейший источник

сведений о философской жизни Александрии и Афин с кон. 4 в.,

известный по выдержкам в Библиотеке Фотия и в словаре

Суда; «О невероятном» — собрание историй о чудесных

явлениях в 4 книгах, известное по заметке Фотия.

Как в трактате «О первых началах», так и в комментариях

Дамаский стремился выявить принцип построения иерархии

универсума и дать ее детальное изложение. Одна из

основных мыслей Дамаския — невозможность показать, почему

и как. низшее происходит от высшего. О высшем начале мы

не можем сказать ничего, что относилось бы к нему самому,

а не к нашим догадкам и предположениям. Следует признать

абсолютную невыразимость первого начала, единственное

представление о нем можно было бы составить по аналогии

с первым членом триады «пребывание-исхождение-возвра-

щение» (но при этом вся триада в целом уже должна быть

его проявлением); само оно — как не исходящее (ourpouov) —

могло бы быть названо пребывающим, но исшедшее от

него также следует признать пребывающим («О первых

началах», 1 129, 16—26). Исходящее от него — первое, о чем

мы можем что-то сказать, — есть единство трех ипостасей

(xpeic аихагшоотааец): единого-многого, многого-единого

и объединенного; это объединенное, которое есть бытие,

или сущность, как неразличимое смешение единства и

множества можно назвать единственным сыном,

первейшим из всех порождений (II 55, 1—5). Но его бытие не есть

ни бытие как полнота всех родов (ср. Плотин), ни бытие как

одна из категорий платоновского «Софиста» (II 56, 15—18),

потому что все это — в более низкой сфере. Это проявление

невыразимого первоначала есть простое бытие всех сущих,

единое всех многих и объединенное всех разделенных (II

58, 6—9). Как таковое оно есть первое умопостигаемое и

первый член триады «бытиежизнь — ум».

При рассмотрении сферы ума Дамаский в основном

следует Проклу. Но концепция души — вполне оригинальна.

Дамаский развивает ее в ходе толкования 3-й предпосылки

«Парменида». В отличие от Плотина, который признавал

субстанциальное единство отдельных душ с мировой

душой, и от Ямвлиха, учившего о разрядах душ, по-разному

причастных мировой душе, существенно меняющейся

при переходе от сферы бытия к становлению, Дамаский

считал, что индивидуальная человеческая душа, оставаясь

нумерически единой и в этом смысле тождественной себе,

есть единственная сущность, вольная изменить себя самое,

т.е. обладающая не только самодвижностью, но и

самоопределением в пределах данного ей вида бытия (eiooc ttjc

urcapCecoc), и в этом смысле она является центральным

звеном всей иерархии универсума.

Вполне оригинально у Дамаския толкование «Парменида»:

в отличие от Плутарха, Сиряана и Прокла до известной

степени возвращаясь к Амелию, Порфирню и Ямвлиху, он

считал, что реальность иерархически устроенного бытия

отражают не только первые пять предпосылок, но и

последние четыре.

Оригинальны также концепция места (отличаемого от

положения, которое изменяется при движении) как

неотделимой от тела и определяющей его силы, дающей телу его

собственную структуру и его включенность в структуру

телесного в целом; и концепция времени, соотнесенного с

местом, но определяющего не сосуществование тел, а

обеспечивающего всю упорядоченную последовательность их

изменений, будучи всякий миг всецелой проявленностью

прошлого, настоящего и будущего и тем самым являясь

моментом «вечности» в становлении. Сочинения Дамаския

практически не были известны в Средние века, но

вызывают интерес в эпоху Возрождения: в библиотеке Виссариона

Никейского был трактат «О первых началах» и комментарий

к «Пармениду» (Marc. gr. 246); многочисленные копии этих

текстов появляются вплоть до 17 в. В 19 в. Дамаский

излагается в общих руководствах В. Г. Теннемана (1812), Ж.Симона

(1845), Е. Вашро (1346), Эд. Целлера (1852). Современное

представление о Дамаский складывается на основе

издания «Первых начал» Ш.-Э. Рюэля, реконструкции «Жизни

Исидора» в трудах Р. Асмуса, Р. Анри и Кл. Цинцена, новых

изданий Л. Вестеринка и французских переводов «Первых

начал» М.-К. Гальперина и Ж. Комбеса.

Тексты и переводы: Dubitationes et solutiones de primis principiis. —

Platonis Parmenidem, ed. Ch.-E. Ruelle, vol. 1-2. P., 1889-99 (repr.

Bruxelles, 1964); Lectures on Philebus wrongly attributed to Olympiodorus,

ed. by L. G. Westerink. Amst., 1959; Vitae Isidori reliquiae, ed. C. Zintzen.

Hildesheim, 1971; The Greek Commentaries on Plato’s Phaedo, vol. II:

Damascius.Amst.—Oxf.—N.Y., 1977; SamburskiS. The concept of Place in

Late Neoplatonism, texts with transi., introd. and notes. Jerusalem, 1982,

p. 83—95 (фрагменты трактата «О числе, месте и времени»); Traite des

premiers principes, texte et. par L. G. Westerink et trad, par I Combes,

vol. I—III. P., 1986—91; Des premiers principes. Aporie et resolutions, trad, par

M.-Cl.Galperine. Lagrasse, 1987; Commentaire du Parmenide de Platon,

texte et. par L. G. Westerink et trad, par J. Combes, 1.1—II. P., 1997.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века,

кн. 2. М., 1988, с. 339-367; Ruelle Ch.-E. Le philosophe

Damascus. P., 1861 ; Steel С. G. The changing self. A study on the soul in later

Neoplatonism: Jamblichus, Damascius and Priscianus. Brux., 1978.

p. 77—119; Tardieu M. Les paysages reliques. Routes et haltes syriennes

D’Isidore a Simplicius. Louvain — P., 1990 (стр. 19—69: о

сирийском путешествии Дамаския и Исидора); Hoffmann Ph. Damascius,

«Dictionnaire des philosophes antiques», t. 2. P., 1994, p. 541—593;

Brisson L. Damascius et l’Orphisme. — Orphee et l’Orphisme dans

l’Antiquite greco-romaine. Aldershot, 1995.

Ю. А. Шичалин

580

ДАМОН

ДАММИТ(Dummett) Майкл Энтони Эрдли (род. 17 июня

1925, Лондон) — британский аналитический философ и

логик. Учился в Оксфорде, с 1950 по 1979 преподавал в

Бирмингемском и Оксфордском университетах. С 1979

занимает должность профессора логики в Оксфорде.

Наибольшее влияние на формирование взглядов Даммта

оказали философские идеи Фреге и позднего

Витгенштейна, интуционистская философия математики и

неопрагматизм Куайна. Главная область исследований

Даммита — философия языка, которой он приписывает роль

интегрирующего центра в философии. Философия языка

лежит в основе метафизики: только изучив язык, мы

можем познать мир и только через анализ языка мы можем

анализировать мышление. По мнению Даммита, первым

осознал ключевую роль философии языка Фреге,

поэтому аналитическую философию следует кратко определять

как «постфрегевскую». В двух крупных работах — «Фреге»

(Frege, 1973) и «Интерпретация философии Фреге» (The

Interpretation of Frege’s Philosophy, 1981) — Даммит

критически перерабатывает теорию значения Фреге. Вслед за

Витгенштейном он подчеркивает, что язык служит не

только для выражения мысли, язык — это прежде всего

социальное явление и его главная функция

коммуникативная. Центральную задачу философии языка Даммит видит

в создании систематической теории значения. В

принципах этой теории в явном виде

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн