Чистота и правила личной гигиены мусульманина. Чистота и опрятность – характерные черты Ислама. Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) еще 1400 лет тому назад так сильно повлияли на невежественных, темных и нечистоплотных жителей Аравийского полуострова, что они поднялись на самую высокую ступень человеческого развития. В Коране говорится: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (2:222), а также: «О, вы, верующие, когда вы собираетесь совершить намаз, вымойте ваши лица и руки, включая и локти, проведите мокрыми руками по голове и вымойте ноги, включая лодыжки» (5:6) и «Когда вы осквернены, очищайте свои тела» (5:6). В хадисах также сказано: «Чистота – это половина имана» (Муслим). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так, чтобы вас можно было различить среди людей». Мусульманин, также отмечается в другом хадисе, должен выделяться в толпе как родинка на лице. Поэтому увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил свое неудовольствие: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд). Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари и Муслимом). Более того, он повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить в чистоте одежду, и не реже, чем через каждые сорок дней, очищать от волосяного покрова подмышки и область в районе половых органов. Еще в хадисах говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и умащайтесь благовониями». В этой связи передано, что когда однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?» «Да», - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (Насаи). Также рассказывают, что когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, со взъерошенными волосами, в запыленной одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту» (Байхаки и Баззар) или «Ключ к намазу - это чистота» (Тирмизи). Наряду с этим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ухаживать и за своими волосами. Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к нему. Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик). Суть такого внимания Ислама к вопросам гигиены заключается в следующем: 1. Чистота – неотъемлемая часть естественной и здоровой природы человека. 2. Соблюдая чистоту, человек сохраняет достоинство, силу и праведность. Чистый, опрятный человек привлекает людей, вызывает у них симпатию, что способствуют укреплению Ислама и формирует здоровую атмосферу в обществе. 3. Чистота - залог здоровья. Большинство болезней люди приобретают из-за несоблюдения гигиены. В этой связи Ислам особенно требует, чтобы мусульмане мыли руки и полоскали рот, как перед едой, так и после употребления пищи. 4. Человеку свойственно представать перед вышестоящим начальством в чистом, опрятном виде. Это же должно быть характерно, но гораздо более сильнее, учитывая то, что мы постоянно пребываем перед взором Аллаха. Нельзя забывать, что Создатель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусульманину следует изучить правила гигиены и соблюдать их в повседневной жизни. Необходимо ухаживать за своим телом. Пророк (мир ему и благословение) регулярно мыл и расчесывал свои волосы и велел другим поступать так же. Кроме того, он говорил, что тот, у кого есть волосы, должен относиться к ним уважительно. Также следует очищать уши во время омовения и в других необходимых случаях, удаляя нечистоты с видимых его частей. Также надо убирать серу из ушной раковины. Последнее особенно желательно делать после купания. Прочищать нос следует, набрав воду в нос и прополоскав его. При сморкании надо использовать левую руку, отвернувшись от людей в левую сторону. Нежелательно сморкаться и очищать горло, стоя или сидя в сторону Киблы. Нечистоты, которые накапливаются на зубах, у десен следует убирать, используя зубную пасту и мисвак. Чистить зубы последним следует перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершением намаза, при дурном запахе изо рта и т.д. Бороду также следует регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама. Для того, чтобы убрать нечистоты, накапливаемые под ногтями и в складках пальцев рук, необходимо регулярно мыть руки и подстригать ногти. Необходимо приучить себя очищать тело от пыли и пота, накапливающихся в результате работы. Нельзя идти к людям с неприятным запахом. Особенно возбраняется совершать в таком виде намаз, стоять перед Всевышним Аллахом. Как мы упоминали выше, в Коране есть аят, в котором говорится, что Всевышний любит чистоплотных верующих. Отсюда становится понятно, что Аллах не любит грязных, нечистоплотных людей. Поэтому следует купаться хотя бы раз в неделю, особенно желательно совершать полное омовение всего тела в пятницу. Кроме того, на теле человека есть четыре места, в которых следует удалять или подправлять волосы. Волосы на голове. Их разрешается подстригать, брить наголо, но можно и отращивать, если аккуратно ухаживать за ними, содержать их в чистоте и посещать парикмахера время от времени. Но нельзя частью сбрить, а частью оставить – это запрещено. Усы. Не одобряется отращивать длинные усы, особенно не одобряется оставлять усы неподстриженными, чтобы при употреблении пищи жир оставался на усах. Полагается подстригать усы так, чтобы видна была линия над верхними губами. В целом, желательно, как можно больше укорачивать усы или вовсе сбрить их. Волосы в подмышках. Их следует удалять не реже, чем через каждые сорок дней. Оставлять на этом месте волосы более этого возбраняется. Кому трудно выщипывать волосы из подмышек, тот может их сбривать, главное - это соблюдение гигиены. Считается сунной удалять волосы сначала с правой стороны, а потом с - левой. Волосы в области аурата. Их тоже следует сбривать не реже, чем через каждые сорок дней. Имам Навави разъяснил, что в данном случае в аурат входят волосы над детородным органом и в области заднего прохода. Удалять волосы с обоих мест следует путем бритья или с помощью крема для удаления волос. Нанави говорит, что это служит укреплению супружеских отношений. Также необходимо ухаживать за ногтями. Считается сунной подстригать их в каждую пятницу. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О, Абу Хурейра, ты подрезай свои ногти, ибо на длинных ногтях сидит шайтан». Передают, что Пророк (мир ему и благословение) даже отказывался принимать тех, у кого под ногтями была грязь. Последовательность подрезания ногтей следующая: начинать следует с указательного пальца правой руки и идти до мизинца. Затем нужно подстричь ноготь большого пальца. Что касается ногтей пальцев ног, то их следует подстригать, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги. После подстригания ногтей пальцы желательно вымыть и совершить омовение. К гигиене относится и обрезание пуповины. Ее следует обрезать сразу же после рождения ребенка. Пупок желательно оставить длиной равный толщине четырех пальцев, не короче. Это же касается и крайней плоти мужского полового органа. Обрезание считается по мнению некоторых ученых обязательным, а, согласно другим, - желательным. В любом случае – это крайне важное предписание. Помимо прочего, мусульманин обязан следить за своей бородой. Большинство богословов утверждают, что начисто сбривать бороду запрещено. Имам же Навави и Рафии пишут, что это только неодобряемое действие. Но все ученые согласны, что необходимо оставлять хотя бы небольшую щетину. Запрещается также окрашивать седую бороду в черный цвет и выщипывать седые волосы из бороды. Но чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам Газали пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени», а самая низкая ступень – это о чем написано выше, т.е. правила элементарной личной гигиены, соблюдение которых является также поклонением и заслуживает награду Всевышнего. Вторая же ступень – очищение тела от грехов и приучение их к служению Аллаху, третья – заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверных, плохих нравов. А четвертая ступень – это очищение таинства, скрытого в сердце. Иными словами, необходимо отказаться от всех мыслей, которые не приближают к Аллаху, и в каждый миг находиться в состоянии любви к Богу, думать о Всевышнем с благоговением, направив все помыслы к тому, что приближает раба к Нему. Эти ступени постижения чистоты также надо иметь в виду, понимая взаимосвязь внутреннего и внешнего в Исламе. В этой связи ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием.