1586
Левша (ирл.)
1587
И узрел я поток, из храма истекающий с правой стороны. Аллилуйя (лат.)
1588
(весьма громко). И все они пришли к потоку тому (лат.)
1589
(торжествующе). И были они спасены (лат.)
1590
дама прекрасная и безжалостная (франц.)
1591
к богине, веселящей юность мою (лат.)
1592
Lynx, рысь (лат.)
1593
северное сияние (лат.)
1594
Добрый вечер, сеньорита Бланка, как называется эта улица? (исп.)
1595
1596
1597
Забилось ли сильней твое сердце? (итал.); вариация фразы из дуэта «Дай руку мне, красотка»)
1598
встречи (франц.)
1599
1600
«Гарриоун» – ирл. баллада.
1601
Лев свирепый (лат.)
1602
состав преступления (лат.)
1603
первым делом (лат.)
1604
искаж. Nomine… Vobiscum – имя… с вами (лат.)
1605
Дщери Иерусалимские! черна я, но красива (древнеевр.;Песн. 1, 4)
1606
кому выгодно (лат.)
1607
Сто Тысяч Приветствий (ирл.)
1608
Как Прекрасен Царь Твой, Израиль (древнеевр.). Ср. Числ 24, 5
1609
Все обеты (древнеевр.), одна из главных иудейских молитв-песнопений
1610
Радость великую возвещаю вам. У нас есть палач (лат.)
1611
Счастливые Узы (лат.)
1612
умирающие тебя приветствуют (лат.)
1613
при исправленном написании первых трех слов: sgeui i mbarr, фраза означает: история, высосанная из пальца, что повозка без лошади (искаж.ирл.)
1614
нетронутая девственница (лат.)
1615
еврейская вонь (лат.)
1616
Золотой нос (итал.), Золотой палец (англ.), Златоуст (греч.), Позолоченная рука (франц.), Серебряная улыбка (англ.), Сам серебряный (нем.), Ртуть (франц.), Весь серебряный (греч.)
1617
вот родословие Леопольда (лат.)
1618
Weiss, Schwarz – белый, черный (нем.)
1619
Vingt-et-unieme – двадцать первый (франц.)
1620
…и нарекут имя Ему: Еммануил (лат. Ис. 7, 14)
1621
отхлестать (африкаанс.)
1622
Ефод – верхняя одежда иудейского первосвященника (Исх 28, 6 и др.).
1623
И понесет он грехи… – Азазель – козел отпущения, Лев 16, 7-11;
1624
Мицраим – имя одного из сыновей Хама (Быт 10, 6), ставшее ветхозаветным названием Египта.
1625
Велиал – одно из имен Сатаны в Ветхом завете; Лемляйн из Истрии – евр.проповедник в Истрии (на Восточном Адриатическом побережье), в 1502 г. объявивший себя Мессией бен Иосифом; Абулафия (1240 – ок.1291) – исп.еврей, также объявивший себя Мессией.
1626
Злой пастырь – в противоположность доброму пастырю, Христу.
1627
Не плачьте обо мне, дщери Эрина – ср. Лк 23, 28.
1628
Винцент О’Брайен – ирл. композитор и дирижер, в 1898-1902 гг. руководитель дублинского хора Палестрины.
1629
Блум… в старой шапчонке… – пародируется типовой образ ирл.крестьянина на сцене ирл. театра, как в старых драмах Дайона Бусико, так и в новых постановках Театра Аббатства.
1630
Чудище с зелеными глазами – ревность, см. «Отелло», III. 3.
1631
Тайный наставник – Четвертая ступень в масонстве шотл. обряда. Знак тайного наставника – масонский знак: предупреждение об опасности для души или духа.
1632
Праведник упадет семь раз – Притч 24, 16.
1633
Бенедетто Марчелло (1686-1739) – итал. композитор, положивший на музыку первые 50 псалмов Давида; Обряд отдохновенье поэта – фраза из заметок к «Портрету»; древний гимн Деметре – пятый Гомеров гимн (VII в. до н.э.), предположительно, связанный с Элевсинскими мистериями; галдеж… перед алтарем… Цереры – об этом гимне (рим. Церера соответствует греч.Деметре); наводка Давида – стоящее в начале ряда псалмов указание: «Начальнику хора».
1634
Небеса проповедуют славу Божию (лат.), Пс. 18, 2
1635
но, черт побери (франц.)
1636
passe Прожигайте жизнь. Надо же почувствовать молодость (франц.)
1637
Жидогрек это грекожид – отголоски разговоров о теории «эллинского» и «иудейского» типов культуры Мэтью Арнольда; смерть – высшая форма жизни – в ранней статье «Джеймс Кларенс Мэнген» (1902) Джойс писал: «Смерть – прекраснейшая форма жизни». Эта фраза вызвала усиленные насмешки, когда он читал свою статью в дублинском Литературно-историческом обществе; однако она – только парафраз строки Гауптмана в переведенной Джойсом пьесе «Михаэль Кремер»: «Смерть – мягчайшая форма жизни». Ты как нарочно запоминаешь… – в «Портрете художника» Линч выслушивает теоретические рассуждения Стивена.
1638
«Град Священный» (1892) – протестантский гимн С.Адамса на слова Ф.Уэзерли; упоминается в заметках Джойса как символ деградации духовной музыки.
1639
То, что идет на край света… – в теме о музыке у Стивена намечается, а здесь достигает ясности важный, парадигматический образ, лежащий в основе модели мира позднего Джойса: образ циклического развития, мыслимого как достижение «наибольшего возможного интервала… совместимого с финальным возвращением». Здесь образ прилагается к начатой в «Сцилле и Харибде» теме о реализации личности: человек должен «идти на край света», максимально удалиться от себя, чтобы стать собою – как всеединством своих дел и творений, как «все во всем» (другая важная парадигма мировой мысли, парадигма всеединства). В целом, циклическая модель Джойса связана с Вико, и образ «пересечения с самим собой» восходит к главе о Вико в «Эстетике» Кроче (ч. II). Очевидным образом, она близка также и парадигме одиссеи – дальнего странствия и возвращения к своему исконному. Для «Цирцеи» же, которая построена на принципе перестановки внутренней и внешней реальности, важен другой аспект модели: реализация личности, полнота ее самовыражения есть достижение тождества человека и всего, им содеянного: всеединство как тождество внутренней и внешней реальности – идея, восходящая к Плотину. С напряженьем сумев выразить эту важную вещь, Стивен недаром ставит в конце Ессо! – в средневековых диспутах оно употреблялось в смысле «окончательная формулировка».
1640
Вот! (итал.)
1641
Время, времена и полвремени – Откр 12, 14.
1642
Он грядет! Это я! Человек, который смеется! Первобытный человек! (франц.) Человек, который смеется – название романа В.Гюго (1869).
1643
Дамы и господа, делайте ваши ставки! (франц.)
1644
Ставки сделаны! (франц.)
1645
Ставки больше не принимаются! (франц.)
1646
Иерусалим! Отвори… – из гимна «Град Священный».
1647
Канату, протянутому из зенита в надир… – этот образ, как и вся сцена «светопреставления», отсылают к апокалипсическим картинам Блейка в поэме «Мильтон».
1648
Мэнская Тренога – треножник, служащий атрибутом бога Мананаана, а отсюда и эмблемой острова Мэн.
1649
Кто нам спляшет… – из шотл. народной песни.
1650
Илия… – еще одна стилистическая пародия на проповеди «возрожденных христиан». Креолка Сью – название амер. песни. Скажи мамаше, что будешь там – вариация названия амер. народной песни. Флорри Христос – в некоторых сектах «возрожденные» брали себе фамилию Христос. Будь на стороне ангелов.
1651
Будь призмой – вариации двух выражений Дизраэли. В 1864 г. он выступил против учения Дарвина и сказал, в частности: «Вопрос стоит так: человек обезьяна или ангел? Я на стороне ангелов». В 1849 г. в одной из речей он сказал: «Человек всегда смотрит на мир сквозь цветную призму своей собственной атмосферы». Роберт Ингерсолл (1839-1899) – амер. юрист, оратор, проповедник ценностей Евангелия и науки.
1652
Монморанси – знатный фр. род, выходцы из которого издавна жили в Дублине.
1653
Хилан – может быть или не быть «Хиланом из «Экспресса» в эп. 8.
1654
Бульджон – Джон Буль, т.е. Англия; барнум – цирк Барнума был так известен, что фамилия владельца стала почти синонимом цирка вообще.
1655
То, что причастно красоте – начало поэмы Китса «Эндимион» (1818).
1656
Фонарь у Эглинтона, возможно, намекает на Диогена, искавшего с фонарем «человека»; Тандераджи – городок в графстве Арма.
1657
Оллав… – придание Расселу облика Мананаана, возможно, связано с тем, что он появлялся в роли Мананаана в своей пьесе «Дейрдре» в 1902 г. Аум!…
1658
Ма! – теории А.Э. включали и мистическое корнесловие, связь звуков и слогов с космическими и духовными силами; но вся серия у Джойса как будто не несет единого смысла. Ради примера: Ма связывается с мышлением; Mop – с концом, смертью; Люб – с вожделением, и т.д.; поймандр Гермеса Трисмегиста – первый из так наз. герметических трактатов – цикла текстов I-III вв., приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (Триждывеличайшему), поздней ипостаси Гермеса, в которой он отождествлялся с егип. Тотом, богом письма, книг, мудрости. «Поймандр» (пастырь мужей, греч.), описывающий восхождение души к Богу через семь планетных сфер, активно использовался в теософии и оккультизме. Пунарджанам – в теософии, духовное рождение; Шакти – женское божество в индуизме, жена Шивы: культ женского начала ассоциировался с левою стороной, мужского – с правой. Я свет усадьбе – ср. «Я свет миру», Ин 8, 12; здесь и далее также намек на газету Рассела «Айриш хомстед» («Ирландская усадьба») и на его аграрную деятельность.
1659
Рука иудиного скелета душит свет – гашение света – Иудино деяние, коль скоро Иуда предал «свет миру», Христа. Отсюда – древний церковный обряд на Западе: «в пятницу, в знак предания Христа на смерть, тушат все свечи… в некоторых церквах тушат их восковой рукою – рукой Иуды». (Л.П.Карсавин). К этому обряду и отсылает Джойс.
1660
Липоти Вираг – дедушка Блума: базиликограммат – вариация «иерограммата», священнокнижника в Др.Египте, символизировавшего священную природу письма и выступавшего в ритуальных шествиях с чернильницей и пером; отсюда же и псхент – егип. корона. Египетский колорит Вирага связан с тем, что для Джойса, в духе общих представлений его эпохи, Египет ассоциируется с тайноведением и книжностью, носитель которых для Блума – Вираг.
1661
царь букв (греч.)
1662
дедушка (идиш.)
1663
Гофер – дерево, из которого был построен Ноев ковчег, Быт 6, 14.
1664
Слышно, как у меня трещат мозги? – медиум миссис Леонора Пайпер, пользовавшаяся известностью с 1890-х годов и до Мировой войны, возвращаясь из транса, нервически дергала головой и спрашивала: «Вам не слышно, как у меня трещат мозги?» Руальдус Колумбус (1516-1560) – итал. анатом, полагавший, что он первым открыл клитор. Приколумбь ее: колумба – голубь (лат.). Хо-хо, она пойдет скакать! – название мюзик-холльной песенки.
1665
Как ты счастлив – из «Оперы нищих» (1728) Джона Гэя.
1666
Ликоподий – растение, используемое в ряде лекарств.
1667
аргумент от женщины (лат.), вариация формулы «аргумент от человека» в логике
1668
Розмарин – растение, символически означающее память, воспоминания.
1669
Разлапушник – растение, экстракт которого используется как возбуждающее средство; к болгарам и баскам – у них женский наряд включал шаровары, напоминая мужское платье.
1670
Нашей эры – по евр. летоисчислению, 5550 год соответствует 1789 г. от Р.Х.; ложка меду… уксуса – вариация поговорки «на мед налетит больше мух, чем на уксус»; неадаптируемый глаз – Вираг прав: насекомые летят на свет, не привлекаясь, а ослепляясь им, в силу неадаптируемостй их зрения.
1671
Устрицы и трюфли считались повышающими половую потенцию; Шутник… в его гляделке – из оперетты Гилберта и Салливена «Терпение» (1881).
1672
Элефантулиазис – такой автор неведом, но есть слово «элефантиазис» (болезнь лимфатической системы) и имя Элефантис (др.-греч. поэтесса, автор несохранившихся эротических поэм).
1673
Вот прекрасный цветок… – из оперы «Маритана».
1674
Я наполнил чрево… свиньи – слова блудного сына, Лк 15, 16; Можно подумать, что этот – у Стивена мелькает мысль об отцовской роли Блума по отношению к нему.
1675
Подумайте. Вы все разрушили (итал.)
1676
Кто петь умеет, да не поет – начало пословицы; окончание: «того надо заставить петь».
1677
Фшшл Трезв и Филип Пьян – на Западе стало пословичным выражение из древнего анекдота о Филиппе Македонском, отце Александра: будучи пьян, он вынес несправедливое решение по делу одной женщины, и та сказала, что подаст жалобу «Филиппу трезвому на Филиппа пьяного»; протрезвев, Филипп изменил решение.
1678
У Мойры, у Дарчетта – трактиры,