1679
жизнь моя, я тебя люблю (греч.) Зоэ му сас спаю – эпиграф и строка-рефрен стихотворения Байрона «Афинская дева» (1810, 1812).
1680
Дух бодр, плоть же немощна» – Мф 26, 41.
1681
«Священник, женщина и исповедальня» – как и «Почему я порвал…», книга Чарльза Чиникви; он осуждал в ней католический обряд исповеди.
1682
Бес Флибертиджиббет – один из мелких бесов, см. «Король Лир», III, 4.
1683
лингам, йони, ядгана – мужской половой орган, женский половой орган, ягодицы (санскрит)
1684
Проклятые гои! (идиш)
1685
missing
1686
Культ Иуды Искариота ставился на место культа Христа сектой каинитов (II в.), которые, по утверждениям, обладали «Евангелием от Иуды». Иакх – Вакх, Дионис; как «страдающий бог» традиционно сближался с Христом. Ливийский евнух – я вполне согласен с Гиффордом, что скорее должно стоять «лидийский евнух», т.е. ересиарх II в. Монтан, аскет и экстатический проповедник, который в «Искушении» Флобера фигурирует рядом с каинитами и Иудой и подчеркнуто именуется евнухом. Отродье шлюхи. Апокалипсис – Иисус сближается не со Христом, а с Антихристом.
1687
Мэри… подхватила… от Голубка – пародия на историю рождества Христа.
1688
Мечников привил человекообразным обезьянам сифилис в 1904 г.
1689
Локомоторная атаксия – расстройство двигательного аппарата; с учетом схем Джойса, реплика – бессознательное, медиумичное выражение скрытой сути совершающегося.
1690
Пантер, римский центурион был отцом Иисуса, по одной из версий противников христиан, упоминаемой и отвергаемой Оригеном (III в.) в сочинении «Против Цельса» (в иудейском антихристианском тексте «Легенда о повешенном» (рус. пер. Иерусалим, 1985) – Иосиф Пандера). У Джойса он скорее всего, из Флобера, где упоминается вслед за Монтаном, и там же говорится, что мать Иисуса – «торговка благовониями». Он ей порвал… – в древности и Средневековье было распространено представление о том, что зачатие Христа, совершившееся чрез Слово Божие, следует считать происшедшим через ухо Марии.
1691
1692
Мятежная арфа за спиной у него – из стихотворения «Юный певец» Т.Мура.
1693
Антисфена, собачьего мудреца – Антисфен был киником, т.е. «собачьим» (греч.).
1694
Монах ордена штопора – так себя называли члены кружка дублинской интеллектуальной элиты в XVIII в., куда входил, в частности, Дж.Ф.Каррэн (эп. 7 и прим.).
1695
Семь карликов… подглядывая под него – деталь из Флобера, где она относится к шлейфу царицы Савской.
1696
Консервио попался… – домашний стишок в детстве Джойса; он приведен в заметках к образу «папульки» (домашнее имя Джона Джойса) в «Портрете», со словами: «Стихи, которые он (отец – С.Х.) декламирует чаще всего».
1697
Селезень бедный – вариация строк из ирл. баллады «Селезень Нелли флаэрти».
1698
Унесет мое сердце к тебе… – из песни «Южные ветры» (эп. 8). Эту же песню отец героя напевает в «Герое Стивене».
1699
Тофтова карусель – на базаре Майрас, см. выше.
1700
Свешали – герой популярного романа «Трильби» (1894) Джорджа Дю Морье (1834-1896), обладавший демонической и гипнотической силой.
1701
Минин Хок (1852-1929) – амер. певица, знаменитая исполнительница роли Кармен.
1702
Да. Нет. – В некоторых рукописях Джойса реакция Блума еще более смешана: «На. Дет.».
1703
Властное создание… – в нижеследующей мазохистской сцене автор идет далее «Венеры в мехах», опираясь отчасти на собственную психологию (как показывают письма к Норе), отчасти же на знаменитую «Сексуальную психопатию» (1886) Р.Крафт-Эбинга, где введен термин «мазохизм» и указано на связь явления с другими находимыми в сцене уклонениями (фетишизм ног, одежды, копрофилия).
1704
Царя Давида с сунамитянкой – 3 Цар 1, 1-4.
1705
Напрасно я отдал талисман – Гомерово соответствие: Улисс – Блум на время утратил защитное средство – и покоряется Цирцее.
1706
Юности любовная мечта – название стихотворения Т.Мура.
1707
Клайд-роуд – улица в богатом квартале Дублина.
1708
Руки-Крюки – название и прозвище главного героя повести (1842) Чарльза Ливера.
1709
В позе образцового мастера – ритуал возведения масона в степень мастера включал простирание ниц.
1710
Гамаши горца… тирольская шляпа – наружность и костюм Белло отсылают к австро-славянскому колориту и героям «Венеры в мехах»; ниже многочисленные соответствия с этим романом не отмечаются.
1711
Нубийский раб – клише, типовой черный раб всегда «нубийский» (Нубия, в Судане, с древности – источник рабов).
1712
«Газету трактирщиков с патентом.» в заметках к «Портрету» читает отец Стивена.
1713
Я вижу, Китинга Клея… три четверти – сведения из номера «Ивнинг телеграф» за 16 июня.
1714
На приз Эклипса – скачки 16 июня на острове Уайт.
1715
Крепко бздит – звучное испускание ветров как возбуждающий элемент – тема писем Джойса к Норе от 2, 6, 8 и 9 декабря 1909 г. Данный мотив у Джойса неоднократно подвергался психоаналитическому истолкованию; наиболее полное рассмотрение его дано в докторской диссертации Ж.-М.Рабате «Критическое прочтение Германа Броха, Джеймса Джойса и Эзры Паунда», защищенной в Сорбонне в 1980 г.
1716
Для Алисы – поскольку речь о превращениях, то возможна аллюзия на Алису Льюиса Кэрролла.
1717
Лани Даремо – из слов Моцартова дуэта La ci darem.
1718
офранцуженный Блумов псевдоним «Генри Флауэр»
1719
Играл… роль в пьесе «Наоборот» (1883) по роману Френсиса Ансти (псевдоним Томаса Гатри, 1854-1936) сам Джойс в школьной постановке; но, в отличие от Блума, не женскую, а весьма мужскую роль, грозного директора школы. См. «Портрет», гл. II.
1720
Клянусь ослом Дорена – «Осел Дорена» – ирл. баллада о герое, спьяна принявшем осла за свою возлюбленную.
1721
Черная церковь – протестантская церковь в Дублине, из черного камня.
1722
Польди Кок – каламбур из Поль де Кока (эп. 4), Ларри носорог – Ларри О’Рурк (эп. 4).
1723
Наша общая вера – Блум апеллирует к иудейству Беллы (неочевидному, ибо у нее фамилия мужа); Плизентс-стрит – улица в районе Западной Ломбард-стрит, где Джойс поместил все евр. окружение Блума (см. эп. 4).
1724
Этим кольцом я беру тебя – из обряда венчания.
1725
Греческая осанка – термин фр. моды, появившийся с 1860-х гг., вместе с высокими каблуками в стиле Людовика XV; также – название эстрадной песенки, которую исполнял артист в женском платье.
1726
Спал пластом в Сонной Пещере – как и в эп. 13, смешение двух новелл Вашингтона Ирвинга.
1727
Хегарти – согласно эп. 17, девичья фамилия бабки Блума по матери.
1728
Клянись! – голос Призрака в «Гамлете», I, 5.
1729
Слетаешь в ад и обратно – у Гомера Цирцея наделяет Улисса указаниями, как посетить Аид (X, 513-540).
1730
Стена плача – остаток древней храмовой стены, одна из главных иудейских святынь в Иерусалиме, место траурных и покаянных молений; в Дублине – прозвание места в порту, где прощались с эмигрирующими. М.Шуломовиц… кантор – число лиц, с Блумом, равно 10: минимум, требуемый для моления у Стены плача; все названные – евр. жители в районе Западной Ломбард-стрит, женщина Минш – пародийный элемент, Абраму Абрамовицу дано Блумово имя; цветов нет – и не должно быть, по евр. обряду.
1731
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (древнеевр.); иудейская молитва «Шема», Втор 6, 4
1732
Пулафука – водопад в живописной местности к югу от Дублина.
1733
Доналд Тернболл… Джек Мередит – соученики Блума – реальные дублинцы, жившие в районе его предполагаемой школы (согласно упоминанию Монтегю-стрит ниже, этой школой был лицей Эразмуса Смита на Харкорт-стрит; в нем учился Йейтс, а в эп. 8 в его ограде застрял листок с нотами Молли). Эпджон – вымышлен.
1734
Деляга – школьное прозвище Блума, см. эп. 8.
1735
Цветы расцветают весной – из песенки в оперетте «Микадо» (1885) Гилберта и Салливена.
1736
Обстоятельства меняют дело – название комедии Уильяма Дж.Хоппина (1813-1895).
1737
Я грешил! (лат.)
1738
Сидящий бык (ок.1831-1890) – знаменитый вождь индейцев сиу.
1739
Гора Кармел (Кармил) – одна из палестинских святынь, где ок. 1154 г. был основан орден Богоматери Кармельской.
1740
рыцарь-храмовник – одна из ступеней масонства.
1741
Пизда гавкает – гавкающая (лающая) утроба – древний мифологический и фольклорный мотив; по некоторым источникам, лай Сциллы раздается из ее лона (Овидий, «Письма с Понта», IV, 10, 25). Весьма возможно, этот мотив был представлен в дублинском уличном фольклоре, как он представлен в русском, ср.: Не хочу тебя ебать, / Таня Караваева, / Из пизды твоей собака / На меня залаяла. Здесь, как и у Джойса, лай лона соединен с ситуацией сексуального отказа, конфликта. Но связь Тани Караваевой с Беллой Коэн, Сциллой, а также с Анной Караваевой еще остается научной проблемой.
1742
Эта штучка мне нужна… – детский игровой стишок.
1743
В сем бардаке, где мы засели (франц.); Ф.Вийон «Баллада о толстой Марго»
1744
не мешкая (франц.)
1745
Люцифер – фирменное название англ. спичек.
1746
Будь справедлив, а уж потом щедр – Стивен вспоминает пословицу, которую в эп. 2 ему назидательно говорит Дизи.
1747
слово с ударением на предпоследнем слоге (греч.)
1748
Как утверждает Лессинг… – продолжаются начатые в «Протее» и восходящие к «Лаокоону» Лессинга мысли о различном упорядочении явлений в искусстве: пластические искусства изображают «застывший миг», поэзия же – течение мгновений.
1749
Скончалась и обвенчалась – в оригинале игра слов: выражение звучит близко к траурной формуле «скончалась и похоронена».
1750
Шестнадцать лет назад… – Стивен вновь вспоминает эпизод из «Портрета художника» и биографии автора; далее этот эпизод оживает. Прототип о.
1751
Агнец, вземлющий… – Ин 1, 29.
1752
мир нам даруй (лат.) Мир нам даруй – заключение католической молитвы «Агнец Божий».
1753
«Гибель богов» (1874) – опера Вагнера, последняя в «Кольце Нибелунгов»; Fragende Frau – слова из «Валькирий», второй оперы «Кольца».
1754
Ноющий голод, Женщин расспросы Нас в могилу сведут (нем.)
1755
Мальчик, который не умел бояться – сказка братьев Гримм.
1756
Делана – о. Джеймс Дэли из Клонгоуза. Расстояние… вблизи – вдали – мысли из «Протея» о механизме зрения. Сфинкс – вероятно, имеется в виду стихотворение О.Уайльда (1894), где речь о любовной жизни сфинкса.
1757
Дактилоскопии его большого пальца на пикше – по поверью, на чешуе пикши – отпечатки пальцев св.Петра, ибо именно у нее Петр извлек изо рта статир по слову Христа (Мф 17, 27).
1758
В четверг родился сам Джойс; Четверговое дитя… – из детского стишка.
1759
В темно-синей… ливрее… и пудреном парике – наряд Северина.
1760
Зеркало перед природой – «Гамлет», III, 2.
1761
Так пустоту ума смех громкий выдает – из поэмы «Покинутая деревня» (1770) Голдсмита.
1762
Даже великий Наполеон… – Блум хочет сказать, что и Наполеон был объявлен «женственным мужчиной», когда англичане тщательно свидетельствовали его тело после смерти (ввиду слухов об отравлении).
1763
Кропер… – «Гамлет», III, 2.
1764
…и вознесутся роги праведника (лат.), Пс. 74, 11
1765
Первую исповедальню – Дедал соорудил по просьбе Пасифаи деревянную корову, заключившись в которую, царица и удовлетворила свою страсть.
1766
Отпрыск рода Ламбертов – известен легендарный толстяк Дэниэл Лэмберт (1770-1809), а также семейство Лэмбертов, где в нескольких поколениях рождались младенцы, покрытые щетиной.
1767
соблазнительное белье (франц.)
1768
Ну у него и хобот! (франц.)
1769
Да здравствует вампир! (франц.)
1770
здесь: мой зверек (франц.)
1771
Черт с ними, раз так! (франц.)
1772
Летящий алый орел в серебряном поле – герб рода Джойсов из графства Голуэй (не связанного с автором «Улисса»).
1773
От мыса Шесть Миль… – места охоты – в графстве Уиклоу.
1774
Десять к одному, кроме одной – выплата десяти к одному по ставкам на любую лошадь, кроме одной (фаворита).
1775
Северный Петух – прозвище шотл. герцога Гордона, одного из главных подавителей восстания 1798 г.
1776