О легкой одежде модных красавиц девятнадцатого века. Николай Михайлович Карамзин Всегда и везд? первымъ женскимъ достоинствомъ была скромность. Древніе думали, что та женщина есть совершенна, о которой люди не говорятъ ни худаго, ни добраго: ибо домашняя жизнь (твердили они) есть, по закону Природы, святилище ея достоинствъ, непроницаемое для глазъ любопытныхъ: въ немъ она сіяетъ и красотою и любезностію; въ немъ печется о супруг? и д?тяхъ; въ немъ услаждаетъ сердце перваго и образуетъ юную душу посл?днихъ. Женщина, говорили восточные мудрецы, есть прекрасный, н?жный цв?тъ, увядающій отъ неосторожныхъ взоровъ желанія. Такія мысли ввели въ употребленіе покрывало: символъ женской скромности и щитъ прелестей, изв?стныхъ одному щастливому супругй! Теперь въ публичномъ собраніи смотрю на молодыхъ красавицъ девятаго-надесять в?ка, и думаю: гд? я? въ Мильтоновомъ ли раю (въ которомъ милая натура обнажалась передъ взоромъ блаженнаго Адама), или въ кабинет? живописца Апелла, гд? красота являлась служить моделью для Венерина портрета во весь ростъ? Д?йствіе всесильной моды, которую, подобно фортун?, должно писать сл?пою! Наши стыдливыя д?вицы и супруги оскорбляютъ природную стыдливость свою, единственно для того, что Француженки не им?ютъ ее, безъ сомн?нія т?, которыя прыгали контрдансы на могилахъ родителей, мужей и любовниковъ! Мы гнушаемся ужасами Революціи и перенимаемъ моды ея! Знаемъ, что нын?шній Парижскій св?тъ состоитъ изъ людей безъ всякаго воспитанія, безъ всякаго н?жнаго чувства, и, сл?дуя старой привычк?, хотимъ соглашаться съ его новыми обыкновеніями! Н?когда Парижъ въ самомъ д?л? могъ назваться столицею вкуса: ибо утонченіе св?тскихъ пріятностей было единственнымъ д?ломъ его въ теченіе двухъ в?ковъ. Но это время прошло, и долго, долго не возвратится, не смотря на желаніе Консула Бонапарте воскресить Французскую Любезность, которая – естьли не умерла, то по крайней м?р? заснула глубокимъ сномъ Эпименида на развалинахъ Бурбонскаго трона и на кипарисахъ Революціи. Какія женщины даютъ нын? тонъ въ Париж?? Роскошныя супруги Банкировъ и подрядчиковъ (fourniffeurs), обогащенныхъ народною казною – женщины низкаго состоянія, не им?ющія идеи о любезности прежнихъ знатныхъ Француженокъ, которыя всего бол?е отличались игрою ума и кокетствовали, такъ сказать, н?жнымъ чувствомъ пристойности. Мудрено ли, что сіи новыя молодыя Аристократки – сіи цв?ты, которые выросли и распустились на земл? облитой кровію нещастныхъ жертвъ гильйотины – не им?ютъ никакого чувства истинныхъ женскихъ достоинствъ, и, стараясь нравиться употребляютъ способы Парижскихъ Лаисъ, единственныхъ образцевъ своихъ? Но мудрено то, что въ государств? благоустроенномъ, гд? есть нравы, воспитаніе и правила, женщины, вообще любезныя, сл?дуютъ мод? Парижскихъ м?щанокъ! Он? безъ сомн?нія съ великимъ трудомъ поб?ждаютъ милую стыдливость; безъ сомн?нія долго сражаются съ нею при своемъ, такъ-называемомъ Греческомъ убор?, который скор?е можно назвать Американскимъ. Кто читалъ древнихъ Авторовъ или хотя Анахарсиса, тотъ знаетъ, что Гречанки были скромны. На древнихъ женскихъ статуяхъ обнажены н?которыя прелести; но художники сл?довали не обыкновенію отечества, а желанію доказать свое искусство въ изображеніяхъ Натуры, отдаваясь на судъ супругамъ или юнымъ друзьямъ Аспазій. Художники и Поэты им?ютъ право снимать съ красоты покрывало; но теперь имъ мало труда! Я ув?ренъ въ невинности многихъ, и, естьли угодно, вс?хъ нашихъ красавицъ; но что подумаетъ объ нихъ – на прим?ръ, какой нибудь добродушной, но грубой Сибирякъ, прі?хавшій въ столицу и во многочисленномъ собраніи видящій сію прелестную откровенность женскихъ сердецъ? Ув?римъ ли его, что наши молодыя супруги, въ полурайской зефирной одежд?, не им?ютъ никакихъ нам?реній, оскорбительныхъ для святости супружества? Онъ в?рно засм?ется и скажетъ съ Гиперборейскою грубостію:,Отправьте же ихъ скор?е домой; он? безъ сомн?нія лунатики, сонныя вышли изъ спальни и сонныя сюда прі?хали!» Естьли будемъ изъяснять ему сей феноменъ д?йствіемъ Французской моды, то онъ вообразитъ, что мы хотимъ дурачить его, и никакъ не пойметъ, чтобы обезьянство (Сибирское названіе моды) могло считаться въ столиц? первымъ достоинствомъ, которому вс? другія уступаютъ! Естьли красавицы по справедливости в?рятъ бол?е Медикамъ, нежели Моралистамъ (которые вс? Сибиряки своею неучтивостію), то скажемъ съ важностію Гиппократовъ и Галеновъ, что въ с?верномъ климат? эта мода опасна для самаго здоровья, сл?дственно и красоты! Уже къ нещастію могли бы мы наименовать дв? или три жертвы ея, вс?мъ изв?стныя; но изб?гая личностей, говоримъ только о возможномъ. Натура не предвид?ла сего обыкновенія, и въ надежд? на в?рную защиту одежды, образовала женскія прелести такъ н?жно, что прикосновеніе грубаго воздуха для нихъ б?дственно, особливо посл? нашихъ баловъ, которыя стоютъ труда вс?хъ Греческихъ Атлетовъ! Не хочу живо расписывать сл?дствій и представлять въ красавиц? зарожденіе ужасной, смертельной бол?зни, которая, постепенно изглаживая вс? ея прелести, ведетъ ее тихими или быстрыми шагами ко гробу. Это сильно; но сл?дуя правиламъ школьной Реторики, самое сильн?йшее уб?жденіе сохранили мы для конца. Вотъ оно: воображеніе есть самой льстивой живописецъ: оно питаетъ страсти; но глаза ослабляютъ уже его д?йствіе; я не воображаю того, что вижу; а видя нын? и завтра, привыкаю, и часъ отъ часу смотрю равнодушн?е. Вамъ конечно н?тъ д?ла до меня, красавицы (ибо мн? уже гораздо за пятьдесятъ л?тъ); но такъ самые молодые люди чувствуютъ, и Жанъ Жакъ Руссо, по справедливости любезный всякому н?жному сердцу, вамъ то же скажетъ, естьли заглянете въ Эмиля. Вы конечно прелестны, и живописцы ходятъ за вами съ кистію; но истинная польза милой страсти, которая составляетъ главное д?ло вашего, иногда слишкомъ чувствительнаго сердца, требуетъ покрывала! Еще одно зам?чаніе. Въ мое время женщины хвалили Вертера, которой сказалъ, что жена его никогда не будетъ вальсировать; это чувство казалось имъ н?жнымъ. Въ мое время мужья и любовники бывали ревнивы: теперь они конечно исправились отъ сего порока. Любовь нын?, кажется, гораздо терп?лив?е и покойн?е; т?мъ лучше для семейственнаго мира, но – т?мъ хуже для живости страстей; т?мъ хуже для милой власти женскаго пола! В. Мулатовъ. Примечания О легкой одежд? модныхъ красавицъ XIX в?ка (ч. 2, № 7, стр. 250–256). Статья подписана В. Мулатовъ, но принадлежитъ Н. М. Карамзину и перепеч. въ П. С. С., т. 3, стр. 521, изд. Смирдина.