О новых благородных училищах, заводимых в России. Николай Михайлович Карамзин Письмо изъ Т*. Душа Правленія нигд? такъ быстро не д?йствуетъ; нигд? благотворныя его нам?ренія такъ скоро не исполняются, какъ въ Монархіяхъ. Едва АЛЕКСАНДРЪ I объявилъ желаніе, достойное прекрасной души Его, желаніе способствовать просв?щенію въ Россіи и спасительнымъ усп?хамъ воспитанія, уже во вс?хъ главныхъ городахъ нашихъ видимъ заводимыя благородныя училища, съ тою ревностію, которая всегда одушевляетъ щастливыхъ подданныхъ доброд?тельнаго Государя: ибо они видятъ въ ц?ли Его желаній собственное благо свое и над?ятся еще усерднымъ исполненіемъ доказать сердечную признательность, которая есть, такъ сказать, необходимость н?жной и доброй души. Патріотизмъ никогда не умиралъ въ Россіи, гд? ПЕТРЪ и ЕКАТЕРИНА царствовали, тамъ онъ могъ запастись благородною своею пищею на н?сколько в?ковъ; но теперь сіе великое чувство еще бол?е въ насъ оживилось: новыя благод?янія Трона украшаютъ судьбу Россіянъ, и Монархъ, юный л?тами, но зр?лый мудростію, открываетъ необозримое поле для вс?хъ надеждъ добраго сердца. Губернія наша естьли не превосходитъ, то по крайней м?р? не уступаетъ другимъ въ изъявленіяхъ патріотической ревности. Вс? дворяне, и богатые и небогатые, считали за честь способствовать деньгами заведенію благороднаго училища. Самые купцы, которые не могутъ участвовать непосредственно въ польз? его, хот?ли безкорыстно участвовать въ благод?яніи, доказывая т?мъ, что различныя состоянія въ Россіи соединяются общею любовію къ отечеству, и что благо одного есть удовольствіе другаго. Теперь все об?щаетъ сему заведенію цв?тущее состояніе. Опред?леніе достаточныхъ суммъ на его потребности, избраніе способныхъ учителей, а всего бол?е характеръ главнаго попечителя, достойнаго Начальника Губерніи, вс?ми уважаемаго и любимаго за его честность и справедливость. Вы согласитесь, что дов?ренность въ такомъ д?л? необходима для усп?ха. Иногда и самый Патріотъ бываетъ скупъ на общественныя благотворенія, когда онъ не ув?ренъ въ доброд?тели посредниковъ; но мы готовы ко всякимъ новымъ жертвамъ и пособіямъ, зная душу Начальника, и видя искреннее его усердіе ко благу новаго заведенія. За н?сколько дней до открытія училища я былъ свид?телемъ трогательной сцены, которая оставила во мн? пріятныя впечатл?нія. Является женщина въ б?дномъ крестьянскомъ плать?, съ двумя мальчиками, также б?дно од?тыми и бросается въ ноги къ Губернатору, и подавая ему бумагу, говоритъ: «Вотъ грамота на дворянство моего мужа, который умеръ въ горести и нищет?! Вотъ д?ти мои! вотъ все, что им?ю! Государь милостивъ; у васъ доброе сердце: сжальтесь надъ моими сиротами! Умру спокойно, когда они будутъ приняты въ училище!» Мальчики въ ту же минуту стали на кол?ни и съ умиленіемъ смотр?ли на Губернатора, который между т?мъ плакалъ отъ чувствительности – посадилъ мать на стулъ, обнималъ д?тей ея – сказалъ, что они уже питомцы АЛЕКСАНДРА – и въ ту же минуту вел?лъ принести для нихъ два ученическіе мундира (Питомцы им?ютъ свой мундиръ). Признательность б?дной женщины была неограниченна; она не находила словъ изъявлять ее. Благородныя д?ти (которыя до открытія училища жили у Губернатора) окружили своихъ новыхъ товарищей и смотр?ли на нихъ дико; но услышавъ, что они подобно имъ дворяне и нещастливы своею б?дностію, бросились ц?ловать ихъ и непрем?нно хот?ли разд?лить съ ними все, что им?ли. – Никто изъ зрителей сего явленія не остался съ сухими глазами, и каждый по своей возможности или чувствительности дарилъ б?дную, но въ ту минуту радостную и щастливую мать. Судите по такому анекдоту о польз? новыхъ воспитательныхъ учрежденій въ Россіи! Сколько б?дныхъ дворянскихъ д?тей могутъ найти въ нихъ спасительное просв?щеніе, т?, которыя безъ сего способа остались бы въ нев?жеств? и загруб?ли бы умомъ и сердцемъ? Самые неб?дные дворяне могутъ т?мъ воспользоваться: ибо воспитаніе сд?лалось у насъ предметомъ роскоши. Держать въ дом? учителя, Француза или Н?мца, стоитъ нын? ежегодно около 1000 рублей; не всякой можетъ дать столько: да и какъ трудно сыскать хорошаго? Волны Революціи выбросили къ намъ н?сколько порядочныхъ Французовъ; но теперь каждый изъ нихъ ждетъ голубя съ в?твію, чтобы «изъ с?вернаго ковчега (какъ сказалъ мн? одинъ Эмигрантъ) возвратиться на берегъ отечества.» Прежніе Французы или состар?лись или сд?лались ростовщиками; до Н?мцовъ мы не охотники, для того, что они дурно говорятъ по-Французски; а Рускихъ учителей мало, или совс?мъ н?тъ. Мысль прискорбная для всякаго патріотическаго сердца! предметъ достойный вниманія нашего мудраго Правительства! Оно конечно не им?етъ нужды въ нашихъ сов?тахъ; но мы им?емъ право разсуждать о томъ между собою и спрашивать другъ у друга, какимъ способомъ можно зам?нить въ Россіи иностранныхъ учителей, не только для частнаго воспитанія, но и для самыхъ нын? заводимыхъ благородныхъ училищъ? ЕКАТЕРИНА Великая думала о томъ, и хот?ла, чтобы въ Кадетскомъ Корпус? нарочно для сего званія воспитывались д?ти м?щанъ: къ нещастію, р?дкіе питомцы сл?дуютъ своему назначенію, выходя изъ Корпуса; а вс? желаютъ чиновъ и вступаютъ въ службу. Не льзя ли возобновить мысль ЕКАТЕРИНЫ? не льзя ли бол?е утвердить сію ц?ль воспитанія м?щанскихъ Кадетовъ? не льзя ли сравнять для нихъ выгоды учительскаго званія съ выгодами чиновъ? или не льзя ли завести особенной педагогической школы, для которой Россійское дворянство въ нын?шнія щастливыя времена не пожал?ло бы денегъ? оно съ радостію платило бы ихъ Н?мецкимъ Профессорамъ, которыхъ надлежало бы призвать въ Россію для образованія учителей: ибо Педагогика нигд? такъ не усовершенствована, какъ въ Германіи. Нын? вс? мысли радостныхъ Патріотовъ устремлены на пользу отечества: и такъ не мудрено, что мы говоримъ о потребностяхъ воспитанія, которое есть основаніе частнаго и государственнаго благоденствія – а у насъ не будетъ совершеннаго моральнаго образованія, пока не будетъ Рускихъ хорошихъ учителей, которые единственно могутъ вселять въ юное сердце чувства и правила добраго Россіянина. Никогда иностранецъ не пойметъ нашего естественнаго или народнаго характера, и сл?дственно не можетъ сообразоваться съ нимъ въ воспитаніи; никогда онъ съ чувствомъ не скажетъ слова о Россіи, о ея Герояхъ, народной чести, и не воспалитъ въ ученик? искръ Патріотизма. Иностранцы весьма р?дко отдаютъ намъ справедливость. Мы ихъ ласкаемъ, награждаемъ; а они, вы?хавъ за Курляндской Шлагбаумъ, см?ются надъ нами или бранятъ насъ, выдумываютъ соблазнительные анекдоты, и печатаютъ нел?пости о Рускихъ; другіе повторяютъ за ними, и говорятъ: «это не сомнительно, ибо Господинъ N. N. долго жилъ въ Россіи и пользовался откровенною дружбою знатныхъ людей!» Я могъ бы выписать зд?сь н?сколько страницъ изъ книги, читаемой нын? во всей Европ?, къ стыду – не Россіи, ибо ложь достойна только презр?нія – а гнуснаго Автора, Члена Парижскаго Института, естьли не ошибаюсь: сія выписка доказала бы, сколь неосторожно вв?ряемъ мы воспитаніе д?тей нашихъ иностранцамъ, между которыми бываютъ такіе изверги неблагодарности и злобы! Но мн? сов?стно, что я им?лъ любопытство читать такую книгу – и не хочу въ нее снова заглядывать. Скажу только: можно ли сравнять выгоду хорошаго Французскаго произношенія съ униженіемъ народной гордости? ибо народъ унижается, когда для воспитанія им?етъ нужду въ чужомъ разум?. Б?да не велика, естьли мы не только дурно произносимъ, но и дурно пишемъ по-Французски; б?да не велика, естьли и въ самой Министерской бумаг? сд?лана грамматическая ошибка: политическая логика выше Грамматики, и Рускому не много словъ надобно; пока есть у него хл?бъ, жел?зо, сила въ рук?, а въ груди любовь къ Отечеству. Н?которые возразятъ мн?, что у насъ держатъ Французовъ только для одного языка, и что сами родители образуютъ между т?мъ нравственность д?тей. Я замолчу, естьли надобно быть учтивымъ; но естьли надобно быть искреннимъ, то спрошу: кто бываетъ съ д?тьми въ т? часы, когда отецъ судитъ въ суд?, ?здитъ на поклонъ, играетъ въ Бостонъ – когда мать танцуетъ на бал?? многіе ли отцы и матери проводятъ съ д?тьми время свое? Не говорю, чтобы мы вдругъ и теперь же могли обойтись безъ иностранныхъ учителей; но – должно взять м?ры; а пока ихъ не возмемъ, то не будетъ и надежды когда нибудь обойтись безъ иностранцевъ. Сп?шу окончать мое письмо, чтобы не сказать еще много лишняго; но добрый Россіянинъ извинитъ меня за доброе нам?реніе. Я, право, люблю мое отечество, сердечно и душевно люблю моего Государя, и думаю съ радостію, что въ Его благодатное царствованіе дозволено желать всякаго мирнаго добра для Россіи. Будемъ храбрыми солдатами, хорошими землед?льцами, умными и честными купцами, въ душ? и чувствахъ благородными дворянами, сов?стными судьями не только въ Сов?стномъ, но и во вс?хъ судахъ; будемъ не скупыми, но бережливыми, чтобы разореніе и честнаго не сд?лало безчестнымъ; будемъ читать хорошія книги, чтобы иностранцы не называли насъ нев?ждами; а бол?е всего будемъ хорошо воспитывать д?тей нашихъ!.. и скоро Руской, подъ скипетромъ АЛЕКСАНДРА, никому не позавидуетъ! N. N. Примечания 9. О новыхъ благородныхъ училищахъ, заводимыхъ въ Россіи. Письмо изъ Т. (ч. 2, № 8, стр. 358–366), подписано N. N. (Карамзинъ?). Зд?сь говорится объ открытіи въ город? Т. училища и о польз? распространенія такихъ заведеній; въ конц? авторъ говоритъ о вредныхъ посл?дствіяхъ воспитанія д?тей, порученныхъ иностранцамъ.