О публичном преподавании наук в Московском Университете. Николай Михайлович Карамзин Никогда Науки не были столь общеполезны, какъ въ наше время. Языкъ ихъ, прежде трудный и мистическій, сд?лался легкимъ и яснымъ. Знанія, бывшія уд?ломъ особеннаго класса людей, собственно называемаго ученымъ, иын? бол?е и бол?е распространяются, вышедши изъ т?сныхъ пред?ловъ, въ которыхъ они долго заключались. Великіе Геніи, уб?жденные въ необходимости народнаго просв?щенія какъ для частнаго, такъ и для Государственнаго блага, старались и стараются заманить людей въ богатыя области Наукъ; сообщая имъ важныя истины и св?д?нія не только понятнымъ, но и пріятнымъ образомъ, и ведутъ ихъ къ сокровищамъ ума путемъ ус?яннымъ цв?тами. Въ сіе щастливое для Наукъ время мудрое наше Правительство размножило ихъ источники въ Россіи и открыло имъ новые способы д?йствовать на умъ народа. Къ числу сихъ способовъ принадлежатъ и публичныя лекціи Московскаго Университета. Ц?ль ихъ есть та, чтобы самымъ т?мъ людямъ, которые не думаютъ и не могутъ изключительно посвятить себя ученому состоянію, сообщать св?д?нія и понятія о Наукахъ любопытн?йшихъ. Дв? изъ нихъ заслуживаютъ по справедливости имя важн?йшихъ для челов?ка одна представляетъ Натуру во всей без численности ея твореній, описывая видъ образъ жизни или бытія существъ; другая Наука знакомитъ насъ съ судьбою челов?ческаго рода, изображая великія картины Государствъ, и вникая въ причины ихъ славы, щастія и паденія. Я говорю объ Исторіи Естественной, еще ближайшей къ намъ Исторіи Народовъ знаніе той и другой необходимо для челов?ка и гражданина, естьли онъ желает называться просв?щеннымъ. Къ симъ двумъ Наукамъ Московскій Университетъ для публичныхъ лекцг присоединилъ еще Опытную Физику и систематическое обозр?ніе торговли. Первая самымъ пріятнымъ образомъ занимаетъ умъ изъясненіемъ любопытныхъ физическихъ открытій, и представляетъ чудесное д?йствіе силъ Натуры, о которыхъ не толъко Древніе, но и самыя ученые Физики седьмаго-надесять в?ка не им?ли понятія. – Торговля, будучи связію народовъ, м?ною ихъ промышленности, доставленіемъ многихъ пріятностей жизни и способомъ какъ частнаго, такъ и государственнаго обогащенія, сд?лалась нын? важною Наукою для людей, которые посвящаютъ себя ея великимъ предпріятіямъ, и весьма любопытною для того, кто хочетъ им?ть ясныя идеи о политическомъ состояніи нын?шнихъ Государствъ. Не только купцу или челов?ку обязанному по своей гражданской должности знать основаніе, свойство и ходъ торговли, но и всякому другому пріятно им?ть св?д?ніе о разныхъ родахъ Коммерціи, о Государственныхъ выгодахъ, отъ нее происходящихъ, – о Государственныхъ правилахъ, которымъ въ разсужденіи торговли сл?дуютъ благоразумные Министры, – о Банкахъ, обращеніи денегъ, курс?, и проч. Щастливое избраніе предметовъ для сихъ публичныхъ лекцій доказывается числомъ слушателей, которые въ назначенные дни собираются въ Университетской зал?. Любитель просв?щенія съ душевнымъ удовольствіемъ видитъ тамъ знатныхъ Московскихъ Дамъ, благородныхъ молодыхъ людей, духовныхъ, купцовъ, студентовъ Заиконоспаской Академіи и людей всякаго званія, которые въ глубокой тишин? и со вниманіемъ устремляютъ глаза на Профессорскую ка?едру. Можно было предвид?ть, что лекціи Опытной Физики привлекутъ бол?е слушателей, нежели другія. Не мое д?л сравнивать таланты достойныхъ Господъ Профессоровъ; но феномены силы электрической, гальванизма, опыты аэростатическіе и проч., сами по себ? столь любопытны, и Господинъ Страховъ изъясняетъ ихъ столь хорошо, столь вразумительно, что публика находитъ отм?нное удовольствіе въ слушаніи его лекціи. Такимъ образомъ и въ Париж?, гд? славн?йшіе Ученые – Фуркруа, Вокелень, Вижье, Шарлъ и другіе – занимаютъ любопытныхъ преподаваніемъ Наукъ въ Лицеяхъ, Опытняя Физика сд?лалась модною Наукою. Любезн?йшія св?тскія женщины и лучшіе молодые люди составляютъ тамъ многочисленную аудиторію Профессора Шарля. Вообще должно отдать справедливость ревности и талантамъ Господъ Московскихъ Профессоровъ, которые, не им?я донын? случая преподавать Науки публично, столь усп?шно начали и продолжаютъ свои лекціи. – Господинъ Политковскій, сл?дуя Линнеевой Систем? проходитъ царства Натуры, изъясняетъ ученыя слова и наименованія, еще новыя въ язык? Рускомъ, и зам?чая все достойное удивленія какъ въ общемъ план? творенія, такъ и въ особенныхъ существахъ, старается возбудить въ слушателяхъ любовь къ великой Наук? Природы. – Лекціи Господина Гейма, представляя въ систем? вс? отношенія торговли, служатъ доказательствомъ его обширныхъ познаній въ сей части. Руской языкъ не есть его природный; Но онъ говоритъ имъ чисто и правильно. – Молодой Профессоръ Шлецеръ, читая Исторію Европы со временъ паденія Римской Имперіи (по искусному Робертсонову введенію въ Исторію Карла V), не только именемъ, но и талантомъ своимъ напоминаетъ славнаго Геттингенскаго Шлецера, отца его. Онъ говоритъ съ живостію и съ благороднымъ краснор?чіемъ, предлагая слушателямъ собственныя зр?лыя мысли о случаяхъ и характерахъ. Исторія среднихъ в?ковъ, столь отличная отъ древней Греческой и Римской, не мен?е ихъ достойна любопытства, изображая стратное волненіе народовъ, см?сь ихъ и наконецъ рожденіе новыхъ, которые, выходя, такъ сказать, мало помалу изъ всеобщаго Хаоса, сд?лалисъ основателями нын?шнихъ великихъ Государствъ Европейскихъ. Мысль, преподавать сію важную часть Исторіи въ Московскомъ Университет? для публики и наибол?е для молодыхъ людей, была весьма щастливою мыслію. Всякой хорошо воспитанный челов?къ им?етъ понятіе о древнихъ Государствахъ, о судьб? А?инъ, Спарты, Рима, но многіе ли ум?ютъ ясно вообразить себ? происшествія, которыя сл?довали за паденіемъ Римской Имперіи, и преобразили Европу? Т?мъ нужн?е впечатл?вать ихъ въ разумъ юношества систематическимъ изустнымъ предложеніемъ, которое сстается въ памяти дол?е всего читаемаго нами въ книгахъ. – Н?мецкій языкъ, на которомъ Господинъ Шлецеръ преподаетъ Исторію, хотя вообще и не столь изв?стенъ у насъ, какъ Французскій; однакожь сей достойный Профессоръ им?етъ довольно слутателей изъ числа благородныхъ молодыхъ людей, для которыхъ наставленія его могутъ быть т?мъ полезн?е. Сіи публичныя лекціи должны со временемъ им?ть еще бол?е усп?ха, то есть, образовать еще большее число любителей учености въ такомъ город?, который можно назвать столицею Россіискаго Дворянства, и въ такой в?къ, когда отличныя св?д?нія необходимы для утвержденія знаменитыхъ правъ Дворянскихъ; когда для всякаго важнаго Государственнаго м?ста требуется разумъ просв?щенный; когда мудрое наше Правительство зам?чаетъ молодыхъ людей, ревностныхъ къ снисканію знаній. Н?жвые отцы семействъ ничего не жал?ютъ у насъ для воспитанія д?тей, но иностранные учители, которымъ платятъ они столь дорого, могутъ ли питомцевъ своихъ наставлять въ важныхъ Наукахъ? По крайней м?р? весьма р?дко; а необыкновенное не можетъ служить прим?ромъ. И такъ не должны ли сіи попечительные отцы, живущіе въ Москв?, радоваться тому, что д?ти ихъ могутъ нын? столь удобно и легко пріобр?тать драгоц?нныя знанія, слушая лекціи Университетскія? Посл? всего, что великодушный АЛЕКСАНДРЪ сд?лалъ и д?лаетъ для укорененія Наукъ въ Россіи, мы не исполнимъ долга Патріотовъ и даже поступимъ неблагоразумно, естьли будемъ еще отправлять молодыхъ людей въ чужія земли, учиться тому, что преподается въ нашихъ Университетахъ. Московскій отличается уже въ разныхъ частяхъ достойными учеными Мужами: скоро Новые Профессоры, вызванные изъ Германіи и въ ц?лой Европ? изв?стные своими талантами, умножатъ число ихъ, и первый Университетъ Россійскій, подъ руководствомъ своего д?ятельнаго и ревностнаго къ усп?ху Наукъ Попечителя, возвысится еще на степень славн?йшую въ ученомъ св?т?. Примечания Указатель къ В?стнику Европы 1802–1830 46. О публичномъ преподаваніи наукъ въ Московскомъ Университет? (ч. 12, № 23–24, стр. 261). Статья Н. M. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 611. Это изв?стіе о публичныхъ лекціяхъ, читанныхъ въ Московскомъ Университет?; ц?ль этихъ лекцій сообщать св?д?нія и понятія о наукахъ любопытн?йшихъ, Профессоръ Страховъ читалъ лекціи опытной физики; они привлекали наибольшее число слушателей; профессоръ Политковскій – лекціи естественной исторіи, сл?дуя Линнеевой систем?; профессоръ Геймъ читалъ систематическое обозр?ніе торговли; профессоръ Шлецеръ – исторію Европы со временъ паденія Римской Имперіи; онъ читалъ по Робертсонову введенію въ исторію Карла V.