О верном способе иметь в России довольно учителей. Николай Михайлович Карамзин Есть два рода людей, у насъ и везд?: одни в?рятъ сил? и легкимъ усп?хамъ добра, радуются нам?реніемъ его какъ д?ломъ, и – мимо вс?хъ возможныхъ или необходимыхъ препятствій – летятъ мыслію Къ щастливому исполненію плана; другіе трясутъ головою при всякой новой иде? челов?колюбія тотчасъ находятъ невозможности, съ удивительною методою разд?ляютъ ихъ на классы и статьи, улыбаются и заключаютъ обыкновеннымъ прип?вомъ л?ниваго ума: какъ ни мудри, а все будетъ по старому! Въ доказательство нашего безпристрастія согласимся, что первые не р?дко обманываются; согласимся даже, что вторые чаще бываютъ правы: но скажемъ и то, что люди не усп?ли бы ни въ чемъ хорошемъ и благородномъ, естьли бы вс? им?ли такой образъ мыслей; см?лые законодатели, творцы государственнаго блага, не сіяли бы тогда въ Исторіи, и мы не научились бы судить о великихъ людяхъ по трудностямъ, которыя они преодол?ваютъ. Такимъ образомъ и сей новый уставъ просв?щенія, которымъ ут?шаются добрые Патріоты, можетъ иному флегматическому скептику представить великія трудности въ своемъ исполненіи. На прим?ръ, онъ скажетъ:,гд? Россія будетъ находить столько учителей сколько ихъ нужно для у?здныхъ и Губернскихъ школъ по новому образованію? к?мъ наполнятся Педагогическіе Институты? можно ли над?яться на довольное число охотниковъ?» Отв?чаемъ ему: Вс? знаютъ, что при Московскомъ Университет? всегда воспитывалось н?сколько молодыхъ людей на казенномъ содержаніи; но не вс?мъ, можетъ быть, изв?стна великая польза сего учрежденія. Ему обязаны мы т?мъ, что ученое состояніе (не смотря на малыя свои донын? выгоды и весьма ограниченный кругъ д?йствія) не погасло въ Россіи; что Университетъ нашъ, славясь иногда чужестранными Профессорами, всегда славился и Рускими, которые, преподавая Науки, въ то же время образовали и языкъ отечественной. Другіе учились временно, мимоходомъ, и р?дко доучивались; но изъ питомцевъ Монаршей благод?тельности выходили хорошіе Студенты, Бакалавры, Магистеры, Профессоры. Обязанные моральнымъ бытіемъ своимъ Университету, привыкнувъ къ м?сту, къ людямъ, къ жизни посвященной Наукамъ, они не обольщались выгодами другихъ состояній, оставались въ ученомъ, и съ удовольствіемъ брали на себя должность наставниковъ юношества. – Когда же мудрое наше Правительство новыми благод?яніями оживитъ сей Институтъ, то Россія будетъ им?ть столько ученыхъ людей, столько Педагоговъ, сколько ей надобно. Правда, что мы и не знаемъ другаго надежнаго способа им?ть ихъ; но довольно и одного в?рнаго. Число желающихъ пользоваться симъ благод?тельнымъ учрежденіемъ было всегда такъ велико, что Университетъ не могъ принимать изъ нихъ ни третьей части, думаю, въ опред?ленный закономъ комплектъ. Нын?, при новыхъ выгодахъ ученаго званія, сколько б?дныхъ молодыхъ людей захотятъ итти симъ путемъ! сколько небогатыхъ родителей благословятъ Небо и Монарха, отдавая д?тей въ такое м?сто, гд? они будутъ хорошо содержаны, морально образованы, просв?щены, и черезъ н?сколько л?тъ найдутъ средство служитъ отечеству въ званіи толъ полезномъ! Жалованье учителя городской школы есть уже избытокъ челов?ка, воспитаннаго въ незнаніи прихотей. Онъ же можетъ им?ть и посторонніе честные доходы: благодарные родители учениковъ его, купцы, дворяне, безъ сомн?нія будутъ на д?л? изъявлять ему свою признательность. Сверхъ того онъ им?етъ въ виду временныя награжденія за особенное усердіе и способность въ отправленіи его должности, и наконецъ всегдашнюю пенсію, какое щастіе для челов?ка, который родился въ б?дности и могъ быть тягостію для злополучнаго отца, естьли бы благод?тельное Правительство не взяло на себя его воспитанія! – Зам?тимъ еще выгоду Педагогическаго состоянія. Народный учитель есть, конечно, какъ говорится, не знатной, не великой господинъ; но малочиновность бываетъ оскорбительна для самолюбія только въ гражданской д?ятельности и въ частыхъ сношеніяхъ съ людьми. Учитель по должности своей удаленъ отъ св?тскаго вихря: онъ есть глава въ кругу своемъ, не им?етъ нужды въ другихъ, а другіе им?ютъ въ немъ нужду (отцы и родственники учениковъ), и можетъ скор?е возгордиться, нежели унизиться въ своихъ чувствахъ. Сіе зам?чаніе такъ справедливо, что во многихъ Европейскихъ земляхъ гордость школьнаго мастера вошла въ пословицу. Б?дность есть съ одной стороны нещастье гражданскихъ обществъ, а съ другой причина добра: она заставляетъ людей быть полезными, и, такъ сказать, отдаетъ ихъ въ расположеніе Правительства; б?дные готовы служить во вс?хъ званіяхъ, чтобы только изб?жать жестокой нищеты. Россія на первой случай можетъ единственно отъ нижнихъ классовъ гражданства ожидать ученыхъ, особливо Педагоговъ. Дворяне хотятъ чиновъ, купцы богатства черезъ торговлю; они безъ сомн?нія будутъ учиться, но только для выгодъ своего особеннаго состоянія, а не для усп?ховъ самой Науки – не для того, чтобы хранить и передавать ея сокровища другимъ. Слава Богу! нигд? уже благородные не думаютъ, что пыльной генеалогической свитокъ есть право бытъ нев?ждою и занимать важн?йшія м?ста въ государственномъ порядк?; но естьли и въ другихъ земляхъ Европы, гораздо опытн?йшихъ и стар?йшихъ въ гражданскомъ образованіи, ученый дворянинъ есть н?которая р?дкость, то можемъ ли въ Россіи ждать благородныхъ на Профессорскую ка?едру? Хотя – признаюсь – я душевно бы обрадовался первому феномену въ семъ род?. Что въ самомъ д?л? священн?е храма Наукъ, сего единственнаго м?ста, гд? челов?къ можетъ гордиться саномъ своимъ въ мір?, среди богатствъ разума и великихъ идей? Воинъ и судья необходимы въ гражданскомъ обществ?; но сія необходимость горестна для челов?ка. Усп?хи просв?щенія должны бол?е и бол?е удалять государства отъ кровопролитія, а людей отъ раздоровъ и преступленій: какъ же благородно ученое состояніе, котораго д?ло есть возвышать насъ умственно, морально, и приближать щастливую эпоху порядка, мира, благоденствія!.. Но я долженъ извиниться передъ читателями: такія мысли далеки отъ обыкновенныхъ побудительныхъ причинъ гражданской д?ятельности. Говоря о ближайшемъ и настоящемъ, скажемъ, что естьли въ Москв? и въ каждомъ ученомъ округ? Россіи будетъ отъ трехъ до пяти сотъ воспитанниковъ на казенномъ или общественномъ содержаніи, то черезъ 10 или 15 л?тъ Университетскимъ Правленіямъ останется только выбирать достойн?йшихъ изъ нихъ до званія учителей. Патріотическая ревность нашего дворянства и купечества можетъ въ семъ случа? обнаружиться съ блескомъ и существенною пользою, чтобы не отяготить казны издержками. Благод?яніе есть потребность н?жной души: ч?мъ предметъ его в?рн?е и спасительн?е, т?мъ оно должно быть усердн?е. Челов?колюбивыя нам?ренія Монарха явно д?йствуютъ нын? на умы и сердца: везд? обнаруживается какая-то Филантропія; везд? хотятъ общеполезныхъ учрежденій и выдумываютъ планы. Трудъ напрасный!. Оставимъ Правительству учреждать и заводить: удовольствуемся честію и славою способствовать ему въ его святыхъ нам?реніяхъ. Зная главную потребность Россіи, Оно всего бол?е желаетъ озарить умы наши св?томъ ученія: когда сей великій планъ его исполнится, тогда будемъ щастлив?е и въ собственныхъ изобр?теніяхъ ума и въ собственныхъ выдумкахъ для блага людей. Уже Патріотизмъ готовъ дерзну сказать, удивить Россію своими щедрыми дарами въ пользу Университетовъ; но скромность не дозволяетъ намъ еще произнести имени. Исторія нашего отечества доказываетъ, что многіе Рускіе им?ли славу быть первыми въ блестящихъ д?лахъ добра, но никогда не оставались безъ подражателей: наше время безъ сомн?нія не представитъ изключенія. Естьли мы, усердно прославляя знаменитыхъ благотворителей Россійской учености, не им?емъ способовъ равняться, въ щедрости съ ними, то все еще можемъ см?ло итти къ жертвеннику отечества и съ мал?йшимъ даромъ. Пусть богатой челов?къ достойно славится т?мъ, что его благотворительность воспитываетъ десять или двадцать молодыхъ людей при Университет?: другой не мен?е его можетъ радоваться мыслію, что, уд?ляя н?что отъ плодовъ своего трудолюбія, дастъ хотя одному сыну б?днаго м?щанина средство учиться и быть полезнымъ гражданиномъ. Благод?яніе такого роду безконечно, и сл?дствія его переживутъ нашихъ внуковъ: ибо всякой образованный умъ, д?йствуя на современниковъ, д?йствуетъ и на потомство, которое не особеннымъ откровеніемъ, а нашими мыслями и св?д?ніями должно просв?титься. Московскіе дворяне, издревле знаменитые, давно уже пользуясь благод?яніемъ Университета – гд? они или сами учились или учатъ д?тей своихъ – не захотятъ ли возвыситъ его передъ нов?йшими? Не захотятъ ли присвоить ему славы над?лятъ Россію учителями, а другіе Университеты Профессорами? Для сего (повторяю) надобно только умножить число народныхъ или государственныхъ воспитанниковъ при Московской Гимназіи; и тогда Ректоръ Университетскіи, вводя какого нибудь знаменитаго иностранца въ огромныя залы училища, скажетъ ему:,вотъ питомцы щедраго Московскаго Дворянства!» Съ какимъ удовольствіемъ сіи государственные благотворители вид?ли бы усп?хи молодыхъ людей, обязанныхъ имъ истиннымъ челов?ческимъ бытіемъ! Всякой занимался бы своимъ особеннымъ питомцемъ и гордился бы его отличіемъ. Содержаніе ученика стоитъ въ годъ около 150 рублей: какое же другое удовольствіе можемъ купить столь дешево? Нын?шнее щастливое состояніе Россіи, мудрый духъ Правленія, спокойствіе сердецъ, веселыя лица, чувствительность Рускихъ къ добру, вселяютъ въ насъ охоту разсуждать о д?лахъ общей пользы. Мы знаемъ старцевъ, которые, стоя на краю могилы, съ радостными слезами слушаютъ и говорятъ о надеждахъ челов?колюбія, о благод?тельныхъ сл?дствіяхъ просв?щенія, которыхъ имъ безъ сомн?нія не дождаться. Такія великодушныя, безкорыстныя чувства трогательны для всякаго, еще не мертваго душею челов?ка. – Разныя обстоятельства изм?няли нашъ простой, доброй характеръ, и запятнали его на время; видимъ людей углубленныхъ въ свою личность и холодныхъ для всего народнаго; но видимъ и Патріотовъ, въ которыхъ истинная Руская кровь еще пылаетъ: ихъ сердце всегда откликается на гласъ отечества, когда онъ несется съ Трона. Ц. Ц. Примечания Указатель къ В?стнику Европы 1802–1830 15. О в?рномъ способъ им?ть въ Россіи довольно учителей (ч. 8, № 8, стр. 317–326), подписано Ц. Ц. Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., т. 3 стр. 340, изд. Смирдина. Мысль автора увеличить количество воспитанниковъ на казенномъ или общественномъ содержаніи.