Мелкий НЭП. Владимир Владимирович Маяковский (Московские наброски) Крупный нэп все еще раскачивается: приглядываются и примеряются концессионеры, торгуются из-за аренд и налогов отечественные титы. Средний нэп постепенно оседает, ворча и кряхтя; задымились фабрички в 40–50 человек, ремонтируются и устанавливаются всякой вещью магазины. Зато мелкий, доходящий до карикатурности нэпик швейной шпулькой снует по каждой уличке, по каждому переулочку. Если крупное предприятие может важно и лениво распоряжаться, только в конце года с грустью замечая убыток, то у этих каждый убыточный день живо отражается на желудке. Отсюда — сногсшибательная изворотливость, поучительная рекламность, виртуознейшая сообразительность. Это ерунда, капли, но в них отражается целая улица, весь город. Вот, например, своеобразная «торговля». Есть у меня знакомый К. Меня всегда удивляли его необъяснимые маленькие, но регулярные доходы. Часов в двенадцать он отправляется работать, часа в четыре возвращается, неся 100–200 «лимонов». Он не алчный. Заработает свое и усаживается за чтение и пописывание. После долгих упрашиваний он открыл секрет. Дело простое. С утра он начинает обходить книжные магазины. — Почем такая-то книга? — Миллион. Идет в магазин напротив. — Есть такая-то книга? — Нет. — Угодно по два лимона? — Тащите десяток. Идет в первый магазин, берет книгу, — десятка и заработана. Я думаю, многие тресты, усеянные посредниками, узнают себя в этой карикатуре. Если через улицу зарабатывают десятки, то через город берут тысячи. А вот пример блестящей рекламы. Папиросник орет: — А вот спички Лапшина, горят как солнце и луна. Менее бойкий мальчишка рядом старается скромно всучить свой товар, но рекламист перешибает покупателя: — Не берите у этого! Пять минут вонь — потом огонь. Рекламист побеждает. На другом углу бойкий тенор расхваливает бритвы «жилет»: А вот «жилет». Брейся сто лет. Еще останется внукам. Подходи — ну-ка! Дальше торговец механическими, самопришивающимися пуговицами: Если некому пришивать — Для этого не стоит жениться. Если жена не пришивает — Из-за этого не стоит разводиться. 3 рубля дюжина. Пожалте! Хочешь не хочешь — купишь. До сих пор передо мной в коробке на столе три дюжины валяются. Опять таки: Учись на мелочах. [1923] Комментарии Мелкий нэп. Впервые — журн. «Товарищ Терентий», Екатеринбург (ныне — Свердловск), 1923, № 15, 24 июня. …отечественные титы… — нарицательное имя русских купцов. «лимоны» — бытовавшее в просторечии название денежного знака или суммы в миллион рублей; возникло в 1920–1923 годах. «Если некому пришивать…» — ср. с репликой в пьесе «Клоп»: «Из-за пуговицы не стоит жениться, из-за пуговицы не стоит разводиться!». С. Стыкалин