№ 15. Письмо к Халилееву.
Я получил ваше письмо, Константин Григорьевич, и очень
рад, что могу ответить на ваш вопрос.
По моему убеждению, не рассудочному, но выведенному из
опыта длинной жизни, — сущность жизни человека — духовная: человек есть дух, частица божества, заключенная в известные пре-
делы, сознаваемые нами материей; и жизнь духа не подлежит ни-
каким стеснениям, тем менее страданиям, — она всегда равно-
59
мерно растет, расширяя те пределы, в которых заключена. Лю-
дям же свойственно поддаваться обману, иллюзии о том, что
сущность нашей жизни в тех пределах, которые ее ограничива-
ют, т. е. в материи.
И тогда, под влиянием этой иллюзии, мы смотрим на матерь-
яльное страдание и в особенности на болезнь и смерть, как на не-
счастие; тогда как все матерьяльные страдания (всегда неизбеж-
ные, как и самая смерть) только разрушают пределы, стесняющие
наш дух, и, уничтожая иллюзию нашей матерьяльности, возвра-
щают нас к свойственному человеку сознанию своей жизни в ду-
ховном, а не матерьяльном существе. Чем больше страдание мате-
рьяльное, чем ближе самая кажущаяся большим страданием смерть, тем легче и неизбежнее приводится человек к освобождению от
иллюзии матерьяльной жизни и к признанию ее в духе. Сознавая
же жизнь свою в духе, человек, правда, не получает тех острых
наслаждений, которые дает матерьяльная животная жизнь, но чув-
ствует свою полную свободу, неуязвимость, неистребимость, чув-
ствует свое единение с Богом, с основною сущностью всего, —
причем смерть не существует, или смерть становится только из-
бавлением и возрождением. И тот, кто испытал это состояние, не
променяет его ни на какие матерьяльные наслаждения. Я говорю
это потому, что с необыкновенной силой и ясностью испытал это
во время болезни. Выздоравливая, я испытывал 2 противополож-
ные чувства: одно — радость оживающего животного и другое —
сожаление духовного существа о потере, заглушении той ясности
духовного сознания, которое было во время болезни. Но несмотря
на все, вступившие при выздоровлении в силу, соблазны мирской
жизни, знаю верно, что моя болезнь была для меня величайшим
благом. Она дала мне то, чего не могли дать ни мои рассуждения, ни суждения других людей. И то, что она мне дала, я уже не поте-
ряю никогда и унесу с собой. Но кроме болезни, вспоминая всю
мою жизнь, я вижу ясно, что все и очень многое, что мучило меня, было для меня истинным благом, сбивая меня с пути искания ма-
терьяльного и натыкая на приобретение истинного, духовного бла-
га. Недаром мудрость народная говорит о болезнях, пожарах и всем
том, что не от воли людской, — Бог посетил. Нет хуже положения
для достижения истинного блага, как то самое, что люди желают
себе и другим: здоровья, богатства, славы.
Дай Бог вам почувствовать всю благодетельность страданий и
приближения к смерти, неизбежной смерти. Правда, что для этого
нужно верить в свою духовную сущность, частицу Бога, не подле-
60
жащую никаким изменениям или умалениям, тем менее страдани-
ям или уничтожению, — но по письму вашему мне думается, что
вы должны верить в это, или если не верите еще, то придете к этой
вере. Помогай вам Бог, прежде всего тот, который в вас.
23 сент. 1902 год.
29 сен. 1902. Я. П.
Вчера ночью думал:
1) Если признаешь Бога, то неизбежно признаешь и равенство
людей. Тот Бог, который в тебе составляет начало твоей жизни, такой же во всяком другом. Только не зная Бога, можно видеть не-
равенство людей. Было ясно и сильно, а теперь не выходит.
Кончаю эту тетрадь. Два года и 4 месяца. Много пережито, и
все хорошее. Да, еще хотел записать:
2) Как радостно замечать в себе свободные, бессознательно
почти совершаемые поступки, которые прежде были делом уси-
лия. Ничто так не показывает роста, как заметка на стене.
29 окт. 1902. Ясн. Поляна.
Есть много что записать. Теперь же запишу то, что сейчас
думал, именно:
1) Вы говорите, что все зависит от внешних, т. е. матерьяль-
ных, причин, и что поэтому человек не свободен. Исследуя вся-
кий поступок, вы найдете причины, обусловливающие его, и все
будет понятно и ясно. Но вот морская птица в бурю плывет по
волнам. И другая такая же птица, — забыв то, что она прилетела
и теперь плавает по избранному ею направлению, наблюдая ее
подъем и падение по волнам и даже направление ее движения, —
не имея point de repaire’, от которого она могла бы измерить дви-
жение птицы, — все ее движения объяснит движением волн. Но
наблюдаемая птица, перебирая ногами, плывет по волнам и дви-
жется в избранном ею направлении.
То же самое с человеком в его зависимости от среды. Если мы
наблюдаем его извне, мы не видим среди движений, зависящих
от среды, его главного движения жизни, не имея point de repaire.
Главное движение его есть его совершенствование, его-то мы не
видим.
Но мало того, что наблюдающая птица не видит движения на-
блюдаемой птицы, пока она плывет в море: наблюдаемая птица
1 опорной ТОЧКИ (фр.).
61
может еще подняться и поднимается или ныряет и исчезает из поля
зрения наблюдающей, и мы опять приписываем ее исчезновение
волнам. То же и с человеком в этой жизни — пространственной и
временной. Пока он здесь, он весь кажется в зависимости от вре-
менных и пространственных условий, но он еще был прежде и вне
этих условий, и может выходить из этих условий, и тогда мы, умея
наблюдать и видеть только в этих условиях, говорим, что его нет.
2) Матерьяльное объяснение жизни ясно и просто для всего, кроме как для вопроса о том, что есть жизнь и чем надо руково-
диться в ней. Духовное же объяснение жизни ясно определяет
жизнь и чем надо руководиться в ней, но зато не знает и не хочет
знать ничего о матерьяльных условиях жизни, которые, очевид-
но, бессмысленны и противоречивы.
Нынче 4 нояб. 1902. Я. П.
Запишу сейчас то, что думал:
1) Читаю Postscriptum de ma vie, V. H u g o О б infini2 он рас-
писывает расстояния звезд, быстроту, продолжительность време-
ни, и что-то в этом видит величественное. Меня никогда это не
озадачивало, не пугало, я всегда видел в этом недоразумение и
никогда не признавал реальности этих страстей величин простран-
ства и времени. Теперь же я знаю, что это значит.
Человек есть духовное, растущее (расширяющееся), отделен-
ное от других существ, существо. Пределы своего роста (расши-
рения) человек не может постигать иначе, как движением. Преде-
лы своего отделения от других существ он не может постигать
иначе, как телами (материей). Не будь человеческое существо рас-
тущим, расширяющимся, не было бы движения; не будь оно час-
тью, не было бы материи. Отношение своего движения к движе-
нию вне себя представляется человеку временем; отношение свое-
го тела к другим телам представляется человеку пространством.
Так что ни пространства ни времени нет, а есть только представле-
ние об отношениях существ между собою. А так как отношений
может быть бесчисленное количество, то и пространство и время
кажутся нам бесконечными; в действительности же их нет и то, что мы представляем себе пространство и время бесконечными, показывает только то, что мы не можем знать всех отношений су-
ществ между собою. То, что мы мыслим мир в бесконечном про-
1 «Постскриптум к моей жизни», В. Гюго (фр.).
2 бесконечности (фр.).
62
странстве и бесконечном времени, показывает только то, что мы
не можем знать отношений всех существ между собою, а знаем
только свое отношение к предельным нам существам.
2) Ясно понял возможность самой нелепой веры. Это дело
характера. (Записано, а не помню, в чем дело).
3) Сознание стоит, события жизни движутся через него, а нам
кажется, что движется сознание, как облака, бегущие мимо луны.
4) Эгоизм — сумашествие. Сумашествие — эгоизм.
5) Люди хотят свободы и для достижения ее входят в рабство
учреждений, из которого никогда не выходят и не выйдут.
6): 1) Сознать христианскую истину — это первая ступень; 2) это попытка сейчас осуществить ее в жизни; 3) негодование, озлобление на врагов истины; 4) отчаяние; 5) попытки примире-
ния; 6) Все в себе, перед Богом, не заботясь о последствиях.
То же записано иначе:
1) Восторг познания истины.
2) Желание и надежда сейчас осуществить ее.
3) Разочарование в возможности осуществить ее в мире, на-
дежда осуществить ее в своей жизни.
4) Разочарование и в этом, и отчаяние.
5) Все для души, не заботясь о последствиях.
(Это программа драмы.)
<6—> 7) Главное различие революционера и христианина то, что первый все в виду последствий, второй — все для Бога, пре-
доставляя ему установить последствия.
8) Читая Мережковского об Эврипиде, я понял его христиан-
ство. Кому хочется христианство с патриотизмом (Победоносцев, славянофилы), кому с войной, кому с богатством, кому с женской
похотью, и каждый по своим требованиям подстраивает себе свое
9) Говоришь себе, что живешь больше для людей, чем для Бога, потому, что люди сейчас же оценивают твои поступки, отвечают
тебе, а Бог молчит. Но Бог молчит так же, как мы молчим, когда к
нам обращается человек, неискренность которого мы чувствуем.
Он молчит, потому что мы неискренни, не всей душой живем для
Него. Когда же мы живем только для Него, Он тотчас же отвечает
нам в нас тихой радостью, спокойствием, неуязвимостью.
10) Сознание есть воспоминание без содержания. Воспоми-
нание есть сознание в пространстве и времени.
11) Хочется жить вовсю, т. е. использовать всю свою форму
жизни.
63
12) Ничшеанство есть только неизбежный вывод, который не
смели сделать материалисты из своего учения.
13) Матерьялисты, утверждая, что альтруизм образуется вслед-
ствие развития общества, а что религиозные учения суть послед-
ствия известной степени развития, принимают следствие за при-
чину: альтруистическое учение вытекает только из религиозного.
Нынче 30 ноября 1902. Я. П.
Запишу хоть две недлинные мысли:
1) Прежде всего пробуждается в человеке сознание своей от-
деленное™ от всего остального, т. е. своего тела, потом сознание
того, что отделено, т. е. своей души, — духовной основы жизни, и потом сознание того, отчего отделена эта духовная основа жиз-
ни, т. е. сознание Бога.
2) Зачем наши жизни и жизнь всего мира? Зачем этот рост
отдельных существ? Похоже, что это дыхание Бога, что Бог ды-
шит нашими жизнями.
3) В часах показываются секунды, минуты, часы, сутки, не-
дели, месяцы, годы (есть такие часы). Так и в жизни мира есть
эфемериды и жизни людей и жизни солнц. (Не хорошо.) 4) Основа жизни есть сознание своей отдельности. А это созна-
ние уже наверное не матерьяльное. А в нем основа жизни и вся жизнь.
11 декабрь 1902.
1) Мы знаем, что без физических усилий мы ничего не дос-
тигнем. Почему же думать, что в области духовной можно дос-
2) Любовь настоящая есть только любовь к ближнему, ров-
ная, одинаковая для всех. Одинаково нужно заставить себя лю-
бить тех, которых мало любишь или ненавидишь, и перестать
слишком любить тех, которых слишком любишь. Одно не дош-
ло, другое перешло линию. От того и другого все страдания мира.
3) (Нельзя устроить жизнь сознательно…)
4) Обыкновенно думают, что, опровергая, оспаривая матерь-
ялистов, опровергают и оспаривают ученую, философскую тео-
рию. В действительности же ты не оспариваешь и опровергаешь, а просто просвещаешь, как просвещает тот, кто объясняет лю-
дям, что земля стоит не на трех китах.
Матерьялисты — и наши ученые, и самые грубые мужики.
5)