О насилии. Лев Николаевич Толстой Во вс? времена, на вс?хъ м?стностяхъ земнаго шара, между людьми повторяется одинъ и тотъ-же непостижимой фактъ: власть, законъ, сила, людская же сила, заставляетъ людей жить противно своимъ желаніямъ и потребностямъ. Что такое, эта непонятная сила, которой люди подчиняются, какъ сил? тягот?нья, не спрашивая себя: какой ея источникъ, гд? ея начало и есть-ли конецъ этой странной сил?? Этотъ-то вопросъ я задаю себ? и попытаюсь на него отв?тить. На вопросъ этотъ можно отв?чать двояко: отвлеченно, разсматривая понятіе силы и выводя источникъ ея изъ природы челов?ка, и исторически, разсматривая проявленіе, развитіе или упадокъ, движение этой силы въ изв?стномъ обществ?. – Что такое понятіе (силы) насилія? Принужденіе однимъ <лицомъ> другого сд?латъ или терп?тъ то, что[1] этотъ другой считаетъ несправедливымъ. Насилованіе можетъ быть сд?лано только сильн?йшимъ и претерп?но слаб?йшимъ. Сильн?е другаго бываетъ иногда одно лицо, и всегда много лицъ сильн?е однаго. Первый случай возможенъ только вн? общества людей, въ обществ? же порож[даетъ][2] защиту, основанную на чувств? самосохраненія. Сл?довательно очевидно, что въ обществ? возможно только насилованіе однаго лица многими или меньшаго числа бо?льшимъ. – Но для того чтобы большое число людей насиловало однаго или малое число лицъ, необходимо, чтобы это большое число им?ло одну и ту же ц?ль, было согласно между собой – единомышленно; ибо очевидно, что каждое отд?льное лицо равносильно, ежели им?етъ различныя ц?ли.[3] Сл?довательно насилованье можетъ быть произведено въ обществ? только единомышленнымъ большинствомъ надъ однимъ лицомъ или надъ единомышленнымъ меньшинствомъ. Что есть единомысліе или согласіе многихъ лицъ въ изв?стномъ[4] обстоятельств?? Одинаковый образъ воззр?нія на одно и тоже обстоятельство – общая мысль. Одинаковый образъ воззр?нія или общая мысль есть образъ воззр?нія или мысль, относительно справедливая для изв?стнаго[5] большинства. Сл?довательно насиліе можетъ быть произведено только относительно справедливымъ большинствомъ. Но понятіе терп?нія насилія заключаетъ въ себ? понятіе терп?нія поступка относительно несправедливаго для меньшинства или для однаго лица. Сл?довательно насиліе есть совершеніе большинствомъ надъ меньшинствомъ поступка относительно справедливаго для большинства и относительно несправедливаго для меньшинства. Почему при каждомъ насиліи въ каждомъ обществ? есть дв? справедливости: справедливость меньшинства и справедливость большинства? И какія общія свойства им?ютъ во вс?хъ обществахъ та и другая справедливость? Для того чтобы отв?тить на эти вопросы, необходимо принять за аксіомы два[6] положенія, которыя доказываются, но которыхъ доказательство привело бы меня къ слишкомъ длинному отступлению. — 1) Есть понятіе справедливости отвлеченной, общее вс?мъ людямъ и во вс? времена, – идея справедливости, заключающая в себ? идею равенства и свободы. — [7]Всл?дствіе столкновеній людей, нарушающихъ взаимно абсолютныя равенство и свободу, есть другая идея относительной справедливости, относительнаго равенства и свободы. <Въ природ? челов?ка лежитъ идея абс[олютной] справедливости и потребность приводить отн[осительную] спр[аведливость] къ абсол[ютной].> 2) Челов?ческая природа им?етъ свойство отъ[8] бол?е частной идеи переходить къ высшей, но никогда на оборотъ. — <3) Въ ход? исторіи челов?чества идея относительной справедливости, постоянно изм?няясь, приближается къ иде? абсолютной справедливости.> 4) Идея передается насиліемъ и словомъ. Принявъ эти положенія, отв?тъ на вопросъ, почему есть всегда справедливость большинства и справедливость меньшинства, – отв?тъ становится ясенъ. – Почему насилованное меньшинство или одно лицо считаетъ несправедливой идею справедливости большинства?[9] Вс? люди <на нижайшей степени развитiя> должны были быть согласны между собой, им?я одни и т?-же потребности. Ежели же явились несогласныя съ другими лица, то только всл?дствіи того, что[10] справедливость большинства для нихъ есть несправедливость, т. е. у нихъ есть другая справедливость, высшая. Какъ скоро они не разд?лили идею справедливости большинства, большинство это употребило противъ нихъ насиліе. Но идея насилія противуположна иде? общей справедливости – свободы и равенства; всл?дствіе чего насилованное меньшинство не могло понять идеи относительной справедливости большинства и нашло ее несправедливой. Т. е. составило себ? другую идею справедливости, бол?е общую, бол?е близкую абсолютной справедливости и потому исключающую первую. Но идея им?етъ свойство не быть уничтоженной нич?мъ, кром? бол?е общей, заключающей ее идеи. Поэтому бол?е общая идея меньшинства осталась, и лица большинства стали разд?лять ее, и наконецъ новая идея стала идеей большинства, употребила насиліе и стала мен?е справедлива, а старая идея – идеей меньшинства и въ свою очередь подверглась насилію и породила новую бол?е общую идею, и т. д., и т. д. [11]Итакъ насиліе является только всл?дствіе общей идеи, а бол?е общая идея только всл?дствіе насилія. – Только такимъ путемъ развивается бол?е и бол?е общая идея справедливости во всемъ челов?честв? и до безконечности приближается къ недостижимой в?чной иде? справедливости. — Насиліе всегда остается, но въ области бол?е общей идеи оно всегда мен?е, ч?мъ въ области бол?е частной идеи; ибо самая общая идея справедливости включаетъ въ себ? идеи общей свободы и равенства и отсутствія насилія, а самая частная идея справедливости заключаетъ въ себ? только идеи частной свободы и равенства и права насилія.[12] — Достиженіе общей идеи справедливости, и совершенно[е] уничтоженіе насилія, сл?довательно, возможно бы было тогда, когда бы все челов?чество въ одно время им?ло одну и ту же идею. Самое далекое состояніе челов?чества отъ общей идеи справедливости и самое полное насилій было бы то, когда каждое лицо им?ло бы свою особую частную идею справедливости. <Очевидно, что въ первомъ случа? жизнь челов?чества прекратилась бы отъ отсутствія потребностей жизни, во второмъ случа? – отъ безчисленности противуположныхъ потребностей. Въ первомъ случа? уничтожается ц?ль д?ятельности, во второмъ одна д?ятельность исключаетъ другую. —> В?чное движеніе отъ низшихъ областей идеи справедливости къ высшей есть в?чная задача челов?чества. Ч?мъ ближе къ <первому и> общему, т?мъ оно стоитъ выше (дальше на пути развитія, дальше потому, что не можетъ возвратиться назадъ), ч?мъ ближе къ второму случаю, т?мъ ниже. <Задача его есть уничтоженіе насилія посредствомъ насилія.> [13]Сл?довательно, отв?чая на вопросы, которые я себ? задалъ сначала, говорю. Сила, которой подчиняются люди противъ своей воли и которую называютъ деспотизмъ, насиліе, есть относительно мен?е справедливая идея, хотящая подчинить себ? бол?е справедливую идею. — Причина этой силы есть разномысліе людей, конецъ ея есть единомысліе. — Что такое есть разногласіе и[14] согласіе?[15] – Отъ чего то и другое происходить? И ч?мъ достигается единомысліе?[16] 1) Ч?мъ больше единомысліе, т?мъ меньше людей, терпящихъ насиліе. 2) Ч?мъ выше область идеи, въ которой люди единомышленны, т?мъ мен?е жестоко это насиліе. Потому что самое насиліе несправедливо. Наконецъ приходитъ къ уничтоженію идея насилія. Но насиліе уже выработало для мысли орудіе. [17]Что приводитъ къ единомыслію? – Мысль. – Какъ она передается? 1) Одни и т?же условія жизни (народности, государства). 2) Близость, удобство сообщеній. 3) Совпадете интересовъ въ одномъ обстоятельств?. 4) Удобство передачи мысли, заключающее въ себ? самое удобство передачи (книгопечатаніе) и удобство восприниманія (образованіе). — <Посл?днее включаетъ въ себ? вс? другія условія; ибо ежели бы мысль передавалась мгновенно, то не было бы различныхъ государствъ не было бы> По степени общности мысли челов?чества, существуютъ орудія ея передачи. 1) Война, религія, торговля и наконецъ[18] книгопечатаніе.[19] — Власть и мысль. Но власть, или насиліе, влад?ла мыслью, употребляла ее – им?ла свои орудія: 1) народность, 2) войну, торговлю. Мысль им?ла свои орудія. Пропов?дь, выборъ, книгу. Ч?мъ общее, т?мъ слаб?е орудія власти, т?мъ сильн?е орудія мысли. Теперь время сознанiя этой силы. —   Комментарий В. Ф. Саводника Рукопись, автограф Толстого, заключает в себе два полных листа писчей бумаги in-folio, всего 8 страниц, из них последняя не исписана. Бумага фабрики Рейнера, довольно плотная. Почерк крупный и четкий, особенно в начале рукописи; но с 3 страницы он становится более беглым и неровным, а последние две страницы по всем признакам набросаны торопливо, в виде конспекта, долженствовавшего только закрепить мысль автора и подлежавшего дальнейшей обработке; поэтому изложение этой части лишено связности и стилистической отделки. Рукопись вложена в обложку, состоящую из листа писчей бумаги фабрики Никифорова-Новикова; на 1 странице обложки, вверху, подпись: «Гр. Л. Н. Толстой» в середине рукой С. А. Толстой написано: «Ясная Поляна. 1 Статья». За отсутствием каких-либо прямых указаний, рукопись можно датировать лишь приблизительно, исходя из внешних признаков: качества бумаги и характера почерка. Рукопись написана на бумаге фабрики Рейнера, которую употребил Толстой в конце 1850-ых и в начале 1860-ых гг.: на ней написано несколько отрывков «Казаков» и значительная часть «Семейного счастья» (1858—1862 гг.); позднее бумага этой фабрики уже не встречается в обиходе Толстого. Что касается почерка, которым написана рукопись, то он по своему общему характеру более приближается к почерку раннего периода творчества Толстого (1850-ых гг.), так как в нем еще совсем нет той связности и округленности в начертании букв, которые составляют характерную особенность почерка Толстого в более поздний период и которые постепенно устанавливаются только во второй половине 1860-ых гг. Рукопись хранится в архиве Толстого в Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина. (Папка XIV, 6.) Отрывок печатается впервые.   ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕДЬМОМУ ТОМУ. В настоящий том входят произведения 1856—1869 гг. Кроме рассказа «Поликушка», печатаемого по тексту «Русского вестника», в этот том включены варианты к этому рассказу, извлеченные из черновых рукописей Толстого, а также шесть произведений, опубликованных после его смерти: «Тихон и Маланья», «Идиллия», «Сон», «Оазис», «Зараженное семейство» и «Комедия в 3-х действиях». Впервые печатаются следующие наброски и рассказы художественного содержания в большинстве Толстым не озаглавленные. «Отрывки рассказов из деревенской жизни», «Рождественская елка», «Анекдот о застенчивом молодом человеке», «Степан Семенович», «Убийца жены» и четыре драматических отрывка: «Дворянское семейство», «Практический человек», «Дядюшкино благословение» и «Свободная любовь». Группу отрывков философского содержания, впервые публикуемых, составляют: «О характере мышления в молодости и старости», «О насилии», «О религии» и «Философский отрывок». В число впервые печатаемых отрывков публицистического содержания входят: «Заметка о Тульской полиции» и «О браке и призвании женщины». В текстологических работах настоящего тома деятельное участие принимала А. И. Толстая-Попова. Н. М. Мендельсон. A. C. Петровский. В. Ф. Саводник.   РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ. Тексты произведений, печатавшихся при жизни Л. Н. Толстого, печатаются по новой орфографии, но с сохранением больших букв, когда в воспроизводимом тексте Толстого стоит большая буква, и с воспроизведением начертаний до-Гротовской орфографии в тех случаях, когда эти начертания отражают произношение Л. Н. Толстого и лиц его круга (брычка, цаловать). При воспроизведении текстов, не печатавшихся при жизни Л. Н. Толстого (произведения неотделанные, незаконченные, только начатые, а также черновые тексты опубликованных произведений, соблюдаются следующие правила: Текст воспроизводится с соблюдением всех особенностей правописания, которое не унифицируется, т. е. в случаях различного написания Толстым одного и того же слова все эти различия воспроизводятся («этаго» и «этого»). Слова, пропущенные явно по рассеянности, дополняются в прямых скобках, без всякой оговорки. В местоимении «что» над «о» ставится знак ударения в тех случаях, когда без этого было бы затруднено понимание. Это «ударение» не оговаривается в сноске. Ударения (в «что» и других словах, поставленные самим Толстым, воспроизводятся, и это оговаривается в сноске. На месте слов, неудобных в печати, ставится в двойных прямых скобках цыфра, обозначающая число пропущенных редактором слов: [[1]]. Неполно написанные конечные буквы (как, например, крючок вниз, вместо конечного «ъ» или конечных букв «ся» в глагольных формах) воспроизводятся полностью без каких-либо обозначений и оговорок. Условные сокращения (т. н. «абревиатуры») типа «к-ый», вместо «который», и слова, написанные неполностью, воспроизводятся полностью, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках: «к[отор]ый», «т[акъ] к[акъ]» и т. п., лишь в тех случаях, когда редактор сомневается в чтении. Слитное написание слов, объясняемое лишь тем, что слова в процессе беглого письма, для экономии времени, писались без отрыва пера от бумаги, не воспроизводится. Описки (пропуски букв, перестановки букв, замены одной буквы другой) не воспроизводятся и не оговариваются в сносках, кроме тех случаев, когда редактор сомневается, является ли данное написание опиской. Слова, написанные явно по рассеянности дважды, печатаются один раз, но это оговаривается в сноске. После слов, в чтении которых редактор сомневается, ставится знак вопроса в прямых скобках: [?]. На месте не поддающихся прочтению слов ставится [1 неразобр.] или [2 неразобр.], и т. д., где цыфры обозначают число неразобранных слов. Из зачеркнутого в рукописи печатается (в сноске) лишь то, что редактор признает важным в том или другом отношении. Незачеркнутое явно по рассеянности (или зачеркнутое сухим пером) рассматривается как зачеркнутое и не оговаривается. Более или менее значительно по размерам места (абзац или несколько абзацев, глава или главы), перечеркнутые одной чертой или двумя чертами крест-на-крест и т. п., воспроизводятся не в сносках, а в самом тексте и ставятся в ломаных < > скобках; однако в некоторых случаях допускается воспроизведение и отдельных зачеркнутых слов в ломаных скобках в тексте, а не в сноске. Написанное Толстым в скобках воспроизводится в круглых скобках. Подчеркнутое печатается курсивом. Дважды подчеркнутое – курсивом с оговоркой в сноске. В отношении пунктуации: 1) воспроизводятся все точки, знаки восклицательные и вопросительные, тире, двоеточия и многоточия (кроме случаев явно ошибочного употребления); 2) из запятых воспроизводятся лишь поставленные согласно с общепринятой пунктуацией; 3) ставятся все знаки в тех местах, где они отсутствуют с точки зрения общепринятой пунктуации, причем отсутствующие тире, двоеточия, кавычки и точки ставятся в самых редких случаях. При воспроизведении «многоточий» Толстого ставится столько же точек, сколько стоит у Толстого. Воспроизводятся все абзацы. Делаются отсутствующие в диалогах абзацы без оговорки в сноске, а в других, самых редких случаях – с оговоркой в сноске: Абзац редактора. Примечания и переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие Толстому и печатаемые в сносках (внизу страницы), печатаются (петитом) без скобок. Переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие редактору, печатаются в прямых [ ] скобках. Пометы *, **, ***, **** в оглавлении томов, на шмуцтитулах и в тексте, как при названиях произведений, так и при номерах вариантов, означают: * – что произведение печатается впервые, ** – что напечатано после смерти Л. Толстого, *** – что не вошло ни в одно из собраний сочинений Толстого и **** – что печаталось со значительными сокращениями и искажениями текста.   Иллюстрации Фототипия с фотографического портрета Толстого 1862 г. (размер подлинника) между XII и 1 стр. стр.   Примечания 1 Зачеркнуто: насилованный   2 Слово читается предположительно.   3 Против этого места на полях стоит: 2 силы, 1) справедл и насиліе, мысль власть   4 Зачеркнуто: поступк?.   5 Зачеркнуто: числа людей   6 Слово два исправлено на три, но затем снова восстановлено.   7 Зачеркнуто: 2)   8 Зачеркнуто: низшей   9 Со слов: Вс? люди должны кончая: а старая идея отчеркнуто чертою на полях.   10 Зачеркнуто: они не разъ понимали идеи справедливости большинства.   11 Абзац редактора.   12 Со слов: Итакъ насиліе кончая: и права насилія. – отчеркнуто чертою на поляхъ с примечанием: Прим?ры исторіи.   13 Абзац редактора.   14 Зачеркнуто: единомысліе   15 Против этих слов на полях написано: Ч?мъ больше большинство, т?мъ насиліе жесточе, и на оборотъ. Рабы – Мученики.   16 Против этих слов на полях написано: Первая мысль породила разногласіе, новая мысль есть бол?е общая мысль.   17 Зачеркнуто: единомысліе   18 Зачеркнуто: образованіе   19 Со слов: Что приводитъ къ единомыслію… кончая: книгопечатаніе. отчеркнуто чертою на поляхъ.