Педагогические заметки и материалы. Лев Николаевич Толстой Наука есть только обобщеніе частностей. Умъ челов?ческій тогда только понимаетъ обобщеніе, когда онъ самъ его сд?лалъ; или пров?рилъ. Частность же онъ допускаетъ на в?ру. Религія есть обобщеніе, принятое на в?ру. Задача педагогіи есть сл?довательно наведеніе ума на обобщеніе, предложеніе уму, въ такое время и въ такой форм?, такихъ частностей, изъ которыхъ легко д?лаются обобщенія. – Есть обобщенія, общія вс?мъ, черезъ которыя каждый долженъ пройти, есть другія, которыя нельзя предвид?ть. Этими-то неожиданными обобщеніями обогащается наука. — Преподаваніе1 исторіи народовъ и государствъ невозможно для д?тей. Въ исторіи ближайшая и2 основная частность есть челов?къ, похожій на меня. Изъ н?сколькихъ такихъ частностей, только со временемъ учащійся выведетъ понятіе о народ?, государств?. А какъ много нужно такихъ частностей, составляющихъ частность государства, чтобы учащійся понялъ движеніе народовъ, государствъ. — Въ естественныхъ наукахъ частность основная есть каждая особь. Въ химіи основное т?ло, только тогда, когда осязаемо для учащегося. Въ математик? частность есть д?йствіе – сложеніе, а общее – свойство цифры. Математика, въ особенности Геометрія, скор?е всего приводитъ отъ частнаго къ общему. <Путь постиженія общаго для учащегося обратный научному.> Ребенокъ не прежде узнаетъ, что такое государство, а потомъ – какъ живетъ въ немъ челов?къ, а прежде понимаетъ, какъ. живетъ челов?къ, а потомъ – въ какихъ условіяхъ. Не прежде понимаетъ общій законъ растенія – кл?тчатку, а потомъ деятельность кл?тчатки, а на оборотъ. Не прежде понимаетъ значеніе величины, а потомъ выводъ изъ соединенія величинъ, а на оборотъ. Ребенокъ д?лаетъ вс? четыре правила арифметики, а не только не ум?етъ определить, но не знаетъ значенія цифры. Не знаетъ ея отношенія къ единиц?. Искуство педагогіи есть выборъ поразительн?йшихъ и удобн?йшихъ къ обобщенію частностей въ области каждой науки и жив?йшимъ представленіи ихъ3 (понятлив?йшимъ было бы несправедливо. Ребенокъ не требуетъ понятливаго, но требуетъ живаго, сильно д?йствующаго на воображеніе. Возьму прим?ръ изъ математики. Для обученія д?ленію лучшій способъ есть д?леніе десятичныхъ чиселъ и составленіе періодовъ, которые непонятн?е простыхъ чиселъ, но д?йствуютъ на воображеніе) и руководства къ выводу главн?йшихъ, полезн?йшихъ обобщеній, но никакъ не въ навязываніи обобщеній. Ребенокъ ихъ не допускаетъ, какъ частности, ибо они не д?йствуютъ на воображеяіе, а на одну память (на воображеніе вашего способа выраженія словъ, буквъ). Ежели вы учите ребенка цифрамъ и пишете ему и учите называть 1 2 3 4 и т. д., онъ можетъ д?лать бездну обобщеній изъ двухъ фактовъ – названія и фигуры, но вы старайтесь, чтобъ онъ не останавливался на томъ обобщеніи, наприм?ръ, что въ 4 есть прямая палочка и въ 1 тоже, что 6 и 9 перевернутые похожи другъ на друга, а онъ почти всегда сд?лаетъ эти обобщенія, но останавливаете его вниманіе на томъ, что отъ 1 счесть 3 цифры впередъ – будетъ 4, а назадъ – опять будетъ одинъ, и отъ 6 до 9 тоже. — Въ математик? легче всего руководить обобщенія, въ естественныхъ наукахъ, бол?е д?йствующихъ на воображеніе, всей разнообразностью представляемаго предмета, мен?е легко, и трудн?е всего въ историческихъ наукахъ. Гд? остается полное свободное поле воображенію. Обыкновенное явленіе «тупика» есть важный фактъ въ педагогіи и доказательство сказаннаго выше. Умъ челов?ка, въ особенности ребенка въ класс?, никогда не бываетъ въ безд?йствіи (онъ постоянно совершаетъ свои обобщенія), но ежели онъ самъ не можетъ сказать, что останется отъ 2, когда возьмете 1, или говоритъ, что б-а – ба, а д-а – фю, то это только доказываетъ то, что онъ нашелъ другое поле обобщеній, а потерялъ то, на которое вы его наставили. Ежели бы этаго не было, онъ бы сейчасъ опять понялъ то, что вы ему говорите, но онъ не можетъ оторвать своего ума отъ того другаго обобщенія, въ совершеніи котораго онъ находится. Тупику подвержены очень тупые <и> одаренные очень живымъ воображеніемъ д?ти. – Очень тупые потому, что ему представляются бол?е легкія обобщенія, ч?мъ то, которое вы предлагаете ему. Очень живые потому, что ему представляются много другихъ, трудн?йшихъ. — Главное – не нужно забывать того, что наука состоитъ въ руководств? къ обобщеніямъ, <а не въ передач? обобщеній> сначала изъ фактовъ, а въ посл?дствіи изъ обобщеній, сд?ланныхъ учащимся и уже принятыхъ4 имъ за факты (т. е. од?тыми воображеніемъ въ изв?стную форму). Передавать же обобщенія нельзя. Природа челов?ческая отказывается въ принятіи ихъ. Но всякая наука строится на обобщеніяхъ. Какимъ же образомъ передавать науку т?мъ, которыми не найдены, не пров?рены еще эти обобщенія, у которыхъ н?тъ никакихъ обобщеній, исключая т?хъ, которыя даетъ одна жизнь до изв?стнаго возраста? Найти эти обобщенія и отъ нихъ, представляя новые факты, переводить на высшія – вотъ, сл?довательно, задача педагогіи. Задача одинакая въ одномъ челов?к? съ задачей науки въ челов?честв?; но не обратная, какъ какъ будто предполагается вс?ми учебными книгами и руководствами. (Для подтвержденія сходства пути науки въ челов?к? съ челов?чествомъ, приведу одинъ прим?ръ священной исторіи, – фактъ, что исторія младенчества челов?чества понятна для каждаго младенца-челов?ка. Естественныя науки младенчества челов?чества – стихія, земля, кончающаяся водой, и т. д. – понятны для младенца-челов?ка).– Челов?къ въ своемъ развитіи долженъ пройти вс? фазы развитія челов?чества. И только одно развитіе всего челов?чества показываетъ тотъ несомн?нный путь, по которому долженъ идти челов?къ. Ежели до сихъ поръ учились и учатся люди, то безъ сомн?нія задача эта педагогіи и ея ходъ должны были быть изв?стны и приложимы, но только отчасти и одной практикой, хорошимъ учителемъ въ его5 словахъ, въ его домашнемъ д?л? ученья; но по нев?жеству ли моему или н?тъ, я до сихъ поръ не видалъ педагогической книги, въ которой бы не былъ принять обратный ходъ задач? педагогіи и задач? науки, книги, въ которой бы <прежде не были>6 недопускались принятыя на в?ру обобщенія, которыхъ не можетъ им?ть учащійся. По этому въ теоріи мн? кажется, что, къ несчастью, господствуетъ еще противуположный здравому смыслу взглядъ на педагогію. – Безъ сомн?нія, идя впередъ и обобщая законы свои, наука становится легче, доступн?е уму. Но она доступн?е только тому уму, который изъ фактовъ вывелъ эти обобщенія. Для того же, который черезъ факты не прошелъ вс? ступени обобщеній, она съ каждымъ высшимъ обобщеніемъ становится сложн?е. Педагоги какъ будто забываютъ это, какъ будто, поработавъ надъ предметомъ, они такъ обрадуются, что, обобщивъ, объяснили себ? его, что они торопятся т? же обобщенія передать учащимся. Они какъ будто забываютъ, что, уяснивъ обобщеніемъ свой предметъ, они достигли только одну половину труда, они только узнали ту дорогу, по которой должны будутъ идти другiе, но имъ предстоитъ снова отъ перваго шага вести ихъ <указывая путь>, разставляя на дорог? приманки для воображенія и избавляя отъ объ?здовъ, а не разсказывать имъ, что? есть тамъ, куда они должны идти. Ребенку кажется очень просто, что есть рожь и береза, но когда вы ему скажете, что есть рожь и береза, а еще есть двус?мядольныя и однос?мядольныя растенія, им?ющія такія и такія свойства, вы ему только сд?лаете сложн?е то, что было просто, ибо онъ не можетъ понять вашего обобщенія, не сд?лавъ предварительно обобщенія о законахъ жизни растеній, которыхъ онъ тоже не можетъ понять, не сд?лавъ обобщенія о законахъ разд?ленія7 на части растенія, котораго онъ не можетъ понять, не сд?лавъ обобщенія о присутствіи таковыхъ во многихъ растеніяхъ – не разсмотр?въ много новыхъ [?] растеній. – Начните съ того, что есть растеніе, онъ это знаетъ. Какъ оно живетъ и питается, онъ это знаетъ или [?] не понимаетъ. Но в?дь что вы хотите сказать, когда вы говорите, что растеніе им?етъ листъ, стебель и корень? Вы хотите сказать, что, какой бы ни былъ фигуры корень и где бы онъ ни былъ, онъ – корень, ежели онъ исполняетъ <то-то и то-то> проводитъ въ растеніе изъ земли растворимыя неорганич[ескія] т?ла; но для того, чтобы сказать это, надо сказать, что въ растенье входятъ неорганическія т?ла. Вы говорите, что оно питается. Но этимъ вы что хотите сказать? Что какое бы ни было растенье, оно всегда живетъ.8 Вотъ это-то и покажите ему на одномъ, на другомъ и т.д. и9 руководствуйте его въ обобщеніяхъ. Покажите ему типы цв?тковыхъ и типы безцв?тковыхъ и т. д.10 Онъ знаетъ, что есть царь А[лександръ] Н[иколаевичъ] и былъ Моисей, а вы ему сказали, что есть еще д[ревняя], с[редняя] и н[овая] исторія, ему стало только трудн?е помнить. Но что вы хотите сказать, что что очень давно, то называется старое, а что не очень давно, то новое, – это онъ знаетъ. Прежде жили тогда-то все такіе-то, a посл? такіе-то.11 Вамъ кажется, что вы для него это разд?лили, а напротивъ, вы это разд?лили для себя, чтобы знать, какъ, въ какой посл?довательности, въ какомъ дух? вы будете передавать ему такіе-то и такіе-то факты. Для составленія научныхъ книгъ давно ужъ поняли, что нужно отбрасывать всю исторію своей эрюдиціонной или опытной работы, всю машинистику своего д?ла. Для педагогіи точно также необходимо отбрасывать всю философію своего изложенія, вс? выводы, сд?ланные посл? изученія. Я сказалъ, что, несмотря на такую ошибку педагогіи, педагогія идетъ, но идетъ съ значительными ошибками, проистекающими изъ такаго положенiя ея. Недостатокъ теоріи пополняется отчасти практикою: выпускомъ безполезнаго и вреднаго, прибавленіемъ изустно или письменно нужнаго и руководствомъ книгъ случайныхъ, непедагогическихъ, произведеніями искуства, изящной литературы и историческими памятниками (Библія, сказки, л?тописи, Плутархъ и т. п.). Но ошибочный взглядъ теоріи, не останавливая совершенно, сильно затрудняетъ педагогію. – Изъ этихъ золъ назову главн?йшіе: 1) Невозможность образованія безъ преподавателя. 2) Усвоеніе памятью непров?ренныхъ обобщеній (одно изъ величайшихъ золъ, нарушающее навсегда самый процессъ мышленія). 3) Настроеніе преподавателей пров?рять обобщенія, сд?ланныя учащимися, и сличать ихъ съ обобщеніями научными. 1) Ведетъ къ однообразію развитія. 2) Останавливаетъ его (ибо часто, понимая, не въ силахъ выразить). – И зач?мъ такъ бояться за умъ челов?ка? Онъ не можетъ сд?лать вс?хъ нужныхъ обобщеній изъ [1 неразобр.] фактовъ. Только факты давайте наибогат?йшія богат?йшими обобщеніями. Обученiе нравственнымъ или религіознымъ законамъ. Есть сл?дствіе того же печальнаго заблужденія. Но это есть еще далекая будущность. Не говори: не убій, а покажи факты, которыхъ общій смыслъ есть – не убій, и онъ не убьетъ. — Весь12 кругъ наукъ вм?ст? первоначально. Журналъ будетъ <состоять> выходить 3 раза въ годъ, ежели13 по 2 книги – въ 10 печатныхъ листовъ. Первый отд?лъ будетъ заключать въ себ? св?д?нія о школахъ; зам?тки учителей, мысли о педагогіи вообще, оригинальныя и переводныя. 2-й отд?лъ будетъ заключать руководства14 по разнымъ наукамъ. <Поэзію> Повести и разсказы, сказки и п?сни. Комментарии В. Ф. Саводника15 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ И МАТЕРЬЯЛЫ. «Педагогические заметки и матерьялы» содержат рассуждения и выводы Толстого, вынесенные им из его работы с яснополянскими школьниками; они имеют в виду интересы и потребности деревенской школы и крестьянских детей. В конце «Заметок» мы находим сообщение о предполагаемом новом педагогическом журнале, об его объеме, содержании и пр. Точная датировка «Заметок» дает возможность определить время, когда у Толстого возникла мысль об издании специального педагогического журнала. Судя по внешнему виду и размеру этой работы, к ней относится следующее место из письма Толстого к Т. А. Ергольской от 5 августа 1860 г. из Киссингена: «Я забыл у себя бумаги, мною писанные о школах – это листов 6 серой бумаги во весь лист. Ежели бы было возможно их найти и прислать мне или по почте или через кого-нибудь, отъезжающего за границу». Рукопись, автограф Толстого, занимает 5 лл. писчей бумаги F°. Бумага с клеймом фабрики Рейнера, сероватая, довольно плотная. Текст писан без полей, на обеих сторонах листа, начиная с л. 2, крупным размашистым почерком. Поправки и вставки, вписанные между строк, немногочисленны. Лл. 1—1 об, и л. 5 об. заняты алгебраическими вычислениями (решение уравнений с одним неизвестным), писанные карандашом крупным почерком, рукою Толстого. Пагинации нет. Начало: «5 марта. 1860. Педагогические заметки и матерьялы. Наука есть только обобщение…» Конец текста, начиная со слов: «Весь круг наук…» писан другим почерком и другими чернилами и производит впечатление торопливости. Последние фразы незакончены. Всё это заставляет предполагать, что эта часть текста написана отдельно, несколько позднее всего предыдущего. Рукопись хранится в АТБ (Папка XIV). Печатается впервые. – ПРЕДИСЛОВИЕ К ВОСЬМОМУ ТОМУ. В настоящий том входят произведения 1860—1863 гг., относящиеся к педагогической деятельности Толстого и, главным образом, к журналу «Ясная поляна». В основную часть тома внесены все статьи, напечатанные Толстым в «Ясной поляне», как подписанные им самим, так и не подписанные, но несомненно принадлежащие его перу. Сюда же включены и различные заметки, заявления и объяснения, как подписанные Толстым от имени редакции, так и не подписанные, но несомненно ему принадлежащие. Все эти редакционные примечания и объяснения печатаются вместе и в порядке их появления. Текст настоящего издания печатается по журнальному тексту «Ясной поляны», как наиболее авторитетному, так как при печатании он был просмотрен и санкционирован автором. При этом редакторами настоящего издания было обращено особое внимание на установление подлинного текста Толстого, и на основании рукописных материалов (автографов и копий) были устранены различные отмены и искажения, произвольно внесенные в печатный текст лицами, которым Толстой поручал печатание своих статей. Вместе с тем в текст настоящего издания были внесены, как отдельные выражения, так и целые связные отрывки, которые были исключены из текста «Ясной поляны» по цензурным условиям того времени. В приложении к основной части тома даны некоторые материалы, непосредственно относящиеся к изданию журнала «Ясная поляна»: официальное прошение Толстого к министру народного просвещения Ковалевскому о разрешении издания журнала (20 апреля 1861 г.) с приложением его программы, объявление об издании нового педагогического журнала, опубликованное в «Современной летописи» журнала «Русский вестник» (2 августа 1861 г.) и заявление Толстого о прекращении им издания «Ясной поляны», напечатанное в газете «Московские ведомости» 17 января 1863 г. Во втором отделе тома, на основании рукописного материала, впервые напечатаны следующие отрывки и заметки Толстого относящиеся к педагогическим вопросам: «Педагогические заметки и материалы», «О задачах педагогики», «Проект устава учебных заведений», «Сельской учитель», «Заметки об английских учебных книгах», «Письмо к неизвестному», «Вступление», «О значении народного образования», ,,По поводу передовой статьи «Ясной поляны»“, «Ответ критикам», «О языке народных книжек», «О прогрессе и образовании». Сюда же включены и более значительные рукописные варианты, относящиеся к некоторым статьям «Ясной поляны». В состав этого отдела включен и «Дневник Ясно-полянской школы», в который Толстой внес много различных записей. Хотя в этом «Дневнике» принимали участие и другие учителя и даже некоторые из старших воспитанников, однако, мы сочли необходимым внести в настоящее издание все эти поденные записи разных лиц целиком, в качестве наглядного документа, живо рисующего характер школьной работы, как самого Толстого, так и его сотрудников. Отметим только, что все эти записи Толстого печатаются корпусом, записи же других учителей и школьников – петитом. Редактирование всего тома, за исключением статьи «Прогресс и определение образования» и некоторых мелких отрывков, было поручено Редакторским комитетом Н. М. Мендельсону; но последовавшая 16 февраля 1934 г. кончина Николая Михайловича помешала ему закончить всю работу по данному тому. Им была произведена подготовка текста всех статей, входящих в «Ясную поляну», и комментариев к ней, за исключением статьи: «Кому у кого учиться писать». Из незаконченных же и неопубликованных статей Мендельсоном был подготовлен к печати текст большей части заметок и набросков Толстого, но прокомментирован лишь отрывок «О значении народного образования». Текст статей: «Заметки об английских учебных книгах», «Письмо к неизвестному», «О прогрессе и образовании» и комментарии ко всему неопубликованному материалу, за исключением указанной выше заметки «О значении народного образования», уже после смерти Н. М. Мендельсона, были подготовлены к печати В. Ф. Саводником. Кроме того, им же были внесены, согласно указаниям Редакторского комитета, некоторые дополнения и изменения во вступительной статье, посвященной педагогической и журнальной деятельности Толстого, и в комментариях к статьям «Ясной поляны». Ему же было поручено и составление указателя ко всему тому. В. Ф. Саводник.   РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ К ВОСЬМОМУ ТОМУ. Тексты произведений, печатавшихся при жизни Л. Толстого, печатаются по новой орфографии, но с воспроизведением больших букв во всех, без каких-либо исключений, случаях, когда в воспроизводимом тексте Толстого стоит большая буква, и начертаний до-гротовской орфографии в тех случаях, когда эти начертания отражают произношение Л. Толстого и лиц его круга («брычка», «цаловать»). При воспроизведении текстов, не печатавшихся при жизни Толстого (произведения, окончательно не отделанные, не оконченные, только начатые и черновые тексты), соблюдаются следующие правила: Текст воспроизводится с соблюдением всех особенностей правописания, которое не унифицируется, т. е. в случаях различного написания одного и того же слова все эти различия воспроизводятся («этаго» и «этого», «тетенька», «тетинька»). Слова, не написанные явно по рассеянности, вводятся в прямых скобках, без всякой оговорки. В местоимении «что» над «о» ставится знак ударения в тех случаях, когда без этого было бы затруднено понимание. Это «ударение» не оговаривается в сноске. Ударения (в «что» и других словах), поставленные самим Толстым, воспроизводятся, и это оговаривается в сноске. На месте слов неудобных в печати ставится в двойных прямых скобках цыфра, обозначающая число пропущенных редактором слов: [[1]]. Неполно написанные конечные буквы (как, напр., крючок вниз вместо конечного «ъ» или конечных букв «ся» и «тся» в глагольных формах) воспроизводятся полностью без каких-либо обозначений и оговорок. Условные сокращения (т. н. «абревиатуры») типа «к-ый», вместо «который», и слова, написанные неполностью, воспроизводятся полностью, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках: «к[отор]ый», «т[акъ] к[акъ] и т. п. лишь в тех случаях, когда редактор сомневается в чтении. Слитное написание слов, объясняемое лишь тем, что слова, в процессе беглого письма, для экономии времени писались без отрыва пера от бумаги, не воспроизводится. Описки (пропуски букв, перестановки букв, замены одной буквы другой) не воспроизводятся и не оговариваются в сносках, кроме тех случаев, когда редактор сомневается, является ли данное написание опиской. Слова, написанные явно по рассеянности дважды, воспроизводятся один раз, но это оговаривается в сноске. После слов, в чтении которых редактор сомневается, ставится знак вопроса в прямых скобках: [?] На месте не поддающихся прочтению слов ставится: [1 неразобр.]или: [2 неразобр.] и т. д., где цыфры обозначают количество неразобранных слов. Из зачеркнутого в рукописи воспроизводится (в сноске) лишь то, что редактор признает важным в том или другом отношении. Незачеркнутое явно по рассеянности (или зачеркнутое сухим пером) рассматривается как зачеркнутое и не оговаривается. Более или менее значительные по размерам места (абзац или несколько абзацев, глава или главы), перечеркнутые одной чертой или двумя чертами крест-на-крест и т. п., воспроизводятся не в сноске, а в самом тексте, и ставятся в ломаных < > скобках; но в отдельных случаях допускается воспроизведение в ломаных скобках в тексте, а не в сноске, одного или нескольких зачеркнутых слов. Написанное Толстым в скобках воспроизводится в круглых скобках. Подчеркнутое печатается курсивом, дважды подчеркнутое – курсивом с оговоркой в сноске. В отношении пунктуации: 1) воспроизводятся все точки, знаки восклицательные и вопросительные, тире, двоеточия и многоточия (кроме случаев явно ошибочного употребления); 2) из запятых воспроизводятся лишь поставленные согласно с общепринятой пунктуацией; 3) ставятся все знаки в тех местах, где они отсутствуют с точки зрения общепринятой пунктуации, причем отсутствующие тире, двоеточия, кавычки и точки ставятся в самых редких случаях. При воспроизведении «многоточий» Толстого ставится столько же точек, сколько стоит у Толстого. Воспроизводятся все абзацы. Делаются отсутствующие в диалогах абзацы без оговорки в сноске, а в других, самых редких случаях – с оговоркой в сноске: «Абзац редактора». Примечания и переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие Толстому и печатаемые в сносках (внизу страницы), печатаются (петитом) без скобок. Переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие редактору, печатаются в прямых [ ] скобках. Пометы: *, **, ***, ****, в оглавлении томов означают: * – что печатается впервые, ** – что напечатано после смерти Л. Толстого, *** – что не вошло ни в одно из собраний сочинений Толстого и **** – что печаталось со значительными сокращениями и искажениями текста. – Иллюстрации. Фототипия с фотографии: Толстой в 1860 г. I. G?ruzet Bruxelles. – между IV и V стр. стр. 1 Слово Преподавание надписано над строкой, что вызвало переделку: Исторiя на исторiи, но большая буква в рукописи осталась.   2 Зачеркнуто: единствен[ная]   3 Начиная от слов: жив?йшимъ представленіи ихъ кончая: не въ навязываніи обобщеній. рукопись дает текст, грамматически очень запутанный, но общий смысл его совершенно понятен.   4 В подлиннике ошибка: принятымъ   5 Зачеркнуто: р?чахъ движ[енiяхъ]   6 Последними словами заканчивается л. 3 об. автографа. Ниже, почерком явно другого времени, идет зачеркнутая строка автографа, с трудом поддающаяся прочтению: Явл. [1 неразобр.] прав, эти обобщ. Напрасно боятся за умъ [?] челов?ка.   7 Последними словами заканчивается л. 4 автографа. Вдоль левого края этого листа, почерком несомненно другого времени, написана еще строка автографа, не поддающаяся вставке в определенное место основного текста: почему такая ошибка. Наука рада упрощенiю и забываетъ, что упрощенiе есть сложность.   8 Последнее слово надписано над зачеркнутым: принимаетъ частицы извн?.   9 Зачеркнуто: пусть онъ д?лаетъ свои   10 Последнее предложение вписано между строк, чернилами другого цвета и почерком несомненно другого времени.   11 После слов: Прежде жили тогда-то – следует ряд частью недописанных, не всегда поддающихся прочтению предложений, судя по цвету чернил, писанных в разное время. Можно разобрать: вс? были дра [?] похожи немнож[ко] и посл? котор[ыхъ]? [1 неразобр.] запрягали, а посл? все больше. – Все это зачеркнуто и сверху надписано и тоже зачеркнуто: Которые царей убивали въ [1 неразобр.].   12 Отсюда и до конца, судя по почерку и цвету чернил, писано в другое время, чем основанный текст «Заметок».   13 Зачеркнуто: богатство   14 В подлиннике: Руководства   15 В комментариях приняты следующие сокращения: АТБ – Архив Л. Н. Толстого в Всесоюзной Библиотеке имени В. И. Ленина (Москва). AЧ – Архив В. Г. Черткова (Москва). Б, I; Б, II – П. И. Бирюков, «Биография Льва Николаевича Толстого» т. I, Гиз. М. 1923; т. II, Гиз. М. 1923. БЛ – Всесоюзная Библиотека имени В. И. Ленина (Москва). ГТМ – Государственный Толстовский музей (Москва). ИРЛИ – Институт новой русской литературы (б. Пушкинский дом, б. Ленинградский Толстовский музей, б. Рукописное отделение Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград). ЛПБ – Рукописное отделение Государственной Публичной Библиотеки РСФСР имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). ПС – «Переписка Л. Н. Толстого с H. Н. Страховым», изд. Общество Толстовского музея. Спб. 1914. ПТ – «Переписка Л. Н. Толстого с гр. А. А. Толстой», изд. Общество Толстовского музея. СПБ 1911. ПТС, I; ПТС, II – «Письма Л. Н. Толстого, собранные и редактированные П. А. Сергеенко», изд. «Книга». I—1910; II—1911. ТЕ – «Толстовский Ежегодник».