Попытка комнаты. Марина Ивановна Цветаева <поэма> Стены косности сочтены До меня. Но – заскок? случайность? — Я запомнила три стены. За четвертую не ручаюсь. Кто те знает, спиной к стене? Может быть, но ведь может не Быть. И не было. Дуло. Но Не стена за спиной – так..? Всё, что Не угодно. Депеша “Дно”, Царь отрекся. Не только с почты Вести. Срочные провода Отовсюду и отвсегда. На рояле играл? Сквозит. Дует. Парусом ходит. Ватой — Пальцы. Лист сонатинный взвит. (Не забудь, что тебе – девятый.) Для невиданной той стены Знаю имя: стена спины За роялем. Еще – столом Письменным, а еще – прибором Бритвенным (у стены – прием — Этой – делаться коридором В зеркале. Перенес– взглянул. Пустоты переносный стул). Стул для всех, кому не войти — Дверью, – чуток порог к подошвам! Та стена, из которой ты Вырос – поторопилась с прошлым — Между нами еще абзац Целый. Вырастешь как Данзас — Сзади. Ибо Данзасом – тa, Званым, избранным, с часом, с весом, (Знаю имя: стена хребта!) Входит в комнату – не Дантесом. Оборот головы. – Готов? Ты и ты через десять строф. Строк. Глазная атака в тыл. Но, оставив разряд заспинный, Потолок достоверно – был. Не упорствую: как в гостиной, Может быть и чуть-чуть косил. (Штыковая атака в тыл — Сил.) И вот уже мозжечка Сжим. Как глыба спина расселась. Та сплошная стена Чека, Та – рассветов, ну та – расстрелов Светлых: четче, чем на тени Жестов – в спину из-за спины. То, чего не пойму: расстрел. Но, оставив разряд застенный, Потолок достоверно цел Был (еще впереди – зачем нам Он). К четвертой стене вернусь: Та, куда, отступая, трус Оступается. “Ну, а пол — Был? На чем-нибудь да ведь надо ж?..” Был. – Не всем. – На качель, на ствол, На коня, на канат, на шабаш, — Выше!.. Всем нам на “тем свету” С пустотою сращать пяту Тяготенную. Пол – для ног. – Как внедрен человек, как вкраплен! — Чтоб не капало – потолок. Помнишь, старая казнь – по капле В час? Трава не росла бы в дом — Пол, земля не вошла бы в дом — Всеми – теми – кому и кол Не препятствие ночью майской! Три стены, потолок и пол. Всё, как будто? Теперь – являйся! Оповестит ли ставнею? Комната наспех составлена, Белесоватым по серу — В черновике набросана. Не штукатур, не кровельщик — Сон. На путях беспроволочных Страж. В пропастях под веками Некий нашедший некую. Не поставщик, не мебельщик — Сон, поголее ревельской Отмели. Пол без блёсткости. Комната? Просто – плоскости. Дебаркадер приветливей! Нечто из геометрии, Бездны в картонном томике, Поздно, но полно, понятой. А фаэтонов тормоз-то — Стол? Да ведь локтем кормится Стол. Разлоктись по склонности, Будет и стол – настольности. Так же, как деток – аисты: Будет нужда – и явится Вещь. Не пекись за три версты! Стул вместе с гостем вырастет. Все вырастет, Не ладь, не строй. Под вывеской Сказать – какой? Взаимности Лесная глушь Гостиница Свиданье Душ. Дом встречи. Все – разлуки — Те, хоть южным на юг! Прислуживают – руки? Нет, то, что тише рук, И легче рук, и чище Рук. Подновленный хлам С услугами? Тощища, Оставленная там! Да, здесь мы недотроги, И вправе. Рук – гонцы, Рук – мысли, рук – итоги, Рук – самые концы... Без судорожных “где ж ты?”. Жду. С тишиной в родстве, Прислуживают – жесты В Психеином дворце. Только ветер поэту дорог! В чем уверена – в коридорах. Прохожденье – вот армий база. Должно долго идти, чтоб сразу Середь комнаты, с видом бога- Лиродержца... – Стиха дорога! Ветер, ветер, над лбом – как стягом Подымаемый нашим шагом! Водворенное “и так дале” — Коридоры: домашнесть дали. С грачьим профилем иноверки Тихой скоростью даль, по мерке Детских ног, в дождеватом пруфе Рифмы милые: грифель – туфель — Кафель... в павлиноватом шлейфе Где-то башня, зовется Эйфель. Как река для ребенка – галька, Дали – долька, не даль – а далька, В детской памяти, струнной, донной — Даль с ручным багажом, даль – бонной... Не сболтнувшая нам (даль в модах) Что там тащится на подводах... Доведенная до пенала... Коридоры: домов каналы. Свадьбы, судьбы, событья, сроки, — Коридоры: домов притоки. В пять утра, с письмецом подметным, Коридором не только метлы Ходят. Тмином разит и дерном. Род Занятия? Ко – ри – дорный. То лишь требуя, что смолола — Коридорами – Карманьола! Кто коридоры строил (Рыл), знал куда загнуть, Чтобы дать время крови За угол завернуть Сердца – за тот за острый Угол – громов магнит! Чтобы сердечный остров Со всех сторон омыт Был. Коридор сей создан Мной – не проси ясней! — Чтобы дать время мозгу Оповестить по всей Линии – от “посадки Нету” до узловой Сердца: “Идет! Бросаться — Жмурься! А нет – долой С рельс!” Коридор сей создан Мной (не поэт– спроста!), Чтобы дать время мозгу Распределить места, Ибо свиданье – местность, Роспись – подсчет – чертеж — Слов, не всегда уместных, Жестов, погрешных сплошь. Чтобы любовь в порядке — Вся, чтоб тебе люба — Вся, до последней складки — Губ или платья! Лба. Платье все оправлять умели! Коридоры: домов туннели. Точно старец, ведомый дщерью — Коридоры: домов ущелья. Друг, гляди! Как в письме, как в сне том — Это я на тебя просветом! В первом сне, когда веки спустишь — Это я на тебя предчувствьем Света. В крайнюю точку срока Это я– световое око. А потом? Сон есть: в тон. Был – подъем, Бал – наклон Лба – и лба. Твой – вперед Лоб. Груба Рифма: рот. Оттого ль, что не стало стен — Потолок достоверно крен Дал. Лишь звательный цвел падеж В ртах А пол – достоверно брешь. А сквозь брешь, зелена как Нил... Потолок достоверно плыл. Пол же – что, кроме “провались!” — Полу? Что нам до половиц Сорных? Мало мела? – Горе! Весь поэт на одном тире Держится... Над ничем двух тел Потолок достоверно пел — Всеми ангелами. St. Gilles-sur-Vie, 6 июня 1926