Надабинду - Упанишада. Ригведа. группа упанишад - йога. Ом! Да будет моя речь в согласии с умом; Да будет мой ум основан на речи. O Лучезарный, открой мне Себя. Да принесут они оба[1] ко мне знание Вед. Да не покинет меня все то, что я усвоил. Я присоединю день к ночи[2] этими занятиями. Я произнесу то, что словесно истинно; Я произнесу то, что ментально истинно. Да защитит меня То[3]; Да защитит То говорящего[4], да защитит То меня; Да защитит То говорящего - да защитит То говорящего. Ом! Да будет Покой во мне! Да будет Покой в ближних моих! Да будет Покой в силах, воздействующих на меня! 1. Слог «A» считается её (птицы «Ом») правым крылом, «У» - левым; «М» - её хвост; и ардха-матра (половина стихотворного метра), как считают, - её голова. 2. (Раджасические и тамасические) качества (гуны) – её (мерные) стопы; саттва – её туловище; дхарма – её правый глаз, а адхарма - левый. 3. Бхур-лока расположена в её стопах; бхувар-лока - в её коленях; свар-лока - в её пояснице; а махар-лока - в пупке. 4. В её сердце расположена джана-лока; тапо-лока (тапар-лока) - в её горле, а (ту) сатья-лока расположена (вйавастхита) на лбе (лалаата) в центре между (мадхйа) бровями (бхрувор). 5(а). Затем матра (или мантра) за пределами сахасрары (тысячелучевой) разъясняется, её следует разъяснить. 5(б)-6(а). Знаток йоги, восседающий на хамсе (лебеде) таким образом (т.е. созерцает Ом), не подвержен кармическим влияниям или десяткам крор грехов (сотням миллионов). 6(б)-7. У первой матры (мера, также мера времени произнесения короткой гласной) главенствующее божество (девата) – Агни (бог Огня); у второй – Вайю (Веющий); следующая матра сияет подобно солнечному диску, а последнюю - ардха-матру - мудрецы знают как относящуюся к Варуне (божеству воды, Перуну). 8. У каждой из этих матр воистину три калы (части). Это называется Омкара. Познай это посредством дхаран, т.е. сосредоточения на каждой из двенадцати кал (или разновидностей матр, порождаемых различием свар, или интонаций). 9-11. Первая матра называется гхошини; вторая - видйунмали (или видйунматра); третья - патангини; четвёртая - вайувегини; пятая - намадхея; шестая - айндри; седьмая - вайшнави; восьмая - шанкари; девятая - махати; десятая - дхрити (дхрува); одиннадцатая - нари (мауни); а двенадцатая - брахми. 12. Если человеку случится умереть в первую матру (при её созерцании), он переродится как великий император в Бхарата-варше (Индии). 13. Если во вторую матру, он становится выдающимся якшей (гномом); если в третью матру – то видьядхарой (мистики-маги Тибета); если в четвёртую – то гандхарвой (райские певцы-музыканты, хранители сомы). 14. Если ему случается умереть в пятую, т.е. в ардха-матру, он живёт в лунном мире со статусом божества (дэва), весьма прославляемого там. 15. Если в шестую, он растворяется в Индре; если в седьмую, то достигает обители Вишну; если в восьмую, то Рудры, Владыки всех существ. 16. Если в девятую, то направляется в махар-локу; если в десятую, то в джана-локу (дхрува-локу?); если в одиннадцатую, то в тапо-локу, и если в двенадцатую, он достигает вечного состояния (щащватам) Брахмы. 17. То, которое за их пределами, (т.е.) Парабрахман, который вне (вышеупомянутых матр), чистый, всепронизывающий, вне кал, извечно сияющий и источник всякого джйоти (света), следует познать. 18. Когда ум выходит за пределы органов чувств и гун (качеств), и растворяется, не имея отдельного существования и умственной деятельности, тогда (гуру) следует дать ему предписания (относительно хода его дальнейшего развития). 19. Такому существу (джанту), всегда вовлечённому в своё созерцание и всегда поглощённому этим, следует постепенно (шанаир) устранять (чет) представление «я – тело» (калевара), придерживаясь (санстхита) следования йоге (йога-чарена) и уходя от (виварджита) всякого общения с обществом (сарва-сангха). 20. Тогда он, освобождаемый от оков кармы и существования в качестве дживы (индивидуальной души), и будучи чистым, наслаждается запредельным блаженством через достижение им состояния Брахмы (Бога-Творца). 21. O разумный человек, проводи свою жизнь всегда в достойном поведении - познании запредельного блаженства, наслаждаясь всей своей прарабдхой (созревшей кармой), не жалуясь ни на что (из этой прарабдхи). 22-23(а). Даже после пробуждения Атма-джняны (постижении Атмана, или высшего «Я»), прарабдха не исчезает; но он не ощущает прарабдху после озарения таттва-джняны (знания таттвы, или сущности истины), поскольку тело и другие вещи - асат (нереальны), подобно вещам, виденным во сне тем, кто уже проснулся. 23(б)-24. Та карма (её часть), которая сформирована в прежних рождениях и называется прарабдхой, нисколько не затрагивает такого мудреца (таттва-джняни), поскольку у него уже не будет перевоплощения. Так же, как нереально тело, которое существует в сновидении, так же и это тело. 25(а). Где же тогда перевоплощение для того, которое иллюзорно? Как может иметь какое-либо существование то, у чего нет рождения? 25(б)-26(а). Как глина - материальная причина горшка, так же и человек узнаёт из веданты, что аджняна (невежество) - материальная причина вселенной; и когда аджняна исчезает, то где же тогда космос? 26(б)-27. Так же, как человек из-за иллюзии ошибочно принимает верёвку за змею, так и не ведающий истины глупец видит этот мир (считая его истинным). Когда он знает, что это кусок верёвки, иллюзорная идея о змее исчезает. 28-29(а). И поэтому, когда ему ведома вечная суть всего, и вся вселенная становится (поэтому) пустой (шуньята) (для него), где же тогда прарабдха для него? - поскольку тело тоже часть мира. Поэтому слово «прарабдха» принимается (только) для просветления невежественных. 29(б)-30. Затем, когда прарабдха, с течением времени, отработана и изношена, тот, кто есть звук, следующий из союза пранавы (Ом) с Брахманом, кто есть само абсолютное сияние, и кто есть наделяющий всяким благом, сияет сам по себе подобно солнцу при рассеивании облаков. 31. Йог, находящийся в сиддхасане (позе полулотоса) и выполняющий вайшнави-мудру, должен всегда слышать внутренний звук прямо в (дакшина) ушах (карна). 32. Звук, который он таким образом практикует, делает его глухим ко всем внешним звукам. Преодолевая все препятствия, он входит в состояние сознания под названием турия («четвёртое», после бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна) в течение пятнадцати дней. 33. В начале своей практики он слышит много громких звуков. Постепенно они увеличиваются в высоте тона и слышатся всё более и более тонко. 34. Сначала эти звуки подобны тем, которые исходят из океана, облаков, литавры и ливней; в средней стадии они подобны звукам мардалы (таблы, барабаны), колокола и гудка. 35. На последней стадии эти звуки напоминают звучание колокольчика, флейты, вины (струнного инструмента) и пчелы. Таким образом он слышит много подобных звуков, всё более и более утончённых. 36. Когда он достигает той стадии, когда слышен звук большой литавры, ему следует стремиться различать только всё более и более утончённые звуки. 37. Он может изменять своё сосредоточение с грубых звуков на тонкие, или с тонких на грубые, но ему не следует позволять своему уму отвлекаться от одних звуков на другие. 38. Ум, сосредоточившись вначале на любом отдельном звуке, должен непоколебимо удерживаться на нём и растворяется в нём. 39. Он (ум) становится невосприимчивым к внешним впечатлениям, становится единым со звуком, как молоко с водой, и затем становится быстро поглощённым в чидакаше (акаше-пространстве, где господствует чит-сознание). 40. Будучи безразличным ко всем объектам, йог, обуздавший свои страсти, должен непрерывной практикой сосредотачивать своё внимание на этот звук, который уничтожает ум. 41. Оставив все мысли, и будучи свободным от всех действий, ему следует всегда сосредотачивать своё внимание на этом звуке, и тогда его читта (субстанция сознания) становится поглощённым в нём (т.е. звуке). 42-43(а). Так же, как пчела, всасывающая нектар цветка, не обращает внимания на плохой запах, так и читта, которая всегда поглощена в звуке, не жаждет чувственных объектов, поскольку она притянута приятным ароматом нады (звука) и оставила свою неугомонную природу. 43(б)-44(а). Змея-читта через слушание нады полностью поглощается в ней и становится не замечающей ничего, сосредотачиваясь на звуке. 44(б)-45(а). Звук выполняет роль острой палки для понукания животных (стимула), которой управляют взбешённым слоном - читтой, которая слоняется в саду удовольствий, получаемых от чувственных объектов. 45(б)-46(а). Он выполняет роль ловушки для связывания оленя-читты. Он также служит берегом для океанских волн читты. 46(б)-47(а). Звук, проистекающий из пранавы (Ом), которая есть Брахман, имеет природу сияния; ум становится поглощённым в нём; это - всевышняя обитель Вишну. 47(б)-48(а). Звук существует до тех пор, пока сохраняется концепция акаши (акаша-санкальпа). За её пределами - ашабда, беззвучный Парабрахман, который есть Параматман. 48(б). Ум существует до тех пор, пока имеется звук, но с этим (прекращением звука) приходит состояние, называемое унмани-манас (т.е. состояние пребывания над умом). 49(а). Этот звук растворяется в акшаре (неразрушимом), а беззвучное состояние - запредельная обитель. 49(б)-50(а). Ум, который наряду с праной (вайю) имеет (свои) кармические свойства разрушенными постоянным сосредоточением на наде, поглощается в незапятнанном Едином. В этом нет сомнения. 50(б)-51(а). Многие мириады над ("звуков"), и гораздо больше бинду (тонких неслышных звуков, исчезающих точек) - (все они) становятся поглощёнными в звуке Брахма-пранавы. 51(б)-52(а). Будучи свободным от всех состояний и каких бы то ни было мыслей, йог пребывает подобным мёртвому. Он - мукта (освобождённый). В этом нет сомнения. 52(б). После этого он уже никогда не слышит звуки морской раковины или дундубхи (литавры, большого барабана). 53. В состоянии унмани тело несомненно подобно бревну, и оно не чувствует жары или холода, радости или горя. 54. Читта такого йога, оставившего славу и бесчестие, пребывает в самадхи, выше трёх состояний. 55. Будучи свободным от состояний бодрствования и сна, он достигает своего истинного состояния. 56. Когда (духовное) видение становится устойчивым без какого-либо наблюдаемого объекта, когда вайю (прана, дыхание) становится бездвижным без всякого усилия, и когда читта становится устойчивой без какой-либо поддержки, он обретает форму внутреннего звука Брахма-пранавы. Так заканчивается Надабинду-упанишада Ригведы. Сноски: [1] Ум и речь. [2] Т.е. уничтожу различие между ними. [3] Брахман. [4] Т.е. учителя.