Свет Бхагаваты А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. 1. Покрытое грозовыми тучами небо кажется искусно разодетым. Мол- ния в облаках знаменует надежду на новую жизнь. Безмятежное и безгра- ничное небо сравнимо с Абсолютной истиной. Живые существа - это исти- ны, проявленные в их связи с гунами материальной природы. Грозовое об- лако покрывает лишь часть бескрайнего неба, и его можно сравнить с не- вежеством или забывчивостью живого существа о своей истинной природе. Живое сщество по своей сути чисто, но из-за желания наслаждаться оно покрывается облаком забвения (это качество называется тамас - невежес- тво, считает себя отличным от Абсолютного целого. Это порождает лож- ное эго. Они производят звуки, подобные раскатам грома: "Я - это, это - наше, это - мое". Такое умонастроение соответствует качеству раджас (страсть). Вспышка молнии - это единственный луч надежды, который мо- жет вывести душу на путь знания, поэтому молния сравнивается с качес- твом саттва (благость). Безграничное небо или Всепроникающая Абсолют- ная истина неотлично от своей части, временно закрытой облаком, но и не равно ей. Облако никогда не закроет все небо. Есть две группы философов - монисты и дуалисты. Монисты верят в единство Абсолютной истины и живого существа, а дуалисты - в их раз- дельное существование. Выше этих учений стоит философия ачинтья-бхе- дабхеда-таттвы или непостижимого тождества и отличия. Суть этой фило- софии раскрыл Шри Чайтанья Махапрабху в своих обьяснениях Веданта-сут- ры. Любое значение - это часть ведического знания, а Веданта включает в себя окончательные выводы всех областей знания. Того, кто искренне пытается найти Абсолютную истину, называют ведантистом. Веданта есть последнее слово всех философских размышлений. 2. Жар солнца обезвоживает моря, реки, озера, люди изнемогают от жары и в отчаянии смотрят на небо, а дождя все нет и нет. Но в нужный момент он извергается с небес, поливая на своем пути даже мертвые кам- ни. Государство собирает со своих граждан множество налогов, налоги опустошают карманы подданных, точно также как палящее солнце испаряет воду с поверхности водоемов. Когда же налоги превращаются в крупную сумму, они расходуются для благоденствия граждан. Иногда же правители тратят деньги на чувственное удовлетворение. Обычные люди считают, что дождя нет из-за наших грехов. Это действительно так. Чтобы наслаж- даться справедливым распределением налогов, граждане сами должны быть безукоризненно честны, добродетельны и иметь достойных представителей в органах власти. При современном устройстве общества не кого винить в бедах, кроме себя. Если граждане не честны, то и правительство продаж- но, у недостойных людей не может быть достойного правительства. Следо- вательно, высокий уровень сознания - это первое условие для создания хорошего правительства и справедливого распределения материальных благ. В древности у царей были идеальные учителя. Каждый гражданин следовал указаниям Вед. Это способствовало и материальному и духовно- му прогрессу общества. Люди обладали сознанием Бога и были честны меж- ду собой и государством, а цари отвечали за благосостояние в целом. В современном государстве не сдержавшая своих обещаний партия уступает место более ответственной группе людей. Космическую же администрацию представляет только одна партия, состоящая из слуг Бога, а правящие Божества различных планет поддерживают порядок, следуя указаниям Все- вышнего Господа. Люди страдают из-за собственной глупости. В чем же она проявляется? В Бхагават-Гите сказано, что нужно совершать ягьи или жертвоприношения для удовлетворения Высшего Целого. Верховный Господь - всепроникающ. В нынешний век рекомендуется жертвоприношение, очищаю- щее умы людей и пробуждающее в них сознание Бога. Эта ягья называется санкиртана-ягьей или всеобщим призывом к пробуждению духовного созна- ния человечества. Выполнение ягьи духовным пением, танцами, празднес- твами превратит людей в честных и послушных граждан. Послушание - это основное правило. Люди не соблюдают законы Бога, поэтому мало дождя и других материальных благ. Человек, непокорный воле Бога, не может иметь хороших качеств. Непокорные лидеры руководят непокорными людьми, оскверняются общественные отношения, жизнь становится опасной. Это по- хоже на то, как один слепец ведет за собой других. Следовательно, го- сударственные налоги должны тратиться на формирование общественного сознания. Это принесет счастье всем жителям страны. 3. Облака, влекомые могучими ветрами, щедро извергают потоки дож- дя, которые проливаются на человека, подобно милости Господа, неизмен- но доброго к нуждающемуся живому существу. Бог неизменно милостив к нам, хотя мы грубо нарушаем Его законы. Вода - наиважнейший элемент нашей жизни, поэтому Господь покрыл водой три четверти земного шара, сделав ее соленой, чтобы она сохраняла свои качества. Соленая вода не портится, и в этом тоже видна рука Провиде- ния. Господь заставил солнце вытягивать воду с поверхности планеты, превращая ее в облака и сохраняя на вершинах гор. Часть воды заморажи- вается, чтобы предотвратить наводнение. В течение года лед постепенно тает, питая реки, те несут свои воды к океану. Законы пророды не слу- чайны, за ними стоит разум Бога, точно также, как за законами государ- ства стоит законодатель. Неважно, видим мы его или нет, раз есть за- кон,- значит есть и законодатель. Материя не может действовать без направляющей силы, следовательно, мы должны признать существование Бо- га, Высшего Живого Существа, стоящего за законами природы. Господь го- ворит в Бхагават-Гите, что материальная природа действует под Его над- зором. Природа - это всего лишь энергия, а над энергией находится ис- точник ее и чей-то ум. Только благодаря Его надзору действуют законы природы. Господь дает дождь, когда мы более всего нуждаемся, однако мы забываем о Боге, как только получаем эту милость. Чтобы не стра- дать, надо помнить о Его милости. Мы вечно связаны с Ним, несмотря на забытье, в которое мы погружены. 4. После проливных дождей поля и леса кажутся особенно зелеными и свежими. Зелень в сезон дождей - это временное явление природы. Зе- лень недолговечна. Есть люди, совершающие суровые аскезы ради ка- кой-то материальной цели. Разумные личности избегают этого. Мате- риальные потери и приобретения зависят от типа тела живого существа. Существует 8 400 000 форм жизни во вселенной, и у каждого страдания и наслаждения продиктованы его телом. Аскезы, страдания, счастье прихо- дят к нам помимо нашей воли. Попытка избежать страданий ощутимой пользы не приносит. Мы должны стремиться к вечному счастью и вечной жизни. Этой цели можно достичь только в человеческой форме жизни. Веч- ное счастье возможно, если человек свободен от стремления к мате- риальному счастью. Не нужно подражать растениям, цветущим в сезон дож- дей и увядающим зимой. Человеку следует обрести жизнь в бесконечном ясном небе. Свободная жизнь в вечности, совершенном знании и блажен- стве есть сокровенное желание просветленных душ. 5. Во время сезона дождей вечерами очень темно. В небе нет ни мер- цающих звезд, ни луны. Они скрыты облаками. И крошечные светлячки ка- жутся значительными из-за отсутствия небесных светил. Подобно сезон- ным изменениям года, в мироздании существует периодическая смена ве- ков, называемая югами. Точно также, как существуют три гуны мате- риальной природы, существуют три эпохи, находящиеся под их влиянием. Период, находящийся под влиянием благости, называется сатья-югой, пе- риод страсти - трета-югой и период темноты и невежества - кали-югой или эпохой раздоров. Слово кали означает "ссора". Кали-юга похожа на сезон дождей, так как в это время возникает много осложнений. В ка- ли-югу не хватает правильного руководства, в этот период истинным све- том жизни является Ведическое знание. Бхагавад-Гита утверждает, что целью изучения Вед является познание Всемогущей Личности Бога. Но в Кали-югу даже существование Бога подвергается сомнению. В Кали-югу действуют бесчисленные религиозные общины, пытающиеся исключить понятие Бога из религии, много, много самозванцев, обьявляю- щих себя инкарнациями Бога, они ожесточенно спорят между собой. Веди- ческое же знание передается по цепи ученической преемственности, и оно должно быть получено только через эту цепь. В Век вражды такая преем- ственность нарушается повсюду, в итоге Веды обьясняются малообразован- ными людьми. Они подобны светлячкам, которые отрицают существование луны и звезд. Суть ведического знания содержит Бхагавад-Гита, так как она была поведана самой Личность Бога, вложившей ведическое знание в сердце Брахмы - первого живого существа во вселенной. Шримад-Бхагава- там является руководством для людей этого века, омраченного облаком невежества. 6. Услышав шум дождя, лягушки покидают горные пещеры и заводят свои песни, напоминая учеников, повторяющих ведческие гимны духовного учи- теля. В этот век все люди, верящие в Бога, должны распространять нау- ку о Боге и Божественной Воле. Есть Высшая Воля Господа и ни одна на- ция или общество не может жить в мире и процветать без признания этой истины. Лидеры религиозных общин должны обьединиться и создать единую лигу преданных Господа. Осознавшие себя души, занятые служением Госпо- ду, не бояться майи, как и законопослушные граждане не страшаться по- лиции. Преданные полны сострадания к людям, которые забыли о Верхов- ном Господе в погоне за призрачным счастьем, которое сводится к чув- ственным наслаждением, доступным даже свиньям и собакам. 7. Небольшие речушки, почти пересыхающие в мае и июне, сейчас бур- лят и выходят из берегов, напоминая богатых выскочек, хвастливо расто- чающих свое богатство. Море не выходит из берегов, хотя в него впа- дает множество рек. Человеку следует серьезно относиться к своей жиз- ни, не тратить ее впустую. Ищущие богатства и наслаждений личности пренебрегают ценностью тела. Разумные существа обладают двумя типами темперамента. Одни - интроспективны, другие - экстравагантны. Послед- ние очарованы внешней красотой мира и не обладают внутренним видением. Они не могут извлечь истинной пользы из обладания человеческим телом. Но тот, кто развил в себе интроспективность, подобен морю. Серьезные живые существа используют все преимущества человеческой формы жизни. Животные потребности тела должны быть сведены к минимуму. Целью жизни является САТ или то, что существует вечно. В материальном мире нет ни- чего вечного, но и из плохой сделки можно извлечь наибольшую выгоду, обратив наш ум внутрь для самоосознания. 8. Сочная зелень свежей травы, яркие цветы, бабочки и другое мно- гообразие сезона дождей в точности напоминает состоятельное семейство, члены которого погрязли в пустой суете личных амбиций. У состоятельно- го человека добротный дом, в котором царит полный достаток, внутри жи- лища современная мебель и прекрасные ковры, во дворе ожидают велико- лепные автомобили, музыка услаждает его слух. Владелец всего этого ду- мает, что достиг предела мечтаний. Он забыл о том, что все в этом ми- ре временно и сменяет друг друга как времена года. Знаменитые Красная крепость и Тадж-Махал были возведены Шахом Джаханом, давно покинувшим это место. Многие пришли сюда, чтобы вновь уйти, исчезнуть как цветы осенью. Материальные блага подобны временным цветам. Либо цветы увя- нут, либо садовник умрет. Таков закон природы. И если мы желаем веч- ной жизни в знании и блаженстве, нам не стоит искать ее в изменчивой поре дождей, играющей хотя и яркими, но недолговечными красками. Мате- риальное проявление лишь слабое подобие реальности. Оно как мираж в пустыне. Глупый олень будет гнаться за призрачной дымкой воды в надеж- де утолить жажду. Вода существует, но мы ищем ее в неверном месте. Жи- вое существо в глубине души помнит об истинном счастье духовного бы- тия, но, забыв истинную природу, тщетно пытается найти вечное или ду- ховное счастье в материи. 9. Земледелие - самое благородное занятие, оно делает общество счас- тливым, здоровым, духовно подготовленным к жизни после смерти. В Бха- гавад-Гите вайшьи описываются как прирожденные земледельцы, защитники коров и торговцы. Когда Господь Шри Кришна явил Себя во Вриндаване, Он наслаждался ролью любимого сына в семье вайшьей, пас коров в соседнем лесу. У отца Его, Нанды Махараджи, было 900 000 коров, и во время пре- бывания Господа на Земле ( около 5 000 лет назад ), известной как Вриндавана, было много молока и масла. Господь подарил человечеству две возвышенные професии - земледелие и защиту коров. Торговля нужна лишь для снабжения тех мест, где мало продуктов. Но когда торговцы становятся слишком материалистичными и жадными, они делают ставку на развитую промышленность, завлекают земледельцев в грязные города, су- ля им лучшие заработки. Когда земледелец радуется урожаю, капиталист чувствует досаду. Никто не в силах создать рис и зерно на больших фаб- риках и заводах. Сам капиталист покупает злаки. Земледелец берет ссу- ды у капиталиста и продает ему за низкую цену. Когда урожай хорош, земледельцы становятся сильными, капиталист мрачнеет из-за невозмож- ности эксплуатировать их. 10. Посвятив себя преданному служению Господу Хари, живые сущес- тва становятся привлекательными, подобно обитателям вод и суши, кото- рые в сезон дождей освежаются и приобретают прекрасные черты. Мы сами на практике испытали это с нашими учениками. Пережде они казались грязными, хотя от природы обладали прекрасными чертами. После того, как они обратились к Сознанию Кришны, их здоровье улучшилось, кожа приобрела здоровый блеск. Облаченные в шафрановые одежды, с тилакой на лбу и бусинками туласи на шее, они кажутся сошедшими прямо с Вайкун- тхи. Озера, пруды и реки очищаются и обновляются потоками дождя и сно- ва радуют глаз. Также и преданный Верховной Личности Бога, который из- влекает пользу из описаний Господа в Ведической литературе, чувствует пробуждение своего изначального духовного сознания, и его одухотворен- ное тело становится в высшей степени привлекательным. 11. В сезон дождей бурные реки устремляются к океану, свежий ветер вздымает волны, океан кажется взволнованным. Личность, утвердившаяся в духовном знании, устойчива к материальным соблазнам. Но не преуспев- ший в развитии духовного знания, может прельститься иллюзией временно- го счастья и станет похожим на окен, потерявший спокойствие. Поэтому человеку следует прнять убежище у лотосных стоп истинного духовного учителя, который является представителем Бога на земле. 12. Горы под ударами дождя стоят непоколебимо, напоминая тех, кто посвятил свои сердца Верховной Личности Бога, и не теряет присутствия духа даже во время величайших бедствий. Духовно продвинутая личность принимает неблагоприятные события как милость Господа, это дает ей право войти в духовное царство. Истинный преданный Господа всегда по- лагает, что его страдания вызваны его прощлой греховной деятельностью, и поэтому, не теряя духа, он терпеливо ожидает милости Господа. Такие преданные сохраняют смирение в духовном просветлении, они свободны от гордыни и зависти, поэтому легко обретают милость Господа и возвра- щаются домой к Богу. 13. Во время дождей некоторые дороги зарастают высокой травой, те- ряются из виду. Точно так же в этот век Кали траесцендентные писания плохо изучаются брахманами и скрываются во мраке веков. Заросшая тра- вой дорога напоминает брахмана, который не выполняет предписания Вед - он заростает травой иллюзии, утеряв память о своей истинной природе, забыв о положении вечного слуги Господа. 14. Во время сезона дождей молния появляется то там, то здесь. Это явление сравнимо с похотливой женщиной, чьи мысли направлены на нес- кольких мужчин. Облако сравнимо с человеком, наделенным властью. Этот человек поддерживает существование членов семьи или рабочих на пред- приятии. Но его жизнь может разрушить жена, которая разводится с ним, дети уходят из дома, предприятие закрывается. Если женщина желает дос- тичь успеха в развитии Сознания Кришны, ей лучше жить мирно с мужем. Муж и жена должны обуздывать половые желания и сосредотачивать свой ум на Сознании Кришны. 15. В небе, затянутом тучами, вдруг появляется радуга, похожая на лук без тетивы. Ее явление подобно приходу Верховной Личности Бога или Его преданных слуг в этот материалный мир. Слово гуна на санскрите оз- начает "качество", а также "тетива" или "веревка". Когда появляется радуга, она сравнима с луком без тетивы или гуны. Подобно этому явле- ние Личности Бога не имеет ничего общего с качествами материальной природы. Трансцендентальный Верховный Господь есть вечная форма тран- сцендентального бытия, знания и блаженства. Материальная энергия рабо- тает под влиянием гун материальной природы. С помощью Своей непостижи- мой энергии Верховный Господь появляется и исчезает, как радуга. Гос- подь вечно является наибольшим их наибольших и наименьшим из самых ма- лых. Живые существа - неотьемлемые Его частицы и наименьшие из наи- меньших, а Он есть наибольший из наибольших. 16. Лунной ночью можно увидеть, как плывут облака, кажется, что и луна плывет вместе с ними. Духовная душа или живое существо причина деятельности материального тела, однако из-за иллюзии она остается в плену грубого и тонкого материальных тел и начинает считать себя про- дуктом материи, отождествлять себя с материальным телом, поклоняться месту рождения своего тела. Стало быть, национализм - еще один вид не- вежества. В действительности живое существо не принадлежит к какой-ли- бо нации или виду жизни, живое существо не имеет ничего общего с обла- ками. Луна движется по собственной орбите. Живому существу не следует плыть в жизни в сопровождении облаков ложных представлений, оно дол- жно утвердиться в знании своей трансцендентальной сущности. Лишь со- вершенное знание выводит живое существо на орбиту духовной деятельнос- ти. Духовная движущая сила активна по своей природе, но иллюзия нап- равляет ее по ложному пути, однако в освобожденном состоянии совершен- ного знания вся деятельность души одухотворяется. Освобождение не оз- начает деятельности вообще, оно подразумевает прекращение иллюзорной деятельности. 17. Когда в небе появляются облака, павлин начинает танцевать в эк- стазе, подобно искренней душе, которая радуется при появлении святой личности в ее доме. Мудрецы и святые должны ходить от двери к двери и наставлять домохозяев в их духовном знании. Жизнь домохозяина можно сравнить с темным колодцем. Темный колодец семейной жизни убивает душу. Мудрецы и святые пытаются вытащить падшие души. Духовно продвинутый домохозяин всегда рад появлению святых в его доме. Каждый стремится к счастью в семейной жизни, однако законы природы не позволяют человеку обрести его в материальном существовании. В этот век Кали, люди, как правило, не испытывают удовольствия от присутствия святых и мудрецов, их не интересует духовное просветление. Господь Иисус Христос, Тхаку- ра Харидаса, Господь Нитьянанда Прабху и многие святые рисковали жиз- нью ради распространения послания Господа по всему миру. Истинные пре- данные не бояться опасностей и всегда заботятся о благе падших душ, которые погрязли в призрачных наслаждениях. Обязанность домохозяина - оказывать сердечный прием святым, уподобляясь павлину, танцующему в экстазе при виде облаков. Огонь страданий может быть потушен только облаком милости святых и мудрецов. 18. Растения и кустарники вновь оживают в сезон дождей, вытягивая влагу из земли и являют миру разнообразие форм. Это напоминает людей, которые высыхают, подвергая себя суровым эпитимьям ради какой-то мате- риальной цели, а затем, достигнув желаемого, вновь расцветают, пи- таясь чувственными наслаждениями. В Бхагавад-Гите сказано, что в кон- це дня Брахмы все рожденное во вселенной уничтожается, а к концу ночи все творение проявляется вновь. Таким образом, космическое творение напоминает растения и кустарники в пору дождей. Хотя растения и кус- тарники увядают, их семена остаются в почве и прорастают после дождей. Чтобы достичь освобождения, человек должен избавится от извращенных форм желаний. Желания следует реформировать и направлять к духовной деятельности. 19. Журавль стоит на берегу ручья, его покой нарушен движением воды, камнями, тиной. Такой журавль подобен домохозяину, чей дом-обитель беспокойства. Жизнь домохозяина - это убивающий душу темный колодец. Таково мнение Прахлады Махараджи, прославленного преданного Господа. Срок человеческой жизни необходимо разделить на четыре стадиии. Пер- вая - брахмачарья-ашрама ( уклад жизни в детские и юношеские годы ).На это стадии человек получает понятие конечной цели жизни. Следующая - грихастха-ашрама, в которой человека учат, как войти в трансцендент- ность. Далее следует ванапрастха-ашрам или предварительная стадия жиз- ни в отречении. Последний этап - это уклад саньясы или полностью отре- ченный образ жизни. Таким образом, человек постепенно вовлекается в духовную деятельность. Из-за недостаточного развития духовной культу- ры мало кто отказывается от семейной жизни, даже если она полна колю- чек и тины. Такие люди подобны журавлю, стоящему на берегу ручья. Нам нужно помнить, что общество, дружба, любовь - это лишь слабое подобие истинной любви, дружбы, переживаемых в Царстве Бога. Человеку следует отказаться от семейной жизни в возрасте 50 лет. Однако в этот век не- вежества даже старик, стоящий одной ногой в могиле, стремится омоло- диться, вставить исскуственные зубы и вести жизнь цветущего юноши. Жу- равлеподобные политики особенно привязаны к ложному престижу своего положения, желают переизбрания даже на закате своей жизни. 20. Тяжелые потоки дождя иногда рушат ограждения вокруг полей, эти беспокойства похожи на те, которые создают противники предписаний Вед, находясь под влиянием века Кали. Изначально путь самоосознания был ос- нован, исходя из стандартных указаний Вед. Шрила Вьясадева разделил Веду на 4 части ( Сама, Атхарва, Риг и Яджур Веды ). Затем он разделил Веды на 18 Пуран и Махабхарату и дал их краткий обзор в Веданта-сутре. Целью всех этих ведических писаний является осознание себя духовной сущностью, вечно связанной с Верховной Личностью Бога, Всепривлекаю- щей Формой ( Шри Кришной ). Однако эти различные Ведические писания си- стематически искажались с приходом века Кали, точно так же, как ограж- дения вокруг полей разрушаются под атаками проливных дождей. Филосо- фы-атеисты пытаются извратить совершенное учение Вед из-за своей при- вязанности к чувственным наслаждениям. Другие не верят в вечность жизни, некоторые из них считают, что жизнь будет уничтожена и только материя сохранится, третьи не придают большого значения физическим законам, но и не верят в то, что лежит за пределами их восприятия. Иные приравнивают друг к другу дух и материю. Ясно, что Веды являются наиболее авторитетными книгами знаний. Однако впоследствии путь, указанный Ведами, подвергся критике таких филосо - фов как Чарвака, Будда, Архат, Капила, Шанкара, Вайкарана, Джаймини, ньяики, вайшешики, сагунисты, эмпирики, Пашупата-шайвы, Сагуна-шайвы, так называемые Брахмы, Арии и так далее. Путь, указанный Ведами, не созвучен с любым принципом, умалчивающим о вечных взаимоотношениях с Богом, о достижении преданного служения Ему и обретении в конечном счете трансцендентной любви к Нему. 21. Могучий ветер гонит стаи туч, А те, распространяя дождь повсюду,- К великой радости людей Подобны щедростью своей царю или купцу, Чья длань, исполненная благ земных Послушна воле Просветленных. Четыре сословия общества, а именно класс интеллектуалов (брахманы), правящий класс (кшатрии), класс торговцев (вайшьи) и класс рабочих (шудры) предназначены для достижения одной цели, самореализации или развитию духовности. Брахманы должны вдовновлять кшатриев и вайшей на жертвоприношение ради духовного продвижения, такое сотрудничество воз- вышает людей вообще. Когда нет такого взаимодействия классов, общес- тво деградирует к животной жизни (еда, сон, защита, совокупение). Бо- гатые люди должны содействовать духовному развитию общества. В век Ка- ли даже малейшее несходство мнений ведет к вражде. Долг брахманов сми- ренно вдохновлять богатых людей жертвовать на эту цель, при этом брах- манам не советуется становиться кшатриями или вайшьями, им следует просто наставлять другие сословия в духовном развитии, уподобляясь ветру, переносящему облака с одного места в другое, распределяя воду. Сам ветер не проливает воду, позволяет это делать облакам. Святые и мудрецы должны жертвовать всем ради служения духовной культуре и вдох- новлять остальных на то, чтобы они заняли себя тоже служением. Общес- тво, не имеющее вкуса к духовной культуре - это пылающий огонь, в ко- тором все испытывают страдания. Облака, проливая воду, тушат пожар в лесу, духовные учителя общества проливают воду на пожар страданий, распространяя духовные знания. 22. После дождей лес Вриндаваны полон фруктов. Господь Шри Кришна вместе со Своим старшим братом Шри Баларамой и мальчиками-пастушками вошли в прекрасный лес, чтобы явить трансцендентные игры со своими вечными друзьями. Господь Шри Кришна нисходит со Своим личным окружением и всеми ат- рибутами просто чтобы привлечь обусловленные души материального мира. Материальный мир - это лишь тень духовного мира. Живые существа ищут в нем духовного счастья в форме извращенной материалистической привязан- ности. Когда живое существо теряет надежду на духовное освобождение, Абсолютная Личность Господа по своей безграничной и беспричинной мило- сти нисходит из духовного Царства и являет Свои игры во Вриндаване. Вриндавана - самое возвышенное место в этой вселенной. Люди, желающие достичь духовного освобождения, могут поселиться во Вриндаване и стать учениками шестерых Госвами, которые получали наставления от Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Шестеро Госвами возглавлялись Шри Рупой Гос- вами, за которым следовали Шрила Санатана, Шрила Бхатта Рагхунатха, Шрила Джива, Шрила Гопала Бхатта и Шрила Рагхунатха даса Госвами. Они серьезно исследовали тайны Вриндаваны-дхамы, вели раскопки. Господь Шри Кришна явился во Вриндаване около 5 000 лет назад и следы Его пре- бывания были утеряны из виду. Но Господь Шри Чайтанья Махапрабху, ко- торый есть сам Господь Кришна в облике Своего великого преданного, явился в Навадвипе, области в Западной Бенгалии и обнаружил святые места трансцендентных игр Господа Шри Кришны. Он поручил шестерым Гос- вами составить авторитетную литературу относительно культа Вриндаваны. 23. Коровы, которые сопровождали Господа в лесу, двигались медленно, потому что их вымя было переполнено молоком. Но когда Господь звал их по именам, они, полные любви, спешили к нему и молоко орошало землю. Из таких писаний, как Брахма-самхита, становится ясным, что в духов- ной обители Господа дома сделаны из философского камня, а все деревья - это деревья желаний. Господь пасет тысячи и тысячи коров камадхену, которые могут давать безграничное количество молока. И все качествен- но неотлично от Господа. Господь и Его окружение в духовной обители качественно едины, хотя там есть разнообразие для удовольствия Госпо- да. В материальном мире нас тоже окружают многообразные вещи, мы нас- лаждаемся жизнью, но поскольку все это материально, оно все уничто- жается в конце. А в духовном небе все предназначено для Господа, там Господь единственный Верховный Наслаждающийся и Благодетель и Он нас- лаждается всеми остальными. Господь принимает служение от слуг, и гос- подин и слуги качественно едины. Это духовное разнообразие проявляет- ся Господом во Вриндаване, и мы уверены, что Господь нисходит в окру- жении коров, мальчиков-пастушков и пастушек, все из которых есть нич- то иное, как духовные экспансии Господа для Его личного удовольствия. Все мы, живые существа, являемся экспансиями Господа, но наша любовь к Богу заточена, искусственно покрытая невежеством. Духовная культура нужна, чтобы пробудить естественную привязанность к Господу, необходи- мо только с чистым сердцем внимать посланию Господа. Человеку необхо- димо очистить сердце и видеть вещи в их истинной перспективе. Господь - это сосредоточие любви для всех живых существ, которые являются Его неотьемлемыми частичками. Когда любовь к Господу засоряется желанием иммитировать Его Светлость, говорится, что человек находится в майе или иллюзии. Господь по Своей беспричинной милости показывает реальность жизни, чтобы наши галлюцинации могли полностью рассеяться. 24. Когда Господь входил в лес Вриндаваны, все обитатели желали страстно встретить Его. Он видел, как цветы плакали в экстазе, и мед стекал по их лепесткам. Со скалистных гор радостно падали водопады, из пещер доносились сладкие звуки. Господь обладает многочисленными энер- гиями, поэтому Господь и Его энергии едины. Одна из Его энергий - ма- териальная энергия. В Бхагавад-Гите говорится, что материальная энер- гия подчиняется по качеству духовной энергии. Духовная энергия стоит выше, так материальная энергия сама по себе ничего не может произвес- ти. Этот материальный мир является комбинацией духа и материи. А в ду- ховном мире, который далеко-далеко от материального неба, полностью духовен. В духовном мире все есть дух. Личность Бога способна превра- тить дух в материю и материю в дух. Для Него не существует различия между духом и материей. Поэтому Его называют кайвалья. Когда Господь находится в этом бренном мире, материальные качества не затрагивают Его. Инженер-электрик с помощью электричества может превратить воду в лед или пар. Точно также Господь может превратить дух в материю, а ма- терию в дух с помощью Своей непостижимой энергии. Поэтому все есть и дух и материя по милости Всемогущего Господа, хотя с точки зрения обычного существа дух и материя отличаются друг от друга. Цветы, водо- пады, деревья, фрукты, холмы, пещеры, птицы, животные и люди - все это лишь продукты взаимодействия энергий Бога. И когда перед ними появ- ляется Личность Бога, все они духовно просветляются, в них проявляет- ся желание служить Ему. Человеческая форма жизни - это совершенное развитие чувств для духовной реализации изнанчальной любви к Господу. И если мы не возрождаем нашу любовь к Богу, нам нужно знать, что мы тратим свою жизнь напрасно. И каждая форма жизни по милости Господа может выразить свою любовь к Господу в шанта-расе. 25. Господь обменивался любовью с обитателями леса Вриндаваны, во время дождя прятался у подножия деревьев, ел фрукты с мальчиками-пас- тушками, играл с ними. Стать единым с Богом не всегда означает слиться с бытием Господа. Стать единым - это значит обрести свои изначальные, духовные качества, иначе человек не сможет войти в Царство Бога. Имперсоналисты показывают идею единства на примере слияния речной и морской воды. Но в море живые существа не сливаются с бытием воды, а сохраняют свою индивидуальность. Вода - это среда их обитания. Во Вриндаване мальчики-пастушки, пастушки, лес, вода, фрукты, коровы и т. д наслаждались общением с Господом. Они одновременно едины с Господом и отличны от Него. 26. Господь наслаждался обществом Господа Баладевы и мальчи- ков-пастушков, садился с ними на большую каменную плиту и вкушал прос- тую пищу, такую как рис, дал, овощи, хлеб, творог, наслаждался взаим- ной дружбой. В Бхагавад-Гите говорится, что Господь примет фрукты,цве- ты, листья, воду от Своего преданного, если они Ему предложены с пре- данностью и любовью. Господь может сьесть все, потому что все - это трансформация Его собственной энергии. Но предлагать нужно то, что нравится Ему, что Он желает принимать. В Джаганат-пури Ему предлагали здоровую пищу - рис, дал, овощи, молоко и молочные продукты, сахар. Господь не бывает голоден, Ему не нужно наполнять желудок, Он самоу- довлетворен, но Он милостиво принимает подношения, которые Ему предла- гают с искренней любовью Его преданные. Ему служат сотни и тысячи бо- гинь процветания, но Он всегда рад принять самую простую пищу от дру- зей-преданных. Все родственники Господа - Его преданные, они все нас- лаждаются трансцендентными взаимоотношениями с Ним, которые находятся и Ним в разнообразных расах. 27. После обильных дождей пастбища были густыми, зелеными. Быки и коровы отдыхали на траве, жуя свою жвачку и казалось, предавались раз- мышлению. Общество и каждый человек в отдельности будет процветать, если станут защищать коров и заботится об их пропитании. Коровье моло- ко нужно, чтобы восстанавливать энергию человека, а экономика общес- тва зависит от достатка злаков, молока и хорошего их распределения. Господь Кришна на своем примере показал, как важно защищать коров. Мо- локо называют гораса или сок из тела коровы, из молока мы можем полу- чить много важных продуктов. Убийство коров - это в высшей степени са- моубийственная политика. Если мы желаем развития духовности в общес- тве, надо занять разумных людей в управлении обществом, а для разви- тия тонких тканей мозга нужны витамины, полученные из молока. Самый разумный класс людей называется сословием брахманов. Общество в духов- ном знании не продвинется вперед без брахманов, и ни один мозг не ус- воит тонкие знания без тонких тканей. Чтобы развивались тонкие ткани нужно молоко и молочные продукты. Защита коров - это средство для обеспечения высшего блага для человечества. 28. Живописный пейзаж после дождей радовал глаз каждого, включая Шри Кришну, причину всех причин. Нам нужно ценить созидательную энер- гию Господа. Прекрасная природа, даже если она материальна и следова- тельно временна, всегда прославляет своего Создателя. Некоторые фило- софы считают материальное творение ложным и говорят, что Брахма исти- нен, но его творение - ложно. Это не так. Временное творение - это тоже исти- на, но относительная. Оно является лишь временным отображением духов- ного творения. Забывчивая душа не ведает о духовном творении, которое известно как санатана-дхама, но временное творение дает представление о духовном творении. Следовательно, преданные Господа извлекают наи- большую пользу из невыгодной сделки, используя временное творение на служение Господу. Даже временные вещи, если они вовлекаются в служе- ние Господу, приобретают непреходящую ценность. Этот процесс святые мудрецы называют чикит шитам (используемый должным образом). Если у нас заболел желудок из-за молока, врач припишет нам это же молоко, но в виде йогурта. Подобно этому материальный мир полон страданий, но когда его воспринимают в связи с Верховным Господом, тогда все ис- пользуется должным образом. Все принимаемое в должном сознании Бога имеет духовную ценность, и по милости Всевышнего все материальные пос- ледствия деятельности уничтожаются по мере возрастания духовного соз- нания. Таков процесс духовного развития человека. 29. Пора дождей подошла к концу, началась осень, облака растаяли в небе, ветер утих, вода стала кристально чистой. Господь Кришна со Своим старшим братом Господом Баларамой жил во Вриндаване в это бла- гоприятное время года. Когда в небе нет облаков, исчезает разница меж- ду той частью неба, которая была покрыта ими и той, которая никогда не была покрыта. Также и живое существо, покрытое гунами материальной природы, освобождаясь от невежества, страсти, благости становится еди- ным с Абсолютной Истиной. Такое единство называется мукти или освобож- дением от страданий материальной жизни. Есть пять видов освобождения. Имперсоналисты предпочитают слияние с существованием трансцендентнос- ти, но персоналисты не уничтожают свою индивидуальность и наслаждают- ся духовным многообразием на планетах духовного мира. Эта мате- риальная природа является временным творением Господа, точно также, как облако есть временное творение Солнца. Есть два вида живых су- ществ, обусловленные и чистые. Материальная природа создается для обусловленных душ, и они помещаются в нее, чтобы стать чистыми необус- ловленными душами. И такие души входят в вечное Царство Бога, а кто не использует этот шанс, остается гнить во сне материального существова- ния, то в проявленном, то в непроявленном состоянии. Господь Шри Криш- на нисходит, чтобы вразумить обусловленные души. 30. Осенью все водоемы украшаются цветами лотоса. Мутная вода сно- ва становится прозрачной, подобно тому, как падшие обусловленные души обретают былую красоту, занимаясь преданным служением. Нам нужно обра- титься к преданному служению Господу, тогда жизнь станет прозрачной, как вода осенью. Жизнь без связи с Господом бесплодна, но как только наш ум очистится духовным общением, тройственные страдания мате- риальной жизни исчезнут. В целом весь духовный процесс называется йо- гой или соединением с Высшим. Духовный процесс напоминает длинную лес- тницу, а ее ступеньки отображают постепенный процесс духовного разви- тия - регулируемая деятельность, трансцендентное знание, мистические силы и бхакти-йога или преданное служение. Бхакти-йога - кульминация всех предварительных ступеней. Беспримесное преданное служение Верхов- ному Господу было продемонстрировано во Вриндаване во время Его лично- го присутствия там, поэтому йога, практикуемая гопи Вриндаваны - есть наивысшая ступень чистой любви к Богу, совершенство бхакти-йоги. Под- няться на уровень гопи очень трудно, но этот уровень достижим для серьезных обусловленных душ. К несчастью, дешевые неофиты создают шоу из экстатических перживаний гопи, низводя их на мирской уровень для извращенных представлений, и так прокладывают себе дорогу в ад. Серьезные же последователи практикуют ее в соответствии с указаниями самореализованных душ и достигают высшего совершенства в бхакти-йоге, как это утверждается в Бхагавад-Гите: йогинам апи сарвешам, мад-гате- нантор атмана, шрадхаван бхаджате йо мам, са ме йуктатамо матах. 31. Есть четыре признака осени: облака рассеиваются, сорняки увя- дают, грязные дороги и поля высыхают, вода становится кристально чис- той. Эти признаки сравнимы с четырьмя укладами жизни. В системе вар- нашрамы ученик приходит в ашрам учителя, чтобы получить наставления и служить ему, его тревоги исчезают, когда он узнает о своих взаимоотно- шениях с Шри Кришной, Личностью Бога. Точно также, как облако более не тяготит бремя воды, ученик обнаруживает, что служение учителю стано- вится для него не обременительным. Домохозяева, зачинающие детей без ограничений, похожи на сорняки в пору дождей. В безбожной цивилизации нежелательное население не контролируется. Добровольный контроль сек- суальной жизни возможен когда человек занят служением Господу. Когда преданные Господа привлечены красотой трансцендентальности, они воз- держиваются от чувственного наслаждения. Принудительное воздержание не работает долго. Человека должна привлекать красота трансцендентальнос- ти. Человек откажется от низшего качества наслаждения, когда ощутит вкус высшего качества духовного наслаждения. Ванапрастхи добровольно воздерживаются от омовений, позволяют расти бороде и ногтям и не чув- ствуют неудобств с тех пор, как заняли себя служением Господу. Тем бо- лее это относится к монахам, давшим обет целебата и утвердившимся в служении Господу. Они не испытывают сексуальных желаний. Следова- тельно, преданное служение Господу играет важнейшую роль. Без связи с Господом все регулирующие принципы варны и ашрамы становятся обремени- тельными, как это и происходит в век Кали: варны деградируют в касто- вую систему, ашрамы становятся уделом лавочников и владельцев магази- нов. Все эти аномалии социальной системы могут быть изменены только через развитие духовной культуры человека, то есть через преданное служение Господу. 32. Прекрасные белые облака, освободившись от бремени распростране- ния воды, плывут высоко в небе, подобно отшельникам, чья жизнь более не отягощена выполнением семейных обязанностей. Семейный человек всег- да полон тревог и забот. Уклады жизни, запланированные в системе вар- нашрамы научны и кооперативны. В период ученичества человек обучается принципами жизни. Став домохозяином он должным образом выполняет обя- занности семейного человека. После 50 лет он готовится к жизни санья- си. Домохозяин должен поддерживать членов других ашрамов: брахма- чарьев, ванапрастх, саньяси. Каждый в обществе получает возможность принять более высокий уклад духовной жизни, а домохозяева не пренебре- гают никем. Брахмачарьи, ванапрастхи, саньяси сводили свои потребнос- ти к минимуму, их легко было поддерживать.В Кали-югу вся система пере- вернута с ног на голову. Ученик живет в роскоши за счет своего отца. Получив образование и став домохозяином, избалованный студент цепляет- ся за каждую монету, чтобы жить комфортно, он не хочет потратить и ко- пейки на ванапрастх и саньяси. Сегодняшние ванапрастхи и саньяси - это люди, потерпевшие крах в семейной жизни, и они пытаются построить еще один дом под именем саньяса-ашрама и наслаждаться роскошью за счет других. Варны и ашрамы превратились в трансцендентный обман. Но это не значит,что вних нет реальности. Саньяса-ашрама предназначена для из- бавления от всех тревог, и ее целью является возвышение падших душ. 33. В лесу есть водопады, но иногда в них иссякает вода, поэтому во- допады не похожи на обыкновенный ливень. Они подобны великим реформа- торам, которые то говорят, то молчат, подчиняясь велению времени. Есть два типа религиозных проповедников. Одних называют профессиональными проповедниками, а других - ачариями. Профессиональные проповедники по- добны дождю с неба, но ачарии похожи на водопады. Профессиональные чтецы Бхагаватам и Рамаяны говорят о той части писания, которая больше всего взывает к мирским чувствам слушателей, например, они рассуждают о раса-лиле, которая непосвященному кажется чем-то похожим на дей- ствия обыкновенных мужчин и женщин. Но ачария никогда не говорит с ши- рокой публикой о раса-лиле. Главы Бхагаватам о раса-лиле - это самая сокровенная часть писания, и они предназначены для продвинутых в ду- ховной реализации учеников. В Бхагаватам двенадцать песен, раса-лила описывается в десятой. Пока кто-либо подходит к десятой песне, Бхага- ватам пытается убедить его в трансцендентной природе истины. Пока че- ловек не понял этого, он будет принимать Господа за обыкновенного че- ловека и следовательно, наносить оскорбления Его Лотосным стопам. Ача- рия в совершенстве знает священные писания и наставляет учеников по мере их понимания и продвижения в духовном самоосознании. Поэтому он иногда говорит, а иногда молчит. Потоки дождя и водопады суть одно, однако вода водопадов оказывает другой эффект. Не следует получать послания из уст профессиональных чтецов, как не следует пить молоко, к которому прикоснулось жало змеи. Ачария не корыстный исполнитель кап- ризов публики. Небольшие лужицы осенью постепенно высыхают. Маленькие существа, резвящиеся в этих лужицах не знают, что дни их сочтены. Они похожи на неразумных людей, которые не думают о смерти, а погружаются в наслаждения семейной жизни. Глупые политики слишком привязаны к се- мейной жизни. Обыкновенный семьянин привязан к жене и детям, а большие политики это чувство семьи расширяют на большой круг людей, попадая в ловушку ложного престижа, почестей, личных амбиций. Даже находясь на смертном одре, они думают, что без него все пойдет прахом. Он не ви- дит того, что многие пришли и ушли, и мир ничего не потерял и не приобрел. Эти большие и маленькие люди подобны малькам в лужицах воды. Человеческая жизнь должна состоять из жизни в ученичестве, жизни домо- хозяина, подготовительной стадии жизни и жизни, посвященной служению Господу. Человек в возрасте 50 лет должен отойти от всех видов семей- ной жизни, большой и маленькой, и подготовится к следующей жизни. Жизнь вечна и продолжается после смерти. Только тело меняется - либо духов- но, либо материально. Человек, если и не желает возвращаться к Богу, должен знать, какое тело ждет его в качестве награды и уже сейчас го- товиться к лучшей жизни. Когда лужицы становятся горячими, бедные кро- шечные существа ужасно страдают, как и несчастные домохозяева со слиш- ком большой семьей. Человеку нужно обуздывать чувства, потому что не- контролируемые чувства - причина материального рабства. Все люди вы- полняют утомительные обязанности и днем и ночью, и во все времена го- да только ради чувственной близости со своими супругами. Они не знают о другом наслаждении. В безбожной цивилизации чувственное удо- вольствие подается под видом культуры и философии и является центром всего. Люди, которые без ума от этого удовольствия, называются крипа- нами. Когда у крипанов много детей они страдают от палящего жара се- мейной жизни. Подобные им лидеры считают, что чувственные удо- вольствия не должны ограничиваться, а контроль рождаемости осущес- твлять искусственными мерами, то есть убийством эмбриона ребенка (э- тот метод называется бхруна-хатья). Особый ад предназначен для тех, кто совершает подобные убийства. Человек должен заботиться о развитии своей духовности, это защитит его от тревог и замешательств и возвы- сит его до вечного наслаждения, которое дает общение с Личностью Бога, Шри Кришной. Осенью земля постепенно высыхает, растительность начи- нает увядать. Это напоминает постепенное исчезновение чувства ложной родственности и ложного эго. Покрыта невежеством, страстью и так назы- ваемой благостью духовная душа считает себя центром всего, отождес- твляет душу с телом. Это все постепенно блекнет по мере духовного рос- та человека. Прогресс в духовном развитии вызывает разрушение ложного эго и уменьшает привлекательность материи. Конечная цель духовной культуры человека - осознание Бога и предание себя Богу с полным пони- манием Его всепроникающей природы.Когда освобожденная душа предается лотосным стопам всепроникающего Господа, океан неведения становится для нее таким же, как лужица от телячьего копытца. Она входит в духов- ное царство и у нее нет ничего общего с несчастной землей материально- го мира. Никто не может приспособиться к страданиям материального су- ществования, но развивая духовность, человек возвышается над реалиями несчастной жизни. Мякоть сухого кокосового ореха отделяется от скорлу- пы. Точно также скорлупа или грубые и тонкие материальные оболочки ду- ши слетают с духовной души и она пребывает тогда в духовном мире, на- ходясь внутри этой оболочки. Эта свобода от чувства ложного эго назы- вается освобождением души. Когда осень вступает в силу, бурное море становится тихим и спокойным, напоминая философа, который достиг само- реализации и которого больше не беспокоят гуны материальной природы. В результате самореализации утихают шторма желания и вожделения. Это прекращение шторма не означает, что море стало пассивным, теперь нави- гационные работы выполняются без помех. В Индии на морском берегу про- водится церемония, известная как "день кокоса". Морю предлагается ко- косовый орех за то, что оно стало умиротворенным и с этого дня суда уходят в плавание к чужим берегам. Гуны природы делят действия челове- ка на внешние и внутренние. Пока человек находится в гуне страсти и невежества он активен в желании и похоти, такие люди называются асура- ми, они охотятся за женщинами и деньгами. В результате асурической ци- вилизации человеческое общество похоже на штормовое море. Слишком "внешний" взгляд на мир вызывает бурный рост крупно-масштабной промыш- ленности, известный как угра-карма. Угра означает "трудный" или "тяже- лый", а карма значит "задача". Асурические лидеры никогда не откажут- ся от таких полных вожделений предприятий, пока с ними не покончат за- коны природы. Но у людей в гуне благости интроспективный ум, они в преклонном возрасте посвящают свое время духовному развитию. Удаление от дел после 50 лет должно быть обязательным. Величайшими врагами прогрессивной духовной культуры являются старые ископаемые политичес- кие партии, которые слепы сами и пытаются вести других слепцов. После сезона дождей крестьяне восстанавливают ограждения, чтобы сохранить воду, также и йоги используют накопленную энергию для самореализации. Живое существо является пограничной энергией Абсолютной Личности Бога. Если энергия используется внутренне, она отождествляется с внутренней энергией Личности Бога, внешне - с Его внешней энергией. Все энергии - это эманации Верховного, они действуют по разному, чтобы доказать единство в многообразии. Единство - это Господь, а Его энергии пред- ставляют многообразие. Все совершается естественным образом Его энер- гиями в полном знании и абсолютном совершенстве. Внутренняя энергия и пограничная энергия одного высшего качества, но внешняя энергия - это энергия низшего качества. Эти сведения взяты из Бхагавад-Гиты. Живое существо - это пограничная энергия и по качеству равна внутренней, поэтому она должна сотрудничать с внутренней энергией, а иначе она по- падает в затруднение. С помощью пратьякары /отвлечение внимания/ йога отвлекает энергии от внешнего к внутреннему. Энергия наших чувств дол- жна быть обращена, а не остановлена. Чувства должны быть очищены, что- бы служить Господу, а не нарушать установленную Им гармонию. Ишопани- шад наставляет, чтобы мы находили высшую волю в действии каждого кос- мического творения. Если мы потратим свою жизнь на чувственные наслаж- дения, у нас не будет близкой возможности получить человеческое тело. Если чувства использовать должным образом в служении Господу. они мо- гут достигнуть высочайшего совершенства непосредственного вовлечения их в служении Господу в Его личном присутствии. Таким образом оно воз- вращается обратно к Богу и занимается там личным служением Господу. Это означает, что оно достигло самсиддхи-парамы, высшего совершенства. Это подтверждается в Бхагавад-Гите. День и ночь осенью сильно отли- чаются, днем палящий жар невыносим, ночью от лунного всета спокойно и свежо. Так и Господь Шри Кришна несет успокоение и для гопи, и для мирских людей. Пока человек принимает тело или ум за душу, он будет несчастлив, как человек испытывающий жар осени. Но становясь предан- ным Шри Кришны он начинает вести спокойную жизнь, как будто находит- ся под прохладными лучами луны осенью. Господь Шри Кришна так милос- тив, что Он нисходит для исправления людей и проповедует Бхагавад-Ги- ту, чтобы все существа приняли убежище у Его лотосных стоп. В самой сокровенной части Богооткровенного писания приводится пример дев Врад- жахумы Вриндаваны (гопи), так как эти вечные супруги Господа ужасно страдали от разлуки с Кришной, когда Господь уходил в лес, чтобы пас- ти коров и лишал их Своего общества. Господь так ценил эти чувства го- пи, что Он обьявил о Своей неспособности отплатить им за их горячую любовь. Господь Чайтанья рекомендовал чувства гопи как высший способ поклонения Господу. Регулярная практика бхакти-йоги поднимет преданно- го на уровень горячей любви к Господу. И это единственная возможность снова войти в вечную жизнь блаженства в царстве Бога. Тройственные страдания сразу исчезают. В чистом небе звезды кажутся все ярче и яр- че, подобно тому как конечная цель Вед всегда доступна чистому виде- нию трансценденталиста. Смысл Вед становится ясным тому, кто не только искренний преданный Господа, но и искренний слуга духовного учителя. Духовный учитель знает цель Вед, практикует ее сам, наставляет учени- ков истинному свету Вед. Высший духовный учитель, Господь Шри Кришна говорит нам о цели Вед в следующем стихе Бхагавад-Гиты /15-16/: двав имау пурушау локе кшарас чакшара ева ча кшараха сарвани бхутани кутас- тха кшара учьяте. В Ведах упоминается о двух типах живых существ - подверженные ошибкам и непогрешимые. В материальном мире все подверже- ны ошибкам, а живые существа в духовном царстве называются акшара, или непогрешимые. Затем Господь говорит: уттамах пурушас тв анья па рамет- мету удахритах йо лока трайам ависья бибхартиавьяая ишвара йасмат кша- рам атито хам акшарад апи чоттамах ато сми веде ча пратхитах пурушот- тамах - "помимо этих бесчисленных подверженных ошибкам и непогрешимых живых существ, существует величайшая Личность, Высшая Душа или Пара- матма. Она входит во все три мира и поддерживает их существование. И поскольку Я /Господь Шри Кришна/, трансцендентален ко всем из них, как Веды так и исторические хроники /Пураны, Махабхарата, Рамаяна и т.д/ восхваляют лоно как Абсолютную Верховную Личность Бога /Б.Г 15.17-18/. Смысл Вед еще яснее обьясняется в Шримад Бхагаватам. Там говорится, что Господь Шри Кришна есть Изначальный Господь и причина всех причин. Как Шьямасундара Он обладает вечной двурукой формой, и Его внешний об- лик подобен облику прекраснейшего юноши. Бог один, но живых существ как освобожденных и обусловленных множество, они никогда не равны Бо- гу, они есть Его вечные слуги. В положении Его слуг живые существа счастливы, в противном случае они всегда несчастливы. В ясном осеннем небе прекрасная луна притягивает глаз, точно также, как Господь Шри Кришна - центр внимания в династии Вришни и в семье Йаду. Династия Йа- ду сияет подобно луне осенью с тех пор, как Личность Бога Шри Кришна явился в семье Йаду. Явление и уход Господа подобны восходу и закату солнца. Солнце всходит на востоке, но это не означает, что оно являет- ся сыном этой стороны света. Солнце движется по собственной орбите, и оно не восходит и не заходит. Явление Господа в какой-то семье не оз- начает, что Он обязан перед этой семьей. Он полностью независим и мо- жет явиться где угодно, потому что Он всепроникающ. Некоторые не мо- гут принять явление и уход как инкарнацию, но нет серьезных аргуметов, чтобы поддержать таких неверующих. Когда Господь внутри, мы не можем видеть Его, но когда Он снаружи - Он виден каждому, хотя очень немно- гие видят Его таким, как Он есть. Человек, постигший Господа как Он есть, сразу достигает освобождения и возвращается к Богу, чтобы рас- проститься с этой вселенной многочисленных страданий. В Бхагавад-Гите /4.9/ Господь подтверждает это следующим: джанма карма чаме дивьям евам йо ветти таттватах тьяктвадехам пурна джанма наити мам ети со - "Мое явление и Мои деяния - трансцендентны. Тот, кто воистину познал это, не рождается вновь в этом материальном мире, но входит в Мою веч- ную обитель, где нет ни рождения ни смерти". Но глупцы принимают Его за обычного человека, не зная сути Его трансцендентальных качеств. В Бхагават /9,11/ Господь подтверждает это: аваджа нанти мам мудха ману- шим тану ашритам парам бхавам аджананто мама бхутамахешварам - "глуп- цы глумятся нодо Мной, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают о Моей трансцендентальной природе и Моей Верховной власти над всем су- щим". Осенняя ночь несет усладу чувствам, потому что такой ночью не жарко и не холодно. Легкий ветерок, веющий в садах Вриндаваны, очень приятен всем - кроме гопи, чьи сердца печалятся из-за отсутствия Криш- ны. Для тех, кто занят в поклонении Господу, существуют перживания под названием самбхога и вираха. Согласно авторитетам в ученической после- довательности, поклонение вираха более приятно. Самбхога бывает при непосредственном контакте, а вираха при отсутствии контакта. Господь Чайтанья Махапрабху учил нас поклонению вираха. В нынешней ситуации мы не сможем вступить в непосредственный контакт с Личностью Бога. Но ес- ли практиковать поклонеие типа вираха, то мы сможем постепенно тран- сцендентно осознать присутствие Господа более живо, чем в Его непос- редственном присутствиии. Мы должны сначала пробудить дремлющую в нас любовь к Богу. Гопи показывают нам высший пример чистой любви к Богу, и Господь Чайтанья на конечной стадии реализации практиковал поклоне- ние вираха в умонастроении гопи. В бренном мире любящая жена, муж или друг могут страдать в разлуке с любимыми. Но это преходяще. Они увле- каются кем-то другим и все забывают, потому что отношения в ма- теоиальном мире не реальны. Духовная ситуация другая: кто искренне лю- бит Бога, никогда о Нем не забудет. Преданный Господа не может быть счастлив без Господа. В отсутствии Господа преданный общается с Ним, помня о разлуке с Ним. Когда преданный искренне любит Бога, он всегда рядом с Господом, несмотря на чувство разлуки, которое иногда стано- вится невыносимым. Легкий ветерок напоминал гопи об обществе Господа, и они очень переживали разлуку с ним. Осенью у всех половое желание становится особенно сильным, и существа мужского пола насильно овладе- вают супругами и оплодотворяют их. Преданное служение Господу подобно такому оплодотворению - оно всегда приносит результат. Преданное слу- жение Господу обязательно проявится. Чистые преданные ничего не же- лают от Господа, они не вступают в сделку с Господом. Но Господь сам исполняет желания преданных. Может показаться, что преданный Господа все беднеет и беднеет в материальном смысле. Но это не так. Пятеро братьев Пандавов с царем Юдхиштхирой прошли через все испытания из-за заговора своих двоюродных братьев под руководством Дурйодханы. Но по- том царь Юдхиштхира был посажен на трон Господом Шри Кришной, а все враги были уничтожены. Во время бедствий царь никогда не падал духом и ни о чем не просил Господа. В конечном счете все обернулось в пользу преданных. Поэтому преданному нужно выполнять свои обязанности, быть чистым в помыслах, избегать нежелательного общения и не расстраи- ваться из-за помех или неудач, неудачи могут быть ступеньками к успе- ху. У человека должна быть твердая вера в регулирующие принципы, и не надо сомневаться в конечном результате. Возвращение к Богу - это не игрушки. Дхрува Махараджа поклонялся Господу во имя материальной цели, а когда увидел воочию Господа, не пожелал получить от Него ничего. Господь, однако, исполнил его желание и подарил ему вечное спасение. Нам нужно желать того, что вечно, блаженно и исполнено знания и не ду- мать о временном и бесполезном. Осенью водоемы украшены цветами лото- са. Там также есть цветы, напоминающие лотос, среди них цветок кумуда. На восходе все цветы кроме кумуды раскрывают лепестки. Подобные лото- су люди рады появлению ответственного царя, а кто похож на кумуду не радуются этому. В век Кали люди желают собственного правительства, по- тому что правители стали продажными. Раньше было не так. Дети царей обучались у мудрых брахманов-ачариев, например Пандавы и Кауравы нахо- дились под присмотром брахмана-профессора Шри Дроночарьи. Принцы обу- чались политике, экономике, военному искусству, этике, морали, наукам и превыше всего - преданному служению Господу. Когда принц становился королем, он следовал указаниям хороших брахманов. Даже в средние века Махараджа Чандрагупта следовал руководству ученого брахмана Чанакья Пандита. Один человек соответствующим образом обученный был достаточ- но компетентным, чтобы управлять делами государства. А сейчас полити- ки избираются на посты в результате дипломатических интриг. При демок- ратии на месте одного царя сидит скопище псевдо-царей: президент, ми- нистры, заместители, секретари, помощники секретарей, личные секрета- ри и помощники секретарей. Существуют многочисленные партии, парламен- тские организации, но они не обучены должным образом и не способны за- ботиться об интересах подданных, здесь коррупция процветает больше, чем при монархии. Эти люди подобны цветам кумуды. Слово ку означает - плохой, а муд - удовольствие. Людям нужна власть для собственных инте- ресов, они не хотят хорошего царя, и хоть проповедуют демократию, но сами хотят стать царями, борются за голоса избирателей. В интересах людей иметь хорошего правителя. После того, как новый урожай злаков привезли домой, люди начали праздновать церемонию наванна в присут- ствии Господа Шри Кришны и Баладевы. По ведической культуре сьедобные злаки, фрукты, цветы, молоко считаются ниспосылаемыми Богом. Их не произведешь на заводах. Призводные от этих продуктов люди могут полу- чить. Духовно образованные люди признательны Господу, по Его милости получая продукты. Церемония наванна-прасана - это способ признания до- ров Бога. Жители деревни обычно предлагают свежесобранные злаки Госпо- ду, и все жители деревни получают часть прасада, пищи предложенной Господу. В результате к людям прихлдит счастье и процветание. Нет ни- какой возможности взрастить злаки, даже имея трактора и удобрения, ес- ли на то нет санкции Господа. Во Вриндаване понимали, что только бла- годаря Господу их запасы сьедобных злаков в достатке. Некоторые жите- ли Вриндаваны и отец Господа Кришны Нанда Махараджа совершали жертвоп- риношения Индре, царю небес. Господь Шри Кришна посоветовал своему от- цу предложить подношение Верховному Господу. Нет необходимости удов- летворять полубогов, потому что Господь есть господин, а остальные - Его слуги. Церемония анна-кута популярная во Вриндаване была введена Господом и люди до сих пор поклоняются холму Говардхана, на котором Господь наслаждался заботой о коровах. Люди поклоняются холму Гавар- дхана как неотличному от Господа, потому что нет разницы между Госпо- дом, Его окружением и Его играми. Торговцы, проповедники, цари и уче- ники, находившиеся дома в июне, июле, августе и сентябре, выходят из своего заточения и получают желаемого также как и совершенные души по- лучают желаемое тело после нынешнего. Эти четыре месяца сезона дождей известны как Чатурмасья. Для каждого уклада и сословия есть особые правила соблюдения этого периода ради здоровья и ради духовной реали- зации. В это время торговцы не могут заниматься свободным бизнесом, саньяси - свободно проповедовать Веды, цари не осматривают свои владе- ния, ученики не посещают школы. Они могут заниматься своими делами после периода Чатурмасья. Человек не сможет воспользоваться результа- тами епитимий и обрести высшее благо, пока не освободится от мате- риального тела. Существуют многообразные жизни, разнообразие планет, разный успех в духовной реализации. Все достижимо тогда, когда закон- чится подобный Чатурмасья период нашей жизни. В нынешнем теле на Дева- локу, планету полубогов, мы не отправимся, сначала нужно приобрести необходимые качества. Если мы хотим остаться на этой планете и наслаж- даться хорошими условиями жизни, то это тоже зависит от наших достиже- ний, но эти результаты проявятся после того, как человек покинет дан- ное тело. Торговцы, проповедники, цари и ученики - это четыре важных составляющих общества. Торговцы должны давать каждому пищу как ми- лость Господа, проповедники-саньяси проповедовать суть сознания Бога. Царь должен знать о делах в государстве. Махараджа Парикшит во вре- мя путешествия увидел человека, Кали, пытавшегося убить корову, царь тотчас же наказал его. Ученикам следует приобретать знания повсюду, используя любую благоприятную возможность. Обьединенные усилия этих четырех составляющих необходимы для всеобщего блага общества. Из тран- сцендентности, которая называется Кришналокой, исходит ослепительное сияние, напоминающее хвост кометы. Это сияние безгранично, неизмеримо, необьяснимо. Внутри сияния бесчисленные сверкающие планеты. Каждая из них - самосветящаяся. Какая-то часть этой лучезарности покрыта мате- риальной энергией, также как часть неба покрывается облаком. Внутри матеральной энергии - бесчисленные вселенные, в каждой вселенной бес- численное множество материальных планет, и земля - одна из них. Какая- же незначительная часть всего космического проявления есть это небес- ное тело, на котром мы живем. Кришналока - обитель Личности Бога, ос- лепительное сияние - это сияние Господа. Всемогущий Господь распрос- траняет Себя в многочисленные формы и энергии. Есть формы из Его энер- гий, а есть из Его личности. Он может делать все, что пожелает, это происходит немедленно и самым совершенным образом. Его энергии подоб- ны теплу и свету огня. Совершенное космическое проявление - это эк- спансия Его энергий. Энергии - это эманации, исходящие из Него, и поэ- тому эти эманации одновременно едины с Ним и отличны от Него. Тран- сцендентность сравнивается с молоком, а эманации с йогуртом. Йогурт - это молоко, и в то же время отличается от молока. Иногда Господа срав- нивают с деревом. Корень является причиной ствола, ветвей, побегов, фруктов, но корень не является фруктом. Когда нужна вода дереву, она должна орошать корень, а не листья. Лить воду на листья бессмысленно, но напоив водой корень, мы достигнем всех целей. Это суть философии духовной культуры. Кришналока также называется Голока Вриндавана. Под этой Голокой располагаются Хари-дхама, Махеша-дхама и Деви-дхама. Ха- ри (Вишну, Нарайана) есть внешняя экспансия энергии Господа, и Деви есть экспанся Господа. Живые существа также являются экспансией энер- гии Господа. Существует два типа живых существ - освобожденные души и обусловленные души. Планеты внутри сияния называются Харидхамой, там господствующим Божеством является Хари, а подчиненные там - освобож- денные души. Своим обликом они подобны Господу Хари, но Хари - госпо- дин, а освобожденные души - подчиненные. Бесчисленные планеты в Ха- ри-дхаме управляются различными формальными экспансиями Господа, и все они называются по-разному. Вселенные внутри материальной энергии Де- ви-дхама, господствующее Божество там - Вишну, Ему помогает Брахма и Шива. Деви-дхама контролируется тремя гунами - благостью, страстью и невежеством. Вишну есть инкарнация благости, Брахма - страсти, Шива - невежества. Брахма создает, Вишну поддерживает, Шива разрушает мате- риальное творение. Материальное творение проявляется и уничтожается по воле Господа. А планеты Хари-дхамы существуют вечно. Обусловленные жи- вые существа, желающие наслаждаться, а не служить, ищут освобождения внутри Деви-дхамы. Некоторые из них входят в Хари-дхаму, другие в Ма- хеша-дхаму, какие-то остаются внутри Деви-дхамы. Махеша-дхама - это пограничное место между Хари-дхамой и Деви-дхамой. Имперсоналисты, же- лающие слиться с бытием Трансцендентности, помещаются внутри Махе- ша-дхамы. Желающие остаться на планетах материальных вселенных, ос- таются на разных планетах. Желающие выйти за пределы материальной энергии, могут войти в Хари-дхаму и направиться либо на ее планеты, либо на Кришналоку. Система бхакти-йоги дает право живому существу войти в Хари-дхаму, система гьяна-йоги дает право достичь Махеша-дха- мы, а система карма-йоги обязывает человека оставаться в Деви-дхаме и проходить через повторяющиеся рождения и смерти, меняя всою мате- риальную оболочку в зависимости от своей кармы. Луна или Чандралока является одной из четырех важных мест обитания полубогов. За озером Манаса есть Гора Шумеру. На восточной стороне горы расположена плане- та Девадхани, где обитант Индра. На южной стороне находится планета Шамьямани, здесь обитает Йамараджа. На западной стороне планета Нимло- чани, обитель Вайу - полубога, который контролирует ветер. И на запад- ной (северной) стороне горы находится луна (Вибхачари). Все эти плане- ты находятся внутри той же вселенной, что и наша планета. Материалис- тичные личности поклоняются материальным полубогам и богиням, совер- шают ягьи, чтобы умилостивить полубогов. Эти личности автоматически поднимаются на луну, где наслаждаются небесными напитками сомой. Луна слишком холодна для жителей земли, и люди желающие отправиться туда в земных телах, напрпсно тратят время. Чтобы понять истинное положение луны, надо пересечь озеро Манаса, затем Гору Шумару. Обычному челове- ку не позволяется достигнуть этой планеты. Туда попадают те, кто со- вершал ягьи и епитимии для удовлетворения питов и дев. Но даже они после определенного срока возвращаются на землю. Поэтому не надо тра- тить время на экскурсии, действительные или воображаемые. Люди с раз- витым сознание выполняют религиозные обязанности для удовлетворения Верховного Господа. Признаком выдающихся преданных Господа является то, что они не привязаны к материальному наслаждению, удовлетворены, чисты сердцем, привязаны к преданному служению, не привязаны к времен- ным вещам и лишены ложного эго. Такие великие личности достигают оби- тели Верховной Личности Бога, где нет смерти, рождения, старости, бо- лезней. По пути на духовные планеты возвышенные личности пересекут солнечную линию арчи-марга и смогут лицезреть все планеты между этим и духовным миром.