Скачать:PDFTXT
Теория нравственных чувств

(1700–1748) «Времена года», первая часть которой – «Зима» – была опубликована в 1726 г.]

См. также Паскаля. [Ссылка на Паскаля, вероятно, отсылает к его «Мыслям» (1669).]

41

Эпиктет. Руководство. 26.

42

По учению стоиков, апатиясостояние душевного покоя и отсутствия страстей, к которому следует стремиться.

43

Граф де Лозан (1633–1723) был заключен в Бастилию в 1665 г. за «дерзость» в отношении короля.

44

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Пирр. 14. Пирр (319– 272 гг. до н.э.) – воинственный царь Эпира.

45

Об этом рассказывается в книге шотландского историка Уильяма Робертсона «История правления императора Карла V» (Robertson W. History of the reign of the emperor Charles V. Edinburgh, 1769).

46

Сенека. О провидении. VI. 6.

47

Мальбранш Н. Разыскания истины. V. 11.

48

Massilon J.-B. Oeuvres. Paris, 1821. II. 221–222.

49

«Магомет» был впервые поставлен в 1741 г.

50

«Варфоломеевская ночь» – резня католиками протестантов (гугенотов) в Париже в ночь на 24 августа 1572 г.

51

Квакеры – члены христианской секты («Общество друзей»), возникшей в середине XVII в. в Англии.

52

Речь идет о Д. Юме.

53

«Невидимая рука» – излюбленное выражение Смита, часто используемое им в его политэкономической теории, однако впервые примененное в рукописи «История астрономии» (Smith A. Essays on Philosophical Subjects. Oxford, 1980. P. 49).

54

Речь идет о русском царе Петре I.

55

Имеется в виду Д. Юм.

56

Raro mulieres donare solent.

57

В 1756 г. англичане, возглавляемые адмиралом Бинтом, в результате поражения были вынуждены отдать крепость на острове Менорка французам.

58

Это строки из шуточной поэмы Дж. Свифта «Обсуждение серьезного вопроса» (1729):

Совета в одном важном деле хочу Вас просить,

Сказал леди рыцарь, готовый всегда угодить.

59

Для стиля «александрийских стихов», рассчитанных на высокообразованного читателя, характерно повышенное внимание к форме и сложность языка – своеобразная «ученость». Расцвет александрийской поэзии приходится на первую половину III в. до н.э.

60

Аристотель. Политика. 1335 в. 20–21.

61

Платон. Государство. 460 с, 461 с.

62

Академики, перипатетики, эпикурейцы – члены философских школ (а впоследствии просто последователи), основанных древнегреческими философами Платоном (в 388 г. до н.э.), Аристотелем (335 г. до н.э.) и Эпикуром (306 г. до н.э.).

63

Это произошло в конце 1502 – начале 1503 г.

64

В латинском языке слово necessitudo означает как неизбежность, неотвратимость, необходимость, так и неразрывную связь, тесную зависимость или дружбу.

65

Трагедия Вольтера была поставлена в 1755 г.

66

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Марк Катон (Катон Старший).27.

67

Речь идет о Вестфальском мире (1648), которым завершилась Тридцатилетняя война.

68

Королева Анна царствовала с 1702 по 1714 г.

69

См.: Платон. Критон. 51 с.

70

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон. 15.

71

Томас Мор был казнен в 1535 г., Уолтер Рейли – в 1618-м, лорд Рассел и А. Сидней – в 1683 г.

72

Davila Е. С. Historia delle guerre civili di Francia (1630). V. 1.

73

Э. Хайд (первый граф Кларендон) пишет об этом в «Истории мятежа и гражданских войн в Англии» (кн. 4).

74

Об этом рассказывается в мемуарах Д. Локка о жизни Энтони (первого графа Шефтсбери).

75

Цицерон. Об обязанностях. Кн. I. XXX. 107–109.

76

См.: Квинт Курций. История Александра Македонского. Кн. IX. VI. 26.

77

Платон. Апология Сократа. 21 а.

78

Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. I. 78.

79

Фридрих Великий, умерший в 1786 г., то есть за несколько лет до 6-го издания «Теории нравственных чувств».

80

Цезарь победил Помпея при Фарсале в 48 г. до н.э.

81

Не Парменид, а поэт Антимах Колофонский заявил: «И все-таки читать я буду: один Платон стоит для меня сотни тысяч» (цит. по: Цицерон. Брут. LI. 191 // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972).

82

Эта фраза на самом деле относится к другому полководцу – Антипатру. Парменион – главный полководец Александра Македонского, казненный по его приказу. Александр опасался, что Парменион отомстит ему за гибель сына.

83

Это слова не Гамлета, а Тени его отца.

84

Платон. Государство. Кн. IV.

85

У Платона в «Государстве» речь идет о «яростном» начале мужественных стражей (кн. IV. 441 а, 441 в).

86

piKCtioCTUvTi (др.-греч.).

87

Справедливость по заслугам (distributive justice) у Аристотеля нечто иное. Она заключается в правильном распределении вознаграждения из общественных запасов. См.: Аристотель. Этика Никомаха [ИЗО в 31–32].

88

Арриан. Кн. II. С. [Эпиктет. Размышления. Кн. II. V. 24–26.]

89

Вероятно, Деметрий-киник (I в. н.э.), изгнанный из Рима Нероном.

90

Эпиктет. Размышления. Кн. II. V. 10–14.

91

Там же. Кн. I. XXV. 18–21.

92

Там же. 15–17.

93

См.: Cicero. De Finibus, lib. 3. С. 18. Издание Оливета.

[Цицерон. О пределах [добра и зла]. Кн. III. XVIII.]

94

Мильтон Дж. Потеренный Рай. II, 568–569.

95

Самоубийство спартанского царя Клеомена III описано в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (Клеомен. 37).

96

В тексте Смита ошибочно указан Аристомен (сер. 7 в. до н.э.), другой герой мессенцев в борьбе против Спарты, умерший естественной смертью.

97

Фукидид в «Истории» (I. 138) допускает, что в изгнании Феми-стокл мог покончить жизнь самоубийством.

98

В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (Евмен. 17–19) рассказывается, что Евмен в конце концов был убит.

99

Этот случай описан в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (Филопемен. 18–20).

100

«Умер он так: уходя с занятий, он споткнулся и сломал себе палец; тут же, постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы»: «Иду, иду я: зачем зовешь?» – и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэртский. Кн. VII. 28–29 // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 278).

«Ниоба» – утерянное песнопение поэта Тимофея, а не Еврипида.

101

Диоген Лаэртский. Кн. VII. 31.

102

Там же. Кн. VII. 28.

103

Марк Атиллий Регул – римский полководец, плененный карфагенянами в 225 г. до н.э. Отказавшись выполнить требования противника, был подвергнут мучительной смерти.

104

Катон Утический после поражения в Северной Африке в 46 г. до н.э. покончил с собой, бросившись на свой меч. Цицерон прославил его в памфлете «Катон», а Цезарь осудил в памфлете «Анти-Катон».

105

Сенека. О спокойствии души. XVII. 9.

106

Кекроп в древнегреческой мифологии считался первым царем Аттики и основателем Афин.

107

Поуп А. Опыт о человеке. I. 90.

108

См.: Cicero. De Pinibus, lib 1. Diogenes Laert. I. x2.

Цицерон. О пределах [добра и зла]. Кн. I. Диоген Лаэртский. Кн.Х.

109

Смит вольно передает содержание I главы «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта.

110

См.: Исследование о моральном добре [и зле]. Разд. II, 3.

111

См.: Исследование о моральном добре [и зле]. Разд. II, 4. Примеры [проявления] морального чувства – разд. V, последний параграф.

112

Вероятно, имеется в виду концепция Д. Юма.

113

«Распущенность» и «похоть».

114

«Басня о пчелах».

115

Смит подробно разбирает теорию вихрей в своей «Истории астрономии» (Smith A. Essays on Philosophical Subjects. Oxford, 1980. P. 92–97).

116

Пуфендорфа и Мандевиля.

117

Неизменная нравственность, кн. I. 308

118

Исследование о добродетели.

119

Рассуждение о нравственном чувстве, отд. I, с. 237 и след. 3-го издания.

120

Система Д. Юма.

121

Св. Августин, Лапласетт.

122

Имеются в виду «Законы» Платона и «О законах» Цицерона.

Скачать:PDFTXT

Теория нравственных чувств Смит читать, Теория нравственных чувств Смит читать бесплатно, Теория нравственных чувств Смит читать онлайн