(1700–1748) «Времена года», первая часть которой – «Зима» – была опубликована в 1726 г.]
См. также Паскаля. [Ссылка на Паскаля, вероятно, отсылает к его «Мыслям» (1669).]
41
Эпиктет. Руководство. 26.
42
По учению стоиков, апатия – состояние душевного покоя и отсутствия страстей, к которому следует стремиться.
43
Граф де Лозан (1633–1723) был заключен в Бастилию в 1665 г. за «дерзость» в отношении короля.
44
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Пирр. 14. Пирр (319– 272 гг. до н.э.) – воинственный царь Эпира.
45
Об этом рассказывается в книге шотландского историка Уильяма Робертсона «История правления императора Карла V» (Robertson W. History of the reign of the emperor Charles V. Edinburgh, 1769).
46
Сенека. О провидении. VI. 6.
47
Мальбранш Н. Разыскания истины. V. 11.
48
Massilon J.-B. Oeuvres. Paris, 1821. II. 221–222.
49
«Магомет» был впервые поставлен в 1741 г.
50
«Варфоломеевская ночь» – резня католиками протестантов (гугенотов) в Париже в ночь на 24 августа 1572 г.
51
Квакеры – члены христианской секты («Общество друзей»), возникшей в середине XVII в. в Англии.
52
Речь идет о Д. Юме.
53
«Невидимая рука» – излюбленное выражение Смита, часто используемое им в его политэкономической теории, однако впервые примененное в рукописи «История астрономии» (Smith A. Essays on Philosophical Subjects. Oxford, 1980. P. 49).
54
Речь идет о русском царе Петре I.
55
Имеется в виду Д. Юм.
56
Raro mulieres donare solent.
57
В 1756 г. англичане, возглавляемые адмиралом Бинтом, в результате поражения были вынуждены отдать крепость на острове Менорка французам.
58
Это строки из шуточной поэмы Дж. Свифта «Обсуждение серьезного вопроса» (1729):
Совета в одном важном деле хочу Вас просить,
Сказал леди рыцарь, готовый всегда угодить.
59
Для стиля «александрийских стихов», рассчитанных на высокообразованного читателя, характерно повышенное внимание к форме и сложность языка – своеобразная «ученость». Расцвет александрийской поэзии приходится на первую половину III в. до н.э.
60
Аристотель. Политика. 1335 в. 20–21.
61
Платон. Государство. 460 с, 461 с.
62
Академики, перипатетики, эпикурейцы – члены философских школ (а впоследствии просто последователи), основанных древнегреческими философами Платоном (в 388 г. до н.э.), Аристотелем (335 г. до н.э.) и Эпикуром (306 г. до н.э.).
63
Это произошло в конце 1502 – начале 1503 г.
64
В латинском языке слово necessitudo означает как неизбежность, неотвратимость, необходимость, так и неразрывную связь, тесную зависимость или дружбу.
65
Трагедия Вольтера была поставлена в 1755 г.
66
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Марк Катон (Катон Старший).27.
67
Речь идет о Вестфальском мире (1648), которым завершилась Тридцатилетняя война.
68
Королева Анна царствовала с 1702 по 1714 г.
69
См.: Платон. Критон. 51 с.
70
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон. 15.
71
Томас Мор был казнен в 1535 г., Уолтер Рейли – в 1618-м, лорд Рассел и А. Сидней – в 1683 г.
72
Davila Е. С. Historia delle guerre civili di Francia (1630). V. 1.
73
Э. Хайд (первый граф Кларендон) пишет об этом в «Истории мятежа и гражданских войн в Англии» (кн. 4).
74
Об этом рассказывается в мемуарах Д. Локка о жизни Энтони (первого графа Шефтсбери).
75
Цицерон. Об обязанностях. Кн. I. XXX. 107–109.
76
См.: Квинт Курций. История Александра Македонского. Кн. IX. VI. 26.
77
Платон. Апология Сократа. 21 а.
78
Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. I. 78.
79
Фридрих Великий, умерший в 1786 г., то есть за несколько лет до 6-го издания «Теории нравственных чувств».
80
Цезарь победил Помпея при Фарсале в 48 г. до н.э.
81
Не Парменид, а поэт Антимах Колофонский заявил: «И все-таки читать я буду: один Платон стоит для меня сотни тысяч» (цит. по: Цицерон. Брут. LI. 191 // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972).
82
Эта фраза на самом деле относится к другому полководцу – Антипатру. Парменион – главный полководец Александра Македонского, казненный по его приказу. Александр опасался, что Парменион отомстит ему за гибель сына.
83
Это слова не Гамлета, а Тени его отца.
84
Платон. Государство. Кн. IV.
85
У Платона в «Государстве» речь идет о «яростном» начале мужественных стражей (кн. IV. 441 а, 441 в).
86
piKCtioCTUvTi (др.-греч.).
87
Справедливость по заслугам (distributive justice) у Аристотеля нечто иное. Она заключается в правильном распределении вознаграждения из общественных запасов. См.: Аристотель. Этика Никомаха [ИЗО в 31–32].
88
Арриан. Кн. II. С. [Эпиктет. Размышления. Кн. II. V. 24–26.]
89
Вероятно, Деметрий-киник (I в. н.э.), изгнанный из Рима Нероном.
90
Эпиктет. Размышления. Кн. II. V. 10–14.
91
Там же. Кн. I. XXV. 18–21.
92
Там же. 15–17.
93
См.: Cicero. De Finibus, lib. 3. С. 18. Издание Оливета.
[Цицерон. О пределах [добра и зла]. Кн. III. XVIII.]
94
Мильтон Дж. Потеренный Рай. II, 568–569.
95
Самоубийство спартанского царя Клеомена III описано в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (Клеомен. 37).
96
В тексте Смита ошибочно указан Аристомен (сер. 7 в. до н.э.), другой герой мессенцев в борьбе против Спарты, умерший естественной смертью.
97
Фукидид в «Истории» (I. 138) допускает, что в изгнании Феми-стокл мог покончить жизнь самоубийством.
98
В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (Евмен. 17–19) рассказывается, что Евмен в конце концов был убит.
99
Этот случай описан в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (Филопемен. 18–20).
100
«Умер он так: уходя с занятий, он споткнулся и сломал себе палец; тут же, постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы»: «Иду, иду я: зачем зовешь?» – и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэртский. Кн. VII. 28–29 // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 278).
«Ниоба» – утерянное песнопение поэта Тимофея, а не Еврипида.
101
Диоген Лаэртский. Кн. VII. 31.
102
Там же. Кн. VII. 28.
103
Марк Атиллий Регул – римский полководец, плененный карфагенянами в 225 г. до н.э. Отказавшись выполнить требования противника, был подвергнут мучительной смерти.
104
Катон Утический после поражения в Северной Африке в 46 г. до н.э. покончил с собой, бросившись на свой меч. Цицерон прославил его в памфлете «Катон», а Цезарь осудил в памфлете «Анти-Катон».
105
Сенека. О спокойствии души. XVII. 9.
106
Кекроп в древнегреческой мифологии считался первым царем Аттики и основателем Афин.
107
Поуп А. Опыт о человеке. I. 90.
108
См.: Cicero. De Pinibus, lib 1. Diogenes Laert. I. x2.
Цицерон. О пределах [добра и зла]. Кн. I. Диоген Лаэртский. Кн.Х.
109
Смит вольно передает содержание I главы «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта.
110
См.: Исследование о моральном добре [и зле]. Разд. II, 3.
111
См.: Исследование о моральном добре [и зле]. Разд. II, 4. Примеры [проявления] морального чувства – разд. V, последний параграф.
112
Вероятно, имеется в виду концепция Д. Юма.
113
«Распущенность» и «похоть».
114
«Басня о пчелах».
115
Смит подробно разбирает теорию вихрей в своей «Истории астрономии» (Smith A. Essays on Philosophical Subjects. Oxford, 1980. P. 92–97).
116
Пуфендорфа и Мандевиля.
117
Неизменная нравственность, кн. I. 308
118
Исследование о добродетели.
119
Рассуждение о нравственном чувстве, отд. I, с. 237 и след. 3-го издания.
120
Система Д. Юма.
121
Св. Августин, Лапласетт.
122
Имеются в виду «Законы» Платона и «О законах» Цицерона.