Биография

Мэри Энн Эванс (22 ноября 1819 — 22 декабря 1880; альтернативно Мэри Энн или Мэриан), известная под псевдонимом Джордж Элиот, была английской писательницей, поэтессой, журналистом, переводчиком и одной из ведущих писателей викторианской эпохи. Она написала семь романов: «Адам Беде» (1859), «Мельница на Флоссе» (1860), «Сайлас Марнер» (1861), «Ромола» (1862–1863), «Феликс Холт, радикал» (1866), «Миддлмарч» (1871–1872) и «Дэниел». Деронда (1876 г.). Как и Чарльз Диккенс и Томас Харди, она родилась в провинциальной Англии; там находится большинство ее работ. Ее работы известны своим реализмом, психологической проницательностью, чувством места и детальным изображением сельской местности. Писательница Вирджиния Вульф описала «Миддлмарч» как «один из немногих английских романов, написанных для взрослых», а Мартин Эмис и Джулиан Барнс — как величайший роман на английском языке.

Скандально и нетрадиционно для той эпохи, она жила с женатым Джорджем Генри Льюисом в качестве его супружеского партнера в 1854–1878 годах и называла его своим мужем. Он оставался женатым на своей жене и содержал их детей даже после того, как она ушла от него, чтобы жить с другим мужчиной и иметь от него детей. В мае 1880 года, через восемнадцать месяцев после смерти Льюиса, Джордж Элиот вышла замуж за своего давнего друга Джона Кросса, человека, намного моложе ее, и она сменила имя на Мэри Энн Кросс.

Ранняя жизнь и образование

Мэри Энн Эванс родилась в Нанитоне, Уорикшир, Англия, на Саут-Фарм в поместье Арбери-Холл. Она была третьим ребенком валлийца Роберта Эванса (1773–1849), управляющего поместьем Арбери-Холл, и Кристианы Эванс (урожденная Пирсон, 1788–1836), дочери местного владельца мельницы. Ее полными братьями и сестрами были: Кристиана, известная как Крисси (1814–1859), Исаак (1816–1890) и братья-близнецы, которые умерли через несколько дней после рождения в марте 1821 года. У нее также был сводный брат Роберт Эванс (1802–1802). 1864) и сводная сестра Фрэнсис «Фанни» Эванс Хоутон (1805–1882) от предыдущего брака ее отца с Харриет Пойнтон (1780–1809). В начале 1820 года семья переехала в дом под названием Грифф-Хаус, между Нанитоном и Бедвортом.

Молодой Эванс был заядлым читателем и явно умным. Поскольку ее не считали физически красивой, считалось, что у Эванс не было больших шансов выйти замуж, и это, в сочетании с ее интеллектом, побудило ее отца вложить средства в образование, которое не часто доступно женщинам. С пяти до девяти лет она жила со своей сестрой Крисси в школе мисс Лэтэм в Эттлборо, с девяти до тринадцати лет — в школе миссис Уоллингтон в Нанитоне, а с тринадцати до шестнадцати лет — в школе мисс Франклин в Ковентри. В школе миссис Уоллингтон ее учила евангелистка Мария Льюис, которой адресованы ее самые ранние из сохранившихся писем. В религиозной атмосфере школы мисс Франклин Эванс познакомился со спокойной, дисциплинированной верой, противоположной евангелизму.

После шестнадцати лет у Эванса не было формального образования. Благодаря важной роли ее отца в поместье, ей был предоставлен доступ к библиотеке Арбери-холла, что очень помогло ей в самообразовании и широте знаний. Ее классическое образование оставило свой след; Кристофер Стрей заметил, что «романы Джорджа Элиота в значительной степени опираются на греческую литературу (только одна из ее книг может быть напечатана правильно без использования греческого шрифта), а на ее темы часто влияет греческая трагедия». Ее частые визиты в поместье также позволяли ей противопоставлять богатство, в котором жил местный землевладелец, жизни часто гораздо более бедных людей в поместье, и разные жизни, прожитые параллельно, снова появлялись во многих ее работах. Другим важным ранним влиянием в ее жизни была религия. Она выросла в невысокой церковной англиканской семье, но в то время Мидлендс был районом с растущим числом религиозных инакомыслящих.

Переехать в Ковентри

В 1836 году ее мать умерла, и Эванс (тогда ей было 16 лет) вернулась домой, чтобы работать экономкой, хотя продолжала переписываться со своим наставником Марией Льюис. Когда ей был 21 год, ее брат Исаак женился и взял на себя управление семейным домом, поэтому Эванс и ее отец переехали в Фолсхилл недалеко от Ковентри. Близость к обществу Ковентри оказала новое влияние, особенно со стороны Чарльза и Кары Брей. Чарльз Брей разбогател, занимаясь изготовлением лент, и использовал свое богатство на строительство школ и на другие благотворительные цели.

Эванс, который какое-то время боролся с религиозными сомнениями, подружился с радикальными, свободомыслящими Брейсами, которые имели небрежный взгляд на супружеские обязательства, а дом Брейсов «Роузхилл» был прибежищем для людей, которые придерживались и дискутировали. радикальные взгляды. Среди людей, которых молодая женщина встретила в доме Бреев, были Роберт Оуэн, Герберт Спенсер, Гарриет Мартино и Ральф Уолдо Эмерсон. Благодаря этому обществу Эванс познакомился с более либеральными и агностическими теологиями, а также с такими писателями, как Дэвид Штраус и Людвиг Фейербах, которые ставили под сомнение буквальную истинность библейских текстов. Фактически, ее первой крупной литературной работой был английский перевод книги Штрауса «Жизнь Иисуса, критически исследованная» (1846 г.), которую она завершила после того, как Элизабет «Руфа» Брабант, еще один член организации, оставила его незавершенным. «Круг Роузхилла».

Книга Штрауса произвела фурор в Германии, утверждая, что чудеса в Новом Завете были мифическими дополнениями, не имеющими под собой никаких фактических оснований. Перевод Эванс имел аналогичный эффект в Англии: граф Шефтсбери назвал ее перевод «самой пагубной книгой, когда-либо извергнутой из пасти ада». Позже она перевела «Сущность христианства» Фейербаха (1854). Идеи этих книг повлияют на ее собственную художественную литературу.

В результате их дружбы Брэй опубликовал некоторые из самых ранних произведений Эванса, например обзоры, в своей газете Coventry Herald and Observer. Когда Эванс начала сомневаться в своей религиозной вере, отец пригрозил выгнать ее из дома, но его угроза не была осуществлена. Вместо этого она с уважением посещала церковь и продолжала вести для него хозяйство до его смерти в 1849 году, когда ей было 30 лет. Через пять дней после похорон отца она поехала в Швейцарию с Бреями. Она решила остаться в Женеве одна, поселившись сначала на озере в Плонжоне (недалеко от нынешнего здания Организации Объединенных Наций), а затем на втором этаже дома, принадлежавшего ее друзьям Франсуа и Джульетте д’Альбер Дюрад на улице де Шануан (ныне улица Пелиссери). Она с радостью отметила, что «чувствуешь себя в пушистом гнездышке высоко на старом добром дереве». О ее пребывании увековечивает мемориальная доска на здании. Проживая там, она жадно читала и совершала длительные прогулки по красивой швейцарской сельской местности, что было для нее большим вдохновением. Франсуа Дюрад также написал там ее портрет.

Переезд в Лондон и работа редактором Westminster Review.

По возвращении в Англию в следующем году (1850 г.) она переехала в Лондон с намерением стать писателем и начала называть себя Мэриан Эванс. Она остановилась в доме Джона Чепмена, радикального издателя, с которым она познакомилась ранее в Роузхилле и который опубликовал ее перевод Штрауса. Затем она присоединилась к ménage-a-trois Чепмена вместе с его женой и любовницей. Чепмен недавно приобрел агитационный левый журнал The Westminster Review. Эванс стал его помощником редактора в 1851 году, присоединившись к нему всего годом ранее. Сочинения Эванс для газеты представляли собой комментарии к ее взглядам на общество и викторианскому образу мышления. Она сочувствовала низшим классам, критиковала организованную религию в своих статьях и обзорах, а также комментировала современные идеи того времени.

Многое из этого было почерпнуто из ее собственного опыта и знаний, и она использовала это для критики других идей и организаций. Это привело к тому, что ее произведения стали считаться подлинными и мудрыми, но не слишком самоуверенными. Эванс также сосредоточился на деловой стороне «Обзора», попытавшись изменить его макет и дизайн. Хотя официально Чепмен была редактором, именно Эванс выполнила большую часть работы по выпуску журнала, написав множество эссе и обзоров, начиная с январского номера 1852 года и продолжая до конца ее работы в «Ревью» в первой половине 1854 года. Элиот сочувствовала революциям 1848 года по всей континентальной Европе и даже надеялась, что итальянцы выгонят «одиозных австрийцев» из Ломбардии и что «загнившие монархи» будут отправлены на пенсию, хотя она считала, что постепенный реформистский подход к социальным проблемам лучше всего подходит для решения социальных проблем. Англия.

В 1850–1851 годах Эванс посещал занятия по математике в Женском колледже на Бедфорд-сквер, позже известном как Бедфорд-колледж в Лондоне.

Отношения с Джорджем Генри Льюисом

Философ и критик Джордж Генри Льюис (1817–1878) встретил Эванса в 1851 году, и к 1854 году они решили жить вместе. Льюис уже был женат на Агнес Джервис, хотя и в открытом браке. Помимо троих детей, которые у них были вместе, у Агнес также было четверо детей от Торнтона Ли Ханта. В июле 1854 года Льюис и Эванс вместе отправились в Веймар и Берлин с целью исследования. Перед отъездом в Германию Эванс продолжила свою богословскую работу переводом «Сущности христианства» Фейербаха, а за границей она писала эссе и работала над переводом «Этики» Баруха Спинозы, который она завершила в 1856 году, но который не был опубликован при ее жизни. потому что потенциальный издатель отказался заплатить запрошенные 75 фунтов стерлингов. В 1981 году перевод Элиота «Этики Спинозы» был наконец опубликован Томасом Диганом, а в 2018 году он был определен как общедоступный и опубликован Архивом Джорджа Элиота. Он был переиздан в 2020 году издательством Princeton University Press.

Поездка в Германию также послужила медовым месяцем для Эванса и Льюиса, которые впоследствии считали себя женатыми. Эванс начала называть Льюиса своим мужем и подписываться как Мэри Энн Эванс Льюис, официально изменив свое имя на Мэри Энн Эванс Льюис после его смерти. Отказ скрыть отношения противоречил общественным традициям того времени и вызвал значительное неодобрение.

Карьера в художественной литературе

Продолжая публиковать статьи в «Вестминстерском обозрении», Эванс решила стать писательницей и изложила соответствующий манифест в одном из своих последних эссе для «Ревью», «Глупые романы женщин-романисток» (1856). В эссе критиковались тривиальные и нелепые сюжеты современной художественной литературы, написанные женщинами. В других эссе она хвалила реализм романов, которые писались в Европе в то время, и акцент на реалистичном повествовании был подтвержден в ее собственных последующих произведениях. Она также приняла псевдоним Джордж Элиот; как она объяснила своему биографу Дж. У. Кроссу, Джордж был именем Льюиса, а Элиот был «хорошим, приятным, легко произносимым словом».

Хотя при ее жизни авторы-женщины публиковались под своими именами, она хотела избежать стереотипа о том, что женское творчество ограничивается беззаботными романами или другими легкими произведениями, к которым не следует относиться серьезно. Она также хотела, чтобы ее художественная литература оценивалась отдельно от ее уже обширной и широко известной работы переводчика, редактора и критика. Еще одним фактором в использовании ею псевдонима могло быть желание оградить свою личную жизнь от общественного внимания, избежав тем самым скандала, который мог бы возникнуть из-за ее отношений с Льюисом, который был женат.

В 1857 году, когда ей было 37 лет, в журнале Blackwood’s Magazine была опубликована «Печальная судьба преподобного Амоса Бартона», первая из трех историй, включенных в «Сцены духовной жизни», и первое произведение «Джорджа Элиота». . «Сцены» (опубликованные в виде двухтомной книги в 1858 году) были хорошо приняты и широко распространено мнение, что они были написаны деревенским священником или, возможно, женой священника.

Элиот находился под глубоким влиянием работ Томаса Карлейля. Еще в 1841 году она называла его «моим большим фаворитом», и ссылки на него изобилуют ее письмами 1840-х и 1850-х годов. По словам профессора Университета Виктории Лизы Сурридж, Карлайл «стимулировал интерес Элиот к немецкой мысли, поощрил ее отход от христианской ортодоксальности и сформировал ее представления о работе, долге, сочувствии и развитии личности». Эти темы вошли в первый полный роман Эванса «Адам Беде» (1859). Оно имело мгновенный успех и вызвало еще большее любопытство относительно личности автора: существовал даже претендент на авторство, некто Джозеф Лиггинс. Этот общественный интерес впоследствии привел к тому, что Мэриан Эванс Льюис признала, что именно она стояла за псевдонимом Джордж Элиот. Адам Беде известен своей реалистической эстетикой, вдохновленной голландским изобразительным искусством.

Разоблачения личной жизни Элиот удивили и шокировали многих ее восхищенных читателей, но это не повлияло на ее популярность как писательницы. Ее отношения с Льюисом дали ей поддержку и стабильность, необходимые для написания художественной литературы, но пройдет некоторое время, прежде чем пара будет принята в приличное общество. Принятие было окончательно подтверждено в 1877 году, когда их представили принцессе Луизе, дочери королевы Виктории. Сама королева страстно читала все романы Элиота и была настолько впечатлена Адамом Беде, что поручила художнику Эдварду Генри Корбоулду нарисовать сцены из книги.

Когда в 1861 году разразилась Гражданская война в США, Элиот выразила сочувствие делу Союза, что историки объяснили ее симпатиями к аболиционистам. В 1868 году она поддержала протесты философа Ричарда Конгрива против политики правительства Ирландии и положительно относилась к растущему движению в поддержку ирландского самоуправления.

На нее повлияли произведения Джона Стюарта Милля, и она прочитала все его основные произведения по мере их публикации. В книге Милля «Подчинение женщин» (1869) она оценила вторую главу, критикующую законы, угнетающие замужних женщин, «превосходно». Она поддерживала кандидатуру Милля в парламент, но считала, что электорат вряд ли проголосует за философа, и была удивлена, когда он победил. Пока Милль работала в парламенте, она выразила согласие с его усилиями по обеспечению избирательного права женщин, будучи «склонной надеяться на большую пользу от серьезного представления женских претензий перед парламентом». В письме Джону Морли она заявила о своей поддержке планов, «которые давали разумные обещания стремиться к установлению, насколько это возможно, эквивалентности преимуществ для двух полов в отношении образования и возможностей свободного развития», и отклонила апелляции. к природе в объяснении более низкого статуса женщин. В 1870 году она с энтузиазмом отреагировала на феминистскую лекцию леди Эмберли о требованиях женщин в отношении образования, занятий, равенства в браке и опеки над детьми.

Однако было бы неверно предполагать, что главные героини ее произведений можно считать «феминистками», за единственным исключением, пожалуй, Ромолы де Барди, решительно отвергающей государственные и церковные обязательства своего времени.

После успеха Адама Беды Элиот продолжал писать популярные романы в течение следующих пятнадцати лет. Через год после завершения «Адама Беде» она закончила «Мельницу на Флоссе», посвятив рукопись: «Моему любимому мужу Джорджу Генри Льюису я дарю рукопись моей третьей книги, написанную на шестом году нашей совместной жизни: в Холли Лодж, Саут Филд, Уондсворт, и завершился 21 марта 1860 года». Вскоре последовали Сайлас Марнер (1861) и Ромола (1863), а позже Феликс Холт, Радикал (1866) и ее самый известный роман «Миддлмарч» (1871–1872).

Ее последним романом был «Дэниел Деронда», опубликованный в 1876 году, после чего они с Льюисом переехали в Уитли, графство Суррей. К этому времени здоровье Льюиса ухудшилось, и он умер два года спустя, 30 ноября 1878 года. Следующие шесть месяцев Элиот провел, редактируя для публикации последнюю работу Льюиса «Жизнь и разум» и нашел утешение и общение с давним другом и финансовым советником Джоном. Уолтер Кросс, шотландский комиссионер, который был на 20 лет моложе ее, чья мать недавно умерла.

Брак с Джоном Кроссом и смерть

16 мая 1880 года, через восемнадцать месяцев после смерти Льюиса, Элиот вышла замуж за Джона Уолтера Кросса (1840–1924) и снова сменила имя, на этот раз на Мэри Энн Кросс. Хотя брак вызвал некоторые разногласия из-за разницы в возрасте в 21 год, ее брату Исааку было приятно, что она вышла замуж в таких отношениях. Он разорвал с ней отношения, когда она стала жить с Льюисом, и теперь посылал ей поздравления. Пока пара проводила медовый месяц в Венеции, Кросс в попытке самоубийства прыгнул с балкона отеля в Большой канал. Он выжил, и молодожены вернулись в Англию. Они переехали в новый дом в Челси, но Элиот заболел инфекцией горла. Это, в сочетании с заболеванием почек, которым она страдала в течение нескольких лет, привело к ее смерти 22 декабря 1880 года в возрасте 61 года.

Из-за ее отрицания христианской веры и ее отношений с Льюисом Элиот не была похоронена в Вестминстерском аббатстве. Вместо этого она была похоронена на Хайгейтском кладбище (восток), Хайгейт, Лондон, в зоне, отведенной для политических и религиозных диссидентов и агностиков, рядом с любовью всей ее жизни, Джорджем Генри Льюисом. Рядом находятся могилы Карла Маркса и ее друга Герберта Спенсера. В 1980 году, к столетию со дня ее смерти, в Уголке поэтов между У. Х. Оденом и Диланом Томасом ей был установлен памятный камень с цитатой из «Сцен из церковной жизни»: «Первое условие человеческой доброты — это то, что нужно любить; второе – это то, что стоит почитать».

Личное появление

Современники считали Джордж Элиот физически непривлекательной женщиной; она сама знала это и отпускала шутки по поводу своей внешности в письмах к друзьям. И все же каким-то образом сила ее личности преодолела ее уродство. Это отметили многочисленные знакомые. О своей первой встрече с ней 9 мая 1869 года Генри Джеймс писал:

… Начнем с того, что она великолепно уродлива — восхитительно отвратительна. У нее низкий лоб, тусклые серые глаза, огромный висячий нос, огромный рот, полный неровных зубов, а также подбородок и челюсть qui n’en finissent pas [«которые никогда не заканчиваются»] … Теперь в этом огромном уродстве обитает величайшая красота, которая за несколько минут выкрадывается и очаровывает ум, так что вы заканчиваете, как закончил я, влюбляясь в нее.

Написание ее имени

В разное время она писала свое имя по-разному. «Мэри-Энн» — это написание, использованное ее отцом для записи о крещении, и она использует это написание в своих самых ранних письмах. Однако в ее семье это имя писалось Мэри Энн. К 1852 году она сменила имя на Мэриан, но вернулась к Мэри Энн в 1880 году после того, как вышла замуж за Джона Кросса. На ее мемориальном камне написано:

Здесь лежит тело
«Джордж Элиот»
Мэри Энн Кросс

Мемориалы и дань уважения

В ее честь названы несколько достопримечательностей на месте ее рождения, Нанитоне. К ним относятся Академия Джорджа Элиота, младшая школа Миддлмарча, больница Джорджа Элиота (бывшая больница скорой помощи Нунитона) и улица Джорджа Элиота в Фолшилле, Ковентри. А также хоспис Мэри Энн Эванс в Нанитоне.

Статуя Элиота находится на Ньюдегейт-стрит, Нанитон, а в музее и художественной галерее Нанитона выставлены связанные с ней артефакты.

В ее честь была названа туннелепроходческая машина, строящая Бромфордский туннель на High Speed ​​2.

Литературная оценка

На протяжении всей своей карьеры Элиот писала политически проницательным пером. От Адама Беде до «Мельницы на Флоссе» и Сайласа Марнера — Элиот представил случаи социальных аутсайдеров и преследований в маленьких городках. «Феликс Холт, Радикал» и «Легенда о Джубале» были откровенно политическими, а политический кризис лежит в основе «Миддлмарча», в котором она представляет истории ряда жителей небольшого английского городка накануне Билля о реформе 1832 года; Роман отличается глубокой психологической проницательностью и сложными портретами персонажей. Корни ее реалистической философии можно найти в ее обзоре «Современных художников» Джона Раскина в «Вестминстерском обозрении» в 1856 году. Элиот также выражает протосионистские идеи в Дэниеле Деронде.

Читатели викторианской эпохи хвалили ее романы за изображение сельского общества. Большая часть материала для ее прозы была почерпнута из ее собственного опыта. Она разделяла с Вордсвортом убеждение, что в обыденных деталях обычной деревенской жизни можно найти много ценности и красоты. Однако Элиот не ограничилась рассказами об английской сельской местности. «Ромола», исторический роман, действие которого происходит во Флоренции конца пятнадцатого века, основан на жизни итальянского священника Джироламо Савонаролы. В «Испанской цыганке» Элиот предприняла попытку заняться стихами, но первоначальная популярность ее стихов не сохранилась.

Работая переводчиком, Элиот познакомился с немецкими текстами религиозной, социальной и моральной философии, такими как «Жизнь Иисуса» Давида Фридриха Штрауса и «Сущность христианства» Фейербаха; Также важным был ее перевод с латыни «Этики» еврейско-голландского философа Спинозы. Элементы этих работ присутствуют в ее художественных произведениях, большая часть которых написана с ее фирменным чувством агностического гуманизма. По словам Клэр Карлайл, опубликовавшей новую биографию Джорджа Элиота в 2023 году, запоздалая публикация «Этики» Спинозы была настоящим позором, поскольку она могла бы дать некоторые проясняющие подсказки для понимания более зрелых произведений писателя. Она обратила особое внимание на концепцию христианства Фейербаха, утверждая, что наше понимание природы божественного должно быть найдено в конечном итоге в природе человечества, спроецированной на божественную фигуру. Пример этой философии появился в ее романе «Ромола», в котором главный герой Элиота продемонстрировал «удивительно современную готовность интерпретировать религиозный язык в гуманистических или светских этических терминах». Хотя сама Элиот не была религиозной, она уважала религиозные традиции и их способность поддерживать чувство социального порядка и нравственности. Религиозные элементы в ее произведениях также во многом обязаны ее воспитанию: опыт Мэгги Талливер из «Мельницы на Флоссе» имеет много общего с юной Мэри Энн Эванс. Элиот также столкнулся с затруднительным положением, аналогичным затруднительному положению Сайласа Марнера, чье отчуждение от церкви одновременно означало его отчуждение от общества. Поскольку Элиот сохранила рудиментарное уважение к религии, немецкий философ Фридрих Ницше раскритиковал ее систему морали, рассматривающую грех как долг, который можно искупить через страдания, которые он унижал как характерные для «маленьких моралистичных женщин а-ля Элиот».

Наиболее автобиографичной она была в книге «Взгляд назад», которая является частью ее последней опубликованной работы «Такие впечатления от Теофраста». Ко времени Дэниела Деронды продажи Элиота падали, и она в некоторой степени исчезла из поля зрения общественности. Этому не способствовала посмертная биография, написанная ее мужем, в которой была изображена чудесная, почти святая женщина, совершенно не похожая на скандальную жизнь, которую, как знали люди, она вела. В 20 веке ее поддержала новая порода критиков, в первую очередь Вирджиния Вульф, которая назвала «Миддлмарч» «одним из немногих английских романов, написанных для взрослых». В 1994 году литературный критик Гарольд Блум назвал Элиота одним из самых важных западных писателей всех времен. По результатам опроса авторов, проведенного Time в 2007 году, «Миддлмарч» был признан десятым величайшим литературным произведением, когда-либо написанным. В 2015 году писатели из-за пределов Великобритании проголосовали за него первым среди всех британских романов «с большим перевесом». Различные кино- и телеадаптации книг Элиота вновь представили ее широкой читающей публике.

Произведения, Романы

Адам Беде (1859)
Мельница на Флоссе (1860)
Сайлас Марнер (1861)
Ромола (1863)
Феликс Холт, радикал (1866)
Миддлмарч (1871–1872)
«Карьер Миддлмарча», MS Lowell 13, Библиотека Хоутона, Гарвардский университет (цифровое факсимиле рукописи исследовательских заметок)
Дэниел Деронда (1876)

Сборник рассказов и повестей

Сцены духовной жизни (1857)
Печальная судьба преподобного Амоса Бартона
История любви мистера Гилфила
Покаяние Джанет
Поднятая вуаль (1859)
Брат Джейкоб (1864)
Впечатления Теофраста Такие (1879)

Переводы

Das Leben Jesu, kritisch Bearbeitet (Жизнь Иисуса, критически исследованная), Том 2 Дэвида Штрауса (1846)
Das Wesen des Christentums (Суть христианства) Людвига Фейербаха (1854 г.)
Этика Бенедикта де Спинозы Бенедикта де Спинозы (1856 г.)

Поэзия

Зная, что мне придется вскоре отложить эту скинию (1840)
В лондонской гостиной (1865)
Младший пророк (1865)
Два любовника (1866)
Хор-невидимка (1867)
Испанский цыган (1868)
Агата (1868)
Брат и сестра (1869)
Как Лиза любила короля (1869)
Армгарт (1870)
Страдивари (1873 г.)
Арион (1873)
Легенда о Джубале (1874)
Я предоставляю вам достаточный отпуск (1874)
Вечера приходят и уходят, любовь (1878)
Я и жизнь (1879)
Завтрак в колледже (1879)
Смерть Моисея (1879)

Научная литература

«Три месяца в Веймаре» (1855)
«Глупые романы писательниц» (1856)
«Естественная история немецкой жизни» (1856 г.)
Обзор современных художников Джона Раскина в Вестминстерском обозрении, апрель 1856 г.
«Влияние рационализма» (1865 г.)

Заметки с пояснениями

Хотя биографы сходятся во мнении, что у Льюиса и Элиота были идеальные партнерские отношения, эта точка зрения была несколько изменена Беверли Парк Рилетт, которая в 2013 и 2017 годах утверждала, что защитная любовь Льюиса могла быть равносильна принудительному контролю.

Джордж Биография, Джордж Элиот биография читать, Джордж Элиот биография читать онлайн, философия Джордж Книги Джордж Произведения Джордж

Джордж читать бесплатно Джордж читать без регистрации Джордж скачать бесплатно Джордж скачать без регистрации

Джордж дата рождения Джордж год рождения Джордж дата смерти