Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Трагедии

эллинской страны — ее героические защитники, ее люди.

47

347.Паллады крепостьгород Афины.

48

355.Какой-то грек…— Геродот называет этого грека Сикинном и говорит, что он был послан к Ксерксу афинским полководцем Фемистоклом.

49

410.…финикийцу проломив корму…— В числе кораблей персидского флота были и суда, предоставленные персам финикийцами.

50

447.…возле Саламина остров маленький…— остров Пситталея между островом Саламин и Афинским побережьем.

51

462.Но вторглись греки…— По Геродоту, операцию по уничтожению вражеских войск на Пситталее греки провели под начальством афинянина Аристида.

52

492.В край Магнесийский…— Магнесия — восточная область Фессалии.

53

493.…аксийский брод…— Аксий — река в Македонии.

54

494.…Больбы топи…— Озеро Больба, окруженное болотами, на севере от Халкидики.Эдонидас горойПангей— на северо-востоке от этого озера.

55

650.Аидоней— торжественная форма от Аид.

56

658.Баал— верховное божество финикийцев.

57

660-661.Тиара— островерхая шайка;эвмариды— род сапожек; типичные приметы внешнего облика варваров-персов, обвинявшихся греками в любви к роскоши.

58

732.Бактрийцы— жители Бактрии, северной провинции Персии.

59

866.Галис— река на границе Лидийского царства, на востоке Малой Азии.

60

877.Пропонтийский пролив— Мраморное море.

61

881-891.Самос, Лесбос, Хиос, Нароси др. — острова Эгейского моря.

62

893-895.Пафос, Солы и Саламин— города на острове Кипр. Последний не следует смешивать с островом Саламин.

63

937.Мариандинский слезный напев…— Марианды — народ, обитавший на северном берегу Малой Азии. Их плачи о своем герое Мариандине, как и заплачки других малоазиатских племен (над Адонисом, Аттисом и др.), были известны и в Греции.

64

995.Мардийцы— народ в Мидии.

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

65

1.Народ кадмейский…— Акрополь Фив назывался Кадмеей, по имени Кадма, мифического основателя города. Кадм — прадед Этеокла.

66

24.Птицегадатель— должно быть, слепой прорицатель Тиресий, выступающий и в фиванской трилогии Софокла, где он играет важную роль в трагедии «Эдип-царь».

67

45.Энио— богиня войны; по различным мифам она — то мать, то кормилица, то дочь Ареса.

68

50.Адраст— старший из семерых полководцев, воевавших против Фив, единственный оставшийся в живых.

69

104-105.…Арес? Землю свою неужели предашь родную?— Хор обращается к Аресу, как родоначальнику Фив. Дочерью Ареса и Афродиты была Гармония, жена Кадма и праматерь царского рода Эдипа.

70

145-146.…гроза волков… Ликийский бог!— Аполлон. Производя этот эпитет от «ликос» — волк, Эсхил призывает Аполлона стать волком для врагов города.

71

149.Дочь Лето— Артемида.

72

163.Онка— почитавшаяся в Фивах, родственная Афине или даже тождественная с ней древняя богиня, храм которой стоял у городской стены.

73

217-218.Боги, если город пал, его и сами покидают…— О таком представлении древних имеются свидетельства у Еврипида, Плутарха, Тацита. Геродот (VIII, 41) рассказывает, что перед взятием Афин персами священная змея Паллады исчезла из Акрополя в знак того, что богиня покинула свои полис.

74

273.…Диркейскому ключу, волнам Исменовым…— Диркея и Исмен — названия источников в окрестностях Фив.

75

377.Тидей— отец одного из героев «Илиады», Диомеда; был зятем царя Аргоса Адраста. Зятем Адраста был также и Полиник, которому Тидей, зачинщик похода семерых, хотел отвоевать у Этеокла царскую власть в Фивах.

76

412.…мужей посеянных…— По мифу, древнейшими поселенцами города Фивы были «спарты» — воины, родившиеся из посеянных основателем города, Кадмом, зубов дракона. Дракон, сын Ареса, был Кадмом убит.

77

459.Этеокл— сын Сфенела, аргосец: его не следует путать с героем трагедии, сыном Эдипа.

78

528.Амфион— мифический строитель фиванских стен. Могила его и его брата Эета находилась возле одной из этих стен.

79

536.…имя носит… девичье…— Парфенопей («рожденный от девушки») — сын охотившейся в горах Аркадии Аталанты.

80

541.Сфинкс— мифическое чудовище, полуженщина-полульвица. Оно было послано богами как бедствие в наказание жителям Фив.

81

578-579.…недобрым именем отмечен…— Имя Полиник означает буквально «многобрань», «многоспор».

82

691.Кокит— река в подземном царстве Аида.

83

727.Скифская сталь…— Скифия славилась своими железными изделиями, особенно мечами, ножами, клинками.

84

777.Хищница гибельная (в греч. «похищающая людей» — одно слово). — Имеется в виду Сфинкс.

85

835.Тиада— вакханка.

86

886.Эринии— богини возмездия, кары, исполнительницы решений судьбы.

ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ

Дата создания трагедии до сих нор не установлена. Некоторые исследователи в конце прошлого и в первой половине нашего столетия (Р. Вестфаль, А. Герке, Э. Пете, Я. Вакернагель и др.) высказали сомнения в принадлежности «Прометея прикованного» Эсхилу по соображениям метрическим, лингвистическим и философским. Эти соображения оказались научно несостоятельными; особенно спорны доводы В. Шмидта, исключающего трагедию из творческого наследия Эсхила и полагающего, что она написана софистом где-то в середине V века как «драма для чтения» и направлена против «Прометея освобожденного».

Некоторые проблемы «Прометея прикованного» остаются, однако, нерешенными и требуют дальнейших исследовании.

87

1.…у конца земли…— Поскольку в древности землю представляли себе плоской, то и мыслилось, что она где-то имеет предел и что он находится в краю скифов, простирающемся далеко на север до опоясывающего землю Океана. Здесь и происходит действие трагедии.

88

18.Фемида— богиня справедливости, охраняющая непреложные законы мира. У Эсхила она тождественна с богиней Земли Геей, матерью титанов и Прометея.

89

38.…отдал смертным и твои права— на пользование огнем, который Прометей похитил и дал людям.

90

83.…букашкам однодневным…— людям, характеризуемым так с точки зрения бессмертных богов.

91

85.…имя прозорливца…— Прометей означает «промыслитель», «прозорливец».

92

109.В стволе нартека…— В стебле тростника, сердцевина которого медленно тлеет, Прометей спрятал огонь и дал его людям.

93

137.Тефия— жена Океана.

94

162.Урановы дети— титаны и гиганты, которых одолел и сверг Зевс.

95

170.…заговор новый…— По мифу, Зевса должен был свергнуть сын, рожденный ему богиней Фетидой. Это тайна, которую знает Прометей, но не открывает ее.

96

188.…согнется и он…— Предполагают, что здесь предваряются взаимные уступки Зевса и Прометея и перемены, которые происходят в «Прометее освобожденном».

97

289.…нашим родством…— Океан — браг матери Прометея, Фемиды.

98

301-302.Железородная земля— Скифия, славившаяся своими железными и медными рудниками.

99

350.В краю вечернем…— на западе, по мифу, в районе Гибралтара.

100

353.Тифон— мифическое огнедышащее чудовище, рожденное Землей для борьбы против Зевса.

101

364.Этна— огнедышащая гора в Сицилии: считалась местом, где Зевс своей молнией испепелил Тифона. Эсхил, ездивший в Сицилию, может быть, наблюдал извержение этого вулкана.

102

415.Дочери Колхиды— амазонки, отважные девушки-наездницы, обитавшие якобы в нынешнем 3акавказье.

103

419.Меотийские воды— Азовское море.

104

420.Арии герои— одно из племен, населявших Персию и соседствующие края Кавказа.

105

556.Гесиона— дочь Океана, жена Прометея.

106

567-569.Аргус… пастух тысячеглазый…— Множеством глаз, рассыпанных по всему телу, Аргус, как сторож, следил за Ио до тех пор, пока его не убил Гермес. Глаза Аргуса Гера поместила на хвосте павлина.

107

653-654.Луг Лернейский.— Лерна — болотистое озеро в Арголиде, окруженное цветущими лугами.

108

658.Пифо (Пифия) — предсказательница, жрица Дельфийского храма Аполлона. Иногда сами Дельфы.

109

669.Локсий (непрямой, кривой) — Аполлон, прорицания которого (через Пифию) в Дельфах были темными, неясными.

110

715.Халибы— мифическое племя кузнецов. Предположительно — жители Урала.

111

725.Термодонт— река в Закавказье.

112

726.Салмидесс— гавань на Фракийском побережье.

113

729.Киммерийский перешеек— Керченский полуостров.

114

772.Он из твоих потомков…— Геракл. Предвещается один из моментов следующей трагедии — «Прометей освобожденный», в которой Геракл стрелой из лука убил орла, клевавшего печень Прометея.

115

793.Кистены— горы в Ливии.

116

794.Форкиды— три дочери Форка, изображенные далее.

117

803.Грифы— сказочные звери с орлиной головой и львиным туловищем, стерегущие золото в горах.

118

805.Аримаспы— сказочный народ, воевавший с грифами за золото. Стреляя, они зажмуривали один глаз, отсюда — «одноглазые».

119

806.…у Плутонова потоки…— 3олотой поток Плутон (богатство) не следует смешивать с Плутоном (Аидом), богом подземного царства.

120

853.…пятьдесят сестер…— Речь идет о Данаидах, которым посвящена трагедия «Просительницы».

121

936.Немезида (в греч. тексте тождественная с нею Адрастея) — воплощение кары, справедливого возмездия.

122

956.Два царя,правившие миром до Зевса, — Уран и Кронос.

123

1027-1028.…бог великих мук твоих преемником не станет…— Преемником мук Прометея добровольно стал, по мифу, кентавр Хирон, сошедший вместо титана в Тартар.

Н. Сахарный

ОРЕСТЕЯАГАМЕМНОН

124

32.…трижды по шести…— Это число очков давало наибольший выигрыш при игре в кости.

125

40.…тяжба идет…— Троянская война, причиной которой послужило похищение Елены, жены царя Менелая, Парисом (Александром), сыном троянского царя Приама.

126

111.Тевкры— троянцы.

127

114.…черный орел впереди…— описание знамения, истолкованного провидцем и гадателем Калхантом; зайчиха, растерзанная двумя орлами, — это Троя, которой предстоит пасть от руки Агамемнона и Менелая; богиня Артемида, покровительница животных, гневается на хищников — следовательно, Атридам грозит гнев Артемиды.

128

152.Пеан,то есть «целитель» — эпитет Аполлона, брата Артемиды.

129

159.…чудовищной жертвы…— намек на жертвоприношение Ифигении (см. ниже, ст. 228-258).

130

170и cл. Мысль о случайности имени, употребляемого людьми для обозначения идеи божества, сочетается у Эсхила с традиционным мифологическим представлением о смене одних богов другими. Эсхил намекает на свержение первого правителя мира Урана его сыном Кроном и Крона — Зевсом.

131

202.Стримон— река во Фракии. Ветер от Стримона по отношению к Авлиде (Беотия) — северный ветер.

132

251.…как на картине…— Какую картину или картины имел в виду Эсхил, нам неизвестно, но описание жертвоприношения Ифигении у самого Эсхила настолько подробно и выразительно, что, возможно, и в самом деле навеяно каким-то определенным произведением античной живописи.

133

257-258.…под третью чашу… песню пела.— На пирах во время третьего возлияния, обычно посвящавшегося Зевсу Сотеру (Спасителю), дочь хозяина дома пела торжественную песню, в которой молила Зевса благословить ее отца здоровьем и удачей.

134

259.Что было после — я не видал.— Эта фраза, с одной стороны, подчеркивает весь ужас заклания, а с другой — позволяет Эсхилу не касаться дальнейшего содержания мифа, так как оно противоречит художественному замыслу поэта. По мифу, Ифигения все-таки не была заколота, а в трилогии Эсхила месть за убийство Ифигении — часто повторяющийся мотив.

135

293.Вестовой огоньогневой телеграф; это не поэтическая выдумка Эсхила. По свидетельству Геродота, персидский полководец Мардоний собирался с помощью огневого телеграфа сообщитьв столицу Персии Сарды о взятии Афин. Описание пути

Скачать:PDFTXT

Трагедии Эсхил читать, Трагедии Эсхил читать бесплатно, Трагедии Эсхил читать онлайн