Гинзбург, Р. Д Тименчиком, М. М. Кралиным, А. Г. Найманом.
В квадратных скобках приводятся варианты, зачер¬кнутые или не подтвержденные Ахматовой. Угловые скобки применяются составителями при восстановлении пропусков в тексте. В издании сохранены авторские орфография (напр., «пейзаж», «корельская земля», «корель-ская береза», «мятель») и тгутпегуацкя в тех случаях, когда они носят принципиальный для Ах; матовой характер.
Варианты строк приводятся в комментариях.
В хронологический ряд bi-мочены стихотворения, объединенные Ахматовой позж^ в поэму «Реквием», так как первоначально они создавались как самостоятельные произведения (см. также т. 3).
Собрание сочинений рассчитано на широкий круг читателей, поэтому комментарии, наряду с данными о первых публикациях произведений Анны Ахматовой, о включении стихотворений в циклы и прижизненные издания, как правило, содержат развернутые биографи¬ческие справки об адресатах стихотворений, обстоятель¬ное объяснение реалий, а также историко-литературные сведения, цель которых —ввести читателя в контекст культуры Серебряного века и тем самым помочь нашим современникам глубже понять и правильно оценить твор¬чество выдающегося поэта XX столетия.
Настоящее издание является на сегодняшний день практически полным научным собранием текстов Анны Ахматовой. Вместе с тем составители отдают себе отчет в том, что сейчас еще невозможно говорить о полном своде произведений поэта. В частных собраниях коллек¬ционеров еще немало автографов, списков и даже целых тетрадей, которые долгие годы считались утерянными, уничтоженными самой Ахматовой, или вообще никому не известных текстов, принадлежность которых Ахмато¬вой требует тщательной текстологической проверки. К сожалению, эти коллекционеры пока не дали согласия на опубликование принадлежащих им материалов. В то же время постоянно продолжаются поступления ахматов-ских текстов в государственные архивы —от потомков ее друзей и доверенных лиц.
Надеемся, что выход настоящего собрания сочи¬нений побудит их предоставить издателям свои сокро¬вища для публикации, хотя бы в «дополнительном», последнем томе.
В оформлении текстов использованы графические элементы из рабочих тетрадей Ахматовой. В т. 1 они применены для обозначения начала и конца года.
Сокращения и условные обозначения, принятые в разделе «Комментарии»
КНИГИ И НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ СБОРНИКИ АННЫ АХМАТОВОЙ
«Аппо Domini МСМХХ1» —
«Аппо Domini», 1923 —
«Бег времени» —
«Белая стая», 1917 —
«Белая стая», 1918 —
«Белая стая», 1923 —
БО 1, БО 2
«Аппо Domini МСМХХ1». Пб; Берлин: «Петрополис», 1922. На титуле 1921.
«Аппо Domini». Стихотворения. Кн. 3. Изд. 2-е, доп. Пб.; Берлин: «Петрополис» и «Алконост», 1923. «Бег времени». Стихотворения. М.; Л.: Сов. писатель, 1965. «Белая стая». Стихотворения. Пг.: «Гиперборей», 1917. «Белая стая». Стихотворения. Изд. 2-е. СПб.: «Прометей», 1918. «Белая стая». Стихотворения. Кн. 2. Изд. 4-е, доп. Пб., Берлин: «Петрополис» и «Алконост», 1923. Сочинения: В 2 т. М.: Библиоте¬ка «Огонек», изд. «Правда». 1990/Сост. и подгот. текста М. М. Кралина.
БП
«Вечер»
«Из шести книг» «Избранное», 1943 «Избранное», 1952
«Нечет» (РГАЛИ), «Нечет» (РНБ)
«Подорожник» РТ
«Слава миру!» «Стихотворения», 1946
«Стихотворения», 1958 «Стихотворения», 1961
Соч. (с указанием тома)
Стихотворения и поэмы. Изд. 2-е. Л.: Сов. писатель, 1976. Б-ка поэта. Большая сер./Сост., под-гот, текста и примеч. В. М. Жир¬мунского.
«Вечер». Стихи. СПб.: «Цех поэ¬тов», 1912.
«Из шести книг». Стихотворе¬ния. Л.: Сов. писатель, 1940. Избранное. Стихи. [Ташкент], 1943.
«Избранные стихотворения». Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952.
машинописные копии сборника стихотворений «Нечет. Седьмой сборник стихотворений. 1936— 1946».
«Подорожник». Стихотворения. Пб.; Берлин: «Петрополис», 1921. Рабочие тетради А. Ахматовой (РГАЛИ, ИРЛИ). Рукопись, рукопись сборника «Слава ми¬ру!», 1952.
Стихотворения. 1909-1945. М.; Л.: Сов. писатель, 1946 (единич¬ные экземпляры уничтоженного тиража).
Стихотворения. М.: ГИХЛ, 1958. Стихотворения. 1909-1960. М.: ГИХЛ, 1961.
Сочинения: В 3 т. Т. 1. Изд. 2-е. Мюнхен. Международное литера¬турное содружество, 1967/Общая ред., всгуп. ст., примеч. и библ. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова; Т. 2. Мюнхен. Международное литературное содружество, 1968/
Соч., 1986
Соч., 1990
«Тростник»
«Четки», 1914 «Четки», 1922 «Четки», 1923
Общая ред., вступ. ст., примеч. и библ. Г. П. Струве и Б. А. Фи¬липпова; Т. 3. Париж: «Ymca-Press», 1983/Общ. ред. Г. П. Стру¬ве, Н. А. Струве, Б. А. Филиппова.
— Сочинения: В 2 т. М.: Худож. литература, 1986. Т. 1. Изд. 1-е/ Сост., подгот. текста и коммент. В. А. Черных.
— Сочинения: В 2 т. М.: Худож. литература, 1990. Т. 1. Изд. 2-е/ Сост., подгот. текста и коммент. В. А. Черных.
— «Тростник». Шестая книга сти¬хотворений. Машинописные планы книги. РНБ. Собрание В. Г. Адмони.
— «Четки». Стихи. СПб.: «Гипербо¬рей», 1914.
— «Четки». Стихи. Изд. 8-е. Пб.: «Алконост», 1922.
— «Четки». Стихотворения. Кн. 1. Изд. 9-е, доп. Пб.; Берлин: «Пет¬рополис» и «Алконост», 1923.
КНИГИ ДРУГИХ АВТОЮВ И СБОРНИКИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ДРУГИМИ АВТОРАМИ
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Анненский
— Анненский И. Ф. Стихотво¬рения и трагедии. Изд. 3-е. Л.: Сов. писатель. ЛО, 1990. Б-ка поэта. Большая сер./Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. А. В. Федорова.
«Артур и Анна» Бальмонт
(с указанием тома)
Брюсов
(с указанием тома)
«Воспоминания»
«Встречи с прошлым» ( с указанием № выпуска)
«Десятые годы» ГЛМ
(с указанием тома)
«Ежемесячный журнал» «Записные книжки»
К р а л и н М. М. Артур и Анна. Роман в письмах. Л., 1990. Бальмонт К. Д. Стихотворе¬ния. Л., 1969. Б-ка поэта. Боль¬шая сер.
Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960-1963/Сост., под-гот, текста и коммент. В. Н. Ор¬лова.
Б р ю с о в В. Я. Избранные сочи¬нения. В 2 т. М., 1955. Воспоминания об Анне Ахмато¬вой. М.: Сов. писатель, 1991/ Сост. В. Я. Виленкин и В. А. Чер¬ных. Коммент. А. В. Курт и К. М. Поливанова. Встречи с прошлым. Сборник материалов РГАЛИ. М.
Анна Ахматова. Десятые годы/ Сост. и примеч. Р. Д. Тимен-чика и К. М. Поливанова. М.: Изд-во МПИ, 1989. Государственный литературный музей (Москва).
Гумилев Н. С. Соч.: В 3 т. М.: Худож. литература, 1991/Т. 1. Вступ. ст., сост., примеч. Н. А. Бо¬гомолова; Т. 2. Сост., подгот. текста, примеч. Р. Л. Щербакова; Т. 3. Подгот. текста и примеч. Р. Д. Тименчика. Ежемесячный журнал литерату¬ры, науки и общественной жиз¬ни. СПб.-Пг.
Записные книжки Анны Ахмато¬вой (1958-1966). М.; Torino: Einaudi. 1996 (РГАЛИ) /Сост.
ИМЛИ
ИРЛИ
Кузмин
Лесман
Лукницкий
(с указанием тома)
Мандельштам (с указанием тома)
Мок-Бикер
Найман и подгот. текста К. Н. Суворо¬вой. Вступ. ст. Э. Г. Герштейн, вводи. заметки, указатели
B. А. Черных.
— Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН.
— Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
— Кузмин М. Стихотворения. СПб: Гуманитарное агенство «Академический проект», 1996. Новая б-ка поэта/Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова.
— Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана: Аннотирован¬ный каталог. Публикации. М.: «Книга», 1989.
— Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Т. 1. 1924-25. Париж: Ymca-Press, 1991; Т. 2. 1926-1927. Париж; Москва. Ymca-Press — Русский путь, 1997.
— Мандельштам О. Э. Собр. соч.: В 4 т. М.: Арт-бизнес-центр, 1993-1997/Сост. П. Нерлер, А. Никитаев (1—3 тт.); П. Нер¬лер, А. Никитаев, Ю. Фрейдин,
C. Василенко (4 т.).
— Мок-Бикер Э. «Коломбина десятых годов». Книга об Ольге Глебовой-Судейкиной. Париж; СПб.: Изд. Гржебина. АО «Арене». М.: «Книга», 1989.
— Най ман А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой. М.: Худож. литера¬тура, 1989.
«Об Анне Ахматовой»
«Памяти Анны Ахматовой»
«Памятники культуры» (с указанием года)
«После всего» «Поэма без героя»
РГАЛИ РГБ
РНБ
«Свою меж вас еще оставив тень…»
Тютчев
Об Анне Ахматовой. Стихи, эссе, воспоминания, письма. Л.: Лениздат, 1990/Сост. М. М. Кра-мин.
Анна Ахматова. Стихи. Письма. В сб.: Памяти Анны Ахматовой. Paris: Ymca-Press, 1974. Памятники культуры. Новые от¬крытия. Ежегодник. Л. или М.
Анна Ахматова. После всего/Ста¬тья Р. Д. Тименчика. Сост., при¬меч. Р. Д. Тименчика и К. М. По¬ливанова. М.: Изд-во МНИ, 1989. Анна Ахматова. Поэма без ге¬роя/Статья Р. Д. Тименчика. Сост. и примеч. Р. Д. Тимен¬чика и В. Я. Мордерер. М.: Изд-во МПИ, 1989. Российский государственный ар¬хив литературы и искусства. Российская государственная библиотека (бывш. ГБЛ—Госу¬дарственная библиотека СССР им. В. И. Ленина), М. Российская национальная библио¬тека (бывш. Государственная пуб-личная библиотека им. М. Е. Сал¬тыкова-Щедрина), СПб. «Свою меж вас еще оставив тень…»/Ахматовские чтения. Вып. 3. Наследие. М., 1992. Тютчев Ф. И. Поли. собр. сти¬хотворений. Изд. 3-е. М., 1987. Б-ка поэта. Большая, сер./Вступ. ст. Н. Я. Берковского. Подгот. текста и примеч. А. А. Нико¬лаева.
«Узнают голос мой…» Хейт
Черных, 1
Чуковский, 1 Чуковский, 2
Чуковская
(с указанием тома)
«Я—голос ваш» «Gaudeamus»
«Requiem»
Анна Ахматова. «Узнают го¬лос мой…» Стихотворения. Поэ¬мы. Проза. Образ поэта/Сост. Н. Н. Глен, Л. А. Озеров. М.: Педагогика, 1989. Хейт А. Анна Ахматова. Поэ¬тическое странствие. Дневники, воспоминания, письма. М.: Раду¬га, 1991/Предисл. А. Наймана. Коммент. В. Черных. Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. 1. 1889-1914. М.: Эдитори-ал. 1996.
Чуковский К. Дневник. 1901 — 1929 гг. М.: Сов. писатель, 1991. Чуковский К. Дневник. 1930— 1969 гг. М.: Современный писа¬тель, 1994.
Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой. В. 3 т. М.: «Согласие», 1997. Анна Ахматова. «Я — голос ваш…». М.: изд-во «Книжная палата», 1989/Сост. В. А. Чер¬ных. Вступ. ст. Д. Самойлова.
«Gaudeamus». Литературно-ху¬дожественный еженедельный журнал для студенчества. СПб. 1911. Ред. В. П. Фридолин. Зав. стихотворным отделом Вл. Нарбут.
Анна Ахматова. Requiem/Or. Р. Д. Тименчика. Сост. и примеч. Р. Д. Тименчика и К. М. Полива¬нова. М.: Изд-во МПИ, 1989.
5 Лилии. Впервые—«Памятники культуры». 1979. С. 140, в статье Р. Д. Тименчика «Ранние поэтические опыты Анны Ахматовой» по автографу из собрания Л. Н. Радловой, дочери художника Н. Э. Радлова (Мос¬ква); другой автограф —ИМЛИ, с разночтением в строке 3: пушисгых вместо «росистых», подпись N. Горенко. Дата —по автографу из собрания Л. Н. Радловой. Печ. по публикации Р. Д. Тименчика.
Первое по времени из сохранившихся ранних сти¬хотворений Ахматовой, большая часть которых была ею уничтожена. П. Н. Лукницкий 17 декабря 1924 г. за¬писал в дневнике слова Ахматовой: «У меня есть около 15 стихотворений, которые я не решусь никому показать: это детские стихи. Я их писала, когда мне было 13 — 14 лет» (Лукницкий, 1. С. 8).
Лилии — излюбленный цветок в поэтической системе раннего русского символизма; образ восходит к Библии. В лирике Серебряного века чаще всего лилия символизи¬ровала близость смерти. См. у 3. Гиппиус в стихотворе¬нии «Иди за мной» (1895):
Полуувядших лилий аромат Мои мечтанья легкие туманит. Мне лилии о смерти говорят, О времени, когда меня не станет. Мир—успокоенной душе моей…
(Гиппиус 3. Н. Опыт свободы. М., 1996. С. 26-27).
В поэзии Д. С. Мережковского лилия —символ страсти на грани смерти:
Это смерть, но не боюсь,
Вся бледнея,
Страстно млея, Как в ночной грозе лилея, Ласкам Бога предаюсь.
(«Леда»//МережковскийД. С. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 551).
Образ лилии (наряду с образом ивы) присутствует в некоторых переложениях песен Офелии из трагедии В. Шекспира «Гамлет», —см., напр., у А. Блока:
Он такой печальный и строгий, Отчего он такой молчаливый,
такой молчаливый? Я скажу ему много, много Про лилии, про песни, про ивы…
(«Песня Офелии», вариант 1902 г.// Блок, 1. С. 614).
У Блока же образ лилии возникает в стихах о ра¬дости и ее ожидании:
Заповеданных лилий Прохожу я леса. Полны ангельских крылий Надо мной небеса.