Б А Филиппова, 2-е изд Мюн¬хен. Международное литературное содружество, 1967, Т. 2/Общаяред , вступ ст , примеч и библ Г П Стру¬ве и Б А. Филиппова, Мюнхен- Меж-дународное литературное содруже¬ство, 1968, Т. З/Общая ред. Г.П. Струве, НА Струве, Б А.Фи¬липпова. Париж YMCA-Press, 1983.
Соч., 1986
Соч., 1990
«Стихотворения», 1958 «Стихотворения», 1961
Сочинения: В 2 т./Сост., подгот. тек¬ста и коммент. В.А. Черных. 1-е изд. М.: Худож. литература, 1986. Т. 2.
Сочинения: В 2 т./Сост., подгот. тек¬ста и коммент. В.А. Черных. 2-е изд. М.: Худож. литература, 1990. Т. 2.
Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1958.
Стихотворения. 1909—1960. М.: Гос¬литиздат, 1961.
КНИГИ ДРУГИХ АВТОРОВ И СБОРНИКИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ДРУГИМИ АВТОРАМИ
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
(с указанием тома) « Воспоминания»
ВЛ
«Встречи с прошлым» (с указанаем выпуска)
«Десятые годы»
— Б л о к А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960-1963.
— Воспоминания об Анне Ахматовой/ Сост. В.Я. Виленкин и В.А. Черных. Коммент. А.В. Курт и К.М. Полива¬нова. М.: Сов. писатель, 1991.
— Вопросы литературы.
— Встречи с прошлым. Сборник мате¬риалов РГАЛИ. Москва.
— Анна Ахматова. Собр. соч.: [В 5 т.] Десятые годы/Сост. и примеч. Р.Д. Тименчика и К.М. Поливанова. М.: Иэд-во МПИ, 1989.
Герштейн ГЛМ
«Записные книжки»
ИМЛИ ИРЛИ
лн ло
Лукницкий (с указанием тома)
Герштейн Э. Мемуары. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998.
Государственный литературный музей. Москва.
Гумилев Н.Собрсоч.:В4т.М.: Терра—Terra, 1991. Воспроизведено Собр. соч.: В 4 т./Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова. Изд-во кн. магазина Victor Kamkin Inc. Вашингтон. 1962—1966.
Записные книжки Анны Ахматовой (1958—1966)/Сост. и подгот. текста К.Н. Суворовой. Вступ. статья Э.Г. Герштейн, указ. В.А. Черных. М.; Torino: Einaudi. 1996 (РГАЛИ).
Институт мировой литературы им. A.M. Горького РАН. Москва.
Институт русской литературы (Пуш¬кинский Дом) РАН. Санкт-Петер¬бург.
Литературное наследство. Александр Блок. Новые материалы и исследова¬ния. Т. 92. Кн. 2-5. М.: Наука, 1981-1993.
Литературное обозрение. М., 1989. №5.
Лукницкий П.Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Т. I. 1924-1925 гг. Paris: YMCA-Press, 1991; Т. II. 1926-1927. Париж; Москва: YMCA-Press, 1997
Л я м к и н а
Мандельштам Н. (с указанием тома)
м
андельштам
Мандрыкина
Николай Гумилев в воспоминаниях
«Поэма без героя»
РГАЛИ
• Вдохновение, мастерство, труд. (За¬писные книжки Анны Ахматовой). Публ. Е.И. Лямкиной//Встречи с прошлым. Вып. 3. М., 1987. С. 363-392.
Мандельштам Н.Я. Воспо¬минания.4-е изд. Paris: YMCA-Press, 1982-1987. Т. 1-3.
Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 4 т./Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова. М.: Терра, 1991. Перепечатка собр. соч.: В 3 т. 2-е изд. Международное литературное содру¬жество. 1967-1971.
Ненаписанная книга: «Листки из дневника» А.А. Ахматовой/Публ. Л.А. Мандрыкиной. Книги. Архивы. Автографы. Обзоры, сообщения, пуб¬ликации. М.: Книга, 1973. С. 57-76.
Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М.: Вся Москва. (Репринтное издание. 1990. — Ред.-сост., автор предисл. и коммент. В. Крейд. Третья волна. Париж; Нью-Йорк; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1989).
Ахматова А.А. Поэма без героя / Вступ. ст. Р.Д. Тименчика; Сост. и примеч. Р.Д. Тименчика при участ. В.Я. Мордерер. М.: Изд-во МПИ, 1989.
Российский государственный архив литературы и искусства. Москва.
14 Собрание сочинений, т 5
РГБ
РНБ
Фонтанный Дом Хейт
Черных
(с указанием части)
Чуковская (с указанием тома)
«Requiem»
Российская государственная библио¬тека (бывш. ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина). Москва.
Российская национальная библиотека (бывш. Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Санкт-Петербург.
Музей Айны Ахматовой в Фонтан¬ном Доме. Санкт-Петербург.
Хейт А. Анна Ахматова: Поэти¬ческое странствие. Дневники, воспо¬минания, письма/Предисл. А. Най-мана. Коммент. В. Черных. М.: Ра¬дуга, 1991.
Черных В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. 1. 1889-1917. М., 1996; Ч. 2. 1918¬1934. М., 1998.
Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согла¬сие, 1997.
Ахматова А.А. Requiem./ Предисл. Р.Д. Тименчика; Сост. и примеч. Р.Д. Тименчика при участ. К.М. Поливанова. М.: Изд-во МПИ, 1989.
ЛИСТКИ ИЗ ДНЕВНИКА АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ
Впервые — журн. «Еигора Letteraria». Roma. 1964. № 3, marze. На русском языке — альм. «Воздушные пути». Вып. IV. Нью-Йорк. 1965. С. 15-22; Соч., 2. С. 157¬165. В России — в первой публикации в альм. «День по¬эзии 1967» новелла Ахматовой сопровождена этюдом Н.И. Харджиева «О рисунке А. Модильяни».
Печ. по авторизованному машинописному тексту с по¬правками и дополнениями Ахматовой; воспроизводится впервые. Представляет собой «книгу» в формате машино¬писного листа, в обложке из толстой бумаги желтоватого цвета, с цветной орнаментальной графикой, абстрактные орнаментальные знаки не повторяют друг друга. Автор¬ский титульный лист синими чернилами: Анна Ахматова. «Амедео Модильяни. 1964» (РГАЛИ).
Известны и другие авторизованные списки с разно¬чтениями, зафиксированными в рабочих тетрадях Ахмато¬вой (см. «Записные книжки»). И хотя все известные спис¬ки датированы 1964 г., Ахматова в течение последующего времени не раз обращалась к этой своей работе. После¬дняя запись сделана по впечатлениям от Парижа, где она провела три дня, проездом из Лондона в Москву, в июне
1965 г. Новеллу о Модильяни Ахматова называла началом и средоточием работы над автобиографической книгой.
В рубрике «Фрагменты» представлены отрывки из других опубликованных текстов новеллы, по тем или иным причинам не введенных Ахматовой в публикуемый нами текст. По-видимому, это те «пограничные» куски, кото¬рые она предполагала включить в книгу автобиографичес¬кой прозы, оставшейся незавершенной. В этот раздел так¬же вошли маргиналии, сопутствующие работе над текстом, ответы кому-то, иногда вопросы к себе самой и т.п. Первая попытка систематизировать такого рода «осколки», как их называла Ахматова, была предпринята искусствоведом и литератором, другом Ахматовой В.Я. Виленкиным в его книге «Амедео Модильяни» (М., 1996. С. 90—95).
7 Модильяни Амедео (1884—1920) — итальянский художник, скульптор, представитель парижской школы. Учился в Академии художеств во Флоренции. С 1906 г. жил в Париже. Творческая манера определилась к 1910 г. В созданных им портретах и однофигурных картинах, час¬то ню, мир образов исполнен тонкого психологизма, про¬светленной поэтичности в сочетании с трагическим ощу¬щением незащищенности человека. Писал стихи. В Пари¬же жил в глубокой бедности, умер в больнице для бездом¬ных и бедных «Шарите», на ул. Жакоб. Похоронен в той части старого кладбища Пер-Лашеэ, где в прежние годы хоронили бедноту Парижа. Всемирное признание и слава пришли посмертно. На надгробии надпись по-итальянски: «Смерть настигла на пороге славы».
М.М. Кралин в комментарии к тексту «Амедео Мо¬дильяни» приводит свидетельство З.Б. Томашевской, по¬лагавшей, что одним из «толчков» к созданию этого авто¬биографического произведения стала присылка в 1956 г.
известным итальянским славистом, профессором Этторе Ло Гатто Б.В. Томашевскому «Словаря искусств» в четы¬рех томах. Его дочь, «Зоя Борисовна, перелистывая это издание, обнаружила в нем вкладыш (картина «Жанна в желтой кофточке») и статью, посвященную великому ита¬льянскому художнику и скульптору Амедео Модильяни …. Она немедленно отправилась, захватив с собой кни¬гу, к Анне Андреевне, которая жила тогда на ул. Красной Конницы. Ахматова очень внимательно прочитала италь¬янский текст… и на следующий день забрала у З.Б. Тома-шевской рисунок работы Модильяни, который хранился в семье Томашевских (Зоя Борисовна взяла его с собой при эвакуации семьи из блокадного Ленинграда) и который впоследствии висел у нее в комнате в течение 15 лет. Вза¬мен подлинника Ахматова подарила Зое Борисовне кон¬тактную фотографию с рисунка с дарственной надписью на обороте: «Зое, которая спасла этот единственный рису¬нок во время войны»» (БО 2. С. 353).
7 …не очень понятная двадцатилетняя женщина, иностранка… — Встречавшаяся с Ахматовой в то лето в Париже Н.Г. Чулкова вспоминает: «Ахматова была тогда очень молода, ей было не больше двадцати лет. Она была очень красива, все на улице заглядывались на нее. Мужчи¬ны, как это принято в Париже, вслух выражали свое вос-хищение, женщины с завистью обмеривали ее глазами. Она была высокая, стройная и гибкая. (Она сама мне показы¬вала, что может, перегнувшись назад, коснуться головой своих ног.) На ней было белое платье и белая широкополая соломенная шляпа с большим белым страусовым пером — это перо ей привез только что вернувшийся тогда из Абисси¬нии ее муж — поэт Н.С. Гумилев» (Чулкова- Н. Об Анне Ахматовой//«Воспоминания». С. 36).
О …страшным бодлеровским Парижем… — Бодлер Шарль (1836—1867) — французский поэт-символист, ав¬тор книги «Цветы зла», воплотил в творчестве и личности понятие «проклятый поэт», введенное позже другим фран¬цузским поэтом-символистом Полем Верленом. В поэзии и «Дневниках» передал атмосферу эстетизированного небла¬гополучия, размывания понятий добра и зла в облике города и мире творческой личности, борьбы между плотью и духом в их слиянности и размыкании в поисках «соответствий» и символов: «…когда «восторг», испытанный в «искусствен¬ном раю», оборачивается ужасом, а «ужас» от которого нет спасения нигде, кроме как в пучине «небытия», с неизбеж¬ностью начинает эстетизироваться, превращается в «красо¬ту тоски», в «красоту страданья», в «Цветы зла»» (Ко -с и к о в Г. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни»//Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотво¬рения в прозе. Дневники. М., 1993. С. 40).
Голова Антнноя. — См. т. 3. С. 573—577.
… он был совсем не похож ни на кого на свете, кро¬ме А. Тышлера… — Тышлер Александр Григорьевич (1898—1980) — художник, график, театральный оформи¬тель. Знакомство с Ахматовой относится к 1930 г.: «При¬мерно в 1930 году Анна Ахматова посетила мою мастер¬скую вместе с поэтом Осипом Мандельштамом и его же¬ной Надей. Они смотрели вещи по-разному. Анна Андре¬евна все видимое как бы вбирала в себя с присущей ей ти¬шиной. Мандельштам, наоборот, бегал, подпрыгивал, на¬рушал тишину… Я подумал: как это они сумели мирно и благополучно дойти до меня?» (Тышлер А. Я помню Анну Ахматову//Воспоминания. С. 401). Ахматова го¬ворила о Тышлере, что он «так же, как Модильяни, любил и понимал стихи. Это такая редкость среди художников» (Воспоминания. С. 702).
Упоминание о А.Г. Тышлере не раз встречается в за¬писных книжках Ахматовой; в частности: «В Ташкенте после брюшного тифа меня рисовал Ал. Тышлер. Он отдал мне почти все рисунки. Лучше у Гинзбург, у Берггольц, у Рыбаковой и у [него] самого художника» («Записные книжки». С. 666). Рисунки, по-видимому, нравились Ах-матовой, она вклеивала их на место фронтисписа в экземп¬ляры списков «Поэмы без героя», которые оформляла в виде «книги», отдавая их в дар ближайшим из друзей. В настоящее время такие списки находятся в коллекциях В.Я. Виленкина, Н.И. Харджиева, Д.Л. Файнберга (ар¬хив Л.Д. Большинцовой-Стенич) и др.
8 Жил он тогда (в 1911 году) в Париже в Impasse Falguiere. — О жизни Модильяни на Ситэ Фальгьер — в общежии художников и скульпторов на Монпарнасе — пишет В. Виленкин со слов друга художника Ортиса де Сарате: «Однажды, придя к нему в Ситэ Фальгьер, вер¬ный Ортис нашел его на полу в «голодном обмороке»» (Виленкин В. Амедео Модильяни. С. 120).
Люксембургский сад — парк при Люксембургском дворце, построенном (1615—1621) С. Дебросом по веле¬нию Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV.
Латинский квартал в описываемое Ахматовой время — один из беднейших в Париже, как и Монпарнас, прибежи¬ще художников, артистов и литераторов, тогда еще не был блистательным и приспособленным к успешному привлече¬нию туристов. Однако центром притяжения литературной и художественной богемы уже стали маленькие кафе, распо¬ложенные в районе бульваров Монпарнас и Распай — «Кафе