Скачать:TXTPDF
Украинские ярмарки

называется шибайным, а в Низовой России, на Волге, тарханом. Прасольством занимаются черниговские слобожане, о которых распространимся подробнее, говоря о покупателях, также мещане, отчасти крестьяне Курской и Воронежской губерний, и жители м. Рашевки Гадячского уезда. Рашевка весьма любопытное явление, едва ли не единственное во всей Малороссии. Оно так мало известно, что мы позволяем себе сделать некоторое отступление и рассказать о нем подробнее, основываясь на личных наших изысканиях и на сведениях, сообщенных в «Полтавских Губернских Ведомостях» 1851 года.

* К предметам прасольской торговли в обширном смысле принадлежит даже сало, пенька, рогатый скот, вообще тот товар, который собирается, так сказать, по частям, поштучно, в более тесном, в каком мы здесь разумеем: щетина, перо, пух, мед, вощина, майка (шпанская муха), шкурки, холст и проч., и проч.

Местечко Рашевка, Гадячского уезда, в 17 верстах от Гадяча, имеет до 2000 жителей казаков, мещан, свободных хлебопашцев и панских крестьян. Кроме того, из рашевских казаков человек до 8 приписаны к г. Гадячу. Из них самые значительные — Тиханович и Хандро. В описании Черниговского наместничества, составленном в 1786 году, мы находим о Рашевке следующие строки: «Жители большею частью торгуют медом, воском и разными товарами, продавая их великороссийским купцам, для закупки чего, особенно заячьих, кроличьих и кошачьих шкур, везде разъезжают и оные сырыми продают, отчего от своих соседей называются кошкодерами». Мы не знаем, удержалось ли это название; мы слышали другое название щетинников. Вот как происходит эта торговля. Жители местечка Рашевки, преимущественно казаки, образуют из себя артели от 6 до 10 человек. Каждая артель делает складчину, избирает себе начальника или атамана и, через посредство его, берет у одного из рашевских купцов известную пропорцию игольного товара, а иногда занимает и денег, на честном слове, без всякой расписки; потом уплачивает подати за себя и за семьи, добывает паспортов и приготовляется в путь. До выезда вся артель собирается к атаману, который раздает каждому часть товара и некоторую часть денег, с общего согласия назначает срок и место для сбора, и потом вся артель расходится в разные стороны, по разным дорогам, пешком, с котомкой или коробкой за плечами, а атаман с остальным товаром и деньгами прямо едет в телеге на сборный пункт. Артельщики редко покупают что-нибудь за наличные деньги, а почти всегда выменивают свой дешевый игольный товар на щетину, перо, пух, старый медный лом, шкурки, вощину и т.п. Эта мена гораздо выгоднее продажи. Русский игольный или иначе простой галантерейный товар дешевизны необыкновенной. Есть кольца (оловянные), которых сотня стоит 20 копеек ассигнациями. Это самые дешевые; но есть и такие кольца и серьги, которые стоят по 4 коп. серебром за штуку и даже до 10 копеек! Очевидно, что продавать за деньги не было бы никакой выгоды; но, при промене, каждая вещица дает огромные проценты. Есть такой товар, против которого не устоит никакая украинская гарная дивка или жинка, есть кольца-змейки и серьги-польки, изделия мужиков села Сидоровского Нерехтского уезда Костромской губернии, за которые малороссийская крестьянка охотно отдаст и собранную ею в течение года щетину, и птичье перо палое и щипанное, и многие другие мелкие предметы ее хозяйства, ей ничего не стоящие, а в массе получающие огромную ценность. Иногда, впрочем, товар приобретается и за деньги. — На сборный пункт, в урочное время, являются все артельщики, отдают атаману выменянные вещи и отчет в деньгах и представляют к освидетельствованию наличный оставшийся у них товар. Атаман сейчас делает заключение, кто был исправен, кто нет, по какой причине: если от пьянства или вообще от собственной вины артельщика, то немедленно творится артелью общий суд и расправа, то есть виноватый тут же наказывается.

Если же дело артели шло удачно и прибыль хороша, то все расчеты заканчиваются магарычом, после которого вновь раздаются товары, вновь назначается сборный пункт, и артель движется далее… Таким образом артель проходит до Азовского побережья, постоянно смыкаясь и размыкаясь, то превращаясь в одну цельную общину, произносящую суд, то распадаясь на отдельные самостоятельно действующие лица, ибо успех каждого зависит от его личных свойств, сметки, уменья и характера. Разумеется, не все артели путешествуют так далеко; некоторые из них совершают свои походы не далее Киевской или Херсонской губерний, раза по два и по три в год; отправляющиеся к Азовскому морю, к Черноморским казакам и даже на Линию, проводят в странствовании около года. — Променяв весь взятый из дому товар и нагрузив опорожненную телегу новым приобретенным, артель возвращается домой. Атаман сдает купцу, ссудившему их деньгами и вещами, весь привезенный товар по существующим ценам. Купец вычитывает из общей ценности товара сумму, которая ему следует в возврат, без процентов, а за остальной товар уплачивает наличными деньгами. Тогда чинится расчет в самой артели: выручка делится на равные части между всеми, причем деньги, взнесенные в кассу, возвращаются каждому сполна, но атаман получает еще другую часть, за подводу. Если же кто не оказал усердия, то с его части, с общего согласия, делается вычет. Все расчеты, по уверению автора статьи «Полтавских Губернских Ведомостей», кончаются в один день, заключаются пирушкой, и партия расходится. Всех ходебщиков считается до 1000 человек. К Рашевке присоединяются в этом промысле также селения Лютенька, Сары, Лисовка и Харьковец. Есть особый сорт щетины, называемый Рашевским; рашевский воск, выделываемый из вощины на Рашевских заводах, также имеет известность в торговле. Рашевские купцы, для продажи добытых таким образом прасольских товаров, являются на Крещенскую, Маслянскую, Вознесенскую, Коренную и Ильинскую ярмарки. Для сбыта зверового товара самая лучшая ярмарка Маслянская.

Обратимся теперь к покупателям, принимая это слово в смысле покупателей на привозные русские товары. Из них ярмарочные торговцы отличают следующих: 1) городовых покупателей; 2) караимов; 3) евреев; 4) армян; 5) слободских или слобожан; 6) офеней или владимирцев; 7) торговок русских или еврейских.

1) Городовой покупательслово, принятое в торговле, означает розничного купца городового, оседлого, местного. Это покупатель «фундаментальный», выражаются купцы, прочный, настоящий купец, обыкновенно владеющий недвижимою собственностью и, большею частию, великорусского происхождения.

2) Караимы, из Таврической губернии. Они те же евреи, но не талмудисты, и утверждают, что вышли из Иудеи еще после первого пленения Вавилонского, а потому не считают себя участниками в распятии Спасителя. На этом основании и правительство, по присоединении Крыма к России, даровало им разные льготы и привилегии преимущественно пред евреями-талмудистами, да и в торговле у купцов они пользуются большим кредитом, чем евреи. Вопрос об их происхождении, кажется, до сих пор не решен окончательно. Некоторые признают их потомками казар, исповедывавших жидовскую веру. Несомненно то, что в быт караимский вошло много нееврейских обычаев: женщины живут в заключении и не смеют показываться мужчинам, одежда их совершенно восточная, говорят они между собою большею частию по-татарски и т. д. Они очень способны к торговле и многие из них владеют в Крыму большими капиталами. Мануфактурных русских произведений покупают они весьма много.

3) Евреи. Евреи — самые деятельные покупатели, особенно на мануфактурные русские товары, которые разносят по всему Западному краю, даже по Белоруссии; они же сильные покупатели и на многие прасольские товары, которые отправляют за границу. Почти вся торговля иностранными товарами, привозимыми чрез сухопутную границу, производится евреями как русскими подданными, так и австрийскими. Броды, Бердичев и Дубно — главные двигатели этой торговли; через них украинские ярмарки имеют некоторую связь с Лейпцигскими ярмарками, особенно по мягкой рухляди. — Евреям не велено торговать ни на Коренной, ни на харьковских ярмарках; на последние, впрочем, дозволено приезжать для закупок, но только гильдейским купцам. Разумеется, это запрещение не может быть строго соблюдаемо, и, под именем купцов, купеческих приказчиков и слуг, евреи и на харьковских ярмарках являются во множестве, и не одни, а с товарами. Правило относительно евреев потому особенно трудно для исполнения, что сами русские купцы покровительствуют их торговле, давая им возможность продавать товары в русских лавках, за особым прилавком, под видом приказчиков. На тех же ярмарках, где евреи пользуются свободным правом купли и продажи, они придают торговле какое-то особенное, лихорадочное оживление, бегают, суетятся, снуют, сопровождая каждое слово быстрыми телодвижениями; везде раздается их шибкий гортанный говор, везде, на каждом шагу, останавливают они посетителя с предложением товаров.

Евреев особенно много бывает на Ильинской ярмарке: как саранча, спускаются они на город, продавая товары из лавок и из лавочек, из шалашей, из-под навесов и из палаток, и оптом и враздробь, на столиках, и в разноску, и на дому у жителей. Но наступает шабаш: евреи исчезают, и в городе мертвая тишина; торговля в русских рядах не прекращается, но производится медленнее, спокойнее и без шума. — Торговля евреев тем еще замечательна, что около каждого еврейского оптового купца толпится сотня мелких, бедных евреев, которые берут товар из оптовой лавки и продают его враздробь. Это оживление розничной торговли усиливает массу наличных денег на ярмарке; поэтому те ярмарки, на которых торгуют евреи, считаются денежными. Евреи всегда поддерживают друг друга, имеют своих банкиров, своих подрядчиков, своих извозчиков. С великорусскими купцами они в больших ладах и пользуются от них ласковым названием жидкое. Купцы не считают их слишком опасными для себя соперниками. В самом деле странно, что между русскими евреями мало основательных, как говорят купцы, фундаментальных торговцев, вероятно от излишней поспешности и алчности. Еврей нередко продает товар гораздо дешевле, чем купил: ему всегда нужны наличные деньги, оборотом которых он и надеется пополнить понесенный убыток. Купцы говорят, что пока у русского обернется рубль два раза, у еврея обернется он пять раз. Все это, однако же, не мешает великорусским купцам заселять города в тех губерниях, где евреи имеют свободное право жительства и торговли, и брать в торговле постоянный перевес над еврейским племенем.

4) Армяне — армянские городовые купцы из Нахичевани и Астрахани.

5) Офени. Офенями называются ходебщики, или иначе разносчики — крестьяне Владимирской губернии Ковровского, отчасти Вязниковского уезда, которые в большом числе отправляются в Украину и Новороссийский край, где занимаются разноскою и развозкою товаров, преимущественно красных, также галантерейных, посуды и книг, по городам, хуторам, селам и местечкам. Они имеют дело большею частию с панами, с помещиками, а потому и товаром торгуют уже степенью выше против товара, разносимого слобожанами. Ковровцы сменили орловских ходебщиков, которые в прежние времена ворочали всей розничной торговлею на Украине. Состарившиеся в ярмарочных разъездах купцы рассказывали нам, что лет 30 или 40 тому назад был некто торговый крестьянин из д. Шахова, Кособокое, глава всех орловских ходебщиков, пользовавшийся неограниченным

Скачать:TXTPDF

Украинские ярмарки Аксаков читать, Украинские ярмарки Аксаков читать бесплатно, Украинские ярмарки Аксаков читать онлайн