Скачать:TXTPDF
Анархизм. Алексей Алексеевич Боровой

эгоизмъ или въ анархію».

Да, именно на этой почв? — стремленія государства поглотить личность, сковать ея волю и акты своими санкціями — выростаетъ бунтъ анархизма.

Но есть-ли этотъ бунтъ — бунтъ противъ «права» вообще? Думаетъ-ли анархизмъ, отвергнувъ государство, нич?мъ его не зам?нить, предоставив распыленнымъ «индивидамъ» устраиваться, какъ имъ угодно?

Правда, проблемы права, принужденія въ анархическихъ условіяхъ общежитія, трактуются вообще анархистами неясно. Многіе, какъ мы сказали выше, постулируютъ прямое чудо — в?ру въ чудесное и совершенное преображеніе челов?ческой природы, бол?е не нуждающейся въ «слишкомъ челов?ческомъ» прав?. Одни при этомъ в?рятъ въ волшебную силу эгоизма, другіе въ солидарность, третьи возлагаютъ вс? надежды на силу общественнаго мн?нія, четвертые на умственный и нравственный прогрессъ личности, пятые, наконецъ, в?рятъ даже въ особую природу «новаго челов?ка», въ которой исчезаетъ все «дурное» съ гибелью собственности и государства.

Но, несмотря ни на какія чудеса, анархизмъ вообще, а коммунистическій, являющійся разновидностью либертарнаго соціализма, въ особенности, прежде всего признаетъ — «организацію».

Онъ только строитъ ее не на началахъ классового господства, какъ строитъ капиталистическій режимъ, но на началахъ солидарности, взаимопомощи. Но самый принципъ «организаціи» не отрицается ник?мъ изъ современныхъ анархистовъ.

«Анархія — говоритъ де-Папъ — есть зам?на политики соціальной экономіей, правительственной организаціи, организаціей промышленной». Мерлино думаетъ, что «въ организаціи — душа, сущность анархіи». Испанскіе рабочіе заявляютъ въ манифест?: «самой крупной обязанностью анархіи является соотв?тствующая организація администраціи»[31].

Такимъ образомъ, необходимость экономической организаціи, хотя-бы и м?стнаго характера, долженствующей см?нить д?йствующій сейчасъ государственный политическій аппаратъ, не оспаривается вовсе анархизмомъ.

Мен?е ясной представляется — проблема организаціи правосудія въ будущихъ анархическихъ условіяхъ общежитія. Зд?сь въ разсужденіяхъ анархистовъ мы найдемъ и полную голословность утвержденій, и вопіющія противор?чія.

Нечего и говорить, что ц?лыя категоріи современныхъ «преступленій» должны исчезнуть съ устраненіемъ принудительнаго государства со вс?ми его органами, бюрократіей и полиціей. Подавляющее большинство коммунистическихъ анархистовъ в?рятъ также въ глубокое изм?неніе челов?ческой природы подъ вліяніемъ уничтоженія частной собственности[32]. Что современный строй съ его исправительными и карательными институтами порождаетъ самъ преступленія и преступниковъ — это, разум?ется, не требуетъ особыхъ доказательствъ. Однако, отсюда еще очень далеко до представленій, что немедленно по вступленіи въ анархическія условія существованія — исчезнутъ вс? антисоціальные инстинкты, исчезнутъ мотивы ко всякому преступленію.

Если бы мы даже согласились съ т?мъ, что утверждаютъ н?которые анархисты, что преступленіе въ подлинно свободномъ обществ? было бы только свид?тельствомъ «вырожденія» преступника, т.-е. состоянія не подлежащаго вм?ненію, то, для установленія подобныхъ заключеній, необходимы, по меньшей м?р?, годы анархической практики, чтобы челов?къ былъ воспитанъ уже въ «новыхъ» условіяхъ. Но в?рить въ мгновенное перерожденіе челов?ка, изм?неніе всей его психической природы только съ устраненіемъ государства и наступленіемъ всеобщей сытости едва-ли мыслимо.

Лавровъ, разсуждая объ этой в?р? въ исчезновеніе «преступленій подъ вліяніемъ расцв?та альтруизма, основательно зам?тилъ: «Это, конечно, весьма возможно и в?роятно, даже если д?ло идетъ лишь о значительномъ уменьшеніи «преступленій противъ личности», совершаемыхъ подъ вліяніемъ страсти — почти неизб?жно. Но современное состояніе психологіи все-таки не дозволяетъ поставить вполн? достов?рное предсказаніе о роли аффектовъ и страстей въ будущемъ обществ?, такъ какъ до сихъ поръ мы им?емъ крайне недостаточное число фактовъ для опред?ленія изм?ненія силы и направленія аффектовъ въ личностяхъ подъ вліяніемъ изм?ненія характера общественной среды и подъ вліяніемъ воспитанія. Среда, въ которой развивались личности, была до сихъ поръ наполнена вредными вліяніями, и воспитаніе было настолько подвержено случайностямъ въ своей практик?, что «о степени вліянія бол?е здоровой среды и бол?е правильнаго воспитанія можно только догадываться». («Государственный элементъ въ будущемъ обществ?»).

Лавровъ в?ритъ въ огромную роль общественнаго мн?нія въ будущемъ обществ?, и все-же, хотя и въ очень туманныхъ чертахъ, говоритъ объ организаціи «возмездія».

«Будущее общество не будетъ нуждаться въ спеціальной полиціи, охраняющей личную безопасность, потому что вс? будутъ охранять ее. Столь же мало, въ подобныхъ случаяхъ, можетъ понадобиться, спеціальный судъ, если преступленіе было совершено въ порыв? непоб?димой страсти и вызвало негодованіе общественнаго мн?нія, которое есть и мн?ніе самого преступника въ трезвомъ состояніи, то онъ наказанъ и собственнымъ осужденіемъ и сознаніемъ, что его осудили вс? окружающіе, съ которыми онъ былъ связанъ тысячью разнобразныхъ нитей, кооперацій. Надо думать, что въ огромномъ большинств? подобныхъ случаевъ — совершенно исключительныхъ, какъ я уже говорилъ — эта кара будетъ настолько тяжела, что побудитъ преступника или зажить свой проступокъ вс?ми силами, или даже выселиться изъ общества, въ которомъ изв?стенъ… его проступокъ. Въ меньшинстве бол?е серьезныхъ случаевъ, при бол?е упорной натуре преступника, онъ можетъ подлежать приговору, не какихъ-нибудь спеціальныхъ судовъ, но общихъ собраній т?хъ самыхъ группъ, въ которыя онъ свободно вступитъ для общаго д?ла и для взаимнаго развитія… Для исполненія приговора, не нужно никакой принудительной силы: самъ преступникъ исполнитъ его надъ собой, какъ бы онъ строгъ ни былъ».

Приведемъ мн?ніе еще другого, изв?стнаго своей гуманностью, анархиста — Малатесты: «Во всякомъ случа? и какъ бы тамъ ни понимали это сами анархисты, которые, какъ и вс? теоретики, могутъ потерять изъ виду д?йствительность, гоняясь за кажущейся логичностью, — изв?стно, что народъ никогда не позволитъ безнаказанно посягать на свою свободу и благосостояніе, и если явится необходимость, онъ приметъ м?ры для защиты противъ антисоціальныхъ стремленій н?сколькихъ. Но, разв? есть для этого нужда въ т?хъ людяхъ, ремесло которыхъ фабрикація законовъ? Или въ т?хъ, которые отыскиваютъ и выдумываютъ нарушителей законовъ? Когда народъ д?йствительно отвергаетъ что-нибудь, находя вреднымъ, онъ всегда сум?етъ этому воспрепятствовать и притомъ лучше, ч?мъ вс? законодатели, жандармы и судьи по ремеслу. Когда бы народъ пожелалъ, въ пользу или во вредъ остальнымъ заставить уважать частную собственность, онъ заставилъ бы уважать ее, какъ не могла бы сд?лать ц?лая армія жандармовъ» («Анархизмъ»).

Ниже мы будемъ еще знакомиться съ воззр?ніями анархистовъ на роль «принужденія» въ будущемъ обществ?, но и сказаннаго довольно, чтобы вид?ть, что анархизмъ признаетъ — «организацію», «порядокъ».

Но всякая организація есть результатъ соглашенія, а, сл?довательно, заключаетъ въ себ? изв?стную модификацію жизни каждаго.

Это уб?дительно было показано однимъ изъ наибол?е солидныхъ и добросов?стныхъ критиковъ анархизма — Штаммлеромъ («Теоретическія основы анархизма»).

ІІІтаммлеръ не в?ритъ въ анархическое «чудо» и отрицаетъ возможность соціальнаго существованія вн? правового регулированія.

«Мысль о существованіи естественной гармоніи, какъ законной основы общественной жизни, нев?рна — пишетъ онъ. Сама соціальная жизнь — «въ д?йствительности вообще им?етъ смыслъ и существуетъ только при предположеніи созданныхъ людьми правилъ»; …«въ любомъ соглашеніи между людьми уже находится сама по себ? изв?стная модификація и изв?стное регулированіе естественной жизни каждаго отд?льнаго челов?ка».

Посл?днее положеніе — самоочевидно; отрицать ограниченіе частной воли въ соглашеніи; значило-бы признать абсурдомъ самое соглашеніе. Какія ц?ли могло-бы оно пресл?довать, какъ не опред?ленное направленіе личной воли, въ интересахъ достиженія ц?ли, нам?ченной участниками соглашенія. Предположеніе, что отд?льный членъ соглашенія можетъ выйти изъ него въ любой моментъ — недопустимо, ибо этимъ легко можетъ быть разрушено все д?ло, которому соглашеніе призвано служить, не говоря уже о неуваженіи къ достоинству вс?хъ участниковъ соглашенія, выразившихъ въ немъ свою свободную волю.

Мы не знаемъ также ни одного челов?ческаго общества (задолго до образованія государствъ), которое бы не было изв?стнымъ правопорядкомъ. Совм?стная жизнь требуетъ изв?стныхъ правилъ, но правила эти могутъ быть различны.

Наряду съ юридическими постановленіями въ любомъ челов?ческомъ общежитіи д?йствуютъ еще особыя нормы, которыя Штаммлеръ называетъ «конвенціональными правилами». Эти нормы — «въ правилахъ приличія и нравственности, въ требованіяхъ этикета, въ формахъ общественныхъ отношеній, въ бол?е узкомъ смысл? слова, въ мод? и во многихъ вн?шнихъ обычаяхъ, равно какъ въ кодекс? рыцарской чести». Реальная сила конвенціональныхъ правилъ можетъ быть значительн?е силы юридическихъ предписаній. Повиновеніе имъ нер?дко заставляетъ члена общежитія вступить въ конфликтъ съ закономъ. Коренное, внутреннее отличіе конвенціональнаго правила отъ юридическаго предписанія заключается въ томъ, что первое им?етъ значеніе — «исключительно всл?дствіе согласія, подчиняющагося ему лица, — согласія, быть-можетъ, молчаливаго, какъ это большей частью им?етъ м?сто въ общественной жизни, но всегда всл?дствіе особаго согласія».

Вотъ это право, право, какъ совокупность конвенціональныхъ правилъ, обусловленныхъ согласіемъ подчиняющихся имъ лицъ, и есть собственно анархистическое право. И это право, какъ мы увидимъ ниже, не отрицается ни однимъ изъ наибол?е выдающихся представителей анархистской мысли. Ибо ни самое существованіе общественной организаціи, ни ея техническій прогрессъ — невозможны безъ опред?леннаго регулированія общественныхъ отношеній.

Разум?ется, это право, вовсе не обезпечиваетъ вс?мъ и каждому «неограниченной» свободы.

Во первыхъ, какъ это было указано Штаммлеромъ-же, правомъ, какъ совокупностью конвенціональныхъ нормъ, въ общественной организаціи анархистовъ не предусматриваются т?, которые не обладаютъ фактической способностью — вступать въ договорныя отношенія. Таковы вс? нед?еспособныя лица: д?ти, тяжко-больные, страдающіе безуміемъ, дряхлые старики и пр. Очевидно, что ихъ жизнь регулируется изв?стными правилами, установленными вн? ихъ согласія.

Съ другой стороны, совершенно ясно, что конвенціональныя правила заключаютъ въ себ? значительную дозу косвеннаго понужденія до того, какъ на нихъ получено согласіе присоединяющагося. Проблема состоитъ не въ томъ — можетъ ли уклониться личность, принадлежащая къ опред?ленному союзу, отъ принятыхъ посл?днимъ конвенціональныхъ нормъ или н?тъ, но въ томъ — можетъ-ли личность уклоняться отъ участія въ союз?, нормы соглашенія котораго противор?чатъ его свободному сознанію. Логически проблема разр?шается весьма просто — личность уйдетъ изъ союза, но практически, надо полагать, будутъ случаи, когда уйти будетъ некуда, и личность должна будетъ согласиться на изв?стныя самоограниченія.

Посл? б?глаго теоретическаго обзора познакомимся непосредственно съ воззр?ніями отд?льныхъ наибол?е выдающихся представителей анархистской мысли на роль права и государства въ будущемъ обществ?.

I) Годвинъ, какъ выражается Эльцбахеръ, отрицаетъ право — «вполн? и всец?ло». Онъ отм?чаетъ его — чрезм?рность, хаотичность, неопред?ленность, отсутствіе индивидуализаціи, претензіи на пророчество. Столь-же категорически отрицаетъ Годвинъ и государство, называя всякое правительство, независимо отъ его формы, тиранніей и зломъ.

Однако, Годвинъ говоритъ объ общин?, какъ организаціи «совм?стнаго разсмотр?нія всеобщаго блага» и объ обязательств? подчиненія отд?льной личности вел?ніямъ общины. Предвидя возможность «несправедливостей», чинимыхъ отд?льными членами общины, Годвинъ поручаетъ борьбу съ ними «судамъ присяжныхъ», которые р?шаютъ — исправлять преступника или изгнать его.

Наконецъ, Годвинъ предвидитъ возможность созыва въ исключительныхъ случаяхъ особыхъ національныхъ собраній — для улаживанія споровъ между общинами и изысканія средствъ защиты отъ непріятельскихъ нападеній. Впрочемъ, Годвинъ чисто раціоналистически уповаетъ, что практика вс?хъ этихъ новыхъ учрежденій будетъ далека отъ практики существующихъ учрежденій. Такъ — право, усердно изгоняемое, т?мъ не мен?е просачивается и въ новыя — анархическія формы общиннаго устройства.

II) Ученіе Прудона, несмотря на многочисленныя частныя противор?чія, вытекающія изъ основной антиноміи, лежащей въ основ? вс?хъ Прудоновскихъ построеній — антиноміи между требованіями абсолютной свободы личности и полнаго соціальнаго равенства вс?хъ членовъ общежитія, въ его ц?ломъ — за право и даже за государство.

Правда, Прудонъ требуетъ отм?ны вс?хъ правовыхъ нормъ современнаго государства, но вм?ст? съ т?мъ онъ утверждаетъ всеобщее и принудительное значеніе правовой нормы, предписывающей соблюденіе

Скачать:TXTPDF

. Алексей Алексеевич Боровой Анархизм читать, . Алексей Алексеевич Боровой Анархизм читать бесплатно, . Алексей Алексеевич Боровой Анархизм читать онлайн