Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

знает это лучше, чем кто

бы то ни было: «Не заслужить привилегий ни на земле, ни на небесах тому, кто

довел почти до совершенства овечью кротость: даже если признать, что он не

лопается от тщеславия и не напрашивается на скандал своими судейскими

замашками, он остается все же милой смешной овечкой, у которой нет ничего,

кроме рожек».

Как бы то ни было, абсурдному рассуждению необходимо было вернуть всю

яркость красок. Воображение может добавить немало других его обличий

изгнанников, прикованных к своему времени; людей, которые, не зная слабости,

умеют жить соразмерно вселенной без будущего. Этот абсурдный и безбожный мир

населен утратившими надежду и ясно мыслящими людьми. Но я не говорил еще о

самом абсурдном из всех персонажей о творце.

74

АБСУРДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Философия и роман

В разреженном воздухе абсурда все эти жизни могут длиться лишь

благодаря нескольким глубоким мыслям, сила которых позволяет им дышать. В

данном случае речь пойдет об особом чувстве верности. Мы видели людей,

которые сознательно выполняли свой долг во время глупейших войн и не считали

при этом, что вступают в противоречие с самими собой. Главное для них ни

от чего не уклоняться. Утверждение абсурдности мира есть своего рода

метафизическое счастье. Завоевание или игра, неисчислимость любви, абсурдный

бунт таковы свидетельства человеческого достоинства в той войне, где

человек обречен на поражение.

Речь идет исключительно о верности правилам сражения. Этой мысли

достаточно, она поддерживала и поддерживает целые цивилизации. Войну

невозможно отрицать. В ней либо умирают, либо ею живут. Так и с абсурдом:

нужно дышать им, усваивать его уроки и воплощать его. В этом смысле

творчество есть по преимуществу абсурдная радость. «Искусство, и ничего

кроме искусства, говорит Ницше, искусство нам дано, чтобы не умереть от

истины».

В опыте, который я пытаюсь здесь описать и дать почувствовать в

нескольких его модусах, страдание появляется вместе со смертью другого.

Детские поиски забвения и удовольствия отныне оставлены. На их место

приходят лихорадочное напряжение, с которым человек противостоит миру, и

упорядоченный бред, заставляющий его все принимать в этом мире. В этой

вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать в нем

свои дерзания является творчество. Творить значит жить вдвойне.

Неуверенный и тревожный поиск Пруста, его кропотливое коллекционирование

цветов, вышивок и тревог не означают ничего иного. Но в этих поисках все же

не больше смысла, чем в непрерывном творчестве, которому каждодневно

предаются комедиант, завоеватель и все люди абсурда. Все они хотят сыграть,

повторить, воссоздать свою реальность. В конечном счете мы получаем образ

наших собственных истин. Для отвернувшегося от вечности человека все сущее

есть лишь нескончаемая пантомима под маской абсурда. Творчество великая

пантомима.

Об этом заранее известно людям абсурда, а потому все их усилия

направлены на изучение, освоение и обогащение того острова без будущности,

на который они высадились. Но сначала требуется знать. Ибо обнаружение

абсурда совпадает по времени

75

с остановкой; тогда вырабатываются и вступают в свои права все

последующие страсти. Даже у людей, лишенных Евангелия, есть своя гора

Елеонская * На ней тоже нельзя дремать. Абсурдному человеку уже нет дела до

объяснений, он должен испытать и описать испытанное. Все начинается с

беспристрастной ясности видения.

Описание таково последнее притязание абсурдного мышления.

Столкнувшись с неразрешимыми парадоксами, наука также оставляет свои

предположения и останавливается на созерцании и изображении вечно

девственного пейзажа явлений. Взирая на мирские образы, мы понимаем-

сердцем, что охватывающее нас при этом чувство не от предполагаемых

глубин мира, но от его многоликости. Тщетно было бы их объяснять; у нас

остаются лишь ощущения, а вместе с ними и непрерывный зов, идущий от

количественно неисчерпаемой вселенной. Так становится понятным место

произведения искусства.

Оно является знаком смерти и в то же время приумножением опыта.

Произведение искусства монотонно и страстно повторяет темы, которые уже

оркестрованы миром: темы тела (неисчерпаемый образ на фронтонах храмов),

темы форм или красок, чисел или бедствий. Поэтому мы и завершаем разбор

главных тем данного эссе, обратившись к исполненной великолепия и в то же

время ребячества вселенной творца. Ошибочно считать ее символической,

полагать, будто произведение искусства может рассматриваться как убежище от

абсурда. Оно само абсурдный феномен, и речь идет только об описании

произведения искусства, которое не может предложить выхода мукам нашего

сознания. Напротив, это один из знаков такой муки, которая отображается с

его помощью в каждой человеческой мысли. Но произведение искусства впервые

выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с другим. Не для того,

чтобы утратить себя в другом, но чтобы со всей точностью указать на

безысходность пути, на который мы вместе вступили. В абсурдном рассуждении

творчество следует за беспристрастностью и раскрывает ее. Творчество

отражает тот момент, когда рассуждение прекращается и на поверхность

вырываются абсурдные страсти. Этим оправдывается место творчества в моем

эссе.

Достаточно найти несколько общих для творца и мыслителя тем, чтобы

обнаружить в произведении искусства все противоречия абсурдного мышления.

Родство их сознании проистекает не столько из тождественности сделанных

выводов, сколько из общности противоречий. Они одинаковы и для мышления, и

для творчества. Вряд ли даже нужно пояснять, что одно и то же терзание

толкает человека к этим двум установкам сознания. Они совпадают лишь в

исходном пункте. Весьма немногие из порожденных абсурдом мыслей сохранили

ему верность, но по этим отклонениям и предательствам нам легче установить,

что же принадлежит одному лишь абсурду. Параллельно возникает вопрос:

возможно ли абсурдное произведение искусства?

76

Старое противопоставление искусства и философии достаточно произвольно.

Если понимать его в узком смысле, то оно просто ложно. Если же тем самым

хотят сказать, что у каждой из этих двух дисциплин имеются свои особенности,

то это, несомненно, верно, хотя и весьма неопределенно. Единственный

приемлемый аргумент сводится здесь к установлению противоречия между

философом, заключенным в сердцевину своей системы, и художником, стоящим

перед своим произведением. Но этот аргумент относится к формам искусства и

философии, которые мы считаем вторичными. Идея искусства, отделившегося от

его создателя, не только вышла из моды, но и ложна. Отмечают, что, в

противоположность художнику, философ никогда не создает несколько систем. Но

это не более истинно, чем то, что ни один художник никогда не выражал в

различных образах более одного предмета Мгновенное совершенствование

искусства, необходимость его постоянного обновления все это верно только

как предрассудок. Произведение искусства также является конструкцией, и

каждому известно, сколь однообразными бывают великие творцы. Подобно

мыслителю, художник вовлекается в свою работу и в ней становится самим

собой. Это взаимовлияние творца и произведения образует важнейшую проблему

эстетики Впрочем, нет ничего более суетного, чем все эти дистинкции по

методам и объектам, для которых подыскивается единство цели. Между

дисциплинами, которые создаются человеком для понимания и любви, нет границ.

Они проникают друг в друга, сливаясь в одной тревоге.

Об этом нужно сказать с самого начала. Чтобы абсурдное произведение

стало возможным, к нему должна быть примешана мысль в самой ясной из своих

форм. Но и мысль должна проявляться не иначе как в заданном ей интеллектом

порядке. Этот парадокс объясняется самим абсурдом. Произведение искусства

порождается отказом ума объяснять конкретное. Произведение знаменует триумф

плоти. Ясная мысль вызывает произведение искусства, но тем самым себя же и

отрицает. Мысль не поддается искушению прибавлять к описанию некий глубинный

смысл. Она знает о его незаконности. В произведении искусства воплощается

драма сознания, но она никогда не дается искусством непосредственно.

Абсурдное произведение требует художника, который ясно сознает свои пределы,

и искусства, в котором конкретное ничего не обозначает, кроме самого себя.

Произведений искусства не может быть ни целью, ни смыслом, ни утешением для

жизни. Творить или не творить это ничего не меняет. Абсурдный творец

может отказаться от творчества, иногда он так и делает. Ему достаточно своей

Абиссинии *.

В этом заключается и одно из правил эстетики. Подлинное произведение

искусства всегда соразмерно человеку, и по самой своей сущности оно всегда

что-то «недоговаривает». Имеется своеобразная связь между глобальным

жизненным опытом художника и произведением, которое его отображает, связь

«Вильгельма

77

Мейстера» со зрелостью Гете. Это соотношение ложно, если опыт

передается с помощью бумажной мишуры объяснений. Оно истинно, когда

произведение остается выкроенным из опыта отрывком, гранью, передающей все

внутреннее сияние алмаза. В первом случае произведение перегружено

претензиями на вечность. Во втором оно плодотворно именно потому, что

опыт подразумевается, и о богатстве его мы догадываемся. Наконец, великий

художник это прежде всего великий жизнелюбец, понятно, что под жизнью

здесь имеется в виду не только рефлексия, но и переживание. Таким образом, в

произведении воплощена интеллектуальная драма. Абсурдное произведение

иллюстрирует отказ мышления от престижа, смиренное согласие быть сознанием,

творящим лишь видимость, набрасывающим покрывало образов на то, что лишено

разумного основания. Будь мир прозрачен, не было бы и искусства.

Я говорю здесь не об искусствах формы и цвета в них описание царит

во всем великолепии своей скромности ‘. Экспрессия начинается там, где

заканчивается мышление. Чем, как не экспрессивными жестами, выражают свою

философию те подростки с пустыми глазами, что заполняют храмы и музеи. Для

абсурдного человека экспрессия поучительней всех библиотек. Она становится

даже своеобразной музыкой. Если и есть искусство без поучений, то это

музыка. Она слишком похожа на математику, чтобы не позаимствовать у нее всю

свою произвольность. Игра духа с самим собой по условным и равномерным

законам развертывается в пространстве нашего слуха, за пределами которого

вибрации встречаются с нечеловеческой вселенной. Чистого ощущения просто не

существует легко привести тому примеры. Абсурдный человек готов признать

своими эту гармонию и эти формы.

Но я намереваюсь вести речь о произведениях, где особенно велико

искушение объяснять,’ где сама собой возникает иллюзия объяснимости, а

выводы такого рода почти неминуемы. Я имею в виду роман и задаюсь вопросом:

может ли в нем содержаться абсурд?

Мыслить значит испытывать желание создавать мир (или, что то же

самое, задавать границы собственному миру). Это значит, что, только исходя

из фундаментального разлада между человеком и его опытом, можно найти почву

для их согласия. Она должна соответствовать ностальгии человека. Нужно найти

универсум, препоясанный разумными основаниями, просветленный аналогиями.

Всякий философ, даже Кант, является творцом. У него свои персонажи, свои

символы, свое тайнодействие и свои

‘ Любопытно, что самая интеллектуальная живопись, возжелавшая свести

реальность к сущностным элементам, в конечном счете просто дарует радость

нашим глазам От мира она сохраняет только краски

78

развязки. В свою очередь, роман, несмотря на его внешние особенности,

представляет собой попытку максимальной интеллектуализации искусства, более

всего в сравнении с поэзией или с эссе. Конечно, речь идет прежде всего о

великих романах. Слишком часто судят о плодотворности и величии жанра по

отбросам. Масса плохих романов, однако, не должна заслонять величия лучших

образцов этого жанра, каждый из которых действительно содержит в себе целую

вселенную. У романа есть своя логика, свои способы рассуждения, интуиция и

постулаты. У романа также и свои требования ясности ‘.

Вышеупомянутое классическое противопоставление еще менее оправдано в

этом случае. Оно родилось в те времена, когда философское учение с легкостью

отделялось от своего автора. Сегодня, когда мысль оставила притязания на

универсальность, когда наилучшей историей мысли была бы история ее покаяний,

мы знаем, что система неотделима от своего автора, если хоть сколько-нибудь

значима. Уже «Этика» * была в каком-то смысле лишь долгим и строго логичным

откровением. Абстрактное мышление нашло наконец опору в телесности. К тому

же игры тел и страстей в романах все в большей мере упорядочиваются в

соответствии с требованиями мировоззрения. В противоположность записным

романистам, великие писатели это романисты-философы. Таковы Бальзак, Сад,

Мелвилл, Стендаль, Достоевский, Пруст, Мальро, Кафка, если упомянуть лишь

некоторых из них.

Но именно

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн