Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

Известно, что основной

темой процесса была, наоборот, неприкосновенность особы короля. Борьба между

благодатью к справедливостью ярче всего проявляется в 1793 году, когда

сразились не на жизнь, а на смерть два понимания высшего начала. Впрочем,

Сен-Жюст прекрасно осознает значимость происходящего: «Один и тот же дух

вдохновляет людей и когда они судят короля, и когда они устанавливают

республику».

Знаменитая речь Сен-Жюста являлась, в сущности, образцовым

‘ Та же идиллия в России 1905 г., когда Петербургский Совет устраивает

демонстрацию с лозунгами, требующими отмены смертной казни. Так было и в

1917 г.

2 Верньо *.

3 Анахарсис Клоотс.

208

теологическим трудом. «Людовик нам чужд» таков тезис юного

обвинителя. Если бы естественный или гражданский договор мог бы еще

связывать короля и народ, между ними существовало бы взаимное обязательство:

воля народа не могла бы выступить в качестве абсолютного судьи, с тем чтобы

вынести абсолютный приговор. Таким образом, Сен-Жюст убеждал, что уже ничто

не связывает народ и короля. Чтобы доказать, что народ сам по себе является

вечной истиной, нужно показать, что монархия сама по себе является вечным

преступлением. И Сен-Жюст излагает в качестве аксиомы мысль о том, что любой

король это мятежник или узурпатор. Самодержец восстает против народа,

узурпируя у него абсолютный суверенитет. Монархия это не король,

«монархия это преступление». Не то или иное преступление, а преступление

вообще, преступление как таковое, то есть абсолютное святотатство. Таков

точный и вместе с тем крайний смысл фразы Сен-Жюста, получившей чрезмерно

широкое толкование ‘. «Никто не может править, оставаясь безвинным». Любой

король виновен, и всякий, кто стремится стать королем, уже в силу этого

обречен на смерть. Сен-Жюст утверждает то же самое, доказывая вслед за тем,

что суверенитет народа есть «нечто священное». Граждане являются

неприкосновенными и священными друг для друга и могут принуждать друг друга

к чему-либо лишь посредством закона, выражающего их общую волю. И только

Людовик лишен этой особой неприкосновенности и защиты закона, поскольку

находится вне общественного договора. Он вовсе не является одной из

составных частей общей воли, будучи уже в силу своего существования

святотатцем по отношению к этой всемогущей воле. Он не «гражданин», а быть

гражданином это единственный способ причаститься к новому божеству. «Что

такое король по сравнению с простым французом?» Следовательно, короля надо

судить, и только судить.

Но кто выступит в роли истолкователя общей воли и вынесет приговор?

Национальное собрание, которое в силу своего происхождения сохраняет

полномочия этой воли и в своей вдохновленной соборности причастно к новому

божеству. Нужно, чтобы приговор утверждался народом? Известно, что усилия

роялистов в Национальном собрании были направлены в конечном счете именно к

этому. Они стремились таким путем спасти короля от логики юристов-буржуа,

предпочитая отдать его, по крайней мере, во власть стихийных страстей и

сострадания народа. Но Сен-Жюст вдобавок доводит свою логику до конца,

воспользовавшись придуманным Руссо противопоставлением между общей волей и

волей всех. Пусть даже помилуют все, общая воля не допустит этого. Самому

народу не дозволяется предать забвению преступление тирании. Разве народ не

в праве отказаться от своих претензий к королю? Но мы далеки от права, мы

находимся в области

1 Или уж, во всяком случае, толкование, опережающее события.

Произнося эту речь, Сен-Жюст еще не знает, что выступает и против себя

самого.

209

теологии. Преступление короля является вместе с тем грехом в отношении

высшего порядка. Преступление совершается, затем прощается, наказывается или

забывается. Но преступление монархии перманентно, оно связано с особой

короля, с его существованием. Сам Христос, прощавший виновных, не может

простить ложных богов. Они должны исчезнуть или победить. Народ, прощая

преступление сегодня, завтра увидит его в целости и сохранности, даже если

преступник мирно почивает в тюрьме. Следовательно, существует только один

выход: «Отомстить за убийство народа, казнив короля».

Речь Сен-Жюста направлена только на то, чтобы закрыть для короля все

выходы, кроме единственного, ведущего на эшафот Если предпосылки

«Общественного договора» приняты, то такой исход логически неизбежен. И

тогда наконец «короли удалятся в пустыню, и природа войдет в свои права».

Конвент мог сколько угодно призывать к сдержанности и заявлять, что он не

предрешает, будет ли Людовик XVI судим, или же Конвент лишь определит меры

безопасности. Но в таком случае Конвент отступил от собственных принципов и,

прибегнув к потрясающему лицемерию, пытался скрыть свою подлинную цель

основание нового абсолютизма. Во всяком случае, Жак Ру * выразил правду

исторического момента, когда назвал короля Людовиком Последним, тем самым

показывая, что подлинная революция, уже совершившаяся на уровне экономики,

завершается на уровне философии, что знаменует сумерки богов. В 1789 году

были поколеблены принципы теократии, а в 1793 году было уничтожено ее

олицетворение У Бриссо * были основания заявить: «Самый крепкий монумен

нашей революции это философия» ‘.

21 января с убийством короля-священника завершается те что

знаменательно называли страстями Людовика XVI. Разумеется, это

отвратительный скандал представлять как великий момент нашей истории

публичную казнь человека слабого и доброй Эшафот, на котором ему отрубили

голову, вовсе не вершина. В всяком случае, и по своим мотивам, и по своим

последствиям су над королем означает поворот нашей современной истории. Это

суд символизирует ее десакрализацию и развоплощение христиане кого бога. До

сих пор Бог принимал участие в истории через королей. Но его исторического

представителя убивают, нет больше короля. Следовательно, остается только

видимость Бога, сосланного в небеса принципов 2.

Революционеры могли ссылаться на Евангелие, но на деле они нанесли

христианству страшнейший удар, от которого оно доныне не в силах оправиться.

Похоже, что казнь короля, сопровождавшаяся, как известно, сценами

импульсивных самоуйбийств и с\ масшествия, и впрямь совершалась в полном

сознании значимости

‘ Вандея, религиозная война дает ему дополнительные доводы 2

Это будет бог Канта, Якоби и Фихте

К оглавлению

210

происходящего. Людовик XVI, видимо, порой сомневался в своем

божественном праве, хотя неизменно отвергал все законопроекты, которые

покушались на его веру в это право. Но с того момента, как он стал

догадываться или узнал свою участь, он, судя по всему, принял на себя бремя

своей божественной миссии, о чем свидетельствуют его высказывания о том, что

посягательство на его особу равносильно посягательству на Короля-Христа, на

воплощение божества, а не на дрожащую от страха человеческую плоть. Его

настольной книгой в Тампле стало «Подражание Иисусу Христу». Мягкость и

безупречность поведения, которыми отмечены последние часы этого человека

средних способностей и не слишком тонкой душевной организации, его

безразличие к внешнему миру и, наконец, его минутное слабодушие на эшафоте в

полном одиночестве под рокот страшного барабана, заглушившего его голос,

такой далекий от, народа, к которому он взывал с надеждой быть услышанным,

все это наводит на мысль, что умирает не Капет, но Людовик, носитель

божественного права, а вместе с ним в определенном смысле и историческое

христианство. Чтобы еще убедительнее подтвердить эту священную связь,

исповедник поддерживает короля в минуты упадка духа, напоминая ему о его

«сходстве» со страдающим богом. И тогда Людовик XVI обретает душевные силы,

одновременно обретая язык этого бога. «Я выпью эту чашу до дна», сказал

он. Затем, весь дрожащий, он предает себя в гнусные руки палача.

Религия добродетели

Но той религии, которая казнит бывшего суверена, предстоит теперь

установить новую власть; закрыв церковь, она должна была попытаться

воздвигнуть собственный храм. Кровь богов, забрызгавшая священника, который

сопровождал Людовика XVI, знаменует новое крещение. Жозеф де Местр считал

Революцию сатанинской. Нетрудно понять, почему и в каком смысле. Мишле,

однако, был ближе к истине, называя ее чистилищем. В этот тоннель слепо

устремляется эпоха, чтобы открыть новый свет, новое счастье и лик истинного

бога. Но каким будет новый бог? Обратимся с этим вопросом к Сен-Жюсту.

1789 год, еще не утверждая божественности человека, утверждает

божественность народа, в той мере, в какой его воля совпадает с волей

природы и разума. Если общая воля выражается свободно, она не может быть

ничем иным, кроме универсального проявления разума. Если народ свободен, он

непогрешим. Поскольку король мертв и цепи старого деспотизма сброшены, народ

теперь может высказать то, что всегда и везде было, есть и будет истиной.

Народ это оракул, к которому надо обращаться, чтобы понять, чего требует

вечный порядок вселенной. Vox populi, vox naturae *. Вечные принципы

управляют нашим поведением: Истина, Справедливость и, наконец, Разум. Это

новый бог. Верховное существо, которому поклоняются девушки на празднестве

Разума

211

, есть всего лишь старый бог, развоплощенный, внезапно лишившийся

всякой связи с землей и заброшенный, словно мяч, в пустое небо великих

принципов. Лишенный своих представителей, какого-либо посредничества, бог

философов и адвокатов обладает только силой доказательств. В сущности, он

весьма слабосилен, и понятно, почему проповедовавший терпимость Руссо

полагал, однако, что атеистов следует приговаривать к смертной казни. Чтобы

долгие годы поклоняться теореме, веры недостаточно нужна еще и полиция.

Но это время еще не настало. В 1793 году новая вера еще вне посягательств и

можно будет, как полагал Сен-Жюст, управлять согласно разуму. Искусство

управления, по Сен-Жюсту, не порождало доныне ничего, кроме чудовищ, потому

что никто не хотел править в согласии с природой. Время чудовищ и насилия

позади. «Сердце человеческое восходит от природы к насилию, от насилия к

морали». Следовательно, мораль есть не что иное как природа, наконец-то

обретенная после веков отчуждения. Пусть только дадут человеку законы,

«согласные с природой и сердцем», и он перестанет быть несчастным и

развращенным. Всеобщее избирательное право, основа новых законов, должно

силой ввести универсальную мораль. «Наша цель создать такой порядок

вещей, какой устанавливается всеобщей склонностью к добру»

Совершенно естественно, что религия разума устанавливает республику

законов. Общая воля выражается в законах, кодифицированных ее

представителями. «Народ совершает революции: законодатель создает

республику». «Бессмертные, бесстрастны! защищаемые отважными людьми»

установления будут в свою очередь управлять жизнью всех людей во всеобщем

согласии, исключая возможность противоречий, поскольку все, повинуясь за

конам, повинуются лишь самим себе. «Вне законов, заявляе Сен-Жюст, все

бесплодно и мертво». Это римская республика формальная и правовая. Известно

пристрастие Сен-Жюста и ег современников к римской античности. Этот юный

декадент, про водивший целые часы в Реймсе при закрытых ставнях в комнат с

черными обоями, украшенными стеклянными слезками, мечта о спартанской

республике. Автор «Органта», длинной и непристойной поэмы, он тем острее

чувствовал потребность в умеренности и добродетели. В своих предписаниях

Сен-Жюст отказывал в мясной пище детям до шестнадцати лет, мечтая о народе

вегетарианцев и революционеров. «После римлян мир опустел», восклицал он.

Но наступали героические времена, и появление новых Катонг Брута, Сцеволы *

вновь становилось возможным. Расцветала пышным цветом риторика латинских

моралистов. «Порок, добродетель, развращенность» эти понятия то и дело

возникают в риторике того времени и чаще всего в речах Сен-Жюста, которыми о

сам себя беспрерывно оглушал. Причина тут простая. Сие прекрасное здание не

могло обойтись без добродетели, это понимал уже Монтескье *. Французская

революция, стремясь построить историю на принципе абсолютной чистоты,

открывает новые времена вместе с эрой формальной морали

212

Действительно, что такое добродетель? Для тогдашнего буржуазного

философа это соответствие природе ‘, а в политике соответствие закону,

выражающему общую волю. «Мораль, утверждает Сен-Жюст, сильнее тиранов».

И она действительно только что казнила Людовика XVI. Всякое неповиновение

закону обусловливается не его изъянами, что считалось невозможным, а

недостатком добродетельности у строптивого гражданина. Вот почему республика

это не только сенат; республика подчеркивает Сен-Жюст это

добродетель. Всякая моральная развращенность есть вместе с тем и

развращенность политическая, и наоборот. И тогда устанавливается принцип

постоянных репрессий, вытекающий из самой доктрины. Бесспорно, Сен-Жюст был

искренен в своем желании всеобщей идиллии. Он действительно мечтал о

республике аскетов, о гармоничном человечестве, предающемся беспорочным

играм невинного детства под присмотром и защитой тех мудрых старцев,

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн