Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

также имеет свои Ватерлоо.

Но ничто не может поколебать жажду божественного в сердце человека.

Пришли и приходят другие те, кто, забывая Ватерлоо, все еще претендуют на

то, чтобы завершить историк.. Обожествление человека еще не закончено и

будет достигнут не раньше чем в конце времен. Нужно готовить этот

апокалипсие и, за неимением Бога, строить хотя бы церковь. В конце концов,

история, которая еще не остановилась, позволяет увидеть перспективу, которая

могла бы быть перспективой гегелевской системы; но это возможно лишь по той

простой причине, чтя духовные сыны Гегеля эту перспективу пока ведут, если

не влеку г. Когда холера уносит в расцвете славы философа Иенской баталии,

порядок всего того, что последует, уже готов. Небо пусто, земля отдана

беспринципной силе. Избравшие убийство и выбравшие рабство будут

последовательно занимать авансцену истории от имени бунта, отвернувшегося от

своей истины.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Писарев, теоретик русского нигилизма, считал, что самые ярые фанатики

это дети и юноши. Сказанное им верно и по отношению к целым народам.

Россия была в ту пору молодой нацией, появившейся на свет немногим более

века назад с помощью акушерских щипцов, которыми орудовал царь, в простоте

душевной собственноручно рубивший головы бунтовщикам. Неудивительно, что

немецкая идеология в России была доведена до таких крайностей

самопожертвования и разрушения, на которые немецкие профессора были способны

разве что мысленно. Стендаль усматривал главное отличие немцев от других

народов в том, что размышления взвинчивают их вместо того, чтобы

успокаивать. В еще большей степени это верно и по отношению к России. В этой

юной стране, лишенной философских традиций 1, совсем еще молодые люди,

духовные собратья трагических лицеистов Лотреамона, усвоили немецкую

идеологию и стали кровавым воплощением ее выводов. «Пролетариат

семинаристов»2 перехватил в то время инициативу великого

освободительного движения, придав ему свою собственную исступленность.

Вплоть до конца XIX века этих семинаристов насчитывалось всего несколько

тысяч. И однако именно они, в одиночку противостоявшие самому могучему

абсолютизму в истории, не только призывали к свержению крепостного права, но

и реально способствовали освобождению сорока миллионов мужиков. Большинство

из них поплатилось за эту свободу самоубийством, казнью, каторгой или

сумасшедшим домом. Всю историю русского терроризма можно свести к борьбе

горстки интеллектуалов против самодержавия на глазах безмолвствующего

народа. Их нелегкая победа в конечном счете обернулась поражением. Но и

принесенные ими жертвы и самые крайности их протеста способствовали

воплощению в жизнь новых моральных ценностей, новых добродетелей, которые по

сей день противостоят тирании в борьбе за подлинную свободу.

Германизация России в XIX веке не изолированное явление. Воздействие

немецкой идеологии было в тот момент преобладающим и во Франциидостаточно

вспомнить такие имена, как Мишле и Кине *. Но если во Франции этой идеологии

пришлось бороться и уживаться с социализмом анархистского толка, то в России

она не столкнулась с уже сложившейся общественной

1. Тот же Писарев замечает, что идеологические компоненты цивилизации в

России всегда были статьей импорта. См. соч. Armand Coquart: Pisarev et

1’ideo’ogie du nihilisme russe.

2. Выражение Достоевского.

233

мыслью и оказалась как бы на собственной территории. Первый русский

университет, основанный в 1750 году в Москве *, был, по сути, немецким.

Постепенная колонизация России немецкими учителями, бюрократами и военными,

начатая в царствование Петра Великого, при Николае I превратилась в

систематическое онемечивание. В 30-е годы русская интеллигенция благоговела

перед Шеллингом и французскими мыслителями, в сороковые перед Гегелем, а

во второй половине столетия перед его порождениемнемецким социализмом’.

Тогдашняя русская молодежь вдохнула в эти абстракции всю безмерную силу

своей страстности, буквально оживила эти мертвые идеи Религии человека, чьи

догматы уже были сформулированы германскими профессорами, еще не хватало

апостолов и мучеников. Эту роль взяли на себя русские христиане,

уклонившиеся от своего первоначального призвания, для чего им пришлось

отринуть и Бога, и добродетель.

Отказ от добродетели

В 20-е годы прошлого века у первых русских революционеров-декабристов

понятия о добродетели еще существовали. Эти представители дворянства еще не

изжили в себе якобинский идеализм. Более того, их отношение к добродетели

было сознательным. «Наши отцы были сибаритами, писал один из них, Петр

Вяземский, а мы последователи Катона». К этому прибавлялось всего одно

убеждение, дожившее до Бакунина и эсеров девятьсот пятого года, убеждение

в очистительной силе страдания Декабристы напоминают тех французских дворян,

которые, отрекшись от своих привилегий, вступили в союз с третьим сословием

Эти аристократы-идеалисты пережили свою ночь на 4 августа*, решив

пожертвовать собой ради освобождения народа. Хотя вождь декабристов Пестель

и не чуждался общественной и политической мысли, их неудавшийся заговор не

имел четкой программы; вряд ли можно даже сказать, что они верили в свой

успех. «Да, мы умрем, говорил один из них накануне восстания, но это

будет прекрасная смерть». Их смерть и в самом деле была прекрасной. В

декабре 1824 года каре мятежников, собравшихся на Сенатской площади в

Санкт-Петербурге, было рассеяно пушечными ядрами. Уцелевших отправили в

Сибирь, повесив перед тем пятерых руководителей восстания, причем так

неумело, что казнь пришлось повторять дважды. Вполне понятно, что эти

жертвы, казалось бы напрасные, были с восторгом и ужасом восприняты всей

революционной Россией. Пусть после их казни ничего не изменилось, но сами

они стали примером для других. Их гибель знаменовала начало революционной

эры, правоту и величие того, что Гегель иронически именовал «прекрасной

душой»: русской революционной

1. «Капитал» переведен на русский язык в 1872 г

234

мысли еще предстояло определить свое отношение к этому понятию

Немудрено, что в этой атмосфере всеобщей экзальтации немецкая мысль

пересилила французское влияние и сумела навязать свои ценности русским,

умам, мятущимся между жаждой мученичества, тягой к справедливости и

сознанием собственного бессилия Воспринятая поначалу как божественное

откровение, она была соответствующим образом превознесена и истолкована.

философическое безумие овладело лучшими умами. Дошло до того что «Логику»

Гегеля принялись перелагать в стихи. Поначалу главный урок, почерпнутый

русскими интеллектуалами из гегельянской системы, заключался в оправдании

социального квиетизма. Достаточно осознать разумность мироздания, мировой

дух в любом случае реализует себя было бы время. Именно такой была,

например, первая реакция Станкевича’, Бакунина и Белинского. Но вслед за тем

страстная русская натура, испуганная фактической или хотя бы теоретической

близостью этой мысли к принципам самодержавия, бросилась в противоположную

крайность.

Весьма показательна в этом отношении эволюция Белинского, одного из

самых знаменитых и влиятельных русских мыслителей 3040-х годов. Живший

дотоле довольно смутными понятиями либерального идеализма, Белинский

внезапно открывает для себя Гегеля. Впечатление было ошеломляющим: в полночь

у себя в комнате он, как некогда Паскаль, содрогается от рыданий и, не

колеблясь, расстается со своими прежними убеждениями: «Не существует ни

случая, ни произвола: я прощаюсь с французами». В одну ночь он становится

консерватором и поборником социального квиетизма, без колебаний пишет об

этом, храбро защищая свою позицию в том виде, в каком она ему

представляется. Но вскоре до этого человека щедрой души доходит, что он

таким образом оказался на стороне несправедливости а ее он ненавидит

больше всего на свете. Если все логично, то все оправдано. Остается только

сказать «да» кнуту, крепостному праву и Сибири. Принять мир таким, как он

есть, со всеми его страданиями, на какой-то миг показалось ему признаком

величия духа, ибо он думал лишь о собственных страданиях и метаниях. Но у

него не хватило духу смириться со страданиями других. И он поворачивает

вспять. Если смириться с чужими страданиями невозможно, значит, что-то в

мире не поддается оправданию, и история, по крайней мере в одном из ее

пунктов, не укладывается в рамки разума. А ведь она должна быть либо целиком

разумной, либо вовсе бессмысленной. Одинокий протест Белинского, на

мгновение умиротворенного идеей, что все на свете поддается оправданию,

вспыхивает с новой силой. Он в самых резких выражениях обращается

непосредственно к Гегелю: «Со всем подобающим вашему философскому

филистерству уважением, честь имею донести

«Если мир управляется духом разума, я могу быть спокойным насчет всего

остального»

235

вам, что, если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лестницы

развития,я и там попросил бы вас отдать мне отче1 во всех жертвах условий

жизни и истории… Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен насчет

каждого из моих братии по крови…» *1

Белинский понял, что он желал не разумного абсолюта, а полного бытия.

Он отказывается отождествить эти два понятия. Он хочет бессмертия

конкретного человека, живой личности, а не абстрактного бессмертия рода

человеческого, ставшего «Духом». Он с прежней страстью ополчается на новых

противников, обращая в этой борьбе против Гегеля у него же почерпнутые

выводы.

Эти выводыобоснование взбунтовавшегося индивидуализма. Индивидуум не

может принять историю такой, какая она есть. Он должен разрушить реальность,

чтобы утвердиться в ней, а не служить ее пособником. «Отрицание мой бог.

В истории мои герои разрушители старого Лютер, Вольтер,

энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин»)» *. Примечательно, что здесь

одна за другой перечислены все темы метафизического бунта Разумеется,

заимствованная из Франции традиция индивидуалистического социализма все еще

жила в России. Сен-Симона Фурье читали в 30-е годы, а Прудон, открытый в

40-е, вдохновлял. великого мыслителя Герцена, а позднее Петра Лаврова. Hi

эта мысль, не терявшая связи с этическими ценностями, в конце концов

потерпела поражение в великой схватке с иным, циническим направлением, хотя

ее поражение и было временном Белинский же, напротив, то действуя заодно с

Гегелем, то против него, развивал тенденции социального индивидуализма, но

неизменно в плане отрицания, отказа от трансцендентных ценностей Впрочем,

под конец жизнион умер в 1848 годуего взгляда были весьма близки

взглядам Герцена. Но за время конфронта ции с Гегелем он достаточно точно

определил свою позицию которая перейдет затем к нигилистам и отчасти к

террористам Таким образом, его можно считать связующим звеном между

дворянами-идеалистами 1825 года и студентами-нигилистами 1860-го.

Трое одержимых

И в самом деле, Герцен подхватывает слова Белинского, когда пишет,

защищая нигилистическое движение* правда, лишь в то мере, в какой оно

представлялось ему освобождением от готовы понятий: «Уничтожение

старогоэто зарождение будущего Говоря о тех, кого он называл радикалами,

Котляревский* определяет их как апостолов, «которые хотели полностью

отречься от прошлого и выковать человеческую личность на совершенно иной

основе». Сходным образом Штирнер требовал отказа от все

Цит. по кн.: Hepner. Bakounine et le panslavisme revolutionnaire. Ri\

ic’r

236

истории и создания будущего не как поля деятельности исторического

духа, а как условия существования царственной личности. Но царственная

личность не может прийти к власти в одиночку. Нуждаясь в помощи других, она

впадает при этом в нигилистическое противоречие, которое постараются

разрешить Писарев, Бакунин и Нечаев, постепенно расширявшие границы

отрицания и разрушения до тех пор, пока терроризм не покончил с самим этим

противоречием в сплошной оргии самопожертвования и убийства.

Нигилизм 60-х годов начался» по крайней мере внешне, с самого

решительного отрицания, какое только можно себе представить, с отказа от

любого действия, которое не является чисто эгоистическим. Общеизвестно, что

сам термин «нигилизм» был впервые употреблен Тургеневым в его романе «Отцы и

дети», главный герой которого, Базаров, воплотил в себе законченный тип

нигилиста. В рецензии на эту книгу Писарев утверждал, что нигилисты признали

в Базарове свой прообраз. «Мы можем похвалиться,заявлял Базаров,только

бесплодностью нашего сознания и, до некоторой степени, бесплодностью всего,

что нас окружает».»Это и есть нигилизм?»спрашивали его. «Это и есть

нигилизм» *. Писарев расхваливает этот прообраз, для большей ясности

определяя его так: «Я чужд существующему строю вещей, я не желаю в него

вмешиваться». Единственная ценность для таких людей сводилась, стало быть, к

разумному эгоизму.

Отрицая все, что не служит удовлетворению «эго», Писарев объявляет

войну философии, «бессмысленному» искусству, лживой морали, религии и даже

правилам хорошего тона. Он строит теорию интеллектуального терроризма,

напоминающую теорию наших сюрреалистов. Вызов общественному мнению

возводится им в

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн