Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

имеет ничего общего с жизнью, хотя длится столько же,

сколько и сама жизнь. И кто теперь в этом обществе, каким бы тщеславным оно

ни было, может спать спокойно, зная, что все его низменные наслаждения

зиждутся на труде миллионов мертвых душ? Требуя для труженика подлинных

богатств, заключающихся не в деньгах, а в праве на отдых и свободное

творчество, Маркс, в сущности, требовал восстановления достоинства человека.

И это следует особо подчеркнуть он вовсе не предусматривал

дополнительных унижений, которые от его имени были навязаны человеку. Есть у

него фраза, на редкость ясная и резкая, которая раз и навсегда отказывает

его торжествующим ученикам в величии и гуманизме, свойственных ему самому:

«Цель, нуждающуюся в неправедных средствах, нельзя считать праведной целью».

Но здесь уже чувствуется ницшеанская трагедия. Размах пророчеств Маркса

щедр и всеобъемлющ, но учение его ограниченно. Сведение всех ценностей к

единственной исторической не могло не повлечь за собой самых крайних

последствий. Маркс верил, что по меньшей мере цели истории окажутся

совместимыми с моралью и разумом. В этом состояла его утопичность. А судьба

утопии, как это ему было небезызвестно, заключается в служении цинизму,

хотел он этого или не хотел. Маркс разрушил всякую трансцендентность, а

затем по собственной воле совершил переход от факта к долженствованию. Но у

этого долженствования нет иного принципа, кроме факта. Требование

справедливости превращается в несправедливость, если оно не основывается

прежде всего на этическом оправдании справедливости. В противном случае и

преступление в один прекрасный день может стать долгом. Когда добро и зло

внедрены во время и смешаны с событиями, ничто уже не может считаться добрым

или злым, но лишь преждевременным или устаревшим. Кому судить о

своевременности, как не временщику? А придет время говорят ученики и

судить будете вы сами. Но жертвы уже не будут участвовать в правосудии. Для

жертвы единственной ценностью является настоящее, а единственным возможным

действием бунт. Мессианство должно ополчиться против жертв, чтобы

существовать самому. Маркс, возможно, и не хотел этого, но, оправдав именем

революции кровавую борьбу против всех видов бунта, он несет за это

ответственность, в которой мы попробуем разобраться.

281

Крах пророчеств

Гегель самонадеянно подводил итог истории в 1807 году, сенсимонисты

считали революционные схватки 1830 и 1848 годов последними. Конт умер в 1857

году, готовясь взойти на церковную кафедру, чтобы проповедовать позитивизм

человечеству, отрекшемуся наконец от своих заблуждений. В свою очередь и в

том же романтическом ослеплении Маркс возвещал установление бесклассового

общества и разрешение тайны всемирной истории. У него хватило благоразумия

не называть точную дату, но, к сожалению, его пророчества также описывали

ход истории вплоть до часа всеобщего утомления и предрекали общую

направленность событий. Если же эти события и факты не желают укладываться в

уготованную им схему, их приходится загонять туда силой. К тому же и это

главное пророчества, успевшие сделаться живой надеждой миллионов, не

могут безнаказанно оставаться несвершенными. Наступает время, когда

разочарование превращает терпеливую надежду в негодование и когда та же

цель, защищаемая с остервенелым упорством, вынуждает искать иные средства

для ее достижения.

Участники революционного движения конца XIX начала XX века жили,

подобно первым христианам, в ожидании неминуемого конца света и пришествия

пролетарского Христа. Известно, сколь упорным было это чувство в среде

ранних христианских общин. Еще в конце IV века один из епископов Африки

рассчитывал, что до конца света осталась всего какая-нибудь сотня лет. А

затем приидет царствие небесное, которое нужно, не теряя времени, заслужить.

В I веке нашей эры чувство это было всеобщим ‘, и им объясняется то

безразличие, с которым первые христиане относились к чисто теологическим

вопросам. Если второе пришествие близко, нужно посвятить всего себя не

догмам и поучениям, а пылкой вере. В течение целого столетия, вплоть до

времен Климента и Тертуллиана *, христианская литература не интересуется

богословскими проблемами и не заботится об утонченности стиля. Но как только

стало ясно, что второе пришествие откладывается, верующие поняли, что им

предстоит жить, то есть как-то перебиваться. Тогда рождается благочестие и

катехизис. Сходным образом апостол Павел взялся за обоснование христианских

догм лишь после того, как описанное в Евангелии богоявление отошло в

прошлое. Церковь облекла плотью ту веру, которая первоначально была лишь

чистой тягой к грядущем) царствию. Ей предстояло упорядочить в мирской жизни

все, начиная с житий мучеников, свидетельства о которых легли в основу

монастырских орденов, и кончая формой проповеди, которая в конце концов

зазвучала из-под капюшонов инквизиции.

Сходное движение зародилось после того, как рухнули надежды

‘ О неминуемости этого события см.: Марк, VIII, 39; XIII, 30; Матфей,

X, 23. XII, 27; XXIV, 34, Лука, IX, 26, 27; XXI, 22, и т. д.

282

на революционное богоявление. Уже цитированные выше тексты Маркса дают

представление о пылкой вере, воодушевлявшей в то время революционеров.

Несмотря на отдельные неудачи движения, вера эта продолжала расти вплоть до

того момента, когда в 1917 году мечты революционеров показались близки к

осуществлению. «Мы боремся за овладение вратами неба», восклицал Либкнехт.

В 1917 году революционный мир почувствовал, что достиг этих врат. Сбывалось

пророчество Розы Люксембург: «Завтра революция распрямится во весь рост и с

наводящим ужас грохотом протрубит во все свои трубы: я была, я есть, я

буду». Деятели спартаковского движения верили, что участвуют в окончательной

революции, ибо, по мнению самого Маркса, она должна была начаться в России и

продолжиться на Западе ‘. После революции 1917 года советская Германия и

впрямь могла бы распахнуть небесные врата. Но восстание «Спартака» было

подавлено, всеобщая забастовка 1920 года во Франции провалилась, итальянское

революционное движение захлебнулось в крови. И тогда Либкнехт признал, что

революция еще не созрела. «Времена для нее не пришли». Но добавил и по

этому добавлению мы можем судить, как поражение может воспламенить веру

побежденного, доведя ее до религиозного экстаза: «Грохот экономического

развала, чьи первые раскаты уже приближаются, разбудит павших рабочих, трупы

погибших борцов встанут как по зову трубы Страшного суда и потребуют отчет у

тех, кто навеки обречен проклятью». Но, не дождавшись этого события, он сам

и Роза Люксембург были убиты, а Германия подпала под иго рабства. Русская

революция, выжившая вопреки собственной системе и все еще далекая от

небесных врат, принялась в одиночку налаживать свой апокалипсис. Богоявление

снова было отложено. Вера сохранилась в неприкосновенности, но ей пришлось

склониться под тяжкой грудой проблем и открытий, которые не были

предусмотрены марксизмом. Новая церковь опять призвала на суд Галилея: чтобы

сберечь свою веру, она должна была вновь отрицать солнце и унижать

свободного человека.

Что же сказал в этот момент Галилей? Какие ошибки в пророчестве были

выявлены самой историей? Известно, что экономическое развитие современного

мира опровергло прежде всего некоторую часть постулатов Маркса. Оказалось,

что революция, которая должна была свершиться в конечной точке двух

параллельных движений безграничной концентрации капитала и безграничного

обнищания пролетариата, либо не свершится, либо не должна была свершиться.

Капитал и пролетариат в равной степени оказались неверны Марксу. Тенденция,

подмеченная в промышленной Англии XIX века, в одних случаях превратилась в

собственную противоположность, в других усложнилась. Экономические

кризисы, которым следовало учащаться, стали, напротив, более редкими:

капитализм овладел тайнами планового хозяйства

1 Предисловие к русскому изданию «Коммунистического манифеста»

283

и со своей стороны способствовал росту государства-молоха. Кроме того,

с образованием акционерных обществ капитал, вместо того чтобы

концентрироваться, порождает новую категорию мелких собственников, которые

отнюдь не поощряют забастовок. Мелкие предприятия были во множестве

уничтожены конкуренцией, как это и предвидел Маркс. Но усложнение

производства способствовало появлению вокруг крупных фирм множества мелких

мануфактур. В 1938 году Форд мог заявить, что на него работают 5200

независимых мастерских. Эта тенденция с тех пор усилилась. Нет сомнения, что

в силу вещей Форд главенствует над всеми этими предприятиями. Но главное в

том, что эти мелкие промышленники образуют промежуточный социальный слой,

усложняющий надуманную схему Маркса. И наконец, закон концентрации оказался

совершенно ложным по отношению к сельскому хозяйству, на которое Маркс

смотрел излишне легкомысленно. Здесь разрыв между теорией и практикой

громаден. С какой-то точки зрения история социализма в нашем столетии может

рассматриваться как борьба рабочего движения с классом крестьянства. Эта

борьба продолжает в историческом плане идеологическую борьбу XIX века

между авторитарным социализмом и социализмом анархистского толка, чье

крестьянское и ремесленническое происхождение очевидно. Стало быть, в

идеологическом багаже своей эпохи Маркс имел достаточно материале для

размышления над крестьянской проблемой. Но его страсть к системе упростила

ее. И это упрощение в свое время дорого обошлось кулакам, представлявшим

собой более пяти миллионе! исторических исключений, которые посредством

казней и высылок были незамедлительно приведены к правилу.

Та же страсть к упрощению отвлекла Маркса и от национальной проблемы

и это в век развития национальностей! Он полагал, что развитие торговли и

обмена, не говоря уже о пролетаризации, сокрушит национальные барьеры. Но

случилось так, что эти барьеры сокрушили пролетарский идеал. Межнациональная

борьба оказалась почти столь же важной для объяснения истории, как и борьба

классовая. Но национальные особенности не могут целиком объясняться

экономикой; стало быть, марксистское учение проморгало их.

Пролетариат тоже не укладывался в отведенную ему схему. Поначалу

оправдались опасения Маркса: реформистские и профсоюзные движения добились

повышения уровня жизни и улучшения условий труда. Эти достижения,

разумеется, не могли должным образом решить социальную проблему. Но

нищенское положение английских текстильных рабочих по сравнению с эпохой

Маркса не только не ухудшилось, как он это предсказывал, но, напротив,

претерпело изменения к лучшему. Впрочем, Маркс не пожалел бы об этом.

поскольку равновесие системы было восстановлено другой ошибкой в его

предсказаниях. В самом деле, нетрудно заметить, что наиболее активной

участницей революционного и профсоюзного движения всегда была рабочая элита,

отнюдь

284

не парализованная голодом. Нищета и вырождение остались тем же самым,

чем они были до Маркса, и чего он, вопреки всякой очевидности, не хотел

замечать, фактором рабства, а не революции. Треть тружеников Германии в

1933 году оказалась без работы. И тогда буржуазному обществу пришлось

выискивать средства для содержания безработных, создавая тем самым условия,

необходимые, по мнению Маркса, для революции. Но что хорошего в положении,

когда будущие революционеры вынуждены получать хлеб от государства? Эта

навязанная им привычка сменилась другими, уже менее бескорыстными, и

Гитлер не преминул воспользоваться ими в своих целях.

И наконец, численность рабочего класса не возрастает до бесконечности.

Сами условия промышленного производства, о которых должен радеть каждый

марксист, способствовали значительному росту среднего класса ‘ и даже

появлению новой социальной прослойки техников. Столь дорогой Ленину идеал

общества, в котором инженер будет в то же время чернорабочим, не выдержал

испытания фактами. Главный из этих фактов состоит в том, что наука и техника

до такой степени усложнились, что один человек более не в силах овладеть

совокупностью их принципов и практических приемов. Вряд ли представимо,

например, чтобы современный физик имел всеобъемлющие познания в биологии.

Даже в собственной науке он не может претендовать на равный авторитет во

всех ее секторах. То же самое касается и техники. Начиная с того момента,

когда производительность труда, которую и буржуазные ученые, и марксисты

рассматривают как безотносительное благо, достигла неимоверной степени

развития, разделение труда, которого Маркс надеялся избежать, стало

неизбежным. Каждый рабочий вынужден выполнять личное задание, не имея

понятия об общем плане, в котором принимает участие своим трудом. А те, кто

сводят воедино труд каждого, в силу самой своей должности превратилось в

прослойку, чья социальная важность оказалась решающей.

Говоря об этой эре технократов, возвещенной Бернхемом *, было бы

несправедливо не отметить, что она была еще семнадцать лет назад описана

Симоной Вей *2 в форме, которую можно считать

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн