Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

окончательной, хотя

и не содержащей неприемлемых выводов Бернхема. К двум традиционным формам

угнетения, известным человечеству, угнетению посредством оружия и

посредством денег Симона Вей прибавила третью угнетение должностью.

«Можно устранить противоречие между покупателем и продавцом труда, писала

она, не устранив его между теми, кому подчинена машина, и теми, кто

подчинен машине». Стремление марксистов уничтожить унизительное противоречие

между умственным

В период интенсивного роста производства, с 1920 по 1930 г., число

рабочихметаллургов в США значительно уменьшилось, а число торговцев,

зависящих от этой отрасли промышленности, за то же время почти удвоилось

«Allons-nous vers une revolution proletarienne^», «Revolution

proletarienne», 25 avril 1933.

285

и физическим трудом столкнулось с нуждами произ водства, которые Маркс

превозносил при каждом удобном случае. Разумеется, он предвидел важность

«директора» на уровне максимальной концентрации капитала. Но не предполагал,

что концентрация эта может сохраниться и после уничтожения частной

собственности. Разделение труда и частная собственность, писал он, являются

тождественными понятиями. История доказала противоположное. Идеальный режим,

основывающийся на общественной собственности, тщился определить себя как

справедливость плюс электрификация. В конечном счете он оказался

электрификацией минус справедливость.

Идея миссии пролетариата до сих пор не нашла своего воплощения в

истории; в этом и заключается крах марксистских предсказаний. Банкротство

Второго Интернационала доказало, что судьба пролетариата определяется отнюдь

не экономическими условиями его существования и что, вопреки известной

формуле, у него все-таки есть отечество. В большинстве своем пролетариат

принял или вынужден был принять войну и волей-неволей поддерживал

националистические безумства того времени. Маркс полагал, что перед тем, как

одержать победу, рабочий класс должен был достичь юридической и политической

зрелости. Его заблуждение состояло лишь в том, что он верил, будто крайняя

нищета, в особенности среди индустриальных рабочих, может при вести к

политической зрелости. Нельзя, впрочем, отрицать, что революционный порыв

рабочих масс был заторможен разгромом анархистской революции во время и

после Коммуны. В конце концов марксизм легко взял верх в рабочем движении

начиная 1872 года как по причине своего величия, так и потому, что

социалистическое движение, которое могло бы ему противостоять, был потоплено

в крови; среди мятежников 1871 года практически н было марксистов. Эта

автоматическая чистка революции силам полицейских государств Продолжается и

по сей день. Революции все более и более начинает зависеть от своих

бюрократов и доктринеров, с одной стороны, и от ослабевших и сбитых с толку

масс с другой. Когда революционная элита гильотинирована, а Талейран

остался в живых, кто может противостоять Бонапарту? Но к этим историческим

резонам добавляются еще и экономические нужды. Нужно познакомиться с

текстами Симоны Вей об условиях жизни заводских рабочих ‘, чтобы понять до

какой степени морального истощения и молчаливого отчаяния может до вести

рационализация труда. Симона Вей справедливо отмечала что эти условия

вдвойне бесчеловечны, ибо рабочие лишены как денег, так и собственного

достоинства. Труд, который может за интересовать работника, труд творческий,

даже плохо оплачиваемый, не унижает человека. А промышленный социализм не

сделал ничего существенного для улучшения условий жизни рабочих, поскольку

не коснулся самого принципа производства и организации

«La condition ouvnere» Gallimard

286

труда, перед которым он преклоняется Он мог предложить рабочему лишь

историческое оправдание, равноценное обещанию небесного блаженства тому, кто

умирает в муках; он и не подумал вознаградить его творческой радостью.

Политическая форма общества на данном уровне уже не имеет значения; важны

лишь установки технической цивилизации, от которой в равной мере зависят и

капитализм и социализм. Любая мысль, не занятая решением этой проблемы,

имеет лишь косвенное отношение к страданиям трудящихся.

В результате простой игры экономических сил, столь восхищавших Маркса,

пролетариат отказался от возложенной на него тем же Марксом исторической

миссии. Марксу можно простить его заблуждение, поскольку человек,

заботящийся о судьбах цивилизации, видя вырождение правящих классов,

инстинктивно начинает искать элиту, способную их заменить. Но это положение

само по себе бесплодно. Революционная буржуазия взяла власть в 1789 году

потому, что уже обладала ею. По выражению Жюля Моннеро, право в ту эпоху шло

по пятам факта. А факт состоял в том, что буржуазия уже располагала

командными постами и невиданной дотоле силой деньгами. Совсем не так

обстоит дело с пролетариатом, у которого нет ничего, кроме нищеты и надежд,

и которого держит в этой нищете все та же буржуазия. Буржуазные классы

выродились вследствие безумного роста производства и материального

могущества; и сама атмосфера этого безумия не способствовала появлению элиты

‘ А критика этой системы производства и развитие революционного сознания

могли, напротив, выковать ее элитарную замену Именно по этому пути и пошел

революционный синдикализм во главе с Пеллутье * и Сорелем, стремясь

посредством профессионального воспитания и культурной работы создать новые

кадры, в которых так нуждался и до сих пор нуждается наш лишенный чести и

совести мир. Но все это не делается в один день, а тем временем новые

хозяева земли были тут как тут: их цель состояла в немедленном использовании

несчастий ради грядущего блага, а вовсе не в безотлагательном облегчении

теперешней тяжкой участи миллионов людей. Социалисты авторитарного толка

сочли, что история движется чересчур медленно и что для ее ускорения

необходимо передать миссию пролетариата горстке доктринеров. Тем самым они

оказались первыми, кто отвергал эту миссию. А ведь она существует, хотя и не

в том исключительном смысле, который закрепил за ней Маркс, а наравне с

миссиями любых других человеческих групп, которые способны извлечь

плодотворную гордость из своего труда и своих страданий. Но чтобы она

проявилась, нужно

Кстати говоря, первым эту истину отметил Ленин, но без всякой явной

горечи Если его замечание звучит ужасно по отношению к революционным на

Деждам, то еще ужаснее по отношению к самому Ленину Ведь он договорился до

того, что массам легче принять его бюрократически диктаторский централизм,

по скольку «дисциплина и организация особенно легко усваиваются

пролетариатом именно благодаря этой фабричной «школе»

287

пойти на рискованный шаг: довериться свободе и спонтанному рабочему

движению. Авторитарный социализм узурпировал эту живую свободу ради

идеальной, будущей свободы. А сделав это, он вольно или невольно усилил

процесс порабощения трудящихся, начавшийся в эпоху заводского капитализма.

Совместное воздействие этих двух факторов привело к тому, что на протяжении

полутора столетий, за исключением лишь периода Парижской коммуны, последнего

прибежища бунтарской революции, единственная историческая миссия

пролетариата состояла в том, чтобы его предали. Пролетарии сражались и

умирали, чтобы привести к власти военных или интеллектуалов, будущих

военных, которые в свой черед навязывали им иго рабства. В этой борьбе,

однако, они черпали свое достоинство, признаваемое всеми, кто решился

разделить их надежды и горести. Достоинство это было завоевано ими вопреки

воле прежних и нынешних господ. Оно отрицает этих господ всякий раз, когда

они думают использовать его в своих целях. В каком-то смысле достоинство

предвещает и. закат.

Итак, экономические предсказания Маркса были, по меньшей мере,

поставлены под вопрос действительностью. В его воззрениях на мир экономики

верным остается лишь представление об образовании общества, все более и

более определяемого ритмом производства. Но и эту концепцию он разделял с

буржуаз-ной идеологией своей эпохи, полной веры в будущее. Буржуазные

иллюзии относительно науки и технического прогресса, разделяемые

авторитетными социалистами, породили цивилизацию укротителей машин, которая

вследствие конкуренции или воли власти может распасться на враждебные блоки,

но в плане экономики остается подчиненной одним и тем же законам:

аккумуляции капитала, рационализации и беспрерывного роста производства.

Политические различия, касающиеся большего ил меньшего могущества

государства, бывают ощутимы, но экономическое развитие способно свести их на

нет. Только разница во взглядах на мораль, только формальная добродетель,

противопоставленная историческому цинизму, кажется незыблемой Но и в этом

случае императив производства довлеет над обоими мирами и фактически в

плане экономики превращает их в единое целое ‘.

Как бы там ни было, если экономический императив и невозможно отрицать

2, то его последствия оказываются совсем не такими, как их

представлял себе Маркс. Экономически капитализм угнетает посредством

накопления. Он угнетает тем, что уже накоплено

‘ Уточняем, что производительность пагубна лишь в том случае, когда она

превращается в самоцель, переставая быть средством освобождения

2 Хотя роль его была невелика вплоть до XVIII века на

протяжении всех тех эпох, где его обнаруживал Маркс. Приведем примеры

исторических кон фликтов между разными формами цивилизаций, не

способствовавших прогрессу в уровне производства: гибель микенской

цивилизации, вторжение варваров п Рим, изгнание мавров из Испании,

истребление альбигойцев и т. д.

288

аккумулирует в процессе самовозрастания, и, чем больше аккумулирует,

тем сильнее эксплуатирует. Маркс не представлял иного выхода из этого

порочного круга, кроме революции. С ее приходом, полагал он, накопление

окажется необходимым лишь в той малой степени, в какой оно обеспечивает

поддержание общественного производства. Но революция в свой черед

индустриализируется, и тогда становится очевидным, что накопление зависит не

от капитализма, а от самой техники и что машина, так сказать, взывает к

машине. Любое жизнеспособное общество нуждается в накоплении, а не в

расточении своих доходов. Оно накапливает, чтобы расти самому и наращивать

свою мощь. Будь оно буржуазным или социалистическим, это общество

откладывает справедливость на будущее ради укрепления своей силы. Но одна

сила неминуемо сталкивается с другими. Она оснащается и вооружается,

поскольку и другие делают то же самое. Она не перестает заниматься

накоплением и будет заниматься им до тех пор, пока ей не удастся в

одиночку овладеть всем миром, ради чего, разумеется, она должна будет

развязать войну. Вплоть до этого момента пролетариат едва получает то, что

ему необходимо для существования. Революция бывает вынуждена путем огромных

человеческих издержек создавать промежуточное

индустриально-капиталистическое общество. Рента заменяется людскими

страданиями. Рабство становится всеобщим, а небесные врата остаются

закрытыми. Таков экономический закон мира, живущего культом производства, а

действительность оказывается еще более кровавой, чем этот закон. Революция,

загнанная в тупик своими буржуазными противниками и нигилистическими

поборниками, оборачивается рабством. Если она не сумеет пересмотреть свои

принципы и избрать иные пути, у нее не остается иного выхода, кроме рабских

мятежей, потопляемых в крови, до жуткой надежды на атомное самоубийство.

Воля к власти и нигилистическая борьба за мировое господство не просто

разогнали туман марксистской утопии. Она в свой черед стала историческим

фактом, который можно использовать, как и любой другой исторический факт.

Она, желавшая подчинить себе историю, затерялась в ней; она, стремившаяся

воспользоваться любыми средствами, сама стала циничным средством достижения

самой банальной и самой кровавой из возможных целей. Непрерывное развитие

производства отнюдь не разрушило капиталистический строй в угоду революции.

Оно в равной степени разорило и буржуазное и революционное общество в угоду

звероголовому идолу власти.

Каким же образом социализм, называющий себя научным, мог дойти до

такого противоречия с фактами? Ответ прост: он ненаучен. Крах социализма

обусловлен его довольно двусмысленным методом, притязающим одновременно на

детерминизм и пророчество, диалектику и догму. Если дух всего лишь

отражение вещей, он может опережать их ход разве что гипотетически. Если

теория определяется экономикой, она может описывать производство

289

в прошлом, но отнюдь не в будущем, которое остается всего лишь

вероятностью. Задача исторического материализма может состоять лишь в

критике современного общества, а об обществе будущего он оставаясь

научным может лишь строить предположения. Не потому ли, кстати, его

главный труд называется «Капиталом», а не «Революцией»? Но Маркс и марксисты

взялись за пророчества о будущем и о коммунизме в ущерб своим же постулатам

и научному методу.

Эти пророчества могли бы быть научными, не претендуй они на

абсолютность. Но марксизм не научен, а в лучшем случае наукообразен. Он

воплощение коренного разлада между научным разумом, плодотворным орудием

поиска, мысли и даже бунта, и разумом историческим, детищем немецкой

идеологии, порожденным ею в процессе отрицания всех высших принципов.

Исторический разум не есть разум, который согласно своему предназначению,

судит о мире. Притязая на

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн