Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

оно враг всем

видам угнетения? Что удивительного, что именно художники и интеллектуалы

становятся первыми жертвами современных тиранических режимов и правых и

левых? Тиранам ведь отлично известно, что произведение искусства таит в себе

мощный освободительный заряд, который представляется тайной лишь тем, кто не

верует в свободу. Каждое великое творение обогащает и возвышает облик

человека вот и весь его секрет. И никаким концлагерям, никаким тюремным

решеткам не уничтожить это потрясающее свидетельство человеческого

достоинства. И лгут те, кто утверждает, будто можно временно отменить старую

культуру, пока будет подготавливаться новая. Нельзя запретить человеку

непрерывно говорить о своем величии и ничтожестве, как нельзя запретить ему

дышать. Не существует культуры без наследия прошлого, и мы не можем и не

должны ничего отвергать из нашей, западной культуры. Каковы бы ни были

творения будущего, они все-таки будут нести в себе ту же тайну тайну

мужества и свободы, взращенную отвагой тысяч художников всех времен и

народов. Поистине, когда современная тирания доказывает нам, что художник,

даже замкнувшийся в своем ремесле, все же враг общества, она совершенно

права. Но этим утверждением она еще и воздает почести человеческой личности,

которую ничто до сих пор не смогло раздавить и уничтожить.

Мой вывод будет прост. Он состоит в том, чтобы среди шума и ярости

нашей истории сказать: «Возрадуемся!» И в самом деле, возрадуемся тому, что

оказались свидетелями кончины лживой и изнеженной Европы, тому, что судьба

столкнула нас с жестокими истинами. Возрадуемся, как положено обыкновенным

людям, тому, что долгое наваждение наконец рассеялось, и мы явственно видим,

что нам угрожает. И возрадуемся, как положено художникам, тому, что

вырвались из трясины сна разума, из глухоты и слепоты, что обрели силу

противостоять нищете и горю, тюрьмам и крови. Если при виде всего этого мы

сумеем сохранить память о прожитых днях и людских лицах, если, напротив,

созерцая красоту мира, мы не позабудем об униженных, тогда, и только

тогда, западное искусство мало-помалу вновь обретет свою царственную мощь.

Конечно, в истории немного было художников, столкнувшихся с такими

серьезными проблемами, как мы. Но именно оттого, что в наше время слова и

фразы, даже самые немудреные, оплачиваются ценою крови и свободы,

•художнику приходится учиться произносить их с величайшей

осторожностью. Опасность делает искусство классическим ведь в конце

концов всякое величие берет свое начало в риске.

375

ПРИМЕЧАНИЯ

Времена безответственных художников минули навсегда. Мы грустим о них

ведь нам было в них так уютно! Но давайте признаем, что испытание это в

то же время увеличивает наши шансы на овладение истинным искусством, и с

достоинством примем вызов. Свобода творчества недорого стоит, когда она

имеет лишь одну цель обеспечить удобство художнику. Для того чтобы та или

иная ценность, добродетель укоренилась в обществе, достаточно хотя бы не

лгать, говоря о ней, иными словами, платить за нее каждый раз, как

сможешь. Если свобода стала опасной, значит, ее вот-вот перестанут

проституировать. И я не могу одобрить, например, тех, кто скорбит сегодня об

упадке мудрости. На первый взгляд они как будто правы. Но в действительности

мудрость никогда не опускалась так низко, как в те времена, когда она была

безобидной утехой кучки гуманистов-книжников. Сегодня же, когда ей грозят

вполне реальные опасности, у нее, напротив, появились некоторые шансы на то,

чтобы снова встать во весь рост и завоевать всеобщее уважение.

Рассказывают, что Ницше после разрыва с Лу Саломе * погрузился в полное

одиночество; подавленный и одновременно вдохновленный перспективой своего

огромного труда, который ему теперь предстояло свершить без всякой помощи,

он бродил ночами по горам, окаймляющим Генуэзский залив, и, разжигая

гигантские костры из листьев и веток, глядел, как их пожирает огонь. Я часто

думал об этом пламени, и мне случалось мысленно ставить перед ним некоторых

людей и некоторые произведения искусства, дабы подвергнуть их испытанию этим

очистительным огнем. Так вот, наша эпоха это один из тех костров, чей

невыносимый, опаляющий жар, без сомнения, обратит в пепел многие так

называемые шедевры. Но есть и другие: эти устоят, не расплавятся в огне, и

именно они станут для нас источником безграничного экстаза разума, имя

которому «поклонение».

Можно, конечно, пожелать (я и сам желаю этого) не буйного пожарища, а

тихого огонька, краткой отсрочки, отдохновения души, побуждающего к сладким

мечтам. Но нет, наверное, иного покоя для художника, чем тот, что таится в

самом сердце битвы «Любая стена это дверь», сказал Эмерсон. Так не

будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба

Давайте искать отсрочку там, где ей положено быть: я хочу сказать в самой

гуще схватки. Ибо, по моему мнению (и на этом я закончу), там она как раз и

находится. Говорят, великие идеи прилетают в мир на крыльях голубки.

Прислушаемся: может быть. мы различим среди грома империй и наций слабый

шелест крыльев, тихое дыхание жизни и надежды. Одни скажут, что надежду эту

несет народ, другие что несет ее человек. А я убежден, что она живет,

дышит, существует благодаря миллионам одиночек, чьи творения и труды

каждодневно отрицают границы и прочие грубые миражи истории, чтобы помочь

хотя бы на миг ярче воссиять истине, вечно преследуемой истине, которую

каждый из них своими страданиями и радостями возвышает для всех нас.

МИФ О СИЗИФЕ

Начало работы над книгой можно отнести к маю 1936 г, когда в записных

книжках Камю появляются первые наброски плана книги об абсурде В это время

он находится под влиянием романов А Мальро (глава «Завоевание» прямо

перекликается с романом Мальро «Завоеватели») читает Кьеркегора, Шестова

Ницше, Кафку играет на сцене Достоевского знакомится, в основном по

второисточникам, с философией Хайдеггера и Ясперса, завершает дипломною

работу «Христианская метафизика и неоплатонизм» Однако обязанности

журналиста, театральная деятельность, написание первых своих литературных

произведений не оставляют времени для работы над философским эссе

Первая часть «Мифа о Сизифе» была написана с мая по сентябрь 1940 г ,

когда вместе с редакцией газеты «Пари Суар» Камю перебирается из Парижа

сначала в Клермон Ферран, а затем в Лион Приехав в конце 1940 г в Алжир (г

Оран), Камю завершает в феврале 1941 г «Миф о Сизифе» Книга была

опубликована в декабре 1942 г в издательстве «Галлимар»

В первом и во втором (1945) изданиях приложением служила вошедшая

впоследствия в основной текст глава «Достоевский и самоубийство» Этюд о

Кафке был впервые опубликован в 1943 г в журнале «Арбалет» начиная с

третьего, расширенного издания 1948 г этот этюд публикуется как приложение к

«Мифу о Сизифе»

Перевод выполнен А М Руткевичем по изданию Camus A Le Mythe de Sisyphe

Essai sur I’absurde P Gallimard, 1942

С 23 Лиа Паскаль друг Камю, они вместе работали сначала в основанной

П Пиа газете «Республиканский Алжир» в 30 е гг , а затем в газете «Комба»,

которой в годы Сопротивления фактически руководил Пиа Он и привлек к

подпольной работе Камю осенью 1943 г

С 24 Пиндар (ок 518442 или 438 до н э ) древнегреческий поэт

Возможно, Камю обратил внимание на это двустишие, читая П Валери Оно

использовалось последним в качестве эпиграфа к стихотворению «Морское

кладбище»

С. 25 Речь идет о покаянии и отречении Галилея от своих «заблуждений»,

то есть гелиоцентрической системы во время суда над ним римской инквизиции

Камю имеет в виду не вполне достоверную легенду будто Галилей с легкостью

отрекся от своих научных убеждений К этому образ) нередко обращались

философы экзистенциалисты подчеркивая различие между научной и

экзистенциальной истиной например, К Ясперс различавший знание и

«философскую веру»

Ла Полисе (настоящее имя Жак де Шабанн 14701525) маршал Франции,

участник «итальянских походов» погиб в битве при Павии В песне, сложенной о

его храбрости солдатами, каждый куплет заканчивался словами «За четверть

часа до смерти он был еще жив» В результате имя храброго военачальника вошло

в пословицу тривиальные суждения плеоназмы типа «масло масленое» стали

называться во Франции «лапалиссадами» Очевидно ччо Камю упоминает Ла Палисса

вне всякой связи с «ла палиссадами» речь идет о храбрости простоватого воина

В безмолвии сердца подобно Великому Деянию алхимиков Великое Деяние

понималось средневековыми алхимиками не только как изготовление философского

I камня способного превращать металлы в золото, но и символически, как

внутреннее преображение переход души от состояния, в котором преобладает

материальное начало к духовному просветлению, познанию Абсолюта В абсурдном

мире Камю «в безмолвии сердца» рождается мысль о самоубийстве

I С. 27. Перегрин (по прозвищу Протей) греческий философ киник

середины II в н. э. , некоторое время состоял в одной из христианских общин,

но затем был изгнан из нее Скитался по различным областям Римской империи во

время Олимпийских игр 165 г покончил жизнь самосожжением желая уподобиться

почитаемому среди киников Гераклу. Хотя о Перегрине упоминают многие авторы,

основным источником информации о нем является памфлет Лукиана «О смерти

Перегрина» См Лукиан Избр атеистические произв М 1955

Лекье Жюль (18141862) французский философ, представитель

неокритицизмаго смерть осталась загадочной для современников в ясную

погоду он отправился

«°ре и не вернулся

379

«Развлечение» Паскаля. Б. Паскаль (16231662) французский ученый и

философ, в своих «Мыслях» так писал о «развлечении»: «Люди не властны

уничтожить смерть, горести, полное свое неведение, вот они и стараются не

думать об этом и хотя бы таким образом обрести счастьеРазвлечение

единственная наша утеха в горе и вместе с тем величайшее горе: мешая думать

о нашей судьбе, оно незаметно ведет нас к гибели. Не будь у нас развлечения,

мы ощутили бы такую томительную тоску, что постарались бы исцелить ее

средством не столь эфемерным. Но развлечение забавляет нас, и мы, не замечая

этого, спешим к смерти». Франсуа де Ларошфуко. Максимы. Влез Паскаль. Мысли.

Жан де Лабрюйер. Характеры. М., 1974. С. 147148.

С. 28. Ясперс, Карл (18831969) немецкий философ. Начинал свою

научную и педагогическую деятельность как психиатр, с выходом в 1932 г. его

трехтомной «Философии» становится ведущим представителем экзистенциализма.

С. 30. «Забота»термин из «Бытия и времени» М. Хайдеггера

(18891976). «Забота» характеризует человеческое существование в целом, в

ней соединяются три структурных момента, модуса существования, являющиеся и

тремя измерениями времени- Камю использует термин «забота» не строго

философски, а метафорически, поскольку он вообще не ставит вопроса о

временной структуре экзистенции.

С. 31. Один современный автор речь идет о романе Ж. П. Сартра

«Тошнота» (1938), в котором в яркой художественной форме изложены основные

принципы экзистенциализма. Герой романа Антуан Рокантен испытывает

«тошноту», возникающую при столкновении с плотным, непроницаемым

«в-себе-бытием». Камю публикует в газете «Республиканский Алжир» (20 октября

1938 г.) рецензию на роман Сартра, в которой высоко оценивает насыщенность

романа философскими идеями, но упрекает за схематизм и отсутствие четких

выводов из констатируемого Сартром чувства абсурда. Некоторые суждения в

этой рецензии Камю почти дословно совпадают с рядом положений «Мифа о

Сизифе».

С. 32. Аристотель. Метафизика, IV, 8, 1520. // Соч. В 4 т. М., 1975.

Т. 1. С. 144.

Парменид (прим. 544450 до н. э.) древнегреческий философ,

представитель элейской школы. Учил о едином и неподвижном бытии, мыслимом на

«пути истины», тогда как мир чувственного многообразия и становления

относился им к иллюзорному «пути мнения».

С. 33. «Познай самого себя» Сократа изречение «Познай самого себя»,

начертанное на храме Аполлона в Дельфах, по преданию, принадлежит не

Сократу, а Хилону одному из семи греческих мудрецов. Однако в истории

философии оно связывается с учением Сократа это изречение как бы

определяло направление его поисков истины, переход от умозрительной

натурфилософии предшественников Сократа к теории познания, логике, этике,

человеческому самопознанию. Сократовское «я знаю, что ничего не знаю»

означало ограничение человеческого разума

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн