Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

в сравнении с божественной

мудростью, но в то же самое время Сократ считал, что знание возвышает

человека, уподобляет его богам. Рационализм Сократа, его стремление найти

всему сущему соответствующее определение, по мнению Камю, суть «бесплодные

игры с великими предметами», так как «вне всяких определений остается само

сердце».

С. 35. Ницше, Фридрих (18441900) немецкий философ, труды которого

оказали значительное влияние на Камю в период написания «Мифа о Сизифе»,

ссылки на них разбросаны по всему тексту Камю. В данном случае цитируется

работа Ницше «Так говорил Заратустра» (Спб., 1913. С. 195. У Камю имеется

пропуск в цитате, перевод несколько изменен). В дальнейшем отношение Камю к

творчеству Ницше изменилось. См. соответствующий раздел «Бунтующего

человека».

Кьеркегор, Серен (18131855) датский философ, теолог, писатель,

предтеча европейского экзистенциализма- Камю цитирует произведение «Болезнь

к смерти». Отрывок из данного произведения см.: Антология мировой философии.

М., 1971. Т. 3. С. 731732.

Шестов, Лев (18661938) русский философ и писатель, с 1920 г. жил в

Париже. Отталкиваясь от идей Достоевского и Ницше, создал учение о

трагической абсурдности человеческого существования, о независимости

индивида от каких бы то ни было природных или социальных закономерностей,

общезначимых истин или общеобязательных моральных норм. Философскому разуму

Шестов противопоставляет божественное откровение.

Шелер, Макс (18741928) немецкий философ, один из основоположников

философской антропологии, автор ряда работ по аксиологии, социологии знания

и другим

380

философским дисциплинам. Использовал учение Гуссерля об интуитивном

созерцании сущностей (эйдосов) для обоснования своего

религиозно-философского учения. См. прим. к «Бунтующему человеку».

С. 36. Камю цитирует работу Хайдеггера «Бытие и время» по

второисточнику (книга Гурвича «Современные тенденции немецкой мысли»).

С. 37. Горький аристократизм ИбсенаИбсен, Генрик (18281906)

норвежский драматург. На его творчество оказали определенное влияние идеи

Кьеркегора и Ницше. Камю имеет в виду, вероятно, такие пьесы Ибсена, как

«Вранд» и «Враг народа».

Гуссерль, Эдмунд (18591938) немецкий философ, основатель

феноменологии науки о феноменах сознания. Философия как «строгая наука»

должна, по Гуссерлю, найти последние самоочевидные принципы, каковыми не

могут быть догматические утверждения о мире в «естественной установке»

сознания, характерной как для наивного реализма здравого смысла, так и для

науки, принимающей предметы сознания за реально сушие. Утверждения в

«естественной установке» вероятностны, изменчивы, сомнительны. Чтобы прийти

к несомненным, самоочевидным истинам, требуется очистить сознание от всех

утверждений о реальности для этого Гуссерль предложил метод

феноменологической редукции, то есть «взятия в скобки» всех суждений в

естественной установке. Результатом редукции является «чистое сознание»,

совокупность интенциональных актов, истинность которых не вызывает никаких

сомнений. Учение Гуссерля об «усмотрении сущностей» многими чертами

напоминало платоновский идеализм, особенно в ранних «Логических

исследованиях», на которые ссылается Камю. Творчество Гуссерля, однако, к

платонизму не сводится, феноменологический метод использовался

философами-экзистенциалистами Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти,

отвергшими трансцендентализм и учение о «чистых сущностях».

Пруст, Марсель (18711922)французский писатель, автор цикла романов

«В поисках утраченного времени», один из основоположников модернизма в

литературе XX века.

С. 41. Камю цитирует не самого Ясперса, а изложение его философии

ученицей и последовательницей Ж. Херш в переведенной на французский язык

книге «Философская иллюзия».

С. 42. The time is out of joint»Порвалась дней связующая

нить»Шекспир, Гамлет, акт 1, сцена 5 (перевод Б. Пастернака).

С. 43. Лойола, Игнаций (14911556) испанский дворянин, деятель

контрреформации, основатель ордена иезуитов («Общество Иисуса»). Среди

предписаний Лойолы в его «Духовных упражнениях» содержится и упоминаемое

Камю «жертвоприношение интеллекта» главной целью является абсолютное

подчинение божественной воле, очищение от страстей, гордыни своевольных

помыслов. В педагогической практике иезуитов, в жизни монахов ордена это

предписание превращалось в требование беспрекословного подчинения

нижестоящих вышестоящим.

С. 44. К.ак говорил аббат Галиани госпоже д’Эпинеф. Галиани

(17281787) аббат, итальянский дипломат, экономист, писатель. Был

секретарем посольства Неаполитанского королевства в Париже, где поддерживал

связи с энциклопедистами. Наряду с другими научными и литературными трудами

получила известность его переписка с госпожой д’Эпине (Луизой Тардье

д’Эскавель, 17261783), французской писательницей, покровительницей Ж. Ж.

Руссо, принимавшей в своем салоне многих знаменитых людей века или

переписывавшейся с ними. В письме от 8 февраля 1777 г. аббат Галиаии писал:

«Нужно жить со своими болезнями. Проблема в том, чтобы жить, а не в том,

чтобы исцелиться».

С. 46. Бергсон, Анри (18591941)французский философ, представитель

философии жизни. В учении Бергсона сущность жизни непостижима для

интеллекта, она улавливается лишь с помощью интуиции. Камю сравнивает

феноменологию Гуссерля с интуитивизмом Бергсона, подчеркивая отличие

феноменологии, которая не содержит каких бы то ни было метафизических

утверждений: если у Бергсона имеется «сценарий», то есть космическое течение

жизни («жизненный порыв»), то феноменолог берет все подобые утверждения о

мире «в скобки», предмет познания конституируется интенциональными актами

сознания.

•»• 48. Цитируется работа Гуссерля «Логические исследования».

381

С. 49. Плотин (ок. 204/205269-/270) древнегреческий философ,

основатель неоплатонизма. Его философия оказала огромное влияние на

христианское богословие. Камю подчеркивает связь платонизма и неоплатонизма

с теологией, «приучение разума к духу вечности».

С. 53. Эвридика в греческой мифологии жена Орфея, умершая от укуса

змеи; Орфей спускается за нею в Аид, получает разрешение вывести Эвридику на

землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем приведет в свой

дом. Орфей нарушил запрет, по дороге оглянулся, и Эвридика осталась в

царстве мертвых.

С. 58. Гренье, Жан учитель и друг Камю, преподаватель философии,

оказавший на Камю значительное идейное и личное влияние в начале 30-х гг.

Ему посвящена книга Камю «Бунтующий человек».

С. 59. Алан (настоящее имя Эмиль Шартье, 18681951)французский

философ, оказал значительное влияние на ряд виднейших французских философов

и писателей как своими философскими эссе, так и своей педагогической

деятельностью.

С. 60. Г-жа Ролан (Жанна Мари Ролан де ла Платьер, 17541793)

супруга Ж. М. Ролана, крупного политического деятеля времен Великой

французской революции министра внутренних дел в правительстве жирондистов.

Принимала активное участие ; политической жизни, в ее салоне собирались

вожди партии жирондистов. Была казнен; якобинцами. Камю ссылается на

написанное г-жой Ролан «Воззвание к беспристрастному будущему», в котором

она незадолго до казни оправдывала свою деятельность перед лицом будущих

поколений.

С. 61. Руссо, Жан Жак (17121778) французский философ и писатель,

представитель Просвещения. В «Рассуждении о начале и основаниях неравенства

между людьми; Руссо противопоставляет цивилизации, испорченной частной

собственностью, деньгами насилием, угнетением, «естественное состояние»

человека. Это послужило поводом для насмешек Вольтера, писавшего: «Никогда

не было употреблено более ума на то, чтобы вселить в нас желание стать

животными; хочется ходить на четвереньках, читая ваш труд. Однако вот уже

более шестидесяти лет, как я потерял эту привычку и чувствую что мне, к

несчастью, не вернуться к ней; я оставляю этот естественный способ

передвижения тем, кто более достоин его, чем вы и я».

С. 62. Экклесиасткнига, входящая в состав Библии, авторство которой

приписывается царю Соломону. Камю не принимает трактовки образа Дон Жуана,

исповедующего философию смирения, мудрого спокойствия на склоне лет.

Тирсо де Молина (настоящее имя Габриэль Тельес, 15831648) испанский

драматург, автор более 400 комедий (до нас дошло 83). В 1600 г. принял

монашеский постриг, что не мешало ему писать светские произведения и

принимать участие в заседаниях Поэтической мадридской академии. Правда, в

1625 г. его едва не сослали в отдаленный монастырь за писание комедий,

несовместимых с монашеским званием. Наибольшую известность получила пьеса

«Севильский озорник, или Каменный гость», написанная предположительно между

1619 и 1623 гг. Впервые была напечатана в 1630 г. Образ Дон Хуана (Дон Жуана

во французском произношении) привлекал к себе многих писателей и драматургов

Мольера, Гофмана, Пушкина, Кьеркегора и других. В созданном Камю в 1937

г. «Театре труда» игрался «Каменный гость» Пушкина.

С. 63. Оскар Владислас де Любич-Милош (18771939) французский

писатель и поэт литовского происхождения. Начинал как поэт-символист,

позднее его творчество приобретает характер религиозного поиска Абсолюта, он

пишет ряд мистических произведений В пьесе «Мигель Маньара» (1913) речь идет

об одиноком, испытывающем раскаяние за содеянное Дон Жуане.

С. 66. Обитатель Сириуса. В «Микромегасе» Вольтера (1752) главным

героем является Микромегас (обитатель Сириуса), который, обладая огромными

размерами, рассматривает в микроскоп жителей Земли, с удивлением признает у

них наличие разума, ведет с ними философскую беседу. Вводя образ

инопланетянина, Вольтер дает возможность взглянуть на человечество со

стороны, посмеяться над его самомнением, над философскими и теологическими

предрассудками своего времени.

С. 67. Сигизмунд герой пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон».

С. 69. Протей в греческой мифологии морское божество, обладающее

способностью принимать облик различных существ. Эта изменчивость облика,

постоянные трансформации божества еще в древнегреческой философии привели к

употреблению его имени для обозначения вечно обновляющейся, приобретающей

многообразные формы материи. В этом смысле Камю говорит о «торжестве Протея»

в театральном искусстве.

382

Лекуярер, Адриена (16921730) знаменитая французская актриса,

исполнительница ролей в драмах Расина, Корнеля, Мольера. Была похоронена не

по христианскому обряду, за пределами кладбища, что вызвало возмущение

Вольтера, написавшего поэму «Смерть мадемуазель Лекуврер». См. также:

Кандид. Гл. XXII.

С. 72. Величие завоевателя… Смысл этого слова не зря изменился

Камю имеет в виду роман А. Мальро «Завоеватели», где главный герой романа

Гарин, принимающий участие в китайской революции, является воплощением той

жизненной установки, о которой пишет Камю. В этой главе «Мифа о Сизифе»

воспроизводится мироощущение и других героев романов Мальро 2030-х гг.,

прежде всего «Удел человеческий», «Надежда».

Прометей, родоначальник современных завоевателей Прометей в

греческой мифологии титан, благодетель человечества (по некоторым версиям

мифа и создатель людей из воды и земли). У Эсхила «все искусства у людей

от Прометея», выкравшего огонь у богов для людей. За это титан был прикован

к горам Кавказа и мучим орлом, клевавшим его печень. Миф о Прометее,

герое-бунтаре, восставшем против богов, неоднократно воспроизводился в

европейской литературе в этом смысле он используется и Камю:

«завоеватели» принимают участие в социальной революции, но в основе их

действий лежит «метафизический бунт». См. прим. к «Бунтующему человеку».

«Преодоление себя» в учении Ницше о воле к власти широко

используется термин «самопреодоление» (SelbstuberwindLing), то есть рост

власти над самим собой, преодоление боли и страдания, самоутверждение.

С. 76. Гора Елеонская в Евангелиях та гора, на которой находится

Гефсиманский сад (где Иисус Христос молился, чтобы, если возможно, миновала

его «чаша сия»), куда предавший его Иуда приводит «множество народа с мечами

и кольями, от первосвященников и старейшин народных», чтобы арестовать

Христа.

С. 77. Ему достаточно своей Абиссинии имеется в виду французский

поэт А. Рембо (18541891), который, будучи в расцвете сил и таланта, бросил

поэтическое творчество и, стремясь заработать побольше, уехал в качестве

торгового служащего в Абиссинию.

С. 79. «Этика» речь идет о произведении Спинозы (1677).

С. 81. и выпуске за декабрь 1876 года приведено рассуждение

«логического самоубийцы»Камю ошибаетсяэто октябрьский выпуск «Дневника

писателя» за 1876 г. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1981.

Т. 23. С. 147148.

С. 83. Как и во времена Прометея, они питаются слепыми надеждами «Я

от предвиденья избавил смертных… Слепые в них я поселил надежды» Эсхил.

Прикованный Прометей, 272274.

С. 84. Две цитаты могут проиллюстрировать полный метафизический

переворот, приводящий писателя к совершенно иным откровениям. Так как

рассуждения логического самоубийцы вызвали протесты критиков, в следующих

выпусках «Дневника» он развивает мысль и заключает: «Если убеждение в

бессмертии так необходимо для бытия человеческого (ибо без него следует

самоубийство), то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества,

а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует несомненно».

Здесь у Камю целый ряд неточностей. Во-первых, не совсем точна цитата:

слова в скобках («ибо без него следует самоубийство») являются переносом

несколько измененного окончания предшествующей фразы: «Без убеждения же в

своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше,

гнилее, а потеря высшего смысла жизни (ощущаемая хотя бы лишь в виде самой

бессознательной тоски) несомненно ведет за собой самоубийство. Отсюда

обратное нравоучение моей октябрьской статьи: «Если убеждение в бессмертии

так необходимо…» {Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л., 1982. Т.

24. С.

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн