В 18021817 гг. был посланником
сардинского короля в Санкт-Петербурге, где и были написаны основные его
сочинения, в том числе «Петербургские вечера». (1821. Т. 12), В философии
истории Де Местр сторонник провиденциализма; для политических воззрений
характерно превознесение социального порядка (отсюда и апология палача как
вершителя порядка). Был одним из ведущих идеологов клерикально-монархической
реставрации в Европе 18141848 гг.
С. 159. Племянник Раногерой произведения Дидро «Племянник Рамо»,
действительно существовавшее лицо, Жан-Франсуа Рамо, которого называли
«племянником Рамо», чтобы отличить от его дяди крупнейшего представителя
классицизма в музыкеЖана-Филиппа Рамо. Племянник Рамо был известен своей
беспринципностью, беспорядочным поведением. В диалоге Дидро он предстает как
циник, высмеивающий и все вокруг, и себя самого, ошеломляющий философа
«такой проницательностью и вместе такой низостью, чередованием мыслей столь
верных и столь ложных, столь полной извращенностью всех чувств, столь
бесконечной гнусностью и вместе с тем столь необычной откровенностью».
С. 160. Несправедливость по отношению к Марфе вероятно, имеется в
виду известное евангельское противопоставление Марфы и Марии, где Иисус
укоряет Марфу: «Ты заботишься и суетишься о многом, А одно только нужно.
Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк: 10, 4142).
Традиционно этот упрек интерпретировался как превосходство созерцательной
жизни над активной, веры над делами.
С. 170. Декаданспонимался Ницше не только как совокупность явлений в
культуре конца XIX в. литературно-художественный декаданс есть порождение
нигилизма, умственного и физического вырождения «высших людей». Декаданс
это победа слабых над сильными, триумф «рабской морали», хаотическая
спутанность инстинктов и страстей. Вместо того чтобы действовать, декадент,
жертва излишней чувствительности, стремится избавиться от страданий в
опьянении или с помощью наркотиков; но страдания может уменьшить и
«искусство для искусства». В обоих случаях мы имеем дело одним феноменом
вырождения европейской творческой элиты. Декаданс понимается Ницше и как
физиологическое вырождение, и как стремление к социальным реформам. Декадент
желает уменьшить страдания, и начинаются демократические, социалистические,
феминистские движения; в мстительной злобе декадент становится aнapxиcтом
разрушителем общества, каковое он считает «несправедливым».
С. 171. Для Ницше, как и для Толстого, Христосне бунтовщик. Ницше
был знаком с книгой Л. Н. Толстого «Моя религия», вышедшей в 1885 г. во
французском переводе, где ключ ко всему христианству Толстой видит в словах
Христа о непротивлении злу насилием, а все позднейшее христианство
рассматривается как отход от этой заповеди. Ницше в «Антихристе»
(«Антихристианине») говорит о непротивлении злу как о «глубочайшем слове
Евангелия», в некотором смысле «ключе к нему». Христос проповедовал
всепрощение, а не бунт; как «бунт рабов» христианство начинается, по Ницше,
с общины первых христиан («вновь вышло наружу самое неевангельское из чувств
мстительность») и получает окончательный вид у Павла, «величайшего из
апостолов мщения» (см.: Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов. М., 1989).
По Ницше, не вера, а творчество в широком смысле является заветом
Христа. В таком случае история христианства представляет собой лишь долгий
путь предательства этого Евангелия Камю не совсем точно передает мысль
Ницше. Если историю христианства Ницше действительно считал предательством
Евангелия, то он никоим образом не полагал Иисуса проповедником творчества.
Напротив, Ницше находит у Христа болезненную чувствительность ко всякой
реальности («любое прикосновение действует слишком сильно»), бегство от нее
во внутренний мир. «Страх перед болью, даже перед бесконечно малой величиной
боли может ли окончиться чем-то иным, нежели религия любви…»
(Антихристианин, § 30).
Термин «нигилизм» (от лат. nihil «ничто») Ницше, предположительно,
позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который, в свою очередь,
отталкивался от «Отцов и детей» Тургенева. У Ницше нигилизм означает потерю
всех ценностей, что ведет к декадансу, вырождению человечества. Нигилизм
неизбежное следствие христианства, «удвоения мира», противопоставления
дионисийскому потоку жизни вечных и неизменных моральных ценностейсначала
в философии Сократа и Платона, затем
390
в христианстве («платонизме для стада»). Христианство постепенно
разлагается, а вместе с тем утрачивается смысл человеческого существования:
«Высшие ценности обесцениваются. Нет цели, нет ответа на вопрос: «Зачем?»
(Воля к власти, II, 43). Появляются различные варианты «пассивного
нигилизма» — философия Шопенгауэра, «европейский буддизм», декаданс.
Социализм для Ницше есть одно из проявлений декаданса. Собственный «активный
нигилизм», учение о воле к власти, вечном возвращении и сверхчеловеке
противопоставляется Ницше «пассивному нигилизму».
С. 174. Amor fatiлюбовь к судьбе; odium fatiненависть к судьбе.
С. 175. Эмпедокл, бросившийся в кратер Этны Эмпедокл из Акраганта (V
в. до н. э.) древнегреческий философ и поэт. Существует несколько версий
его кончины, самой популярной (хотя и не самой достоверной) из которых
является его торжественное самосожжение в огненном жерле вулкана.
Но имя Диониса обессмертили лишь письма к Ариадне, написанные философом
в состоянии безумия образы древнегреческой мифологии Дионис. Лабиринт,
Тесей, Ариадна использовались Ницше для передачи главных идей своего учения,
и в то же самое время они имели для него личный смысл. Ариадна
ассоциировалась с Козимой Вагнер, последние, уже безумные письма, в том
числе и к «Ариадне», Ницше подписывал «Дионис» (иногда «Распятый Дионис»).
Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа, 14751507) сын папы Александра VI,
восславленный Макиавелли политический деятель, честолюбивым замыслам и
кровавым преступлениям которого положила конец смерть Александра VI,
отравившегося приготовленным для гостей ядом. Ницше считал неосуществившейся
возможностью Ренессанса занятие папского престола Цезарем Борджиа, то есть
разложение христианства изнутри и полное преображение Европы. Парсифаль
герой средневековых поэм о Св. Граале; в данном случае имеется в виду герой
музыкальной драмы Р. Вагнера, в которой воплотились христианские по духу
идеи Вагнера о самоотречении, уходе от мирских желаний. Ницше расценивал
позднее творчество Вагнера, в котором соединялись романтизированное
христианство и германский национализм, как лицемерие и проявление декаданса.
Цезарь Борджиа сам по себе не слишком хорош, но он реализует свою волю к
власти, а не уходит от мира, не отрекается от жизни, как Парсифаль.
С. 176. Розенберг, Альфред (18931946) ведущий теоретик
национал-социализма, автор труда «Миф XX века». Был министром по делам
оккупированных «восточных территорий», казнен по приговору Нюрнбергского
трибунала.
С. 180. Готорн (Хоторн), Натаниэл (18041864) американский писатель.
Лотреамон (настоящее имя Изидор Дюкасс, 18461870) автор «Песней
Мальдорора», оказавших значительное влияние на европейскую поэзию XX в.,
-прежде всего на сюрреализм.
С. 182. Вланшо, Морис (р. 1907) французский писатель, философ,
литературовед, автор работ о Лотреамоне, Саде, Малларме, Кафке, Рильке и
других писателях.
С. 184. Конфуций, Будда Конфуций (Кун фу цзы ок. 551479 до н. э.)
древнекитайский мыслитель, основатель наиболее влиятельной школы китайской
философии, превратившейся на рубеже нашей эры в своеобразную религию. Будда
(ок. 536 480 до н. э.) имя, данное индийскому принцу Гаутаме Сиддхарте,
создателю философского учения об «освобождении» и нирване, которое в
дальнейшем приобрело черты религиозной доктрины буддизма.
С. 185. Фантазио герой одноименной комедии А. де Мюссе.
С. 188. Сюрреализм surrealismeбукв. «сверхреализм»)авангардистское
направление, возникшее в начале 20-х гг. во Франции, оказавшее влияние на
литературу, живопись, скульптуру, театр, кинематограф. Продолжая традиции
романтико-анархического бунтарства против буржуазной цивилизации, сюрреализм
провозглашал своей целью изменение мышления, чувствования, общественного
уклада путем освобождения интуиции, сил бессознательного от власти
интеллекта и связанного с ним «буржуазного миропорядка».
Арагон, Луи (18971982) французский писатель, политический деятель.
Начинал как сюрреалист, после вступления в ФКП считал себя «социалистическим
реалистом». Автор многочисленных романов, поэтических и публицистических
работ.
391
Дадаизм (от франц. dada, в переносном смысле бессвязный детский
лепет) авангардистское направление в литературе и в живописи, сложившееся в
Швейцарии во время 1-й мировой войны. В 20-е гг. французские дадаисты
переходят к сюрреализму.
Бретон, Андре (18961966) французский поэт, ведущий теоретик
сюрреализма. Принимал активное участие в политической жизни в конце 40-х
гг., вместе с Камю, Сартром и другими «левыми интеллектуалами» выступал на
митингах, подписывал воззвания и т. п. В октябре 1951 г. Бретон опубликовал
открытое письмо в журнале «Арт», затем дал интервью, в которых подверг
критике трактовку Камю творчества Лотреамона и сюрреализма.
С. 189. Ваше, Жакдадаист, покончил с собой в 1919 г. Кровель. Рене
(1900 1935), Рига, Жак (18981929) писатели-сюрреалисты, также
покончившие жизнь самоубийством.
Нозьер, Виолетта преступница, была приговорена к смертной казни в
1929 г. за отравление.
Жарри, Альфред (18731907) французский поэт, писатель, драматург.
С. 190. Уолпол, Хорас (17171797) английский писатель, автор
готического романа «Замок Отранто» и трагедии «Таинственная мать».
Гельвеций, Клод Адриан (17151771) французский философ-материалист.
С. 191. Навиль, Пьерфранцузский социолог, публицист и писатель,
участник сюрреалистического движения, троцкист.
Элюар, Поль (Эжен Эмиль Поль Грендель, 18951952) французский поэт
участник первых сюрреалистических кружков. Активный участник Сопротивления,
г «1942 г. вступил в ФКП.
Каландра, Завис чешский журналист и писатель, провел шесть лет в
гитлеровских лагерях, в 1952 г. ему был вынесен смертный приговор в ЧССР.
Знавший Каландр; Элюар не принял участия в кампании протеста против
приговора.
С. 192. Арто, Антонин (18961948) французский поэт, актер,
театровед. В сере дине 20-х гг участвовал в сюрреалистическом движении, в
дальнейшем выступил ка» теоретик «театра жестокости».
Амиэль. Анри Фредерик (18211881)франкоязычный швейцарский писатель
находился под влиянием пантеистического идеализма Шеллинга и Гегеля.
С. 193. Батай, Жорж (18971962) французский писатель, философ.
Подлинная литература имеет, согласно Батаю, «прометеевский характер».
С. 194. Шар, Рене (р. 1907) французский поэт, близкий друг Камю.
С. 197. Шамфор, Себастьян Рок Николя (17411794) французский
моралист, автор «Максим и мыслей», «Характеров и анекдотов». Покончил с
собой во время якобинского террора. Один из любимых Ницше французских
писателей. Камю опубликовал в 1944 г вступительную статью к изданию «Максим»
Шамфора, в которой Шамфор характеризуется как «моралист бунта».
С. 199. Эти слова принадлежат герцогу де Лианкуру, они были ответом на
вопрос Лю довика XVI, узнавшего о восстании в Париже и взятии Бастилии: «Это
бунт?» «Нет. сир, это не бунт, это революция».
С. 200. Прудон, Пьер Жозеф (18091865) французский философ и
экономист, теоретик мелкобуржуазного социализма и анархизма.
Анахарсис Клоотс (Жан-Батист дю Валь-де-Грас, барон фон Клоотс.
17551794) немецкий аристократ, с 1776 г. жил в Париже, принимал участие в
работе над «Энциклопедией». С 1789 г. активный участник французской
революции, именовал себя «оратором рода человеческого» и «гражданином
человечества», был членом якобинского клуба. депутатом Конвента. В 1793 г.
сблизился с гебертистами и принимал участие в дехристианизации
392
Парижа и установлении Культа Разума. Был арестован, будучи обвиненным
Робеспьером в иностранном заговоре. Приговорен к смерти и казнен вместе с
другими ‘.’, гебертистами 24 марта 1794 г.
NC. 204. Равальяк, Дамьен Равальяк убийца Генриха IV (14 мая 1610
г.); Дамьен покушался на жизнь Людовика XV в 1757 г. (возможно,
покушения, как такового, не было, слабый удар был нанесен перочинным ножом,
дабы напугать короля). И Равальяк, и I «и» Дамьен были четвертованы.
Мишле, Жюль (17981874) французский историк и писатель, автор
многотомных «Истории Франции» и «Истории французской революции».
Боссюэ, Жак Бенинь (16271704) французский богослов, епископ. Был
воспитателем наследника престола, вел полемику с протестантами, с
квиетизмом. В «Рассуждении о всеобщей истории» дал обзор истории
человечества в духе провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами
народов. В политических сочинениях осуществлял богословское обоснование
абсолютизма как наиболее разумной формы правления.
С. 205. Савойский викарий «Исповедание веры савойского викария»
текст Ж. Ж. Руссо, включенный в IV книгу романа «Эмиль»; представляет собой
изложение религиознофилософских воззрений Руссо.
Дантон, Жорж Жак (17591794) деятель Великой французской революции,
один из вождей якобинцев.
Сент-Жюст, Луи Антуан де (17671794) участник французской революции,
член Комитета общественного спасения, ближайший сподвижник Робеспьера,
организатор и теоретик террора. Был инициатором социально-экономических
декретов о конфискации собственности эмигрантов и ее распределении,
политических декретов против гебертистов и дантонистов. Был арестован и
казнен вместе с Робеспьером. Его главное произведение «Республиканские
учреждения» было опубликовано посмертно.
С. 206. В основном социально-политическом трактате Руссо «Об
общественном договоре, или Принципы политического права» развивается учение,
оказавшее значительное влияние на вождей якобинцев.
С. 208. Фоше, Клод (17441793) архиепископ Буржа, принял активное
участие во французской революции, был депутатом сначала Законодательного
собрания, затем Конвента. Сторонник жирондистов, казнен во время якобинского
террора.
Верньо, Пьер Викторьен (17531793) один из руководителей жирондистов
в Законодательном собрании, затем в Конвенте. Был казнен вместе с другими
вождями Жиронды.
С. 210.