Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек. Альбер Камю

Ру, Жак (17521794) французский революционер, член клуба

кордельеров, отрекся от религиозного сана, проповедовал

социально-экономическое равенство, руководитель «бешеных». Был арестован в

сентябре 1793 г. и покончил с собой, узнав о приговоре революционного

трибунала.

Бриссо, Жак Пьер (17541794) французский политический деятель,

журналист, один из руководителей жирондистов (которых иногда даже называли

«бриссотенами»). Казнен во время террора.

С. 211. Vox populi, vox naturae глас народа, глас природы.

С. 212. Катон, Брут, Сцеволафранцузские революционеры постоянно

обращались к образцовым персонажам римской республики. Катон, Марк Порций

(9546 до н. э.) стоик, республиканец, покончивший с собой после

поражения помпейянцев в Утике (отсюда «Катон Утический»). Брут, Марк Юний

(8542 до н. э.) один из заговорщиков и убийц Цезаря во имя

восстановления республики. После поражения в битве под Филиппами покончил с

собой. Сцевола, Гай Муцийлегендарный римский герой, отправившийся в лагерь

этрусского царя Ларса Порсенны и сжегший в присутствии последнего на

медленном огне свою руку, чтобы продемонстрировать, что среди римлян есть

множество готовых к самопожертвованию юношей, способных убить царя ценою

своей жизни. Общим для всех этих римских героев являются верность

республике, готовность к ^’ираноубийству и к собственной гибели

во имя общего блага.

Монтескье, Шарль Луи (16891755) французский философ, писатель,

историк, идныи представитель французского Просвещения.

393

С. 213. Бернарден де Сен-Пьер. Жак Анри (17371814) французский

писатель, развивал руссоистские идеи о жизни согласно природе и добродетели

в романе «Поль и Виргиния» (1788). Является предшественником французского

романтизма.

С. 215. Марат, Жан-Поль (17431793) французский публицист и

политический деятель, один из вождей монтаньяров, «друг народа», был убит

Шарлоттой Корде.

С. 217. Бийо-Варенн, Ж. П. (17561819), Колло д’Эрбуа. Ж. М.

(17501796) члены Комитета общественного спасения, так называемые «левые

термидорианцы», принимали участие в заговоре по свержению Робеспьера, но в

связи с их многочисленными репрессивными деяниями во время террора были

осуждены на ссылку в Гвиану.

С. 218. Жорес, Жан (18591914) — французский политический деятель,

философ, историк. Один из лидеров французской социалистической партии,

основатель газеты «Юманите», противник национализма и войн. Был убит

националистом накануне 1-й мировой войны- Автор «Социалистической истории

французской .революции».

Речь идет об июльской революции 1830 г во Франции, которая завершилась

установлением конституционной монархии «короля-гражданина» Луи-Филиппа

Орлеанского.

С, 219. …дорожат еще Верховным Существомпосле отмены введенного

гебертистами Культа Разума по настоянию Робеспьера 7 мая 1794 г. был введен

культ Верховного Существа, формулируемый в духе деистической философии

Просвещения, в первую очередь философии Руссо. Робеспьер был противником

атеизма, которому он желал противопоставить (как и христианству)

«естественную религию», признающую существование Верховного Существа и

бессмертие души. Данный культ должен был иметь общественный характер с целью

развития гражданственности и республиканской морали. Первое и единственное

празднество в честь Верховного Существа отмечалось 20 прериаля II года (8

июня 1794 г.). После падения якобинцев этот культ был незамедлительно

отменен.

С. 221. Александр Север римский император, время правления с 222 по

235 г.

С. 224. Давид Штраус, Бруно Бауэр, Фейербах представители

младогегельянства. Штраус, Давид Фридрих (18081874) теолог, главное

произведение»Жизнь Иисуса», в котором все сверхъестественные события

Нового завета рассматриваются как мифы, причиной возникновения которых

является зависимость человека от природы.

Бауэр, Бруно (18091882) теолог, философ. Дал более радикальную,

чем Штраус, критику Евангелий; считал движущей силой истории самосознание,

деятельность «критически мыслящих» личностей.

Фейербах, Людвиг (18041872)философ-материалист. Вместе с отходом от

гегельянства сформулировал принципы собственного антропологического

материализма. В основном произведении Фейербаха «Сущность христианства»

религия рассматривается как иллюзия, имеющая своим истоком бессилие человека

перед лицом природы. Бог есть проекция на внешний мир человеческого духа,

отчуждение от человека его собственных сущностных сил, а религия

зависимость человека от продукта собственного мышления.

С. 227. Град Божий в трактате Августина Аврелия «О граде Божием»

проводится разделение на два вида человеческой общности: «град земной» и

«град Божий».

С. 228. Кожев, Александр (19021968) французский философ русского

происхожде^ния (настоящая фамилияКожевников). Занимал высокий пост во

французской администрации, получил известность как интерпретатор гегелевской

философии, прежде всего «феноменологии духа».

С. 231. «Подлинным богом, богом человеческим, будет Государство»»

комментарии к изданию эссе Камю в библиотеке «Плейады» указывается источник

это не сам Фейербах, а интерпретация его воззрений Ипполитом, писавшим,

что у Фейербаха «государство есть реализация божества на земле». Вероятно,

это комментарий к словам Фейербаха: «Государство есть реализованная,

развитая, раскрытая полнота человеческого существа» (Избр. фил. произв. М.,

1955. Т. 1. С. 132). Но такого рода трактовка воззрений Фейербаха на

государство является крайне односторонней, Камю превращает Фейербаха в

«государственника», каковым тот не был даже в начале своей деятельности,

когда был гегельянцем. В дальнейшем Фейербах выступает с критикой

государственности (см.. например, его тезисы «Право и государство»).

Homo homini lupus est «человек • человеку волк», homo homini

deus est «человек человеку бог».

Цитируется Фейербах, но, видимо, французский перевод несколько

отличается от

394

русского (либо Камю цитирует по памяти). Приводим весь отрывок: «Моим

первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто

однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому,

чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое

философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она

перестанет быть философией… Истинная философия заключается не в том, чтобы

творить книги, а в том, чтобы творить людей.

Никакой религии! такова моя религия; никакой философии! такова

моя философия» {Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской

биографии // Избр. филос. произв. Т. 1. С. 268).

С. 233. Кипе, Эдгар (18031875)французский историк, автор работ по

греческой, итальянской и немецкой истории, противник клерикализма.

С. 234. Университет, основанный в 1750 г. в Москве»Указ об учреждении

в Москве Университета» был подписан императрицей Елизаветой Петровнои 12

января 1755 г., открытие состоялось 26 апреля.

Своя ночь на 4-е августаимеется в виду знаменитое ночное заседание

Учредительного собрания в ночь на 4 августа 1789 г. (вошедшую в историю

Франции как «ночь чудес»), когда депутаты от дворянского сословия

добровольно отказались от своих феодальных привилегий.

С. 236. Камю цитирует не совсем точный перевод на французский отрывка

из письма Белинского к В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. В тексте вместо

обратного перевода на русский мы приводим аутентичный текст Белинского, но с

соответствующими французскому тексту сокращениями. В подлиннике этот отрывок

звучит следующим образом: «Благодарю покорно, Егор Федорыч, кланяюсь

вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому

филистерству уважением, честь имею донести вам, что если бы мне и удалось

влезть на верхнюю ступень лествицы развития, я и там попросил бы вас

отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории,’во всех жертвах

случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр., и пр.: иначе я с

верхней ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастия и даром, если не

буду спокоен насчет каждого из моих братии по крови, костей от костей моих

и п;;оти от плоти моея» (Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1.

С. 573).

Цит. Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1. С. 590.

Герцен писал о нигилизме в статьях: «Новая фаза русской литературы»,

«Еще раз Базаров». В последней статье Герцен говорит о нигилизме как о

«науке без догматов», «совершеннейшей свободе от всех готовых понятий, от

всех унаследованных обструкций и завалов». В целом Герцен считал «нигилизм»

неудачным термином: «Словонигилизм это слово жаргонное; первыми

выдвинули его, в России, враги радикального и реалистического движения»

(ответ Г. Вырубову // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., I960. Т. XX. Кн.

2. С. 511). Этот термин, по мнению Герцена, применим не к революционному

движению, а к «трагическому нигилизму Шопенгауэра». Вряд ли можно, таким

образом, говорить об «апологии нигилизма» у Герцена, в особенности если

учесть его критику проповедников «бунта» и террора Бакунина, Нечаева и

др. Герцен считал, что эта проповедь «разнуздания дурных страстей» ошибочна

теоретически и неприемлема этически. Спору с их взглядами посвящена его

работа «К старому товарищу» Еще резче он отзывался о пропаганде бакунистов в

личной переписке: г.’..он проповедует совершенное уничтожение собственности

и семьи… но ведь это вздор. И это было бы, действительно, возвращение в

обезьяны и в скуку однообразия, которую человечество, по своему

фантастическому элементу, не вынесет» (письмо Огареву от 24 марта 1869 г.).

Котляревский Н.А. (18631925) русский литературовед, автор работ о

сентиментализме, романтизме и декабристах.

С. 237. Данных фраз в тексте Тургенева нет: либо французский перевод,

используемый Камю. сильно отличается от оригинала, либо Камю вольно

объединяет несколько реплик Базарова.

С. 238 Мьсе Оме персонаж «Мадам Бовари» Флобера деревенский

аптекарь, тип самодовольного обывателя, провинциального вольтерьянца,

ссылающегося по любому поводу на науку.

Камю придерживается спорной версии о сумасшествии Писарева под конец

жизни и его самоубийства. Известно, что у Писарева были психические

затруднения еще до четырехлетнего заключения в одиночке; могло произойти

обострение, но говорить о сумасшествии все же не приходится — Писарев

продолжал писать одну статью за другой, готовил книгу о Дидро, принимал

участие в политической жизни. Сомнительна и версия о самоубийстве скорее

всего Писарев просто утонул, купаясь на Рижском взморье.

395

С. 239. Камю ошибается, покушение Каракозова на императора Александра

II произошло в 1866 г.

Манихейство созданное персом Мани (III в. н. э.) религиозное учение,

сочетавшее в себе положения зороастризма, христианства и гностицизма.

Поскольку в этом учении утверждается непримиримая борьба доброго и злого

начал, «манихейство» стало именем нарицательным: этот термин используется

для обозначения дуалистического, «черно-белого» видения мира. Бакунин, по

мнению Камю, впадает в «элементарное манихейство» поскольку революция и

государство выступают у него как абсолютное благо и абсолютное зло.

С. 240. Камю ставит вопросительный знак, поскольку у Бакунина

смешиваются две совершенно различных секты: итальянские Fraticelli XIIIXV

вв. и «богемские братья» XVXVI вв. Камю в данном случае дает пересказ

следующего отрывка «Кнутогерманской империи и социальной революции» М. А.

Бакунина: «В Богемии, славянской стране, имевшей несчастие сделаться частью

Германской империи, мы находим в народных массах, среди крестьян, такую

любопытную секту, как фратичелли, которые в борьбе между небесным деспотом и

сатаной дерзают брать сторону сатаны, этого духовного главы всех

революционеров, прошедших, настоящих и будущих, истинного творца

человеческого освобождения, по свидетельству Библии, отрицателя небесной

империи. подобному тому, как мы являемся отрицателями всех земных империй,

создателя свободы, того, кого Прудон в своей книге о Справедливости

приветствует с таким неподражаемым красноречием» (Бакунин М. А. Философия.

Социология. Политика. М., 1989. С. 277). Ни итальянские и провансальские

Fraticelli, выходцы из францисканского ордена, ни богемские братья

почитателями сатаны не были.

С. 241. «Интернациональное братство» созданное Бакуниным в Италии

тайное общество, которое не стало массовой организацией. Программным

документом был «Революционный катехизис» (1866).

«Катехизис революционера» документ был написан Бакуниным и Нечаевым

в 1869 г.

С. 245. ОхранаОхранное отделение было создано в 1881 г. при

Департаменте полиции, сменившей упраздненное в 1880 г. Третье отделение.

С. 246. Равашоль Ф. К., Вайан О., Анри Ю. французские анархисты

8090-х гг. прошлого века. Карно, Мари Франсуа Сади (18371894)

президент III Республики, был убит анархистом Казерио.

С. 247. Савинков, Борис (18791925) один из руководителей

эсеровской «Боевой организации», министр временного правительства, писатель

(псевдоним В. Ропшин). Камю пользуется французским переводом

«Воспоминаний террориста», в котором имеются некоторые несовпадения с

русским оригиналом. Так, фамилия Бориса Вноровского передана

как Войнаровский, в тексте Камю есть фразы, которые отсутствуют в

русском издании.

В мемуарах Савинкова Е. С. Созонов упоминается как Сазонов.

С. 24’8. У Камю очевидная ошибка Борис Вноровский погиб при

покушении на адмирала Дубасова. Как пишет Савинков: «После него остался

черновой набросок его автобиографии и последнее письмо к родителям».

С. 250. Фукье-Тенвиль, Антуан Квентин (17461795) общественный

обвинитель революционного трибунала во время якобинского террора, осужден и

казнен во время термидора.

С. 252. Ткачев, Петр Никитович (18441885) идеолог революционного

крыла народничества. Говоря о влиянии идей Ткачева на Ленина, Камю имеет в

виду положение

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать бесплатно, Бунтующий человек. Альбер Камю Анархизм читать онлайн