политической теории Ткачева о необходимости захвата
государственной власти: «Революционная партия все яснее и яснее начинает
сознавать, что без захвата государственной власти в свои руки невозможно
произвести в существующем строе общества никаких прочных и радикальных
изменений, что социалистические идеалы, несмотря на всю их истинность и
разумность, до тех пор останутся несбыточными утопиями, пока они не будут
опираться на силу, пока их не прикроет и не поддержит авторитет власти»
(Антология мировой философии. Т. 4. С. 370). Для захвата власти требуется
централизованная организация и тайная деятельность революционного
меньшинства («интеллигентное меньшинство придает материальной силе
соответствующую организацию и направляет ее к определенной цели». Там же. С.
372).
С. 256. Вальхалла (Валгалла «Чертог убитых») в скандинавской
мифологии небесное жилище, где пируют павшие в бою храбрые воины.
Юнгер, Эрнст (р. 1895) немецкий писатель и философ, В юности служил
в Иностранном легионе в Африке, воевал в 1-ю мировую войну. В 20-е гг.
выпустил ряд работ,
396
в которых воспевал войну как «магическое единение духа и крови».
Некоторое время примыкал к «национал-большевизму». В работах Юнгера начала
30-х гг. «Тотальная мобилизация», «Работник» обосновывается
«национальная революция», которая превратит каждого немца в
«рабочего-солдата», для которого весь мир «мастерская», «плановый ландшафт»,
«имперское пространство». Эти идеи были созвучны национал-социализму, однако
Камю не совсем точно прямо записывает Юнгера в нацисты к гитлеровскому
режиму Юнгер относился критически. После войны в философии Юнгера
преобладают аристократический анархизм, критика технической цивилизации и
массового общества.
Раушнинг, Герман (1887?)немецкий политический деятель и публицист.
Был близок нацизму, но в 1934 г. ушел в отставку с поста президента сената
Гамбурга, с 1936 г. в эмиграции, где написал работу «Революция нигилизма»
(1938), на которую ссылается Камю.
франк, Ганс (19001946) немецкий политическицй деятель, глава
нацистской юстиции, с 1939 г. генерал-губернатор Польши. Приговорен к
повешению на. Нюрнбергском процессе.
С. 259. «Fuhrerprinzip» «принцип вождизма», объявленный нацистскими
идеологами высшей формой управления и высшим проявлением народовластия.
Согласно этому принципу, вся полнота власти принадлежит верховному вождю,
выражающему народную волю; каждый государственный или партийный чиновник
полностью подчинен вышестоящему по иерархии вождю, но обладает широчайшими
полномочиями и полнотой власти над подчиненными.
С. 266. «Цветочки» Франциска Ассизского. Св. Франциск Ассизский
(11821226) итальянский монах, основатель нищенского ордена, названного
по его имени францисканским. «Цветочки»сборник легенд о жизни Св.
Франциска, записанный в начале XIV в.
Катарская ересь средневековая ересь, распространившаяся в XII в. в
Италии и на юге Франции (здесь они именовались альбигойцами). Придерживались
манихейского дуализма, отрицали католическую церковь с ее иерархией,
проповедовали ригористическое моральное учение. Катары неоднократно
осуждались папской властью, в начале XIII в. по инициативе папы Иннокентия
III был начат крестовый поход против альбигойцев. Для окончательного
истребления ереси была создана инквизиция.
Фабр Д’Оливе, Антуан (17681825) французский поэт, драматург, автор
историософского трактата «Философическая история рода человеческого».
Адам Кадмон каббалистов в каббалистической мистике было развито
учение о «первоначальном Адаме», духовной человеческой сущности, первообразе
творения. Адам Кадмон это соединительное звено между бесконечностью Бога
и конечными сотворенными им вещами.
С. 268. Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422.
Бональд, Луи (17541840)французский философ и публицист, критик
материализма и атеизма XVIII в., был одним из идеологов Реставрации.
Ренан, Жозеф Эрнест (18231892)французский историк, писатель, автор
ряда работ по истории христианства.
С. 269. «Спор Древних и Новых» литературная полемика конца XVII
начала XVIII в., велась во Франции между поклонниками античности и теми, кто
подчеркивал превосходство современной литературы. В споре участвовали Буало,
Перро, Расин, Лафонтен, Лабрюйер, фонтенель.
Тюрго, Анн Робер Жак (17271781)французский экономист, философ,
политический деятель. Был близок энциклопедистам, занимал посты в
королевской администрации, с 1774 по 1776 г.генеральный инспектор
финансов. Попытался осуществить экономические реформы, но вступил в конфликт
с двором, аристократией и парламентом и отстранен от должности. Камю
ссылается на произведение Тюрго «Рассуждение о последовательном прогрессе
человеческого разума», в котором развивается мысль о беспредельности
прогресса человеческого рода, движущей силой которого является ра-
Кондорсе, Мари Жан Антуан Николя де Каритат, маркиз де (17431794)
математик, философ, экономист, политический деятель. Автор
политико-экономических статей в «Энциклопедии». Принимал участие в
революции, является автором проекта организации
397
системы образования. Будучи жирондистом, скрывался во-время террора и
написал в убежище свое главное произведение «Эскиз исторической картины
прогресса человеческого разума», в котором дается оптимистическая картина
интеллектуального и морального прогресса человечества. Покинув убежите,
Кондорсе был арестован и покончил с собой в тюрьме.
Сорель, Жорж (18471922) французский философ и публицист, теоретик
анархосиндикализма. Буржуазному либерализму и социал-демократическому
реформизму противопоставил программу насильственного свержения
капиталистического строя (путем всеобщей забастовки). Социальные учения
считал «мифами», выражающими классовые интересы. Взгляды Сореля оказали
влияние как на революционный синдикализм, так и на доктрину итальянского
фашизма.
Токвиль, Шарль Алексис Клерель де (18051859) французский историк,
социолог, политический деятель, автор работ «О демократии в Америке» и
«Старый режим и революция». Один из основоположников .юлитической
социологии. Был министром иностранных дел Франции в 18491851 гг.
С. 270. Конт, Огюст (17981857) французский философ и социолог,
основоположник позитивизма.
С. 271. Рикардо, Давид (17721823) английский экономист, создатель
трудовой теории стоимости.
С. 272. Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 23. С. 21. С. 273. Primum aivere,
deinde philosophari прежде жить, а уж затем философствовать.
Маркс К.-, Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 594. С. 274. Маркс К.,
Энгельс Ф. Там же. С. 637.
Тьер, Луи Адольф (17971877)французский историк, публицист,
политический деятель. Автор «Истории Революции», основатель либеральной
газеты «Националь», оппозиционной Бурбонам в 20-е гг. В 3040-е гг. занимал
ряд государственных постов, в годы Второй Империи был одним из руководителей
либеральной оппозиции. Возглавляя Версальское правительство, способствовал
жестокому подавлению Парижской коммуны. С 1871 по 1873 г. президент III
Республики.
«Если у тебя нет ничего, то ты самничто»эти слова принадлежат не
Марю’> а Фейербаху (см.: Основные положения философии будущего//Избр.
филос. прои ; Т. 1. С. 192).
С. 276. См.: Маркс К… Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436. С. 277. Маркс
К… Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 313.
См.: Маркс К… Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 2. С. 123.
Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 230.
С. 278. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 429. Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 3. С. 35.
С. 279. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 303. С. 280. Маркс К.,
Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 588.
С. 282. Климент Александрийский (прим. 150215гг.),Гертуллиам (прим.
160225 гг.i отцы церкви, первые апологеты христианства.
С. 285. Бернхем, Джеймс (1905?) американский социолог. С 1933 г.
был сотрудником Л. Троцкого, в 1940 г. порывает с марксизмом в любых его
вариантах, подвергает критике социализм и капитализм в книге «Революция
управляющих» (1941), где обращает внимание на отделение функций управления
от функций владения, в результате чего появляется новый господствующий класс
менеджеров, независимый от влияния собственников и способный управлять в
интересах всего общества.
398
Вей, Симона (19091943) французская писательница, принимала
активное участие в политической жизни. Автор нескольких
религиозно-философских работ, вышедших посмертно. Камю ссылается на ее книгу
«Удел рабочего»; во время работы над «Бунтуюшим человеком» Камю писал и
предисловие к книге С. Вей «Укоренение».
французский публицист, теоретик анархосиндикализма
С. 287. Пеллутье, Фернан (18671901).
С. 290. Ларошфуко, Франсуа де (16131680)герцог, французский
писатель-моралист. Принимал активное участие во Фронде, после тяжелого
ранения и опалы он отходит от политической деятельности, пишет «Размышления
или сентенции и моральные максимы» (1665), в которых человеческое
существование описывается как подчиненное эгоистическим стремлениям,
себялюбию, темным страстям, социальным отношениям.
Пробабилизм в античной философии учение, согласно которому познание
абсолютной истины невозможно, но возможно различение истин более и менее
вероятных (Аркесилай, Карнеад). В Новое время доктрина иезуитов о
«вероятных мнениях», утверждавшая относительность нравственных норм.
Посредством казуистики они разработали систему вероятных мнений, пригодных
для оправдания любых действий.
С. 293. Эли Галеви (18701937) французский историк, автор работ
«Формирование философского радикализма», «История английского народа в XIX
веке» и др. Камю использовал его труды при написании «Бунтующего человека».
С. 294. См.: Вопросы философии. 1990. No 5. С. 121.
С. 295. Лассаль, Фердинанд (18251864) деятель немецкого рабочего
движения, президент Всеобщего германского союза. По всей видимости, Камю
цитирует совместную работу Маркса и Энгельса «Святое семейство…».
Полностью цитата звучит так: «Дело не в том, в чем данный момент видит свою
цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что
такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию,
исторически вынужден будет делать».
Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 6. С. 109110.
С. 296. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 12. Камю цитирует
Ленина, который, в свою очередь, дает собственный перевод отрывка из
«Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. В
современном русском переводе этот отрывок звучит следующим образом: «Самый
жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше
«авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый
могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец
эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому, не из-под палки приобретенному и
бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому
старейшине» (Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171).
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 173.
С. 297. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 17. В данном случае
перевод Лениным Энгельса также отличается от нынешнего: «Первый акт, в
котором государство выступает действительно как представитель всего общества
взятие во владение средств производства от имени общества, является в
то же время последним самостоятельным актом его как государства… На место
управления лицами становится управление вещами и руководство
производственными отношениями. Государство не «отменяется», оно отмирает»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 225).
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 26.
С. 298. Там же. С. 96.
Там же. С. 97.
С. 299. Там же. Т. 39. С. 84.
Гегелевский термин «тотальность» не по одному созвучию используется
Камю для объяснения феномена тоталитаризма. К понятию «тотальность»
постоянно прибегали сторонники гегельянской интерпретации марксизма. В
частности, о «тотальности истории» писал М. Мерло-Понти, сходную
интерпретацию гегелевской «феноменологии духа» дал А. Кожев. На Камю,
вероятно, оказала определенное влияние книга Н. А. Бердяева «Истоки и смысл
русского коммунизма», в которой имеется и оценка гегельянской версии
марксизма: «Лукач, венгерец, пишущий по-немецки, самый умный из
коммунистических писателей, обнаруживший большую тонкость мысли, делает
своеобразное и помоему
399
верное определение революционности. Революционность определяется совсем
не радикализмом целей и даже не характером средств, применяемых в борьбе.
Революционность есть тотальность, целостность в отношении ко всякому опыту
жизни. Революционер тот, кто в каждом совершаемом им акте относит его к
целому, ко всему обществу, подчиняет его центральной и целостной идее…
Тоталитарность во всем основной признак революционного отношения к
жизни… Русские революционеры и в прошлом всегда были тотальны. Революция
была для них религией и философией, а не только борьбой, связанной с
социальной и политической стороной жизни. И должен был выработаться русский
марксизм, соответствующий этому революционному типу и этому революционному
тоталитарному инстинкту. Это Ленин и большевики») (Бердяев Н. А. Истоки и
смысл русского коммунизма. Париж, 1955. С. 8788; М., 1990). Многие оценки
русского революционного движения в «Бунтующем человеке» непосредственно
связаны с данным произведением Бердяева.
С. 306. Райк, Ласло (19091949), венгерский коммунист, после
освобождения из нацистского концлагеря был министром внутренних дел Венгрии
(1946), принимал участие в ликвидации оппозиционных партий. С 1948 г.
министр иностранных дел. Был арестован и казнен в 1949 г.
С. 312. Атеистический экзистенциализм… на протяжении всего
«Бунтующего человека» Камю спорит, не упоминая их произведений, с Ж. П.
Сартром и М. Мерло-Понти. Расхождения с философами-экзистенциалистами (Камю
долгое время причисляли к этому направлению) касались как собственно
философских, так и политических проблем. Сартр завершал свой трактат «Бытие
и ничто» параграфом «Моральные перспективы» и работал в