Скачать:TXTPDF
Философия постклассического российского анархизма. Петр Рябов

и другие аксиомы классического анархизма.

Наряду с Боровым к числу крупных мыслителей постклассического российского анархизма относятся Яков Новомирский, Иуда Гроссман-Рощин, Аполлон Карелин, Варлаам Черкезов, Владимир Поссе, Александр Атабекян, Абба Гордин, Лев Чёрный, Всеволод Волин, Григорий Максимов, Пётр Аршинов, плеяда представителей мистического анархизма (попытавшегося соединить революционность анархического учения с духовным потенциалом гностического эзотеризма): от Георгия Чулкова до Василия Налимова, толстовцы и последователи Яна Вацлава Махайского. Названные имена и течения (а этот круг можно существенно расширить) обозначают целый идейно-мировоззренческий универсум, набор интереснейших философских и социальных построений и концепций, порой взаимно противоречивых. Проблемы самоорганизации социума, смысла истории, свободы, границ научного познания и экспансии сциентизма, власти, природы человека, функционирования общественных движений, массовой культуры – вот лишь некоторые вопросы, значимость которых несомненна и которые находились в центре их внимания. (Известно, какое существенное влияние философия анархизма на Западе в ХХ веке оказала на такие философские и художественные течения, как экзистенциализм, Франкфуртская школа, постструктурализм, синергетика, сюрреализм, ситуационизм и др.). Поэтому, хотя названные мыслители были в той или иной степени связаны с практическим анархическим движением России и мира, вполне правомерно говорить о них в совокупности, именно как о философском явлении, а не просто как об «идеологах» некоего движения. А потому изучать их должны не только историки (в качестве явления общественной мысли), но и философы. Должны, но почти не изучают.

Из предшествующего изложения стали ясны как контуры, персоналии, специфика постклассического анархизма, так и насущная необходимость его историко-философских исследований. Однако, обращаясь к современной историко-философской литературе, мы видим в этом отношении довольно безотрадную картину. Если в изучении философии классического анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина за последнюю четверть века кое-что всё-таки сделано[3], то исследованиями постклассического российского анархизма занимались совсем немного и немногие – почти исключительно историки, а не философы.

Всё же кратко перечислю то, что уже наработано и исследовано в отношении философии российского постклассического анархизма. Из зарубежных исследователей необходимо назвать американского историка анархизма Пола Эврича (недавно в России была издана его книга: Эврич П. Русские анархисты. Москва, 2006, – которая носит обзорный и беглый характер, давая лишь самое поверхностное представление о теме), живущего во Франции историка-анархиста Александра Скирду (в Париже изданы на русском языке его многочисленные работы по истории Махновского повстанческого движения; кроме того, к рассматриваемой теме относится его книга о Махайском: Скирда А. Социализм интеллектуалов. Ян Вацлав Махайский. Разоблачитель социализма, марксизма и самого Маркса. Париж, 2003), израильского историка-анархиста Моше Гончарока, изучающего историю еврейского анархизма и опубликовавшего на русском ряд книг (в частности: Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархического движения (идиш-анархизма). Иерусалим, 2002). Наконец, в недавно опубликованной в России книге француженки Фрэнсис Нэтеркотт о влиянии философии Бергсона на российскую мысль, определённое место уделяется российским анархистам А.А.Боровому и И.С.Книжнику-Ветрову (см. Нэтеркот Ф. Философская встреча. Бергсон в России (1907-1917). Москва, 2008).

Что касается современных переизданий трудов теоретиков российского постклассического анархизма, то можно отметить следующие издания: Боровой А.А. Анархизм. Москва, 2007; Волин В.М. Неизвестная революция. 1917-1921. Москва, 2005; Боровой А.А. Бакунин. Москва, 1994; Боровой А.А. Власть. // Анархия и Власть. Сборник. Москва, 1992; Анархизм. Сборник. Москва, 1999 (переиздание сборника анархических статей 1906 года); Эльцбахер П. Сущность анархизма. Минск, Москва, 2001 (этот классический труд начала ХХ века содержит неплохую подборку текстов теоретиков анархизма). Были изданы многочисленные источники по Махновскому движению и по мистическому анархизму. Также вышел сборник: Анархисты. Документы и материалы. Т.1,2. Москва, 1998-1999, содержащий немало свидетельств и документов о российских анархистах первой трети ХХ века. Были изданы многочисленные воспоминания участников и теоретиков Махновского повстанческого движения (самого Н.И.Махно, П.А.Аршинова и других). И всё же эти перепубликации (как и труды названных зарубежных авторов), во-первых, носят отрывочный, разрозненный характер, не давая систематического и сколько-нибудь полного представления о российской анархической мысли первой трети ХХ века и, во-вторых, явно более тяготеют к освещению истории анархического движения (и его деятелей), чем к освещению философии анархизма. И это неслучайно – ведь немногочисленные исследователи этих сюжетов и публикаторы этих текстов в подавляющем большинстве являются историками, затрагивающими философские проблемы лишь вскользь, попутно и «по касательной».

Обратимся теперь к соответствующим исследованиям. Они носят, как правило, локальный, фрагментарный, предварительный характер и посвящены отдельным персоналиям, событиям, организациям, лишь в редких случаях выходя на уровень обобщений. А.Л.Никитиным были изданы несколько монографий, статей и сборников по истории российского мистического анархизма[4]. А.В.Шубин выпустил обширные исследования по истории мысли российской анархической эмиграции 1920-1930-ых годов, о махновском социальном эксперименте и о месте анархизма в социалистической мысли[5]. В.В.Дамье издал огромный и уникальный по основательности и богатству содержания труд по истории мирового анархо-синдикализма[6], материалы которого могут помочь лучше понять и соответствующие искания российского анархизма и его место в мировых процессах. А.А.Штырбул опубликовал ряд исследований по истории сибирского анархизма[7]. Немало работ по различным проблемам истории российского анархизма были опубликованы петербургскими историками В.Д.Ермаковым, А.Н.Гарявиным и П.И.Талеровым. Среди этих работ нужно выделить монографию: Ермаков В.Д. Анархистское движение в России: история и современность. Санкт-Петербург, 1997. Большой их заслугой стала и подготовка упоминавшегося монументального библиографического словаря-справочника по истории анархизма в России. Изучением философии российского анархо-индивидуализма занимается И.В.Аладышкин. Историком В.В.Кривеньким (издателем двух томов материалов по истории российского анархического движения в ХХ веке), также были написаны несколько десятков небольших биографических статей о деятелях (включая теоретиков) этого движения[8]. Философом В.М.Артёмовым и историком права С.Ф.Ударцевым с объективистских, не «априорно-разоблачительных» позиций, были кратко рассмотрены идеи (преимущественно, политико-правовые и педагогические) российского анархизма, в том числе, и постклассического[9]. В.П.Сапон в своей монографии кратко обозрел идеи российского постклассического анархизма в контексте отечественной либертарной традиции (которую он, по моему мнению, толкует чересчур широко и формально)[10]. Историк Д.И.Рублёв в ряде статей рассмотрел идеи российских анархо-синдикалистов начала ХХ века и подробно исследовал проблему: «интеллигенция в анархической рефлексии России начала ХХ века». В сборниках, выпущенных Комиссией по творческому наследию П.А.Кропоткина при РАН, и в материалах «Прямухинских чтений» был опубликован ряд статей по истории и философии постклассического российского анархизма (в том числе, несколько статей автора этих строк).

Наконец, в периодических изданиях современных российских анархистов время от времени публикуются статьи о философии российского анархизма первой трети ХХ века. Особенный интерес у либертарных социалистов СНГ вызывают идеи Алексея Алексеевича Борового. В московском журнале «Община» и донецкой газете «Анархия» были опубликованы обширные статьи о нём, а в начале 1990-ых годов несколько российских анархистов даже создали Группу имени Алексея Борового, для изучения, пропаганды и развития его творческого наследия. За 15 лет эта Группа провела две научных конференции (в 1995 и 2000 годах) и издала две брошюры, посвящённые Боровому[11]. Такие современные анархические теоретики, как М.А.Цовма, А.В.Шубин, Д.И.Рублёв, В.В.Дамье, М.Н.Магид обращаются в своих произведениях к отдельным персоналиям и философским идеям своих российских предшественников вековой давности[12].

Этот беглый обзор имён, проблем и публикаций, разумеется, далеко не полон, но он вполне характеризует как достижения, так и недостатки современных исследований философии российского постклассического анархизма первой трети ХХ века. Перепубликация некоторых работ теоретиков российского анархизма (в то время как многие важнейшие труды того же Борового до сих пор ждут в архивах своего издания), биографические статьи и заметки о них, исторические исследования о различных аспектах анархического движения или отдельных идейных течениях (о мистическом анархизме, толстовстве или махаевщине) постепенно создают основу для обобщающих и фундаментальных историко-философских исследований российского постклассического анархизма, заново открывающих его идейное богатство и вписывающих его в современный философский контекст. Полагаю, что материалы данной статьи убедительно свидетельствуют о насущной необходимости подобных исследований, вводящих мысль анархических философов – продолжателей М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина – в поле зрения современной науки. Не просто переоткрытие, но концептуальное осмысление, анализ, конструктивная критика этих забытых идей и философских построений, несомненно, не только обогатит наше представление об отечественной и мировой культуре, но и даст пищу для размышлений по поводу современных (и вечных) проблем. Ведь до тех пор, пока в обществе существует отчуждение, бюрократизм, порабощение, манипуляция, а в человеке живёт стремление к свободе и самоуправлению, поиски и находки анархических мыслителей останутся актуальными и поучительными.

Примечания

[1]

Бердяев Н.А. «Судьба России» Москва, 1990, с.4.

[2]

Подробному рассмотрению и анализу философии классического анархизма посвящена монография автора этих строк: Рябов П.В. «Философия классического анархизма (проблема личности)» Москва, 2007.

[3]

Вышли четыре сборника основных сочинений Бакунина и около десятка изданий основных сочинений Кропоткина. Под эгидой Комиссии по творческому наследию П.А.Кропоткина при Российской Академии Наук вышли в общей сложности семь томов материалов, посвящённых П.А.Кропоткину (в том числе, материалы двух юбилейных Международных конференций 1992 и 2002 годов) и три тома материалов, посвящённых М.А.Бакунину. А в селе Прямухино под Торжком, на родине М.А.Бакунина, начиная с 2001 года силами бакуниноведов, анархистов и исследователей анархизма ежегодно организуются Прямухинские чтения, по итогам которых выходят сборники материалов. Наконец, за 1985-2008 годы вышли фундаментальные работы, посвящённые личностям, биографиям и учениям М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, принадлежащие Н.М.Пирумовой, В.Ф.Пустарнакову, С.Ф.Ударцеву, В.Н.Дёмину, В.А.Маркину, П.В.Рябову, А.В.Шубину. В частности: Пирумова Н.М. «Социальная доктрина М.А.Бакунина» Москва. 1990; Ударцев С.Ф. «Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность» Алматы, 1994; Дёмин В.Н. «Бакунин» Москва, 2006; Маркин В.А. «Неизвестный Кропоткин» Москва, 2002; Рябов П.В. «Философия классического анархизма (проблема личности)» Москва, 2007; Шубин А.В. «Социализм. «Золотой век» теории» Москва, 2007.

[4]

См., в частности: Никитин А.Л. «Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России. Исследования и материалы» Москва, 2000; Никитин А.Л. «Заключительный этап развития анархистской мысли в России» // Вопросы философии. 1991, № 8 и др.

[5]

См., например: Шубин А.В. «Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939 гг» Москва, 1998; Шубин А.В. «Проблема «переходного периода» в идеологии российской эмигрантской анархистской мысли 20-30-х годов» // Анархия и Власть. Сборник. Москва, 1992; Шубин А.В. «Проблема социальной революции в идеологии российской анархистской эмиграции 20-30-х гг» (автореферат диссертации кандидата исторических наук). Москва, 1990.

[6]

Дамье В.В. «Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами» Тома 1,2. Москва, 2006, 2007.

[7]

Главное из этих исследований: Штырбул А.А. «Анархистское движение в Сибири в 1-й четверти ХХ века. Антигосударственный бунт и негосударственная самоорганизация трудящихся: теория и практика» В 2 частях. Омск, Ч.1,2, 1996.

[8]

Эти статьи опубликованы в книге: «Политические партии России. Конец ХIХ – первая треть ХХ века. Энциклопедия» Москва, 1996.

[9]

Артёмов В.М. «Свобода и нравственность» Москва, 2007; Ударцев С.Ф. «Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность» Алматы, 1994.

[10]

Сапон В.П. «Философия пробудившегося человека. Либертаризм в российской леворадикальной идеологии (1840-е – 1917)» Нижний Новгород, 2005.

[11]

См.: Боровой А.А. «Бакунин» Москва, 1994; «Венок Алексею Боровому» Москва, 2001. См. также

Скачать:TXTPDF

Философия постклассического российского анархизма. Петр Рябов Анархизм читать, Философия постклассического российского анархизма. Петр Рябов Анархизм читать бесплатно, Философия постклассического российского анархизма. Петр Рябов Анархизм читать онлайн