оказывается, исчезли в эту пору, как это доказывается теперь замечательными открытиями, сделанными в Монголии, на Орхоне и в Люкчунской впадине (Дм. Клеменц) и около Лоб-Нора (Sven Hedin).
138
Если я придерживаюсь, по отношению к Англии, мнений, (называя лишь современных специалистов) Нассе, Ковалевского и Виноградова, а не мнений F. Seebohm’а (Denman Ross может быть упомянут лишь для полноты), то это не только потому, что взгляды вышеназванных трех писателей основаны на глубоком знании предмета, и при том согласны между собою, но также ввиду их превосходного знакомства с деревенской общиной вообще — знакомства, отсутствие которого сильно чувствуется в замечательном в других отношениях труде Seebohm’а. То же самое замечание можно сделать в усиленной степени и относительно изящных произведений Fustel de Coulanges’а, которого мнения и страстные истолкования древних текстов не находят иных сторонников, кроме его самого.
139
Литература о деревенской общине настолько обширна, что мы ограничимся здесь указанием на немногие работы. Так, работы Sir Herny Maine’а, F. Seebohm’а и Walter’а «Das alte Wallis» (Bonn, 1859), являются хорошо известными и широко распространёнными источниками для Шотландии, Ирландии и Уэльса. Для Франции можно указать: P. Viollet, «Précis de l’histoire du droit Français: Droit prive», 1886, и некоторые из его монографий в «Bibliothéque de l’Ecole des Chartes»; Babeau, «Le Village sous l’ancien régime» («мир» в XVIII-м веке), 3-е изд., 1877; Bonnemére, Doniol и др. Для Италии и Скандинавии главные работы переименованы в Лавелэ «Первобытная собственность» (немецкий перевод K. Bücher’a). Для финнов: Rein’s, «Foreläsningar», I, 15; Koskinen, «Finische Geschichte», 1874, и различные монографии. Для Лифляндии и Курляндии см. статью проф. Лучицкого в «Северном Вестнике» 1891 года. Для Тевтонов, помимо общеизвестных работ таких авторов, как Mauter, Sohm («AItdeutsche Reichs und Gerichts Verfassung»), см. также Dahn («Urzeit», «Volkerwanderung», «Langobardische Studien»); Janssen, Wilh, Arnold и др. Для Индии, помимо таких авторов, как H. Maine и писателей, которых он указывает, см. также Sir John Phear’s, «Aryan Village». Для России и южных славян см. работы Кавелина, Посникова, Соколовского, Ковалевского, Ефименко, Иванищева, Клауса и т. д. (Обширный библиографический указатель до 1880 года дан в «Сборнике сведений об общине» в изд. Русск. Геогр. Общ.). Общие выводы см. помимо Laveleye, «Propriete», Morgan’s «Ancient Society», Lippert’s, «Kulturgeschichte», Post Dargun и т. д., а также лекции M. Ковалевского («ТаЫeau des origines et de l’evolution de la famille et de la proprieté», Stockholm, 1890; имеется и в русском издании). Должно упомянуть также о многих специальных монографиях, список которых дан в работах P. Viollet «Droit privé» и «Droit public». Относительно других см. нижеследующие примечания.
140
Некоторые авторитетные ученые склонны рассматривать неделённую семью, как переходную стадию между родом и деревенской общиной и несомненно, что в очень многих случаях деревенские общины вырастали из таких неделённых семей. Тем не менее, я считаю неделённую семью фактом иного порядка. Мы находим её и внутри рода; с другой стороны, мы не можем утверждать, что неделённые семьи существовали когда-нибудь, не принадлежа в то же время к роду, или деревенской общине, или к «Gau». Я представляю себе, что ранние деревенские общины медленно возникали непосредственно из родов, и состояли, согласно расовым и местным обстоятельствам, или из нескольких неделённых семей, или же из неделённых и простых семей одновременно или же (в особенности в случаях образования новых поселений) лишь из одних простых семей. Если этот взгляд правилен, то мы не имеем права установлять такую серию: род, неделённая семья, деревенская община, — так как второй член рода не имеет той же этнографической ценности, как два других. См. Приложение ХIII-е.
141
Stobbe, «Beiträge zur Geschichte des deutschen Rechtes», стр. 62.
142
Немногие следы частной земельной собственности, встречающиеся в раннем варварском периоде, находятся лишь у таких племен (батары, франки в Галлии), которые в течение некоторого времени находились под влиянием императорского Рима. Inama — Sternegg. «См. Die Ausbilbung der grossen Grundherrschaften in Deutschland» том I, 1878. Также, Besseler, «Neubruch nach dem alteren deutschen Recht», стр. 11–12, цит. у Ковалевского, «Современный обычай и древний закон», Москва, 1886 г., т. I, стр. 134.
143
Maurer’a, «Markgenossenschaft Lamprecht’a, «Wirthschaft und Recht der Franken zur Zeit der Volksrechte», в «Historischer Taschenbuch», 1883 и Seebohm’а, «The Englisch Village Community», гл. VI, VII u IX.
144
Letourneau, в «Bulletin de la Societe d’Anthropologie»; 1888, том XI, стр. 476.
145
Walter, «Das alte Wallis», стр. 323; Дм. Бакрадзе и Н. Худадов в «Записках Кавказского Географич. Общ.», т. XIV, часть I.
146
Bancroft, «Native Races»; Waitz, «Anthropologie». III, 423; Montrozier, в «Bull. Soc. d’Anthropologie», 1070; Post, «Studien» и т. д.
147
Работы Ory, Luro, Laudes u Sylvestre о деревенской общине а Аннаме, доказывающие, что она имела там те же формы, как и в Германии или России, упоминаются в критической статье Jobbe-Duval’а в «Nouvelle Revue historique de droit Français et etranger», октябрь и декабрь, 1896. Хорошая работа о деревенской общине в Перу, до установления власти инков, была сделана Heinrich Cunow («Die Soziale Verfassung des Inka-Reichs», Stuttgart, 1896). В этой работе описаны общинное владение землей и общинная обработка земли.
148
М. Ковалевский «Современный обычай и древний закон», том I, стр. 115.
149
Palfrey, «History of New England», II, 13; цит. у Maine’а, «Village Communities», 1876, стр. 201 американского издания.
150
Königswarter, «Etudes sur le dévetoppement des sociétés humaines», Paris, 1850.
151
Таков, по крайней мере, закон у калмыков, обычное право которых имеет чрезвычайно близкое сходство с законами тевтонцев, древних славян и других.
152
Этот обычай до сих сохранился у многих африканских и других племен.
153
«Village Communities», стр. 65–68, 199.
154
В течение всего периода, вира (wehrgeld) платилась в возмездие за обиду обиженному; пеня же (fred) платилась общине, а впоследствии её заместителю — барину, епископу, королю — за нарушение мира, как повинная перед местными богами (или святыми) общины.
155
Maurer («Geschichte der Markverfassung». § 29, 97) держится вполне определенного взгляда по этому вопросу. Он утверждает, что «все члены общины… а равным образом светские и духовные властелины, часто бывавшие также отчасти совладельцами (Markberechtigte), и даже люди, посторонние общине, были подчинены ее юрисдикции» (стр. 312); местами такого рода представления были в силе вплоть до XV-го столетия.
156
Königswarter, loc. cit, стр. 50; J.Thrupp, «Historical Law Tracts», London, 1843, стр. 106.
157
Königswarter указал, что «fred» возникла из жертвоприношений, которые обидчик делал для умилостивления предков. Позднее она уплачивалась общине за нарушение мира; а ещё позднее — судье, королю, или помещику, когда они присвоили себе права, прежде принадлежащие общинам.
158
Post, «Bausteine» и «Afrikanische Jurisprudenz», Oldenburg, 1887, т. I, стр. 64 и след.; Ковалевский, loc. cit., т. II, стр. 164–189.
159
Ф. Миллер и М. Ковалевский, «В горных общинах Кабарды», в «Вестнике Европы», апрель, 1884 г.; у шахесвенов Муганской степи родовые войны из-за кровавой мести всегда заканчиваются браком представителей двух враждебных сторон (Марков, в приложении к «Запискам Кавказского Географического Общества», т. XIV, часть I, стр. 21).
160
Post, в «Afrikanische Jurisprudenz» даёт ряд фактов, иллюстрирующих представления о справедливости, вкоренившиеся у африканских варваров. То же самое можно сказать о всех серьёзных исследованиях в области обычного права варваров.
161
См. превосходную главу «Le droit de la Vielle Irlande» (также «Le Haut Nord»), профессора E. Nys, в «Etudes de droit international et de droit politique», Bruxelles, 1896.
162
George Dasent, «The Story of Burnt Njal». Введение, стр. XXXV.
163
«Das alte Wallis», стр. 345–350.
164
Манков, «Очерки юридических обычаев у мордвы», в «Записках Русского Географического Общества», по отделению этнографии, 1886, стр. 236, 257.
165
Henry Maine, «International Law», London, 1888, стр. 11–13; E.Nys, «Les origines du droit international», Broxelles, 1894.
166
Русский историк, казанский профессор Шалов, который был выслан в 1862 году в Сибирь, дал хорошее описание их учреждений в «Известиях Восточно-Сибирского отдела Географического Общества», том V, 1874.
167
Sir Henry Maine’s, «Village Communities», New-York, 1876, стр. 193–196.
168
Назаров, «Северно-Уссурийский край». Спб.,1887 г., стр. 65.
169
Hanoteau et Letourneau «La Kabylie», 3 volumes, Paris, 1883.
170
При созыве «помочи», миру полагается какое-нибудь угощение. Один из моих кавказских друзей рассказывал мне, что в Грузии, когда бедняк нуждается в «помочи», он берёт у богача одну или двух овец для приготовления такого угощения, а община, помимо своего труда, приносит еще столько провизии, чтобы бедняк мог уплатить сделанный для угощения долг. Подобный же обычай существует также и у мордвинов.
171
Hanoteau et Letourneau, «La Kabylie», II, 58. To же самое уважение чужеземцам является общим правилом у монголов. Монгол, отказавший в убежище чужеземцу, платит полную виру, в случае, если чужеземец пострадал вследствие отказа в гостеприимстве (Bastian, «Der Menschin der Geschichte», III, 231).
172
Н. Худадов, «Заметки о хевсурах», в «Записках Кавказского Географич. Общ.», XIV, I, Тифлис, 1890 г., стр. 68. Они также дали клятву не жениться на девушках, принадлежащих к их собственному союзу, проявив таким образом, замечательный возврат к древним родовым установлениям.
173
Дм. Бакрадзе, «Заметки о Закатальском округе», в тех же «Записках», XIV, I, стр. 264. «Сборный плуг» представляет обычное явление, как среди лезгин, так и среди осетин.
174
См. Post, «Afrikanische Jurisprudenz», Oldenburg, 1887; Münzinger, «Ueber dans Recht und Sitten der Bogos», Winterthmr, 1859; Casalis, «Les Bassoutos», Paris, 1859; Maclean, «Kafir Laws and Customs», Mount Coke, 1858 u мн. др.
175
Waitz, III. 423, seq.
176
Post, «Studien zur Entwicklungsgeschichte des Familien Rechtes», Oldenburg, 1889, стр. 270 seq.
177
Powell, «Annual Report of the Bureau of Ethnography», Waschington, 1881, цит. у Post’а «Studien», стр. 290; Bastian’s «Inselgruppen in Oceanien», 1883, стр: 88.
178
De Stuers, цитируемый у Waitz’а, т. V, стр. 141.
179
W.Arnold, в его «Wanderungen und Ansiedelungen der deutschen Stamme», стр. 431, утверждает даже, что половина распахиваемой в современной Германии земли была поднята в период времени между шестым и девятым веком. Того же мнения держится и Nitzsche («Geschichte des deutschen Volkes», Leipzig, 1883, том I).
180
Leo и Botta, («Histoire d’Italie», Французск. изд. 1844, т. I, стр. 37); Костомаров, «Начало единодержавия на Руси», статьи в «Вестнике Европы».
181
За кражу простого ножа назначался штраф в 15 solidi, а за кражу железных частей мельницы штраф в 45 solidi (см. Lamprecht’а, «Wirthchaft und Recht der Franken» в Raumer’s «Historisches Taschenbuch», 1883, стр. 52). Согласно закону Ринариев, меч, копьё и железные латы воина равнялись ценности, по крайней мере, 25 коров или 2 годам работы свободного человека. Одна лишь кирасса, согласно Салическому закону (Desmichels, цит. у Michele), оценивалась в 36 бушелей пшеницы.
182
Главное богатство вождей, в продолжение долгого времени, заключалось в их земельных владениях, заселенных отчасти пленными рабами, но преимущественно вышеуказанным нами способом. О происхождении собственности см. Inama Sternegg, «Die Ausbildung der grossen Grundherrschaften in Deutschland», в Schmoler’s, «Forschungen», т. I, 1878; F.Dahn’а, «Urgeschichte der germanischen und