Скачать:TXTPDF
Взаимопомощь как фактор эволюции. Пётр Алексеевич Кропоткин

romanischen Völker», Berlin, 1881; Maurer’а, «Dorfverfassung»; Guisot, «Essais sur l’histoire de France»; Maine’а «Village Community»; Botta, «Histoire d’Italie»; и работы Seebohm’а, Виноградова, J.R. Grene’а и т. д.

183

См. Sir Henry Maine’s «International Law», London, 1888.

184

«Ancient Law sof Ireland», введение; E. Nys, «Etudes de droit international»; том I, 1896, стр. 86 seg. Среди осетин посредники из трёх древнейших деревень пользуются особенно высокой репутацией (М. Ковалевский, «Современный обычай и древний закон», Москва, 1886, том II, стр. 217).

185

Позволительно думать, что это представление (связанное с представлением о tanistry), играло важную роль в жизни данного периода; но исторические исследования до сих пор еще не коснулись этого явления.

186

В хартии города Сэн-Кантена, относящейся к 1002 году, было ясно установлено, что выкупы за дома, обреченные на разрушение за преступления владельцев, шли на поддержание городских стен. Такое же употребление назначалось для Ungeld в германских городах. В Пскове штрафы вносились и хранились в соборе, и из этого штрафного фонда производились издержки па поддержание городских стен.

187

Sohm, «Fränkische Rechts und Gerichtsverfassung», стр.23, также Nitzsche, «Geschichte des deutschen Volkes», I, 78. To же было и в русских вольных городах. Ср. Сергеевич, «Вече и Князь»; Костомаров, «Начало единодержавия», Беляев и т. д.

188

См. превосходные замечания по этому вопросу в работе Augustin Thierry, «Lettres sur l’histoire de France», письмо 7-е. С этой точки зрения очень поучительны переводы у варваров некоторых частей библии.

189

Согласно англо-саксонскому закону, — в 36 раз более, чем за дворянина. По кодексу Ротари, убийство короля наказывалось, впрочем, смертью; но это нововведение (помимо римского влияния) было внесено в 642 году в Ломбардский закон, — как указали Leo и Botta — с целью защитить короля от последствий кровавой мести. Так как король в то время обязан был выполнять свои собственные решения, (точно так же, как раньше род был выполнителем собственных приговоров), и казнил сам, то его надо было охранить особым постановлением, тем более, что до Ротари несколько королей было убито один за другим (Leo и Botta, I, с., I, 66–90).

190

Kaufmann, «Deutsche Geschichte», том I, «Die Germanen der Urzeit», стр. 133.

191

Dr. F. Dahn, «Urgeschichte der germanischen und romanischen Völker», Berlin, 1881, т. I, 96.

192

Если я, таким образом, придерживаюсь взглядов, давно уже защищаемых Maurer’ом («Geschichte der Städteverfassung in Deutschland», Erlangen, 1869), то делаю это потому, что он вполне доказал таким образом, непрерывность эволюции от деревенской общины к средневековому городу, и что, только держась его взглядов, можно объяснить себе универсальность городского общинного движения. Savigny, Eichhorn и их последователи несомненно доказали, что традиции римской muniсiрiа никогда не исчезали вполне. Но они не приняли в расчет периода деревенских общин, пережитого варварами, прежде чем у них появились какие-нибудь города. Факт тот, что где бы человечество не начинало снова цивилизацию, — было ли то в Греции, Риме, или в средней Европе, — оно проходило чрез те же самые стадии: род, деревенскую общину, свободный город, и государство, причем каждая из этих стадий естественным образом развивалась из предыдущей. Конечно, опыт каждой предшествующей цивилизации никогда не утрачивался вполне. Греция (сама находившаяся под влиянием восточных цивилизаций) воздействовала на Рим, а Рим оказал влияние на нашу цивилизацию; но каждая из цивилизаций имела одно и то же начало — род. И точно также, как мы не можем сказать, что наши государства были продолжениями римского государства, мы не можем также утверждать, что средневековые города Европы (включая Скандинавию и Россию), были продолжением римских муниципий. Они были продолжениями деревенской общины варваров, на которые до известной степени влияли традиции римских городов.

193

M. Kovalevsky, «Modern Customs and Ancient Laws of Russia» (Ilchester Lectures), London.1891, лекция 4-я.

194

Потребовалось немало изысканий, прежде чем был надлежащим образом установлен этот характер так называемого удельного периода, работами Беляева («Рассказы из русской истории»), Костомарова («Начало единодержавия на Руси») и в особенности проф. Сергеевича («Вече и Князь»).

195

Ferrari, «Histoire des révolutions d’Italie», I, 257; Kalisen, «Die deutschen Städte in Mittelaiter», т. I (Halle, 1891).

196

См. превосходные замечания G.L. Gomme относительно Лондонского веча («The Literature of Local Institutions», London, 1886, стр. 76). Должно, однако, заметить, что в королевских городах вече никогда не достигало той степени независимости, которую оно приобрело в других местностях. Несомненно даже, Москва и Париж были выбраны князьями и церковью, как колыбели будущей королевской или царской власти в государстве, потому именно, что в них не было традиций веча, которое привыкло бы действовать в качестве верховной власти.

197

A. Luchaire «Les Communes Françaises», также Kluckohn, «Geschichte des Gottesfreuden», 1857; L. Semichon, «La paix et la treve de Dieu», т, II, Paris, 1869, пытался представить общинное движение исходящим из этой инструкции. Но в действительности treuga Die, подобно лиге, возникшей при Людовике Толстом для защиты от разбойничавшего дворянства и норманских нашествий, было вполне народным движением. Единственный историк, упоминающий о последней лиге, — а именно: Vitalis, — описывает её, как «народную общину» («Considerations sur l’histoire de France», в т. IV Aug. Thierry «Ocuvres», Paris, 1868, стр. 191 и прим.).

198

Ferrari, I, 152, 263, etc.

199

Perrens, «Histoire de Florence», I, 188; Ferrari, I, c., I, 283.

200

Aug. Thierry, «Essai sur l’histoire du Tiers Etat», Paris, 1875, стр. 414, примеч.

201

F. Rocquain, «La Renaissance au XII-e siécle», в «Etudes sur l’histoire de France», Paris, 1875, стр. 55—117.

202

Н. Костомаров, «Рационалисты XII-го столетия».

203

Очень, интересные факты о всеобщности гильдий можно найти в труде Rev. J. M. Lambert’а, «Two Thousand Years of Guild Life» Hulle, 1891. О грузинских амкари см. Елиазаров «Городские цехи» (Организация закавказских амкари) в «Записках Кавказского Отдела Географического Общества», XIV, 2, 1891.

204

I. D. Wunderer’s «Reisebericht» в Fichards «Frankturer Archiv», II, 245; цит. у Janssen, «Geschichte des deutschen Volkes», I, 355.

205

Dr. Leonard Ennen, «Der Dom zu Köln», Historische Einleitung, Köln, 1871, стр. 46, 50.

206

См. предыдущую главу.

207

Kofod Ancher, «On gamle Danske Gilder og deres Undergang», Copenhagen, 1785. Статуты гильдии Кну (Канута).

208

О положении женщин и гильдиях см. вступительные замечания г-жи Toulmin Smith к работе её отца, «Englisch Guild». Один из Кэмбриджских статутов (стр. 281), относящийся к 1503 году, положительно говорит об этом в следующей фразе: «настоящий статут составлен по общему согласию всех братьев и сестёр гильдии Всех Святых».

209

В средние века только тайное нападение рассматривалось, как убийство. Кровавая месть, совершаемая открыто, при дневном свете, считалась актом правосудия; убийство в ссоре не было убийством, если только нападающий выказывал готовность раскаяться и загладить совершенное им зло. Глубокие следы этого различия до сих пор сохранились в современном уголовном нраве, особенно в России («убийство в запальчивости и раздражении»).

210

Kofod Ancher, I с. Эта старая небольшая книга заключает в себе много таких сведений, которые были упущены из виду позднейшими изыскателями.

211

Они сыграли крупную роль в восстаниях рабов и несколько раз подряд подвергались запрещению во второй половине девятого века. Конечно, королевские запрещения оставались мертвой буквой.

212

Средневековые итальянские живописцы были также организованы в гильдии, которые в более позднюю эпоху стали художественными академиями. Если итальянское искусство той эпохи носит на себе такой яркий отпечаток индивидуальности, что мы даже теперь можем распознать различные школы Падуи, Бассано, Тревизы, Вероны и т. д., хотя все эти города находились под влиянием Венеции, то этим мы обязаны — по замечанию J. Paul Richter — тому факту, что живописцы каждого города принадлежали к отдельной гильдии, поддерживавшей дружественные отношения с гильдиями других городов, но жившей самостоятельной жизнью. Древнейший известный гильдейский статут — Веронский, — помечен 1303-м годом, но, очевидно, скопирован с какого-нибудь более древнего статута. В обязанности членов входили, по словам статута: «братская помощь в нужде всякого рода», «гостеприимство чужеземцам, проезжающим через город, ибо, таким образом, можно получить сведения о делах, которые желательно узнать», и «обязанность — оказывать помощь людям, впавшим в старческое одряхление» («Nineteenth Century», ноябрь 1890 и август 1892).

213

Главные работы об артелях указаны мною в статье «Russia», стр. 84, в 9-м издании «Encyclopedia Britannica».

214

См., например, тексты Кембриджских гильдий, приводимые Toulmin Smith («Englisch Guilds», London, 1870. стр. 274–276), из которых видно, что «всеобщий и главный день» был вместе с тем и «избирательным днём»; см. также Ch. M. Clode, «The Early History of the Guild of the Merchant Taylor’s», London, 1888, I, 45, u много др. О возобновлении присяги на верность гильдии см. сагу Jomsviking, упоминаемую в работе Pappenheim’а, «Altdänische Schutzgilden», Breslau, 1885, стр. 67. — Весьма вероятно, что, когда началось преследование гильдий, многие из них занесли в свои статуты лишь день общей трапезы и благочестивые обязанности членов гильдии, намекнув лишь в самых общих выражениях о юридических функциях гильдий. — Вопрос: «кто будет моим судьёй?» не имеет теперь никакого значения, с тех пор как государство присвоило своей бюрократии организацию правосудия; но он имел первостепенное значение в средние века, тем более, что собственная юрисдикция обозначала и самоуправление. Должно, впрочем, заметить, что перевод саксонского и датского выражения: «guildbretheren» или «brodrae» — латинским словом convivii также послужил к возникновению вышеуказанного смешения.

215

См. прекрасные замечания о frith-guild в работе J. R. Green и г-жи Green, в «The Conquest of England», London, 1883, стр. 229–230.

216

См. Приложение XIV.

217

«Recueil des ordonnances des rois de France», т. XI, стр. 562; цит. у Aug. Thierry в «Considérations sur l’histoire de France», стр. 196, издания в 12-ую долю листа.

218

A. Luchaire. «Les Communes Françaises», стр. 45–46.

219

Guilbert de Nogent, «De vita suа», цит. у Luchaire, там же, стр. 14.

220

Lebret, «Histoire de Venise», I, 393. Также Marin, цит. у Leo и Botta, в «Histoire d’Italie», франц. изд., 1844, т. I, 500.

221

Д-р W. ArnoId, «Verfassungsgeschichte der deutschen Freistädte», 1854, т. II, 227 и след.; Ennen, «Geschichte der Stadt Köln», т. I, стр. 228–229, а также самые документы, опубликованные Энненом и Эккертом.

222

J. R. Green, «Conquest of England», 1883, стр. 453.

223

Беляев, «Рассказы из Русской истории», т. II и III.

224

W. Gramich, «Verfassungs und Verwaltungs geschichte der Stadt Würzburg im 13 bis zum 15 lahrhundert», Würzburg, 1882, 34.

225

Когда судно доставляло груз каменного угля в Вюрцбург, то в первые восемь дней уголь мог быть продаваем только в розницу, причём каждая семья могла купить не более пятидесяти корзин. Оставшийся после этого груз мог быть продан оптом, но в мелочной продаже скупщику разрешалась лишь честная (zittliche) прибыль; бесчестная же (unzittliche) прибыль строго воспрещалась, (Gramich, I. с). То же самое было и в Лондоне («Liber albus»), цит. у Ochenkowski, «Еngland’s wirthschaftliсhe Entwiсkelung», Iena, 1879, стр. 161) и, в сущности, повсеместно.

226

См. Fagnier, «Etudes sur

Скачать:TXTPDF

Взаимопомощь как фактор эволюции. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать, Взаимопомощь как фактор эволюции. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать бесплатно, Взаимопомощь как фактор эволюции. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать онлайн