Аграфа.
Аграфа-неканонические высказывания Иисуса Христа. Высказывания Господа Иисуса Христа, не имеющие параллелей в Евангелиях, но содержащися в других книгах Нового Завета, либо у святых отцов. В подборке. В новозаветных книгах и в произведениях христианских писателей I- IV вв. встречаются отделные речения, которые цитируются как слова, признесенные Иисусом.
Они отсутствуют в каноничском тексте четырех евангелий, и их источники устновить пока не удается. Такие речения принято называть аграфа (неписаные). К аграфа условно можно отнести также речения, сохранившиеся в рукописных вариантах новозаветных евангелий, но не вошедшие в признанный церковью текст. Аграфа встречаются в посланиях Павла и в сочинениях таких почитаемых христианами писателей, как Юстин, Ориген, Тертулиан, Климент Александрийский. В этих произведниях можно найти трактовки образа Иисуса, отличные от канонической, и такие факты его жизнеописания, которых также нет в четырех евангелиях.
1. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:15 – 17) .
2. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Ефес. 5:14) .
3. Ибо он сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. Апост. 20:35) .
4. В тот же день он увидел человека, работавшего в субботу, и он сказал ему: «Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен, но, если не знаешь, ты проклят как преступивший закон» (Лк. 6.4. Cod. D).
5. И они оправдывались, говоря: «Этот век (букв. греч.- эон) неверия и беззакония Сатаны, который через нечистых духов не позволяет, чтобы истинная сила Божия была постигнута. Посему яви нам свою справедливость». И Христос ответил им: «Мepa лет (царства) Сатаны исполнилась. Но грядут страшные свершения, и (для тех) за кого, грешных, я принял смерть, чтобы они могли вернуться к Истине и не грешить больше и наследовать Духу и нетленной славе чистоты в небесах» (затем следует ст. 15 согласно каноническому тексту) (Рукописное добавление к Евангелию от Марка.
6. Будут вражда и раздоры (Флавий Иустин. Разговор с Трифоном иудеем.
7. В чем найду я вас, в том и буду судить.
8. Будьте опытными менялами (Апеллес у Епифания.- Епифаний. Панарион, или Антедот против ересей (Epifanii librorum adversus haereses proemium).
9. Никто не войдет в царствие небесное, кто не пройдет через искушение.
10. Попроси о великом, и Бог добавит тебе малое.
11. Те, кто со мной, не понимают меня (Деяния Петра) .
12. Ради слабых был слаб, ради голодающих голодал, ради жаждущих жаждал.
13. Если не сделаете среди вас нижнее верхним и правое левым, не войдете в царствие мое (Деяния Филиппа. 34).
14. Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится подобное изобилие произрастаний, Господь сказал: «Это увидят те, кто достигнет тех времен» (Папий у Иринея.- Ириней. Против ересей. XXXV. 33) .
15. Много раз желал я услышать единое из сих слов, и не было, кто бы сказал .
Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь. (Дидахе, 1:6)
Будем противиться всякой неправде и возненавидим её. (Послание Варнавы, гл. 4)
Вот, Я сделаю последнее так, как первое. (Посл. Варнавы, гл. 6)
Хотящие Меня видеть и получить Моё Царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями. (Посл. Варнавы, гл. 6) Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды. Будете как агнцы среди волков. Пётр же в ответ на это говорит: а если волки растерзают агнцев? Иисус сказал Петру: Агнцы не должны бояться волков после смерти своей; и вы не бойтесь, убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть ввергнуть их в геену огненную. (Втор. посл. Климента, гл. 5)
Если вы не сохраните малого, кто даст вам великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет. (Втор. посл. Климента, гл. 8) Возможно из неизвестного евангелия или «неотредактированого» раннего Лк 16:10-11
Когда двое будут одно, и внешнее, как внутреннее, мужской пол вместе с женским будет ни мужской, ни женский. Если вы так поступаете, приидет Царствие Отца Моего. (Втор. посл. Климента, гл. 12)
Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный. (Послание Св. Игнатия Смирнянам, гл.3)
Удивляйтесь тому, что перед вами. (Климент Александрийский. Строматы, 1, 9)
Кто удивлением проникся, тот воцарится, а воцарившийся в покой войдёт.
Возжелай и сможешь. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, что надеть. Ибо душа больше пищи, а тело – одежды. Ищите же прежде Царствия небесного и правды, ибо это – великое, а то – малое.
Блаженны гонимые ради Меня, ибо они обретут место, где не будут гонимы. Если кто из Израиля захочет, покаявшись во имя Моё, уверовать в Бога, то его грехи отпустятся ему. Через двенадцать лет выходите в мир. Пусть никто не скажет: мы не знали.