Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Апокрифические Апокалипсисы

быть порабощен, но поможет ему любовь, которую имеет он к ближнему. И до смерти Иакова не хотел Иосиф говорить о том, но Иаков, узнав от Господа, сказал ему. Но и тогда отрицал Иосиф, и едва убедился клятвами Израиля. 6. И просил Иосиф отца нашего помолиться за братьев его, дабы не зачел им Господь грех тот злой, что совершили против него. 7. И воскликнул Иаков: О достойное дитя, победил ты сердце Иакова, отца своего; и обняв его, целовал два часа, говоря: 8. Исполнится на тебе пророчество небесное об агнце Божием и Спасителе мира, что безупречный предан будет за беззаконников, а безгрешный умрет за нечестивцев в крови Завета во спасение народов и Израиля, и уничтожит Велиара и слуг его.

IV. Зрите же, дети мои, каков исход доброго мужа. В доброте уподобляйтесь милосердию его, дабы и вам носить венцы славы. 2. Ибо у доброго человека око не омрачится, он ведь жалеет всех, если и грешники это. 3. Если и недоброго желают ему, все же творящий добро побеждает зло, обороняемый Богом. Праведных же любит он как душу свою. 4. Если кто славен, не завидует ему; если кто богат, не ревнует; если мужествен кто, хвалит его; мудрого любит он, бедного жалеет; слабому сострадает, Бога славит. 5. Имеющего страх Божий защищает он, любящему Господа помогает; отвергающего Всевышнего наставляет он и обращает, а имеющего благодать доброго духа любит как душу свою.

V. Если и вы будете иметь добрые помыслы, то даже злые люди примирятся с вами, и распутные устыдятся вас и обратятся ко благу, и любостяжатели не только отступят от страсти своей, но и то, что нажили они алчностью, отдадут страждущим.. 2. Если будете творить добро, то и нечистые духи побегут от вас, и звери устрашатся вас. 3. Ибо где свет добрых дел, там и тьма бежит от него. 4. И тот, кто надменно хулит благочестивого мужа, раскается, ибо жалеет благочестивый хулителя и молчит. 5. И если кто предаст праведника, будет молиться тот. И пусть ненадолго унижен будет, вскоре еще светлее засияет, как было то с Иосифом, братом моим.

VI. Помышление доброго мужа — не в соблазняющей руке духа Велиарова. Ибо ангел мира ведет душу его. 2. И не взирает он с вожделением на тленное и не собирает золота из любви к наслаждениям. 3. Не радуется он наслаждениям, не обижает ближнего, не наполняется роскошью, не соблазняется взорами очей. Ибо Господьудел его. 4. Доброе помышление не внимает ни славе, ни хуле человеческой, и ни лжи, ни спора, ни хулы не ведает. Ибо Господь обитает в нем, и освещает душу его, и радуется он за всех во всякий час. 5. Благой помысел не имеет двух языков — благословения и проклятия, чести и поругания, покоя и смятения, лицемерия и правды, бедности и богатства, но обо всех у него чистое и незамутненное суждение. 6. Нет у такого человека ни зрения двойного, ни слуха, ибо во всем, что делает и что говорит, знает, что видит Господь душу его. 7. И очищает он помыслы свои, дабы не осудили его Бог и люди. У Велиара же всякое дело двойное, и нет в нем простоты.

VII. Потому, дети мои, говорю вам: убегайте зла Велиарова, ибо нож дает он повинующимся ему. 2. А нож этот семь зол порождает, сначала же зачинает мысль от Велиара. И первое зло — убийство, второе — разрушение, третье угнетение, четвертое — изгнание, пятое — нужда, шестое — смятение, седьмое опустошение. 3. Оттого и Каин семи возмездиям подвергся от Господа, ибо каждые сто лет по одному удару наносил ему Господь. 4. Когда было Каину двести лет, начал он получать их, а в девятьсот был повержен за Авеля, праведного брата его. Семь зол было суждено Каину, а Ламеху — семьдесят раз семь. 5. Ибо до века будут караться таким судом подражающие Каину в зависти и ненависти к братьям. Своеобразное истолкование Быт. 4:15 и 24.

VIII. Вы же, дети мои, убегайте злобы, зависти и ненависти к братьям, а прилепитесь к доброте и любви. 2. Ибо имеющий чистый помысел не взирает на женщину для блуда, и незапятнано сердце его, ибо почиет на нем дух Божий. 3. Ибо как солнце не оскверняется, если и видит грязь и нечистоты, но напротив, оно высушивает их и дурной запах изгоняет, так же и чистый ум, в мерзостях земных пребывающий, скорее очищает их, сам же не оскверняется.

IX. Скажу вам, по словам Еноха праведного, и о недобрых делах ваших, ибо блудить станете вы блудом Содомским, и не останется вас, кроме немногих. И вновь с женщинами предадитесь распутству, и не будет в вас царства Божия, ибо Господь тотчас заберет его. 2. Только в одном уделе вашем возникнет храм Божий, и будет последний славнее первого, и соберутся туда двенадцать колен и все народы до той поры, когда пошлет Всевышний спасение Свое посещением единородного Пророка. 3. И войдет Он в первый храм, и там будет поруган Господь и поднят на древо. 4. И раздерется завеса в храме, и перейдет дух Божий к народам, словно огонь прольется. 5. И поднявшись из ада, взойдет Он с земли на небо. Познал я, сколь смирен будет Он на земле и сколь прославлен на небе.

X. Когда же был Иосиф в Египте, желал я видеть лицо его и обличье его, и по молитвам Иакова, отца моего, узрел я его, бодрствуя днем, таким, каким был весь вид его. 2. И сказал им затем: Знайте, дети мои, что я умираю. 3. Творите же правду каждый ближнему своему, и закон Господа, и заповеди Его храните. 4. Ибо оставляю вам это вместо всякого наследства, а вы передайте детям вашим на владение вечное, ибо делали так Авраам, Исаак и Иаков. 5. И все это оставили они нам в наследство, сказав: Храните заповеди Бога до той поры, когда откроет Господь спасение Свое всем народам. 6. И тогда узрите вы Еноха, и Ноя, и Сима, и Авраама, и Исаака, и Иакова восставшими одесную Его в радости. 7. Тогда и мы воскреснем, каждый в уделе власти своей и преклонимся пред Царем Небесным на землю явившимся в обличье человеческом смиренно, и те, кто уверует в Него на земле, возрадуются с Ним. 8. И все воскреснут: одни — для славы, другие — для бесславия, и будет судить Господь первых Израиля за неправедность их ибо не уверовали они в Бога, явившегося во плоти. 9. После же будет судить Он все народы кои не уверовали в Него, явившегося на землю. 10. И обличит Он Израиля через народы избранные, как обличил Он Исава через Мадианитян, возлюбивших братьев их. Неясное место. Возможно, следует связывать его с рассказом, содержащимся в Час. 25. Будьте же, дети мои, в уделе боящихся Господа. 11. Если пребудете вы в святости, дети мои, и по заповедям Господа, то в твердой надежде будет вновь жить со мною, и соберется пред Господом весь Израиль.

XI. И не назовусь я более волком хищным Быт. 49:27. за хищность вашу, но работником Господним, пищу раздающим тем, кто творит добро. 2. И восстанет в последние времена возлюбленный Господа от семени Иуды и Левия, творящий благоволение уст Его знание новым освещая все народы. Свет знания, придет Он к Израилю во спасение его, и похитит у них как волк и отдаст собранию народов. 3. До скончания века пребудет Он в собраниях народов и во властителях их, словно песня сладкозвучная на устах всех. 4. И записан будет Он в книги святые, и дело, и слово Его, и будет Он Избранником Божиим до века. 5. И будет ходить Он среди них, подобно Иакову, отцу моему, говоря: Сам восполнит Он недостаток племени твоего.

XII. И закончив речи свои, сказал он: Завещаю вам, дети мои, вынесите кости мои из Египта и похороните меня в Хевроне рядом с отцами моими. 2. И умер Вениамин, будучи ста двадцати пяти лет, в старости прекрасной, и положили его во гроб. 3. И в девяносто первый год прихода сынов Израиля в Египет, отнесли кости отца своего тайно, во время войны Ханаанской, в Хеврон и погребли там у ног отцов его. 4. А сами возвратились они из земли Ханаанской и пребывали в Египте вплоть до дней исхода их из земли Египетской.

ВОЗНЕСЕНИЕ МОИСЕЯ

Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. по Р. X. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полком виде «Вознесение Моисея» сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31-32 главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно.

Editio princeps:

А. М. Ceriani. Monumenta sacra et prof ana. I, fasc. 1, Milano, 1861.

Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, Э 19, 1970.

B. B.

I. Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его, который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, — четырехсотый по отправлении из Финикии, Речь идет о переселении Иакова с сыновьями в Египет. Финикией назван Ханаан. — когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его, Втор. 31:14. — дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово:

«Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира.

Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что

Скачать:PDFTXT

ические Апокалипсисы Апокриф читать, ические Апокалипсисы Апокриф читать бесплатно, ические Апокалипсисы Апокриф читать онлайн