Скачать:PDFTXT
Апокрифические Апокалипсисы

он: «Это — те, кто дали совет построить башню. Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей. Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи. И явившись им, Господь изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя. И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное». Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь. Параллель к этому рассказу находится в Книге Яшар. О жестокости строителей башни рассказывает и Агада (Изречения равен Элеазара).

4. И сказал я, Варух: «Се, господин, великое и чудесное показал ты мне. И сейчас покажи мне все ради Господа». И сказал мне ангел: «Отправимся дальше». И отправился я с ангелом дальше от места этого примерно на сто восемьдесят пять дней пути, и показал он мне равнину и змея, длиной, как мне показалось, около двух сотен плетров. Плетр — мера длины, равная 29,6 м. И показал он мне ад, и вид его был мрачный и непотребный. И сказал я: «Что это за дракон, и что за дикость вокруг него?» И сказал ангел: «Дракон этот есть пожирающий тела живущих неправедной жизнью, ими же он питается, то же, что вокруг него — ад, который сам подобен ему, где он пьет из моря примерно с локоть, а воды нисколько не убывает». Можно понять, что змей и ад, хотя и не отождествляются, тем не менее находятся в какой-то труднообъяснимой связи друг с другом, что справедливо было отмечено Джеймсом в его комментарии. Ср. ниже, в гл. 5: «чрево его (дракона) — ад».

Сказал Варух: «Как же так?» И сказал ангел: «Слушай: Господь Бог сотворил триста шестьдесят рек, из которых из всех первые — Алфей, Авир и Гирик. Эти названия обычно никак не интерпретируются, за исключением Гирика: Джеймс предлагает видеть в нем реку Океан, опоясывающую Землю (gyros — круг). И, беря от них, не убывает вода в море». И сказал я: «Прошу тебя, покажи мне, какое древо прельстило Адама». Резкий поворот темы, вызывавший недоумение издателей. В начале гл. 5 разговор снова возвращается к змею. Это обстоятельство служило основанием для различных предположений относительно возможной неоднородности текста. И сказал ангел: «Это — виноградная лоза, которую насадил ангел Самаил, Самаил (Самуил) — Сатана. Ср. гл. 9. Джеймс говорит об известной ему версии, согласно которой запретным плодом был виноград. При этом он ссылается на еврейские толкования (мидраши) на Книгу Бытия. и на это разгневался Господь Бог. И проклял Он его и насаждение его, из-за чего и по какой причине не позволил Он Адаму прикасаться к древу. Восчувствовав же зависть, прельстил диавол Адама древом этим». И сказал я, Варух: «Когда виноградная лоза стала причиной столького зла и проклята была Богом, и погубила Первозданного, как же теперь она повсюду растет?» И сказал ангел: «Верно спрашиваешь ты: во времена, когда сотворил Бог потоп на земле и погубил всякую плоть и четыреста девять тысяч гигантов, и поднялись воды на пятнадцать локтей выше самых высоких гор, вошли воды в рай и погубили всякий цвет. Ветвь же виноградной лозы раз и навсегда изгнали они и выбросили прочь. И когда показалась из вод земля, и покинул Ной Ковчег, принялся он насаждать из тех растений, которые находил. Ср. Быт. 7 и 8. Нашел же он и эту ветвь, и взяв, стал помышлять в себе, что это такое; Быт. 9:20. и придя, сказал я ему о ней. И сказал он: «Посадить мне ее, или что мне делать с ней? Ведь когда Адам был ею погублен, то как бы и я не навлек из-за нее на себя Божьего гнева». И говоря так, взмолился он, чтобы открыл ему Бог о ней, что ему делать. И когда в молитве провел он сорок дней, и много умолял, и плакал, сказал он: «Господи, прошу Тебя открыть мне, что мне делать с этим растением?» Послал же Бог ангела Своего Сарасаила и сказал ему: «Встав, Ной, насади ветвь эту, ибо говорит Господь: «Горечь ее обратится в сладость, и проклятие станет благословением, и рожденное от нее станет кровью Божией, «Рожденное от нее» — вино; Мф. 26:28-29. и как через нее осужден был род человеческий, так вновь через Иисуса Христа Эммануила Мф. 1:23; Ис. 7:14. получат люди в ней вышнее призвание и вход в рай». Так вот же еще узнай, Варух, что подобно тому, как Адам через древо это осужден был и лишен славы Божией, так и из ныне живущих люди, ненасытно пьющие рожденное от него вино, совершают преступление, хуже Адамова, и далеки становятся от славы Божией и сами идут навстречу огню вечному. Ибо никакого блага через него не бывает, и происходит так с пьющими его до пресыщения. И брат не щадит брата, отец — сына, дети — родителей, Ср. Мк. 13:12. но из-за винопития случается всевозможное зло, такое, как убийства, разврат, прелюбодеяния, ложные клятвы, воровство и все тому подобное. Ср. сходные перечни грехов — Мф. 15:19; Гал. 5:19-21; ср. так же: Откр. Павла 5. И никакое благо через него не совершается». Окончание речи ангела находится в резком противоречии с ее началом, что опять же давало повод думать о вставке. Кроме того, текст в этом месте сильно испорчен. Так или иначе, о пьянстве ср. Завещ. Иуды 14-16.

5. И сказал я, Варух, ангелу: «Спрошу я тебя об одном, господин: когда уж сказал ты мне, что выпивает дракон из моря локоть, скажи мне: какова глубина чрева его?» И сказал ангел: «Чрево его — ад, и сколько пролетает свинец, пущенный тремястами мужами, таково и чрево его. Ср. апокриф. Откр. Иоанна 20. (Любопытная параллель у Гесиода — Теогония, 721-25.) Идем, и я покажу тебе дела еще большие этих».

6. И взяв меня, отнес он меня туда, где начинает свой путь Солнце. И показал он мне колесницу с четверной упряжью, и вырывался из-под нее огонь, и сидел на колеснице человек в огненном венце, и влекли ту колесницу сорок ангелов. Ср. 4 Цар. 23:11; Слав. Енох 6; Книга Еноха 72:5; 73:2. И се, впереди Солнца кружила птица величиной с девять гор. В апокриф. Откр. Иоанна (гл. 3) говорится о книге толщиной «в семь гор». И сказал я ангелу: «Что это за птица?» И говорит он мне: «Она — хранитель вселенной». И сказал я: «Господин, как это — хранитель вселенной? Объясни мне». И сказал мне ангел: «Птица эта летит вместе с Солнцем и, раскинув крылья, принимает лучи его, которые подобны языкам пламени. И если бы не принимала она их, не уцелел бы род человеческий, и вообще ничто живое, но приставил Бог эту птицу». И раскинула она крылья свои, и увидел я на правом крыле ее буквы весьма великие, каждая словно гумно, величиной около четырех тысяч модиев, Модий — мера объема, равная примерно 8,7 дм^3. и были те буквы золотые. И сказал мне ангел: «Прочти их». И прочел я, и гласили они: «Не земля рождает меня и не небо, а рождают меня крылья огненные». Буквально «крылья огня» языки пламени? И сказал я: «Господин, что это за птица, и как имя ее?» И сказал мне ангел: «Феникс имя ее». Ср. описание в Слав. Енох 6: «А огонь ему (Солнцу) дают сто ангелов. И два духа летят в образе двух птиц — один подобен фениксу, а второй — халкедре. Лица у них львиные, ноги, хвосты и головы — крокодильи, окрашены они цветами небесной радуги; величиной по девятьсот мер, и крылья у них ангельские». Ср. также Слав. Енох 8. И сказал я: «А что ест она?» И сказал он мне: «Манну небесную и росу земную». И сказал я: «Испражняется ли птица эта?» И сказал он мне: «Испражняется червяком, а из испражнений червяка получается корица — та, что употребляют цари и правители. Но помедли, и увидишь славу Божию». И пока говорил он, послышался словно бы раскат грома, и поколебалось место, на котором мы стояли. Ср. 3 Езд. 6:29; Деян. 4:31 и др. И вопросил я ангела: «Господин мой, что это за шум?» И сказал мне ангел: «Сейчас открывают ангелы триста шестьдесят пять врат небесных, и выходит через них свет из тьмы». Шесть и шесть врат (через шесть Солнце выходит, через шесть — заходит «по временам уставным и по обращениям лунным целого года») в Слав. Енох 6. См. прим. С. Аверинцева к этому месту в книге «От берегов Босфора до берегов Евфрата» (М., 1994). И пришел голос, говорящий: «Податель света, дай миру свет!» И услышав звук, издаваемый птицей, сказал я: «Господин, что это за звук?» И сказал он: «Звук, который пробуждает на земле петухов, ибо петух, подобно вторым устам, оповещает мир о наступлении утра своей песней. Ангелы приготовили Солнце — вот и кричит петух». О том, что земные птицы откликаются на голос Феникса и, вторя ему, оповещают мир о наступлении утра ср. Слав. Енох 6: «Тогда феникс и халкедра начинают петь стихи. И все птицы на земле бьют крылами, радуются Дающему свет и поют каждая своим голосом: Идет Дающий свет и дарует его Своей твари».

7. И сказал я: «А где пребывает Солнце после того, как кричит петух?» И сказал мне ангел: «Слушай, Варух: все, что показал я тебе, находится на первом и втором небе. И проходит Солнце по третьему небу, и дает миру свет. Но подожди, и увидишь славу Божию». И в тот самый миг, когда говорил он, вижу я птицу, и вновь появилась она предо мною, и мало-помалу увеличивалась она и вырастала, а позади нее — блистающее Солнце и с ним ангелы, несущие венец над головой его, вида и лицезрения которого я не мог вынести. И только засияло Солнце, как раскинул Феникс крылья свои. Я же, увидев подобную славу, умалился от великого страха и бежал, и спрятался среди крыльев ангела. И сказал мне ангел: «Не бойся, Варух, но подожди, и тогда увидишь еще и заход их».

8. И взяв меня, отнес он меня к Западу. И когда

Скачать:PDFTXT

ические Апокалипсисы Апокриф читать, ические Апокалипсисы Апокриф читать бесплатно, ические Апокалипсисы Апокриф читать онлайн