пришло время захода Солнца, снова вижу я впереди летящую птицу. И только приблизилась она, вижу я ангелов, и убрали они венец от головы Солнца. Ср. Слав. Енох 6: «…возьмут четыре ангела венец его и вознесут венец тот ко Господу; Солнце же повернет колесницу свою и совершит путь без света; а там возложат на него венец его». Птица же стала, присмирев, и сложила крылья свои. И увидев это, сказал я: «Господин, зачем убрали они венец от головы Солнца, и отчего так присмирела птица?» И сказал мне ангел: «Венец Солнца, после того, как прошло оно свой дневной путь, забирают четыре ангела и уносят на небо, и обновляют его, ибо осквернился он и лучи его на земле. Да и вовсе каждый день обновляется он подобным образом». И сказал я, Варух: «Господин, а из-за чего оскверняются лучи его на земле?» И сказал мне ангел: «Взирая на людские беззакония и неправедности: блуд, разврат, кражи, разбой, идолопоклонство, пьянство, убийства, вражду, ревность, злословие, ропот, наушничество, гадание и другие вещи, неугодные Богу. Ср. прим. 1 на с. 147. Из-за них оно оскверняется и поэтому обновляется. Ср. Завещ. Левия 3:1; Откр. Павла 4-5; Откр. Ездры 7. О птице же, почему она так присмирела: это потому, что сдерживает лучи Солнца, из-за огня и жара в течение всего дня — вот из-за чего она присмирела. Ведь если бы ее крылья, о чем уже говорил я тебе, не прикрывали кругом солнечных лучей, не уцелело бы ни одно дыхание».
9. И когда сложила она крылья, настала ночь с Луной и со звездами. И сказал я, Варух: «Господин, покажи мне и Луну, прошу тебя, то, как восходит она и как заходит, и в каком виде идет по небу». Ср. снова Слав. Енох 6. И сказал ангел: «Дождись — увидишь и ее спустя короткое время». И день спустя вижу я и ее в виде женщины, сидящей на колесе колесницы. И были впереди нее быки и агнцы запряжены в колесницу, и сонм ангелов также. И сказал я: «Господин, кто эти быки и агнцы?» И сказал он мне: «И они тоже ангелы». И еще вопросил я: «А почему она то возрастает, то убывает?» И сказал он мне: «Слушай, Варух: та, на которую смотришь ты, была записана Богом прекрасной как никакая другая. И в преступлении первого Адама зажгла она свет свой для Самаила, когда навлек он на себя одежды змея. И не скрылась, но возросла, и разгневался на нее Бог, и притеснил ее, и сократил ее дни». И сказал я: «А почему не светит она всегда, но только ночью?» И сказал ангел: «Слушай: как челядь не может смело говорить в присутствии царя, так пред лицом Солнца не могут воссиять Луна и звезды. Ибо звезды висят всегда, однако прикрыты Солнцем. И Луна, оставаясь целой и невредимой, истощается солнечным жаром».
10. И когда узнал я это все от архангела, взяв, отнес он меня на четвертое небо. И увидел я плоскую равнину, и посреди нее — озеро вод. Т. н. Ахеронтово озеро, ср. Откр. Павла 22, 31; Откр. Петра 14. И были там сонмища птиц всех родов, и не были птицы эти похожи на тех, что здесь, но увидел я журавля величиной с больших быков, превосходящего всех крупных животных, какие существуют в мире. И вопросил я ангела: «Что это за равнина, и озеро, и что за множество птиц вокруг него?» И сказал ангел: «Слушай, Варух: равнина эта вмещает озеро и прочие чудеса, которые есть на ней. Тут, водя бесконечные хороводы, ходят и беседуют друг с другом души праведников. Можно предположить, что невиданные птицы, о которых было только что сказано, и есть души праведников. Вода же — та, беря которую, облака проливаются на землю дождем, и возрастают плоды». И снова сказал я ангелу Господню: «А птицы?» И сказал он мне: «Они — те, которые ежечасно прославляют Господа». И сказал я: «Господин, как же люди говорят, что из моря вода, проливающаяся на землю?» И сказал ангел: «Дождевая вода — та, что из моря, и из земных вод, и вот эта. Та же ее часть, которая дает рост плодам — от этой воды. И еще узнай: от нее — то, что люди называют «росой небесной»».
11. И после того, взяв меня, отнес меня ангел на пятое небо. И были заперты врата. И сказал я: «Господин, разве не отворятся ворота эти, чтобы мы вошли?» И сказал мне ангел: «Не можем мы войти, пока не пришел Михаил, хранитель ключей от Царства Небесного. Подожди же, и увидишь славу Божию». И раздался голос громкий, как раскат грома. И сказал я: «Господин, что это за голос?» И сказал он мне: «Сейчас сойдет архистратиг Михаил, чтобы принять молитвы людей». И вот, пришел голос: «Да отворятся врата!» И отворились они, и раздался скрежет громкий, как при ударе грома. И пришел Михаил, и выступил навстречу ему ангел, бывший со мной, и поклонился ему, и сказал: «Радуйся, архистратиг мой и всего нашего войска!» И сказал архистратиг Михаил: «Радуйся, брат наш и тот, кто толкует откровения живущим праведной жизнью». И так приветствовав друг друга встали они. И увидел я архистратига Михаила держащим великую чашу: глубина ее — сколько есть расстояния от неба до земли, ширина ее — сколько от Севера и до Юга. И сказал я: «Господин, что это держит Михаил архангел?» И сказал он мне: «Это — чаша, куда приходят добродетели праведников и все благие поступки, совершаемые ими, которые затем доставляются пред лицем Бога Небесного».
12. И еще говорил я с ними, как вот, пришли ангелы, неся корзины, наполненные цветами. Ср. Откр. Павла 7-10. И отдали они их Михаилу. И вопросил я ангела: «Господин, кто они и что есть приносимое ими?» И сказал он мне: «Это — ангелы-власти». «Ангелы» — общее название для всех небесных сил. В небесной иерархии власти располагаются после сил перед началами (если идти сверху вниз) и таким образом формируют шестой ангельский чин. Примечательно, что здесь именно они оказываются напрямую связаны с людьми, несмотря на свое относительно высокое положение (см. ниже гл. 13). И взяв, опрокинул архангел корзины в чашу. И говорит мне ангел: «Цветы эти добродетели праведников». И увидел я других ангелов, несущих корзины пустые и ненаполненные. И шли они печальные, и не осмелились приблизиться, потому что не имели наград совершенных. И воззвал Михаил, говоря: «Ну же и вы, ангелы, несите, что принесли». И огорчился Михаил и ангел, бывший со мной, потому что не наполнили они чашу.
13. И так же затем пришли другие ангелы, плача и сетуя, и со страхом говорили: «Взгляни, как почернели мы, господин, ибо преданы мы дурным людям и желаем уйти от них». И сказал Михаил: «Не можете вы уйти от них, чтобы враг не завладел ими окончательно. Но скажите мне, чего вы просите?» И сказали они: «Просим тебя, Михаил архистратиг наш, переместить нас от них, ибо не в силах мы оставаться при людях дурных и безрассудных, ибо нет в них ничего доброго, но всяческая неправедность и корыстолюбие. Ведь ни разу не видели мы их входящими в церковь, или к духовным отцам, или чтобы сделать что-то во благо, но где убийство — они тут как тут, и где блуд, разврат, кражи, злословие, клятвопреступления, зависть, пьянство, вражда, ревность, ропот, наушничество, идолопоклонство, гадание и все тому подобное, Аналогичные списки грехов — см. прим. 1 на с. 147. там и они — делатели таких вот дел и других, еще худших. Потому просим мы позволения уйти от них». И сказал Михаил ангелам: «Подождите, пока я узнаю у Господа, чему быть».
14. И в тот самый миг отошел Михаил, и затворились врата. И был голос словно раскат грома. И вопросил я ангела: «Что это за голос?» И сказал он мне: «Сейчас приносит Михаил добродетели человеческие Богу».
15. И в тот самый миг пришел Михаил, и отворились врата. И принес он елей. И ангелам, принесшим полные корзины, наполнил он их елеем, говоря: «Отнесите, воздайте стократ друзьям нашим и тем, кто в трудах совершил благие дела. Ибо посеявшие как должно, собирают должную жатву». И говорит он и тем, что держат пустые корзины: «Давайте же и вы, заберите мзду по тому, что принесли, и воздайте сынам человеческим». И говорит он потом принесшим полные и принесшим пустые: «Пойдите и воздайте хвалу друзьям нашим и скажите им так: «Вот что говорит Господь: в малом верны вы Ему, надо многими поставит Он вас, войдите в радость Господа вашего»». Ср. Мф. 25:21.
16. И повернувшись, говорит он и тем, которые ничего не принесли: «Вот что говорит Господь: «Не будьте унылы и не плачьте, не оставьте же и сынов человеческих, но когда прогневили они Меня делами своими, пойдя, не дайте им покоя, и прогневите их, и огорчите народ неразумный. Еще вдобавок к этому нашлите гусеницу, ливень, ржавчину, саранчу и град с молниями и громом, и рассеките их надвое мечом и смертью, и детей их — демонами, ибо не услышали они голоса Моего, не соблюли заповедей Моих и не сделали по ним, но презрели заповеди Мои и оскорбили священников, возвещающих им слова Мои»».
17. И при этих словах затворились врата, и мы отступили. И взяв меня, опустил он меня на то место, с какого отправились мы в путь. И придя в себя, принялся я возносить славу Богу, удостоившему меня столь великой чести. Потому и вы, братья, кому в руки попало такое откровение, прославьте и вы Бога, чтобы и Он прославил вас ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ЗАВЕЩАНИЕ АВРААМА
Апокриф основан на главе 18 Книги Бытия. Был популярен в Средние века. Сохранилось много греческих рукописей, разделенных издателем Джеймсом на две группы: т. н. «версия В» (более ранняя, предположительно I в. по Р. X., иудейская) и «версия А» (развернутая, с христианскими добавлениями). Апокриф был переведен на многие языки; дошли коптские, эфиопские, арабские, славянские и румынские версии. Определенных доказательств существования еврейского оригинала нет.
Название можно объяснить тем, что текст был частью трилогии, куда входили также «Завещание Исаака» и «Завещание Иакова» (дошли в коптских переводах). Эта трилогия была подражанием «Завещаниям 12-и Патриархов». На самом же деле ни: какого «завещания» Авраам не оставляет,