Скачать:PDFTXT
Апокрифические Апокалипсисы

с небес и пожрал их. И тут был с неба глас архистратигу, говорящий: «Повели, Михаил архистратиг, остановить колесницу и верни назад Авраама, дабы не увидел он всей вселенной; ибо если увидит всех, живущих в грехе, погубит он все мироздание. Ибо вот, не грешил Авраам и не щадит грешников, Я же сотворил мир и не желаю погубить ни одного из них, но ожидаю смерти грешника, дабы жил он и мог покаяться. Вознеси же Авраама к первым вратам небесным, чтобы посмотрел он там на суды и воздаяние, и пусть покается перед душами грешников, которые он погубил». Ср. Откр. Ездры 2.

11. Поворотил Михаил колесницу и перенес Авраама на восток, к первым вратам небесным. И увидел Авраам два пути: одинузкий и тесный, другой же — широкий и просторный. И увидел там двое врат: одни врата широкие, в начале широкого пути, другие же, узкие, — в начале узкого пути. Метафора двух ворот, двух путей — узкого и широкого, встречается в Ветхом и Новом Завете неоднократно. Наиболее известное место — Мф. 7:13-14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Ср. Лк. 13:24. Однако, смысл не всегда один и тот же. Ср., например, 3 Езд. 7:6-9 и 7:12-13. А снаружи пред теми двумя вратами увидел мужа, восседавшего на золоченом престоле. И был вид того человека ужасен и подобен он был властелину. Царь, сидящий на престоле и судящий мертвых — образ, параллель которому есть в греческой мифологии: «В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса;/ Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он,/ Сидя; они же его приговоров, кто сидя, кто стоя/ Ждали…» (Гомер. Одиссея, XI, 568-571). В диалоге Платона «Горгий» (526 be) о суде в подземном царстве рассказано более подробно: судей трое — Радамант и Эак, держащие в руке жезл, и Минос с золотым скипетром, надзирающий над ними. Ср. также Цан. 7:9-10; Мф. 25:31 и др.; Откр. 4:2 и др. И увидел Авраам души, во множестве загоняемые ангелами через широкие врата, и увидел души другие, немногие числом, вносимые ангелами через узкие врата. И когда смотрел муж тот дивный, сидящий на золотом престоле, как лишь немногие души проходят через узкие врата, через широкие же — великое множество, тотчас хватался он за волосы на голове своей и за бороду на щеках своих и повергался наземь с престола, плача и рыдая горько. Когда же смотрел он, как много душ проходит через узкие врата, тогда поднимался с земли и вновь садился на престоле своем, в радости великой ликуя и веселясь. Вопросил же Авраам архистратига: «Господин мой архистратиг, кто муж сей удивительный, украшенный толикою славой, что то плачет и рыдает горько, а то ликует и веселится?» И сказал бесплотный: «Сей есть первозданный Адам, пребывающий в толикой славе, и взирает он на мир, ибо все от него произошли. И когда видит души, во множестве входящие через узкие врата, тогда поднимается с земли и садится на престоле своем, ликуя и веселясь в радости, ибо сии узкие врата есть врата праведников, ведущие к жизни, и входящие через них идут в рай. Потому и радуется первозданный Адам, что смотрит на души спасенные. Когда же видит он души, во множестве входящие через широкие врата, тогда рвет волосы на голове своей и повергается наземь, плача и рыдая горько. Ибо врата сии широкие есть врата грешников, ведущие к гибели и на вечную муку. Потому же первозданный Адам и падает с престола своего, плача и рыдая о гибели грешников, что много гибнущих душ, спасаются же немногие: на семь тысяч насилу находится одна спасающаяся душа, праведная и незапятнанная».

12. Еще говорил он мне это, и вот, явились два ангела, огненных ликом, безжалостных помыслом и суровых видом, Ср. Мф. 17:49-50. и гнали они тысячи душ, безжалостно осыпая их ударами, а одну душу держал ангел. И прогнали они все души те через широкие врата навстречу гибели. И вот, последовали и мы тогда за ангелами, и вошли во врата те широкие. И посередине между двух врат высился там престол ужасный, видом напоминавший ужасный кристалл, сиявший как огонь. И восседал на нем муж дивный, солнцеликий, подобный Сыну Божию. Вся картина напоминает описание Страшного суда в Апокалипсисе Иоанна. Перед ним же стоял стол кристалловидный, весь в золоте и виссоне. Поверх же стола положена была книга: толщина ее — шесть локтей, ширина же ее — десять локтей. Справа же и слева от стола стояли два ангела, держащие каждый бумагу, чернила и трость. Трость как орудие письма (иногда называется также «писчая трость») — ср. 3 Ин. 13; Пс. 44:2.

Впереди же стола восседал ангел светлый, держащий в руке своей весы, а слева от него — ангел весь огненный, безжалостный и суровый, в руке своей держащий трубу, в ней же — огонь всепожирающий, испытующий грешников. И муж тот дивный, восседавший на престоле, сам судил и обличал души. И два ангела справа и слева от него, вели запись, так что правый из них вел запись добродетелей, а левый — грехов. И ангел тот, что восседал впереди стола и держал весы, взвешивал души, а огненный ангел, держащий огонь, испытывал души. И вопросил Авраам архистратига Михаила: «Что сие перед нами?» И сказал архистратиг: «То, на что смотришь ты, благочестивый Авраам, есть суд и воздаяние». И вот, ангел, держащий душу в руке своей, вынес ее и поставил перед судьей. И сказал судья одному из ангелов, помогавших ему: «Открой мне книгу сию и найди в ней грехи души сей». И, открыв книгу, нашел он в ней поровну грехов и добродетелей, и не отдал душу ту ни наказующим, ни спасающим, но поставил ее посередине.

13. И сказал Авраам: «Господин мой архистратиг, кто судья сей предивный? И кто ангелы сии пишущие? И кто сей ангел солнцеликий, держащий весы? И кто сей ангел огненный, держащий огонь?» Сказал же архистратиг: «Видишь, благочестивейший Авраам, мужа страшного, восседающего на престоле? Сей есть сын Адама первозданного, нареченный Авелем, которого убил порочный Каин. Быт. 4:8. Других мест, где бы Авель был посажен судить души, нет. Основанием к такому выбору могло послужить то, что он пал первой жертвой человеческого греха (Быт. 4:10; Евр. 12:24) и потому имеет право на осуждение грешников. И посажен он здесь судить всякое творение, обличая праведников и грешников, ибо сказал Бог: «Я не сужу вас, но всякий человек человеком судим будет». Того ради предал Он суд в руки Авеля, чтобы судил он мир до великого и славного Его пришествия, и тогда, праведный Авраам, совершится последний суд и воздаяние — вечное и неотвратимое, которого никто не сможет оспорить. Ибо всякий человек произошел от первозданного Адама и потому сначала здесь предстает перед судом сына его. Во второе же пришествие будут все судимы двенадцатью коленами Израилевыми — всякое дыхание, и всякое творение. В третий же раз — всеобщим Владыкой Богом судимы будут. И тогда, наконец, близок будет тот суд к окончанию, и ужасен будет приговор, и нет избавителя. Так, в три ступени совершится суд над миром и воздаяние — и потому одним свидетелем или двумя не устанавливается непреложно истинность сказанного, но всякая речь подтверждается тремя свидетелями. Два же ангела, стоящие справа и слева — те, что ведут запись грехов и добродетелей; и тот, который справа, ведет запись добродетелей, тот же, что слева — грехов. Солнцедикий же ангел, держащий весы в руке своей, есть архангел Докиил, праведный весовщик, и взвешивает он добродетели и грехи в праведности Божией. Огненный же и безжалостный ангел, держащий в руке своей огонь, есть архангел Пируил, имеющий власть над огнем, и посредством огня испытующий людские дела; Имена Докиил и Пируил произведены от греческих слов docimazo — «испытывать» и pyr — «огонь» с добавлением обычного в таких случаях «-ил» (т. е. божество). Ср. общеизвестные имена архангелов — Михаил, Гавриил. и если чье дело сгорает в огне, тотчас хватает того человека ангел и от суда уносит его в место наказания грешников, горше которого нет. Если же дело кого из людей выдержит испытание огнем и не загорится от него, бывает оправдан тот человек, и берет его ангел праведности, и относит ко спасению, в удел праведников. Так, праведнейший Авраам, все и всегда испытуется огнем и весами».

14. Сказал же Авраам архистратигу: «Господин мой архистратиг, та душа, которую держал ангел в руке своей, как же присуждено ей стать посредине?» И сказал архистратиг: «Слушай, праведный Авраам: сие потому, что нашел судья поровну грехов и добродетелей ее, и ни на казнь не отдал ее, ни ко спасению, пока не придет всеобщий Судия». То есть Сам Господь Бог. Сказал же Авраам архистратигу: «Чего же тогда недостает душе этой для спасения?» И сказал архистратиг: «Если обретет одну добродетель сверх числа грехов, пойдет ко спасению». Сказал же Авраам архистратигу: «Се, Михаил архистратиг, сотворим молитву о душе этой, и посмотрим, услышит ли нас Господь». И сказал архистратиг: «Аминь, да будет так». И сотворили они прошение и молитву о душе той, и услышал их Бог, и, восстав от молитвы, не увидели они душу стоящей там. И сказал Авраам ангелу: «Где душа, которую держал ты посередине?» И сказал ангел: «Спасена она молитвой твоей праведной, и вот, взял ее ангел светлый и вознес ее в рай». И сказал Авраам: «Славлю имя Бога Всевышнего и милость Его безмерную!» Сказал же Авраам архистратигу: «Прошу тебя, архангел, внемли просьбе моей: воззовем еще раз с мольбой к Господу, поклонимся милосердию Его и попросим о милости к душам грешников, которых я только что по злобе сердечной проклял и погубил — тех, кого поглотила земля и тех, кого растерзали звери, и тех, кого пожрал огонь по слову моему, ибо теперь знаю я, что согрешил пред линем Бога нашего. И вот, Михаил архистратиг вышних сил, воззовем же к Господу со слезами, чтобы отпустил Он грех мой и простил его мне». И внял ему архистратиг, и сотворили они молитву пред лицем Божиим. И долго уже взывали они, когда пришел с неба голос, говорящий: «Авраам, Авраам, услышал Я голос

Скачать:PDFTXT

ические Апокалипсисы Апокриф читать, ические Апокалипсисы Апокриф читать бесплатно, ические Апокалипсисы Апокриф читать онлайн