твой и просьбу твою и отпускаю тебе грех, тех же, о ком ты думаешь, что Я погубил их, обратно призвал Я и к жизни вернул по крайней благости Моей. Потому отложил Я до срока суд над ними, ибо те, кого сам Я гублю из живущих на земле, Смерти преданы уже не бывают». Очевидно, имеется в виду неокончательность подобного ухода из жизни, что позволяет вернуть все в прежнее положение. Возможно, здесь уместны и другие толкования, однако точное понимание смысла затруднено из-за плохой сохранности текста.
15. Сказал же и архистратигу глас Господень: «Михаил, Михаил, служитель Мой, верни Авраама в дом его, ибо, вот, приблизилась кончина его, и время, отмеренное ему, подходит к концу. Пусть распорядится он обо всем, и тогда возьми его и приведи ко Мне». Развернув же колесницу и облако, повлек архистратиг Авраама к дому его, и, войдя в комнату его, опустил на ложе. И пришла Сарра, жена его, и оплела руками ноги бесплотного, и, умоляя, говорила: «Благодарю тебя, господин мой, что принес ты господина моего Авраама: ведь вот, думали мы, что взят он от нас». И пришел Исаак, сын его, и оплел руками шею его, и точно так же все слуги и служанки Авраама обступили его и обнимали его, славя Бога. Сказал же бесплотный ему: «Слушай, праведный Авраам: вот жена твоя Сарра, вот и возлюбленный твой сын Исаак, вот и все слуги твои и служанки вокруг тебя: сотвори распоряжение обо всем, что имеешь, ибо приблизился день, в который покинешь тело и единожды еще отправишься к Господу». Авраам же: «Господь так сказал, или ты от себя говоришь это?» Архистратиг же сказал: «Слушай, праведный Авраам: Владыка повелел, и я говорю тебе». Сказал же Авраам: «Не пойду с тобой». Услышав такую речь, тотчас же отошел архистратиг от лица Авраамова и взошел на небеса, и предстал перед лицем Бога Всевышнего, и сказал: «Господи Вседержителю, вот, выслушал я от друга Твоего Авраама все, что сказал он Тебе, и просьбу его исполнил, и явил ему могущество Твое: всю поднебесную землю, и море, суд и воздаяние при помощи облака и колесниц, явил я ему, — и говорит он опять: «Не пойду с тобой»». И Всевышний сказал ангелу: «Неужели опять говорит друг Мой Авраам: «Не пойду с тобой»!?» Архангел же сказал: «Господи Вседержителю, так говорит. И боюсь я коснуться его, ибо изначально слывет он другом Твоим, и все его поступки пред лицем Твоим всегда были самые наилучшие. И никто из людей не может равняться с ним — даже Иов, удивительный человек. Иов — персонаж одной из книг Ветхого Завета, носящей его имя. Известен своим благочестием, которое ему удалось сохранить перед лицом невыносимых страданий, выпавших на его долю. Время жизни Иова точно неизвестно. Его родиной в Писании названа «страна Уц», находившаяся, по-видимому, в Эдоме, к югу от Мертвого моря. Ср. Иез. 14:14 и 20; Иак. 5:11. И потому боюсь я коснуться его: повели же, бессмертный Царь, каково будет слово Твое?»
16. Тогда Всевышний говорит: «Призови ко Мне сюда Смерть, прозванную «бесстыжий лик» и «безжалостный вид»». И, отойдя, сказал бесплотный Михаил Смерти: «Идем, зовет тебя Владыка всего творения — Бессмертный Царь». Услышав же, задрожала Смерть от страха, затряслась, охваченная боязнью великой. И, придя в великом страхе, стала она пред Незримым Отцом, дрожа, трясясь и стеная, ожидая повеления Владыки. И вот, говорит Незримый Бог Смерти: «Ты, горестное и дикое для мира имя, скрой дикость твою, спрячь гниль твою, горечь же твою сбрось с себя, навлеки на себя красу твою и всякую славу твою, и сойди к другу Моему Аврааму, и возьми его, и приведи его ко Мне. Но и ныне говорю тебе: не испугай его, но возьми лестью, ибо искренний друг он Мне». Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих; приняв же вид архангела, щеки свои осветив огнем, сошла она к Аврааму. Праведный же Авраам вышел из комнаты своей и сел под деревами дубравы Мамре, подпирая рукою щеку и ожидая прихода архангела Михаила. И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе. И, поднявшись, встал Авраам навстречу ей, подумав, что она есть архистратиг Божий. И, увидев его, поклонилась ему Смерть, говоря: «Радуйся, почтенный Авраам, праведная душа, искренний друг Бога Всевышнего, делящий кров со святыми ангелами!» Сказал же Авраам Смерти: «Радуйся, солнцеликий, солнцеподобный помощник преславный, светлый, муж дивный; откуда грядет твоя слава к нам, и кто ты есть, и откуда пришел?» Говорит тут Смерть: «Авраам праведнейший, се, скажу тебе правду: я — горькая смерти чаша». Говорит ей Авраам: «Быть того не может, ведь ты — великолепие мира, ты — краса и слава ангелов и человеков, ты прекраснее, чем всякая красота, и ты будешь говорить мне: «Я — горькая смерти чаша», и не скажешь: «Я — самое прекрасное из благ»?» Сказала же Смерть: «Да, ибо я говорю тебе правду: какое имя нарек мне Господь, такое и называю тебе». Сказал же Авраам: «Зачем тогда пришла ты сюда?» Сказала же Смерть: «За твоей святой душой явилась». И вот, говорит Авраам: «Знаю, о чем говоришь ты, но не пойду с тобой». Смерть же промолчала и ничего ему не ответила.
17. Поднялся тогда Авраам и пошел в дом свой. Смерть же последовала за ним. Взошел Авраам в комнату свою, взошла и Смерть с ним, возлег Авраам на ложе свое, Смерть же приступила к нему и стала у ног его. Сказал нее Авраам: «Поди, поди прочь от меня: хочу отдохнуть на ложе моем». Говорит Смерть: «Не отступлю я, пока не заберу дух твой у тебя». Говорит ей Авраам: «Во имя Бога бессмертного говорю тебе: скажи мне правду, ты — Смерть?» Говорит ему Смерть: «Я — Смерть, я — та, что повергает весь мир в уныние». Сказал же Авраам:
«Прошу тебя, когда ты и есть Смерть, скажи мне: ко всем ли ты приходишь в подобной красе, славе и совершенстве?» И сказала Смерть: «Нет, господин мой Авраам, но это твои добродетели, бездонное море гостеприимства твоего и величие любви твоей к Богу сделались венцом вкруг головы моей. В красе, в полном покое и с лестью на устах подступаю я к праведникам. К грешникам же прихожу в великой гнили и дикости, с величайшей горечью и с видом диким и безжалостным». Сказал же Авраам: «Прошу тебя, внемли мне и яви дикость твою, и всю гниль твою и горечь». И сказала Смерть: «Но не вынести тебе лицезрения дикости моей, праведный Авраам!» Сказал же Авраам: «Нет, достанет у меня сил взглянуть на всю твою дикость во имя Бога живого, ибо могущество Бога моего небесного пребудет со мной». Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красу и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тиранна. И сделала лик свой мрачным — лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты нечистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска. Ехидна, аспид, василиск — виды ядовитых змей, упоминаемые в Писании (см., например, Пс. 139:4; Быт. 49:17; 77с. 90:13). О василиске, кроме того, известно, что он убивал не только ядом, но еще взглядом и дыханием. Все эти названия, включая «рогатую змею», выступают часто как синонимы. Явила же лик меча огненного, и лик меченосный, и лик молнии ужасно разящей и звук грома страшного, явила же еще лик моря свирепого, волнами вспененного, и поток яростный, бурлящий водоворотами, и дракона трехглавого, ужасного, и чашу, ядом наполненную, и, сказать кратко, явила ему великую дикость и горечь невыносимую, и всякий недуг смертоносный, и как бы запах смерти. И от великой горечи и дикости умерли слуги и служанки числом до семи тысяч, и сам праведный Авраам стал на волосок от смерти, так что чуть было не испустил дух.
18. И тогда, увидев такое, сказал пресвятой Авраам Смерти: «Прошу тебя, всегубительная Смерть, скрой свою дикость и навлеки на себя красоту и приятный вид, какой был у тебя прежде». И тотчас же скрыла смерть дикость свою и навлекла на себя красу, какая была у нее прежде. Сказал же Авраам Смерти: «Что же это ты сделала, убив всех слуг и служанок моих? Или Бог за этим послал тебя сегодня сюда?» И сказала Смерть: «Нет, господин мой Авраам, не так, как ты говоришь, но ради тебя послана я сюда». Сказал же Авраам Смерти: «А что же тогда они умерли? Ведь Господь не велел того? » Сказала же Смерть: «Поверь, Авраам праведнейший: удивительно, что и ты не был взят вместе с ними; однако, скажу тебе правду: ибо, если бы не было с тобой в тот час десницы Господней, должен был бы и ты оставить эту жизнь». Праведный же Авраам сказал: «Теперь знаю, что был я на волосок от смерти, так что чуть было не испустил дух. Но прошу тебя, всегубительная Смерть: когда слуги мои и служанки безвременно умерли, то давай вместе с тобой попросим Господа Бога нашего, чтобы услышал Он нас и воскресил безвременно умерших из-за твоей дикости». И сказала Смерть: «Аминь, да будет так». Встав же, пал Авраам ниц на земную твердь, моля Господа, и Смерть с ним; и ниспослал Бог дыхание жизни на мертвых, и возвращены они были к жизни. И вот, воздал тогда праведный Авраам славу Господу.
19. И войдя в комнату свою, возлег он. Пришла же и Смерть и стала перед ним. Сказал нее Авраам ей: «Поди прочь от меня: хочу отдохнуть, ибо едва дышу я». И сказала Смерть: «Не отступлю я от тебя, пока не возьму душу твою». И Авраам с суровым лицом и сердитым видом сказал Смерти: «Кто повелел тебе говорить так? Ты от себя говоришь сие, похваляясь, и не пойду я с тобой, пока архистратиг Михаил не придет ко мне, и тогда