Бог: «Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя хлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала оно пребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастают волосы, в четвертую — ногти, в пятую оно перестает питаться молоком, О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура. в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю».
И сказал пророк: «Господи, лучше для человека не родиться, горе роду человеческому, когда выйдешь Ты судить его!»
И сказал я Владыке: «Господи, зачем создал Ты человека и предал его суду?»
И возвестил Бог со всей важностью: «Вовек не смилостивлюсь Я над преступающими Завет Мой».
И сказал пророк: «Господи, где благость Твоя?»
И сказал Бог: «Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдет заповедей Моих».
И сказал пророк: «Господи, открой мне суды и рай!»
10. И повлекли меня ангелы на восток, Ср. Быт. 2:8. и увидел я Древо Жизни. И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, и Матфея, и всех праведников, и всех патриархов. Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторический характер видений Ездры. И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров, и хранилища льда, Ср. Иов 38:22-23. Хранилища льда упоминаются также в Слав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного цвета. и муки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне: «Этот человек передвинул границы». Видимо, это следует понимать в прямом смысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.
И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: «Владыко Господи! Если так, какой же рожденный человек не согрешил?»
И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих и рыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, как истязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: «Знакомы тебе, Ездра, имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон». Ср. Книги Сивилл II, 215 и прим. в издании: М. 1996.
11. И был тут голос мне: «Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, верни залог, данный тебе». Ср. Откр. Седраха 9 и прим.
И сказал пророк: «Через какую часть тела душу вы мою хотите исторгнуть?»
И сказали ангелы: «Через уста хотим извлечь ее». Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): «И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти».
И сказал пророк: «Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет она через них!»
И сказали ангелы: «Через ноздри твои исторгнем ее».
И сказал пророк: «Ноздри мои обоняли славу Божию».
И сказали ангелы: «Через глаза твои хотим исторгнуть ее».
И сказал пророк: «Глаза мои видели то, что за престолом Божиим».
И сказали ангелы: «Через темя твое хотим исторгнуть ее».
И сказал пророк: «Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душа моя этим путем». Гора — Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх. 19-20), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его (Неем. 8).
И сказали ангелы: «Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее».
И сказал пророк: «Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник».
И отошли ангелы ни с чем, говоря: «Господи, не можем мы взять душу его!»
12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: «Сойди, Сын Мой возлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры».
Взяв нее войско ангелов великое, говорит Господь пророку: «Верни Мне залог, который вложил Я в тебя — готов венец твой». См. прим. 6 на с. 210.
И сказал пророк: «Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет судиться с Тобой, защищая род человеческий?»
И сказал Бог: «Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!»
И сказал пророк: «Все равно не перестану я судиться с Тобой!»
И сказал Бог: «Верни данный тебе залог — готов венец твой, иди же и прими смерть, чтобы получить его».
13. Тогда начал пророк говорить со слезами: «Владыко, что пользы в том, что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, буду червями истреблен! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне, долгую тяжбу ведшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, ибо в чашу ада сошел я!» Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).
И сказал ему Бог: «Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя и бессмертен, крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен. И Я же избранников Моих вознес, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы род человеческий не прервался, «Не прервался» — место испорчено, перевод по догадке. так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречь душа, отправится на небо, что же от земли — тело — отправится в землю, от которой и было взято».
И сказал пророк: «О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить — не ведаю».
14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: «Бог вечный, Строитель всего творения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящий Херувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший, «Правящий Херувимами» — в Писании Господь часто предстает восседающим на херувимах (Пс. 17:11; 79:2; Ис. 37:16 и др.) О вознесении Илии — 4 Цар. 2:11. пищу всякой плоти дающий, Ты, которого все боится, трепеща пред лицем силы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего, и дай всем, переписывающим книгу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим память обо мне, дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого из них, как благословил Ты последние дни Иосифа, Известно, что Иосиф, любимый сын Иакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, за что ему была дарована счастливая старость (Быт. 50:22-23; также Завещ. 12 Патриархов passim). и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день. Все же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра».
И был ему голос, говорящий: «Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому».
15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске.
И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.
ОТКРОВЕНИЕ ПАВЛА
Апокриф основан на тексте Второго Послания к Коринфянам (глава 12), который можно было истолковать таким образом, что апостол Павел сам побывал на небесах при жизни.
Памятник относится к концу IV в. по Р. X. Был очень популярен в средние века. Греческих рукописей сохранилось мало, но имеется ряд восточных версий (сирийская, коптская и эфиопская), а также латинская версия («Видение Павла»), которая считается лучшей.
В описании мук ада автор следует Откровению Петра.
Греческая, латинская и сирийская версии обрываются на речи пророка Илии; коптская версия имеет длинное продолжение, вероятно, более позднего происхождения.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:
Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.
M. В.
Откровение святого Апостола Павла: о том, что открылось ему, когда взошел он до третьего неба и был восхищен в рай, и услышал слова неизреченные. Ср. 2 Кор. 12:2-6.
(1) Жил один влиятельный человек в городе Тарсе, в доме святого Апостола Павла, во времена благочестивого царя Феодосия и блистательного Грациана. Т. е. между 375-385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана в Западной Римской империи; Феодосии правил Восточной Римской империей в 373-395 гг.). И явился ему ангел Господень, говорящий: «Разобрав основание дома сего, возьми, что найдешь там». Он же принял это за наваждение. (2) Когда же ангел явился ему и на вторую, и на третью ночь, поневоле пошел тот влиятельный человек, разобрал основание дома, и, раскопав землю, нашел ларец мраморный, заключавший Откровение сие. Взяв же, показал его тот человек правителю города. А правитель, увидев ларец, запечатанный свинцом, убоялся, как бы не оказалось в нем нечто иное, и отослал его царю Феодосию. Царь же, получив ларец, повелел переписать Откровение сие и доставить подлинное писание в Иерусалим. Написано же в нем было вот что:
(3) Было слово Господне, обращенное ко мне: Скажи народу сему: Доколе будете вы грешить, доколе будете прибавлять к грехам своим и гневить Бога, создавшего вас, говоря, что вы — чада Авраамовы, дела же творя сатанинские, пути свои направляя в дерзновении Божием, выставляя напоказ одно лишь имя Его, нищие нищетою греха? Узнайте, сыновья человеческие, что все Творение послушно Богу, и только греховная природа человека гневит Бога. (4) Ибо уже много раз Солнце, великое светило, приходило к Богу, так говоря против людей: «Господь Бог Вседержитель, до каких пор будешь Ты выносить все прегрешения людские? Вели мне, и дотла сожгу их».
И был голос ему: «Долготерпения Моего хватит на все грехи их, лишь бы покаялись. Если же нет — придут ко Мне, и Сам Я буду судить их». (5) И много раз Луна, и звезды приходили к Господу, говоря: «Господь Бог Вседержитель, Ты дал нам власть над ночью, и мы не можем долее терпеть воровства, разврата и кровопролития, чинимых людьми. Вели нам, и мы нашлем на них чудищ». Ср. Откр. Варуха 8 и прим. И был голос им: «Долготерпения Моего хватит на них, лишь бы обратились. Если же не обратятся — придут ко Мне и Я буду судить их». (6) Так и море возгласило, говоря: «Господь Бог Вседержитель, осквернили сыны человеческие святое имя Твое. Вели мне — и, поднявшись, скрою я землю и сотру с нее сынов человеческих». И был голос, говорящий: «Долготерпения Моего хватит на них, лишь бы покаялись. А если не покаются, пусть придут